Организация индивидуального и дифференцированного подходов на основе комплексного изучения трудовых возможностей и способностей учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация индивидуального и дифференцированного подходов на основе комплексного изучения трудовых возможностей и способностей учащихся



 

Прежде чем говорить о коррекции индивидуальных недостатков учащихся, рассмотрим типологию их недостатков, учитывая целевую, энергетическую и исполнительную стороны их трудовой деятельности.

Целевую сторону обеспечивают особенности учащихся, связанные с процессами понимания заданной цели (целеобразования), сбора и объединения всех данных, нужных для выполнения задания, планирование предстоящих действий, изменения планов и целей в ходе исполнения.

Свойства энергетической стороны, отражающие активизацию деятельности, проявляются в эмоциях и чувствах, способности к волевому усилию, в выносливости (утомляемости). Активизация деятельности зависит также от силы (действенности) соответствующих мотивов. Однако система мотивов служит не только энергетическим, но и направляющим фактором, т. е. содержит свойства, относящиеся также и к целевой стороне деятельности. Развитие свойств энергетической стороны в значительной мере определяется уровнем работоспособности ребенка в обучении. Но работоспособность, как и мотивация, целиком лежит в плоскости энергетической стороны деятельности, так как утомление проявляется и в нарушении механизмов исполнения.

Свойства исполнительной стороны, отражающие реализацию планов, проявляются в практическом преобразовании исходного продукта труда, в соотнесении реальных действий и их результатов с представляемыми и мыслимыми (самоконтроль). Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражают свойства зрительной, слуховой и двигательной систем, участвующих в самоконтроле и исполнении.

Индивидуальные возможности школьника в трудовом обучении определяются путем комплексной оценки развития свойств каждой из сторон деятельности. При этом различают два уровня развития свойств. К первому (низкому) уровню относятся такие состояние и динамика развития свойств, при которых эффективное обучение возможно лишь при систематическом применении дифференцированного подхода к учащемуся. Второй уровень (относительно высокий) соответствует способностям, позволяющим школьнику усваивать учебный материал во фронтальной работе.

Принятые критерии и два уровня развития по каждому из них дают основания для дифференциации учащихся на типологические группы.

К первой типологической группе относятся учащиеся, в основном успешно справляющиеся с обучением во фронтальной работе без систематического применения дифференцированного подхода.

Для школьников второго типа характерны относительно глубокие нарушения целевой стороны деятельности на фоне более сохранных свойств исполнительной и энергетической сторон.

К третьему типу относятся учащиеся, основные нарушения которых лежат в плоскостях целевой и энергетической сторон деятельности.

Учащимся четвертого типа присуще сочетание более глубокого нарушения всех сторон трудовой деятельности. Для этих учащихся требуются особые формы коррекционной работы.

Для оценки уровней развития могут быть предложены следующие критерии:

Вербализация пространственных отношений

1– й уровень. Учащийся практически полностью не способен к устному описанию пространственных отношений.

2– й уровень. Понимает небольшое число слов, означающих пространственные отношения, но сам не может обозначить эти отношения.

3– й уровень. Понимает более широкий круг слов, означающих пространственные отношения. Частично способен, но затрудняется их использовать при словесном определении реальных отношений. Допускает ошибки.

4– й уровень. Пространственные отношения определяет верно. Использует соответствующие слова.

Усвоение знаний

1– й уровень. Знания отсутствуют.

2– й уровень. Воспроизвести знание не может, наводящие вопросы не помогают, но способен отличить верные сведения от неверных.

3– й уровень. Знание воспроизводит, но не полностью. Помощь в виде наводящих вопросов использует успешно. Знание сохраняется удовлетворительно и в кратковременной, и долговременной памяти.

4– й уровень. Знание воспроизводит полностью и удерживает в долговременной памяти. Способен его использовать при усвоении новых знаний и в практической деятельности.

Организованность

Этот комплексный параметр объединяет умение мобилизовать себя на восприятие объяснения учителя, дисциплинированность и ряд полезных привычек: предвидеть последствия своих действий, доводить начатое дело до конца, контролировать свою деятельность, соблюдать чувство дистанции с взрослыми, преодолевать конфликтные ситуации, сдерживать возбуждение и другие.

Продуктивность обучения во многом зависит от умения ребенка мобилизовать свою психику на восприятие сообщений учителя. Овладение этим компонентом организованности можно распределить следующим образом:

1– й уровень. В урок включается только после неоднократных замечаний учителя.

2– й уровень. В начале урока не может сосредоточиться. После замечания учителя внимание нормализуется.

3– й уровень. Самостоятельно и быстро включается в учебную деятельность на уроке. Данное умение стало полезной привычкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.005 с.)