О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О коррекции некоторых ошибок воспитания школьника в семье



 

Родители умственно отсталых детей не всегда достаточно правильно и ответственно выполняют свои обязанности.

Одни родители считают, что их ребенок болен, поэтому нуждается в постоянной опеке. Ребенка освобождают от домашних обязанностей, его обувают, одевают, кормят. Уже будучи школьником, он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта. Родители сужают окружающий его мир и тем самым задерживают его развитие. В таком случае следует срочно изменить статус ученика в семье. Он должен учиться полностью себя обслуживать: без помощи и напоминания совершать туалет, убирать за собой постель, мыть посуду, знать, когда нужно утром вставать, чтобы не опоздать в школу, когда ложиться спать, когда менять белье, принимать ванну и т. д. У ребенка необходимо воспитать привычку быстро выполнять практические дела. Родители должны уделять внимание физической закалке ребенка, занятиям спортом, заниматься с ним изготовлением поделок, требующих мелких, точных движений, поручать работу, связанную с напряжением физических сил (пиление дров, вскапывание грядок). Учителю следует приложить все усилия, чтобы доказать родителям вред чрезмерной опеки, представить им всю губительность подобного отношения к ребенку.

В некоторых семьях не считаются с особенностями умственно отсталого ребенка, попросту не видят их. К школьнику предъявляются требования, не адекватные его возможностям, могут даже наказывать за то, что он не сообразил, не запомнил, поступил неправильно. Непосильные требования, наказания могут сломать ребенка, он будет расти озлобленным, агрессивным, у него появится стремление выместить обиды на слабом товарище.

В иной семье мама иногда никак не может примириться с тем, что ребенок плохо читает, не понимает прочитанное, не усваивает материал и т. д. Она нервничает, плачет, упрекает ребенка. Ему не безразлична реакция матери, он болезненно воспринимает ее. Все это накладывается на его психику, он теряет уверенность в себе, у него появляется страх перед любым порученным делом.

Учитель должен систематически, проявляя необходимый такт, доказывать таким родителям, что нельзя с ребенка спрашивать больше того, что он в состоянии дать. Кроме вреда, это не принесет ничего, и он не сумеет использовать те возможности, которые у него есть.

Бывают и такие семьи, где ребенка презирают, унижают, не считают личностью. В этих случаях школа должна показывать родителям успехи учащихся в учебе, в выполнении различных заданий и меньше говорить об испытываемых ими трудностях.

Для некоторых родителей умственно отсталый ребенок является обузой. Они любыми путями стремятся от него избавиться, не вспоминают о нем, отправив к бабушке, отдав в интернат. Эта ситуация требует от школы особого внимания. Родителям надо показать, какой хороший у них ребенок, и напомнить о том, что пройдет время, наступит старость, и они будут нуждаться в помощи. И если бросить своего ребенка, то на кого же надеяться в старости? Учителям не всегда удается достучаться до сердец таких мам и пап, приходится прибегать к административным мерам принуждения. Школа вынуждена поддерживать деловые отношения с отделениями милиции по месту жительства родителей, с работниками детских комнат, участковыми уполномоченными, с руководителями тех предприятий, где трудятся родители.

Эти органы осуществляют надзор за поведением родителей в быту, делают им внушения о необходимости регулярно видеться с ребенком, дать ему возможность бывать на каникулах дома. Большего органы принуждения сделать не могут. Примирить родителей с ребенком должна опять‑таки школа.

Особую группу составляют родители – выпускники коррекционных школ. Как правило, они не спешат помещать детей в специальную школу, для своих детей они хотят чего‑то иного. Школа должна проявить много терпения и помочь таким родителя примириться с поступлением или переводом ребенка в коррекционную школу. Особенности развития ребенка, его затруднения в учебе должны убедить родителей в необходимости специального обучения. Возможно, постепенно они успокоятся, особенно если ребенок обладает большими способностями, чем они сами, и, следовательно, можно думать, что жизнь у него сложится легче.

Следует сказать несколько слов о тех родителях, которые жертвуют временем, средствами, всей жизнью ради своего ребенка. Чаще всего это глубоко отсталый ребенок. Иногда у родителей такого ребенка есть свои замыслы относительно будущего. Таким родителям трудно что‑то доказать. Их аргумент: «Вы говорите о других детях, а мой ребенок не такой». Пройдет время, ребенок окончит школу, и мама с папой прозреют.

Убедить родителей в том, что надо разумно тратить силы, очень трудно, но необходимо хотя бы пытаться это сделать. Надо предпринять все, чтобы рассеять иллюзии родителей как можно раньше.

Итак, главное в работе школы с родителями – это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Почему родители умственно отсталого ребенка предвзято относятся к обучению его в коррекционной школе VIII вида?

2. Раскройте пути изменения отношения родителей и общественности к специальному (коррекционному) обучению детей с нарушениями интеллектуального развития.

3. Какие задачи стоят перед просветительской деятельностью коррекционной школы VIII вида? Раскройте ее содержание.

4. Раскройте организационные формы совместной деятельности семьи и школы.

5. Какие ошибки воспитания умственно отсталого ребенка могут быть скорригированы в условиях специального (коррекционного) обучения в школе, школе‑интернате VIII вида?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Белкин А. С. Нравстенное воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1977.

2. Буфетов Я. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Алма‑Ата: Мектеп, 1988.

3. Долгобородова П. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1968.

4. Дульнев Г. М. Учебно‑воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

♦ Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. научн. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд‑во АПН СССР, 1988.

♦ АмасьянцР.А., АмасьянцЭ.А. Интеллектуальные нарушения. М.: Педагогическое общество России, 2004.

♦ Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1–2.

♦ Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.

♦ Арнольдов М. А. Из опыта организации детского самоуправления во вспомогательной школе // Дефектология. 1981. № 2.

♦ Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро– и патопсихологии. М.: ПЕРСЭ, 2006.

♦ Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.

♦ Безруких М. М., СонькинВ.Д., ФаберД.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

♦ Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1959.

♦ Брёзе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: пер. с нем. М.: Медицина, 1981.

♦ Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1960.

♦ Власова Т. А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: обобщающий доклад по опубликованным работам автора, представленных к защите по совокупности на соискание ученой степени докт. психол. наук. М., 1972.

♦ Власова Т.А, ПевзнерМ.С. О детях с отклонением в развитии. М.: Просвещение, 1973.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1962. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа‑Пресс, 1994.

♦ Воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1961.

♦ Выготский Л. С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. Т. 1; 1983. Т. 5.

♦ Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапности формирования умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1959.

♦ Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1974.

Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, И. В. Шевырева. М.: Классикс Стиль, 2005.

♦ Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин‑тов. М.: Просвещение,

1982.

♦ Данюшевский И. И. Учебно‑воспитательная работа в детских домах и специальных школах / под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1954.

♦ Дефектологический словарь. М.: Просвещение, 1970.

♦ Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. 2‑е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982.

Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: сб. научн. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд‑во АПН СССР, 1984.

♦ Долгобородова Н. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1968.

♦ Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.

♦ Дульнев Г. М. Учебно‑воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.

♦ Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973.

♦ Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб.: Изд‑во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

♦ Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. Киев: Вища школа, 1985.

♦ Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1988.

♦ Замский X. С. История олигофренопедагогики: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1988.

♦ ЗанковЛ.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М.: Учпедгиз. 1935.

♦ Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. Ильина Т. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.

Индивидуальные варианты развития младших школьников / под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973.

♦ Калмыкова З. И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников // Вопросы психологии. 1968, № 6.

♦ Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982.

♦ Карпунина О. И., Рябова Н. В. Специальная педагогика в опорных схемах. М.: Изд‑во НЦ ЭНАС, 2005.

♦ Каджаспирова Г. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.

♦ КостюкГ. С. Вопросы психологии мышления // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1953.

♦ Кузьмина‑Сыромятникова Н.Ф. О методической работе во вспомогательной школе. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1961.

♦ Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.

♦ Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978.

♦ Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

♦ Лурия А. Р. Роль речи в регуляции временных связей и в регуляции поведения у детей олигофренов. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1960.

♦ Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд‑во МГУ, 1962.

♦ Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд‑во МГУ, 1973.

♦ Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд‑во МГУ, 1975. Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М.: Педагогика, 1972.

♦ Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003.

♦ Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.

♦ Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики. Клинико‑генетиче‑ские основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: Владос, 2003.

Методика воспитания и обучения умственно отсталых и физически дефективных детей / Под ред. Л. В. Занкова, П. П. Почапина и Ф. А. Рау // Вопросы дефектологии. 1930. № 5 (II).

♦ Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе раздражителей у нормальных и умственно отсталых детей // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 1. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1956.

♦ Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда: книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

♦ Морозова Н. Г. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М.: Просвещение, 1965.

♦ Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969.

♦ Мышление и речь / под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1963.

♦ Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. Алма‑Ата, 1985.

Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Кн. 1. М.: Изд‑во НЦ ЭНАС, 2001.

Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Кн. 2. М.: Изд‑во НЦ ЭНАС, 2002.

♦ Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы / под ред. В. Г. Петровой. 2‑е изд., перераб. М., 1983.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. Л. Пузанова. М.: Академия, 2006.

♦ Олиференко Л. Я., ШульгаТ.И., Дементьева И. Ф. Социально‑педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2002.

Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сб. документов / составление и комментарии Ф. Ф. Водоватова, Л. В. Булагиной. М.: Академия, 2000.

О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ / под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1953.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / под ред. А. И. Дьячкова. М.: Просвещение, 1965.

Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.

Основы управления специальным образованием / Н. Н. Малофеев, Э. Н. Макшанцева, И. М. Назарова и др.; под ред. Д. С. Шилова. М.: Академия. 2001.

Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / под ред. И. М. Соловьева. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1953. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965.

♦ Певзнер М. С. Дети‑олигофрены. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1959.

♦ Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей‑олигофренов. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1963.

♦ Пермякова В. А. Индивидуально‑типические особенности обучаемости младших школьников в норме и при отклонении в развитии: учеб. пособие. Иркутск, 1979.

♦ Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей‑олигофренов. М.: Педагогика, 1969.

♦ Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.

♦ Петрова В. Т., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. М.: Академия, 2005.

♦ Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1969. Подласый И. П. Педагогика. М.: Владос, 2001.

Повышение эффективности обучения во вспомогательной школе: сб. научн. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М: Изд‑во АПН СССР, 1981.

♦ Правдина‑ВинарскаяЕ. Н. Неврологическая характеристика синдрома олигофрении. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1957.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1956.

Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. и с предисловием З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975.

Проблемы обучения умственно отсталых детей: сб. научн. трудов / под ред. М. Н. Перовой. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.

Проблемы олигофрении / под ред. Н. Н. Ляшко и Д. Д. Федотова. М., 1970. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971.

Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. М.: Педагогика, 1980.

Психолого‑педагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2005.

♦ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.

♦ Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.

♦ Скаткин М. Н. Дифференциация обучения // О школе будущего. М.: Знание, 1974.

♦ Смирнова А. Н. Коррекционно‑воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982.

♦ Смирнова З. Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. М.: Просвещение, 1971.

♦ Соловьев И. М. О забывании и его особенностях у умственно отсталых детей // Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1941.

♦ Сорокин Н. А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974.

Специальная психология: учеб. пособие / под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2006.

Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2001.

♦ Стариченко Т. Н. Социально‑экономическая подготовка выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Екатеринбург, 2002.

♦ Сухомлинский В. А. Человек – высшая ценность // Мир человека. М., 1971. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа. 1973.

♦ Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1965.

Типологические особенности учащихся вспомогательной школы в трудовом обучении: сб. научн. трудов / под ред. С. Л. Мирского. М.: Изд‑во АПН СССР, 1983.

Трудовое воспитание во вспомогательной школе / под ред. М. И. Кузьмицкой. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1959.

Умственно отсталый ребенок / под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1960.

Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1961.

Учащиеся вспомогательной школы / под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. М., 1979.

♦ Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. М.: Изд‑во МГУ, 1985.

♦ Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие. М.: Академия, 2003.

♦ Шаповал И. А. Специальная психология. М.: Творческий центр, 2005. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. М.: Просвещение, 1972.

♦ Явкин В. М. Психологические расстройства у подростков‑олигофренов // Дефектология. 1980. № 4.

♦ Якиманская И. С. О разработке метода диагностики развития пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975.

♦ Якушев Я. А., Якушева Е. Я. Организация обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1957.

♦ Speck Otto. 9 ubeka rb. Aufl Munchen; Basel: E. Reinhardt, 1999.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.066 с.)