Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие коррекционной школы и семьи
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ
Большинство родителей болезненно реагируют на признание их ребенка умственно отсталым и рекомендацию обучать его в коррекционной школе VIII вида. Существование родителей, родных и близких такого ребенка бывает отравлено чувством ущербности, тревожного переживания за его будущность. Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый, оскорбительный интерес у посторонних как взрослых, так и детей. Насмешки, обидные реплики, пренебрежение, нежелание сверстников допускать их в свое общество – вот что встречает он на каждом шагу. Все это усугубляет и без того незавидное самочувствие родителей. Еще до поступления ребенка в коррекционную школу родители испытали горечь, связанную с тем, что ребенок отличался от нормально развивающихся детей во дворе, в детском саду. На родителей сыпались замечания, укоры, требования. Воспитатели жаловались на неадекватное поведение ребенка, на недостаточное качество усвоения знаний и т. д. Коррекционная школа VIII вида должна помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания. Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности школы по отношению к родителям: ♦ формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям; ♦ придать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех. Учитель коррекционной школы еще до начала обучения стремится познакомиться с ребенком, его родителями, условиями его жизни в семье. От первой встречи часто зависит желание ребенка посещать занятия. Если он начинал школьную жизнь в условиях массовой школы, то неудачи, которые его там преследовали, насмешки сверстников, порицания учителей, переживания родителей – все это оставило тяжелый след в памяти ребенка и настроило против обучения вообще. Задача учителя – сгладить негативное отношение ребенка, его родителей к школе, расположить к себе, заинтересовать предстоящими занятиями. Знакомясь с родителями, учитель проявляет сочувствие к их переживаниям, рассказывает об условиях, целях обучения детей в коррекционной школе, о той внеклассной работе, которая проводится с учащимися.
Учитель расспрашивает об интересах и пристрастиях ребенка, о том, каким образом можно организовать его внимание, привлечь к игре, добиться выполнения распоряжений. У каждого ребенка можно всегда найти положительные проявления характера. Учитель останавливает свое внимание на этих чертах, выражает восхищение ими («Какой молодец, как он заботится о маме, о сестренке» и т. п.). Учитель «не замечает» то отрицательное, что он узнает из бесед о ребенке, что окружает ребенка в семье: не очень чистые полы, вещи, отсутствие уюта. Установив, что у ребенка нет домашних обязанностей, что никто не занимается его воспитанием или что он в семье является маленьким деспотом, учитель не высказывает своих замечаний, не пытается обсуждать увиденное. Когда ребенок придет в школу на занятия, а придет он первый раз с родителями, учитель не должен жалеть времени на беседу с ними, на то, чтобы показать классное помещение, может быть, школу в целом. Маленький ребенок все первые дни в школе будет нуждаться в помощи родителей. От волнения с ним могут случаться различные неприятности. Обласкать его, привести в порядок костюм должны не чужие, а близкие люди. Если ребенок беспокойный, расторможенный, присутствующий в школе родитель может его успокоить, а при необходимости сдержать его порывы. Таким образом, с первых дней пребывания маленького ученика в коррекционной школе учитель вместе с родителями вырабатывает у него правильное поведение на уроках и переменах, внимательное отношение к учебной деятельности, дружеское отношение к сверстникам. Иногда, может быть не столь часто, присутствие одного из родителей бывает необходимо даже на занятиях в классе, и не только в первые дни, а в течение довольно длительного времени. Мама (чаще всего это мама) такого ребенка сидит на уроках рядом с ним, помогает в выполнении практических заданий, не дает отвлекаться, провожает в столовую, в туалет, переодевает физкультурную форму и т. д. Только тогда, когда поведение ребенка, учебная деятельность будут налажены, учитель сможет отказаться от постоянного присутствия и помощи матери. Добросовестно выполняющему свои обязанности учителю такой невольный наблюдатель не мешает, а помогает в работе с детьми. Мать ученика, видя, как нелегко учителю, сколько он затрачивает сил, расскажет об этом другим родителям, и авторитет учителя не только не пострадает, но и повысится.
В дальнейшем учитель должен взять за правило при встрече с родителями сообщать им о ребенке только хорошее. Если же нет возможности умолчать о проступках ребенка, следует сделать это очень осторожно, без гнева, подсказать, как можно поправить случившееся. Жалобы учителя на школьника могут привести к нежелательным результатам. Не все родители достаточно критичны, многие склонны в этих случаях считать, что учитель «придирается» к ребенку, и при нем выскажут свое мнение по этому поводу. Авторитет учителя в глазах ребенка пострадает, родители же будут избегать встреч с учителем (кому хочется выслушивать неприятные новости!). Реакция может быть и иной, но столь же отрицательной. Родители из желания помочь учителю примутся наказывать ребенка, чем вызовут у него только озлобление против учителя и школы. Некоторые родители умственно отсталых учащихся ведут неправильный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, нарушают принятые в обществе нормы поведения и пр. Они не занимаются детьми, в доме отсутствует элементарный порядок, не налажено питание, ночью нет тишины и покоя. Несмотря на все это, учитель при встречах с такими родителями должен оставаться предельно доброжелательным, сочувствовать всем бедам, которые «преследуют» незадачливых пап и мам, и обращаться с единственной просьбой – изменить режим жизни ребенка, порадовать его покупкой необходимых вещей и т. д. Родители умственно отсталых детей не выносят высокомерия, назидательного тона. Любой работник коррекционной школы должен считаться с особой ранимостью таких родителей, их обидчивостью, возникающей по пустякам, невольной защитной реакцией. Если родители смогут без боязни осуждения делиться своими заботами с учителем, он скорее сумеет помочь им, повлиять на них, поддержать своих учеников. В дальнейшем учитель сможет предъявить более строгие требования к родителям, напомнить о необходимости выполнять свой долг, но это в будущем, и только в том случае, если он завоюет сердца родителей и они поверят, что учитель – тот человек, чьи побуждения всегда направлены к добру. Как правило, обыватели отзываются неодобрительно о коррекционной школе. Родителям кажется, что в коррекционной школе их дети лишаются будущего, что у них в жизни не будет ничего «как у людей». Не рисуя радужных перспектив, тем не менее надо говорить родителям о возможностях школы, о системе подготовки детей к труду, о том, что дети могут быть подготовлены к самостоятельной жизни. Родителей следует познакомить со школьным зданием (классные комнаты, мастерские, спальни, помещения для отдыха), с учениками. Необходимо показать родителям эстетически оформленные, уютные комнаты, чистоту и опрятность всех помещений, аккуратность, подтянутость учащихся, доброжелательность, дисциплинированность детей, элегантность педагогов. Эти признаки серьезно поставленного процесса обучения неизменно вызывают чувство уважения и к учреждению, и к персоналу, чьим трудом держится вся эта налаженная жизнь.
В школе необходимо иметь стенды с фотографиями, краткими текстами, рассказывающими о школьных делах, о судьбе выпускников. Старшие ученики школы должны уметь показать результаты своего учебного, общественно полезного труда: тетради с письменными работами, собственные изделия, рассказать о том, что они изучают по предметам, как проводят досуг. Таким образом, школа, подготовившись к встрече с родителями, может сразу же изменить неблагоприятное о ней мнение. Перевод ребенка в коррекционную школу окажется для родителей менее болезненным, если на территории, которую она обслуживает, будет идти добрая слава о школе. Ученики коррекционной школы должны принимать участие наравне с детьми из общеобразовательных школ в различных доступных детям конкурсах: художественной самодеятельности, спортивных состязаниях, трудовых делах. Учителя этих школ должны знать, как учат детей в коррекционной школе, как преодолеваются трудности, каковы результаты. Наладив отношения с соседними общеобразовательными школами, проводя с ними совместные мероприятия, открывая двери для детей окружающих школу домов (они могут быть зрителями на школьных праздниках, участниками кружков, могут просто приходить в мастерские, чтобы сделать для себя поделку), коррекционная школа вызовет уважение взрослых и школьников, имевших случай познакомиться с ее жизнью. Коррекционная школа не всегда проигрывает в сравнении с общеобразовательной. В ней не бывает казенщины, учащиеся всегда под присмотром, дети умеют себя вести. Но если школа отгораживается от окружающего мира, то это не только снижает успешность подготовки воспитанников к жизни, но и ведет к возникновению всевозможных нежелательных толков и безосновательных домыслов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.009 с.) |