Прочность усвоения знаний, умений и навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочность усвоения знаний, умений и навыков



В этом принципе отражаются результаты обучения. Сущность его состоит в том, что школа должна вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками, т. е. такими, чтобы они стали достоянием личности, собственным приобретением каждого ученика. Такие знания, умения и навыки учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.

Прочные знания – это знания осознанные. Поэтому существует тесная связь между принципом прочности усвоения знаний, умений и навыков и принципом сознательности и активности учащихся в обучении. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний, на выработку навыков. Таким средством является повторение – основа всей учебно‑воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида. Поэтому на этот процесс отводится большое количество учебного времени. Известно, что прочное усвоение знаний, умений и навыков происходит поэтапно: первоначальное ознакомление, уточнение, закрепление, совершенствование, применение на практике. На первоначальном этапе важно обеспечить образование у учащихся смысловых связей, а на следующих этапах, углубляя знания и уточняя усваиваемые действия и приемы, научить их самостоятельно устанавливать эти связи, что требует использования соответствующих методов и приемов обучения. Отсюда видно, что повторение – это не простое и однообразное воспроизведение учебного материала, а логическая и смысловая его переработка и оперирование им. Поэтому в повторении должно быть разнообразие, определенная система и непрерывность. Приемы повторения необходимо подбирать с учетом уровня усвоения конкретного учебного материала.

Прочность усвоения учащимися знаний обеспечивается систематическим выполнением специальных упражнений (установочных, тренировочных, упражнений в умственных и сенсорных действиях), выбор которых зависит от этапов формирования умений и навыков и во время которых закрепляются и совершенствуются умения и навыки.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучение нового учебного материала и добиваясь осмысления связи между пройденным и новым. Самостоятельно установить такие связи учащиеся, как правило, не могут или делают это неправильно.

Наряду с повседневным повторением целесообразно проводить итоговые повторения, имеющие целью систематизировать и обобщать усвоенные знания по теме или разделу. Одним из показателей прочности знания является умение применять их при решении учебных и практических заданий. Поэтому в процесс повторения следует включать также упражнения на применение знаний.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что входит в понятие «дидактические принципы»? Раскройте смысл дидактических принципов в педагогической практике, их изменения в историческом аспекте.

2. Как изменяются взгляды на значение дидактических принципов в специальном (коррекционном) обучении умственно отсталых школьников? Какова роль А. Н. Граборова и Г. М. Дульнева в разработке дидактических принципов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида?

3. Назовите дидактические принципы, принятые в современном специальном (коррекционном) обучении учащихся с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталых).

4. Какие дидактические принципы можно рассматривать как общие для общеобразовательной и коррекционной школ VIII вида? В чем заключается их особенность? На конкретных примерах раскройте один из принципов обучения применительно к условиям специального (коррекционного) обучения умственно отсталых школьников.

5. Какие дидактические принципы рассматриваются как специфические в обучении учащихся коррекционных школ VIII вида?

6. Раскройте принцип коррекции. Почему развитие и обучение умственно отсталых школьников возможны только на основе коррекционной направленности всего учебно‑воспитательного процесса?

7. В чем заключается сущность дидактического принципа осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в обучении умственно отсталых школьников?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа‑Пресс, 1994.

2. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классикс Стиль, 2005.

3. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.

4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2006.

 

 

Глава 8

Содержание образования в коррекционной школе Vlll вида

 

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества. Учитывая особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интеллектуальной недостаточности), необходимо научно обосновать объем содержания образования этой категории детей, формы и методы их обучения.

В содержании школьного образования реализуется система знаний и умений. Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который требуется для их социальной адаптации. Содержание, как и в общеобразовательной школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружать учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материал). В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний, как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.

Все усвоенные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных. Это касается поисковых навыков решения задач, выполнения различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача коррекционной школы VIII вида – формирование умений и навыков учебной деятельности.

Умственно отсталые школьники не владеют самостоятельным переносом знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т. п., что ограничивает их возможности приобретать знания не только в готовом виде и усваивать умения не только по образцу. Учитывая интеллектуальные и возрастные способности таких школьников, следует создавать ситуации, направляющие их на поиски некоторых самостоятельных решений. На всех годах обучения необходимо прививать навыки самостоятельной работы.

Большую роль в этом играют эмоционально‑волевые качества учащихся, рассматриваемые как особая сфера, определяющая нормы отношения человека к миру. Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам поведения, а нравственность не стала частью его мировоззрения.

Содержание образования в коррекционной школе VIII вида направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого школа использует специфические средства, которые обеспечивают доступное умственно отсталым школьникам образование. «Именно общность цели при своеобразии средств достижения составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы…».[3]

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Vlll ВИДА

 

Содержание обучения отражено в учебном плане коррекционных школ VIII вида, в учебных программах, разработанных для этого вида школ, и оригинальных учебниках.

Учебный план

Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет, и распределение этих часов по неделям. В основе построения учебного плана коррекционной школы VIII вида, как и общеобразовательной, лежит принцип предметного обучения.

В коррекционной школе VIII вида в рамках научно обоснованных программ изучаются следующие традиционные общеобразовательные предметы: русский (родной) язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка; предметы трудовой подготовки (трудовое, профессионально‑трудовое и профессиональное обучение, в которые включено черчение); предметы коррекционной подготовки: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности («окружающий мир»), ритмика в младших классах и социально‑бытовая ориентировка в старших.

Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые занятия по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические), по лечебной физкультуре (ЛФК), по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. Предусмотрены и обязательные занятия по выбору.

Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, расширяющих возможности выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.

Учебные программы

Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако объем содержания образования, несмотря на оправдавшую себя на практике относительную стабильность, постоянно требует дальнейшей углубленной проработки для более полного отражения в нем задач, стоящих перед современной коррекционной школой VIII вида, а также учета новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.

Для общеобразовательных предметов разработаны базовые программы:

♦ по русскому языку, представленные такими разделами, как обучение грамоте, чтение и развитие речи, русский язык (письмо, грамматика, правописание и развитие речи);

♦ по математике – арифметика и наглядная геометрия;

♦ по природоведению;

♦ по естествознанию – неживая природа, растения, животные, человек;

♦ по географии – начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона;

♦ по истории;

♦ по обществоведению;

♦ по изобразительному искусству;

♦ по пению и музыке;

♦ по физической культуре;

Для I–IV классов созданы программы по трудовому обучению (для IV класса – на базе трудовых мастерских), а для V–IX – программы по профессиональному обучению: по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно‑плотничному и штукатурно‑малярному делу, по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания). Последние программы рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах.

Для школ, где обучение ведется на государственном языке республики, разрабатываются специальные программы по родному языку и русскому языку.

Учитывая исторические, географические, природные экологические, национальные особенности, каждая республика вносит в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные особенности, а также предусматривает специфику трудовой деятельности населения в конкретном регионе и отражает ее в системе трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность, что обеспечивает подготовку школьников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

Во всех программах ведущим является принцип коррекционной направленности обучения, т. е. конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей. Особое внимание обращено на коррекцию не только имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, но и всей личности в целом.

Обучение в школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Пояснительные записки к программам по всем предметам содержат основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса, а сами программы – не только основные требования к знаниями и умениям учащихся, но и критерии их оценки.

Учебники

Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для коррекционной школы VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке ученика учебник рассматривается как важнейший инструмент обучения. Вместе с тем он служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями учебного материала.

Учебники для коррекционной школы VIII вида, как и для общеобразовательной школы, должны удовлетворять общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям.

Общепедагогические требования заключаются в необходимости:

♦ обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения;

♦ сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

♦ развивать мышление учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь;

♦ обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний.

В качестве методических выдвигаются следующие требования:

♦ соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

♦ четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.;

♦ достаточное число иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

♦ включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний.

Все эти требования выполняются при отборе словесного материала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепления, повторения учебного материала, методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимков, графиков и др.).

В учебниках должны соблюдаться принцип коррекционной направленности обучения и требования индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

Для этого предусмотрены:

♦ дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аналитико‑синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;

♦ опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

♦ постоянное обращение к реально существующим связям;

♦ особое внимание выявлению причинно‑следственных связей и закономерностей;

♦ акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

♦ достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;

♦ включение изучаемого материала в различные виды упражнений; рациональное использование иллюстративного материала;

♦ включение для самостоятельного выполнения упражнений заданий разной степени сложности.

К иллюстративному материалу также предъявляются определенные требования:

♦ иллюстрации должны использоваться в качестве непосредственного источника знаний и как средство наглядности (рисунки предметные и сюжетные, таблицы, графики, схемы и др.);

♦ иллюстративный материал должен быть направлен на общее усвоение содержания изучаемого материала и его частностей;

♦ в учебниках, начиная с V класса, следует использовать символическую наглядность: учебные схемы, таблицы для образования более точных и прочных знаний;

♦ весь изобразительный материал должен быть выполнен четко, так как условные, расплывчатые изоизображения предметов и явлений окружающей действительности могут приводить к искаженному их восприятию умственно отсталыми школьниками.

В настоящее время имеются оригинальные учебники для всех классов коррекционной школы VIII вида, разрабатываются новые, в том числе и вариативные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.04 с.)