Сознательность и активность учащихся в обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознательность и активность учащихся в обучении



Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращению знаний в устойчивые убеждения. Это означает также понимание учащимися значения своего учебного труда в школе, что считается существенным результатом развивающего влияния учебного процесса.

В коррекционной школе VIII вида этот принцип относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала усиливается интенсивность психического развития умственно отсталых школьников. Однако при реализации этого принципа учитель встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико‑синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися, был и остается наиболее значимым. Его решение возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение и др.), а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал, можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом – по характеру применения знаний при выполнении упражнений.

Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся осознанно усваивать учебный материал: расчленение сложного учебного материала на логически завершенные и связанные между собой части, выделение главных существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных, отражение в речи выполняемых действий, связь новых сведений с ранее усвоенными, варьирование материала при повторении и др.

Как показывает опыт, умственно отсталым школьникам трудно применять знания в практической деятельности или в новых условиях. Так, на уроках трудового обучения им нелегко выполнить довольно простые расчеты и решить простую арифметическую задачу, в то время как на уроках математики в этом же классе они изучают более сложный материал. Умение применять имеющиеся знания в новых условиях служит критерием осознанности усвоения этих знаний.

С давних пор известно, что механическое заучивание того или иного учебного материала не способствует осознанному его усвоению. Это означает, что приобретенные таким способом знания ученик не может использовать в практической деятельности, что они представляют собой пассивный фонд. Вот почему в обучении умственно отсталых школьников очень важен принцип сознательности.

Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает, необходима соответствующая организация действий школьников, направленная на осознавание ими учебного материала.

В общеобразовательной школе ведущим средством активизации учения школьников считается проблемный подход к обучению. Сущность его заключается в том, что учитель ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или самостоятельно определяют пути поиска решения этой проблемы, самостоятельно или с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобщения, сравнения.

Если рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности школьников при изучении нового учебного материала или его обобщении, то при использовании условий, соответствующих особенностям умственно отсталых школьников, его можно применять и в коррекционной школе VIII вида как средство активизации учебной деятельности. Если учитель будет постепенно подводить школьников к новому учебному материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и сочетая их собственные высказывания с анализом наблюдений или своего опыта, то такое обучение будет способствовать активизации умственно отсталых школьников и при неверных высказываниях, особенно если доброжелательно и внимательно относиться к ним и терпеливо объяснять, в чем их ошибка. В противном случае трудно ожидать дальнейшего развития активности. Доброжелательное отношение ко всем ученикам в сочетании с разумной требовательностью, поощрения за малейшие успехи – важнейшие условия для усиления мыслительной активности умственно отсталых школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.004 с.)