Воспитание у учащихся умения работать в трудовом коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание у учащихся умения работать в трудовом коллективе



 

Серьезной задачей коррекционных школ VIII вида является развитие у воспитанников способности и умения трудиться в коллективе, что способствует коррекции и развитию коммуникативных качеств личности. Выпускники коррекционной школы приходят в производственные бригады, звенья, участки, где сложились определенные трудовые отношения, обусловленные материальными условиями производства и уровнем развития рабочего коллектива. Нередко сформированность личностных качеств выпускника не соответствует этому уровню, он с большим трудом адаптируется к нему или вынужден менять место работы. Одной из причин такого положения является неумение работать в коллективе.

Общественный труд – особый тип социальной кооперации в трудовом процессе, развиваемый на основе производственных отношений. Следовательно, задача заключается в том, чтобы дети овладели комплексом навыков, которые требуются при выполнении трудовых заданий, а также формами взаимодействия, которое возникает в процессе коллективного производства.

В практике коррекционных школ первостепенное значение придают коллективным формам организации деятельности учащихся, но при этом часто забывают о необходимости воспитания социальных форм поведения в труде, отвечающих запросам общества. В результате участники трудового процесса низводятся до уровня простых исполнителей заданий. При таком искаженном подходе к воспитанию у учащихся задерживается развитие общественных мотивов и потребностей, положительного отношения к труду, они устраняются от участия в управлении, планировании и регулировании процесса выполнения задания.

Чтобы у детей естественным образом завязались деловые отношения, составляющие основу умений работать в коллективе, необходимо научить их не просто выполнять в детских трудовых объединениях (учебно‑трудовых группах, бригадах, звеньях) временные и постоянные трудовые поручения, но и постоянно проявлять все большую самостоятельность. Для этого учитель использует разнообразные формы детского соревнования, позволяющие тесно связать учебно‑трудовую, общественно‑трудовую и непосредственно трудовую деятельность школьников.

От того, насколько рационально и правильно удастся распределить поручения, зависит деловой характер отношений в группе.

Приведем примерное содержание поручений в учебно‑трудовой группе коррекционной школы: староста учебно‑трудовой группы, бригадиры, инструментальщик, ответственный за станки и механизмы, ответственный за наладку и заточку инструментов, санитары. Такая структура поручения может дополняться в зависимости от профиля мастерской и других условий. Возможно совмещение обязанностей. Так, один из бригадиров одновременно может быть старостой группы, инструментальщик занимается подготовкой материалов к занятию или выдает заготовки перед началом производственного труда и в ходе его. Выполнение обязанностей способствует расширению контактов и сотрудничества между школьниками на деловой основе, а при правильном педагогическом руководстве является одним из путей формирования у учащихся делового общения.

Распределить поручения еще не значит обеспечить их выполнение. Для этого нужно подробно определить содержание каждого задания, найти способы, которые помогут ученику его усвоить и выполнить. Так, бригадир является помощником учителя (воспитателя) в организации коллектива бригады при выполнении задания, поддерживает его. Он с помощью учителя или самостоятельно распределяет членов бригады по рабочим местам, организует их работу: налаживает взаимопомощь, взаимоконтроль, следит за обеспечением рабочих мест материалом, заготовками, предъявляет требования к дисциплине труда, выполнению правил техники безопасности. Он показывает пример в выполнении заданий, по указанию учителя и с его помощью организует обсуждение итогов работы, отчеты членов бригады о выполняемых поручениях, контролирует их исполнение. Следит за чистотой и порядком в помещении и на рабочих местах, обеспечивает их своевременную и качественную уборку. Отчитывается о результатах своей работы перед собранием группы.

Инструментальщик помогает учащимся, показывая, как следует пользоваться инструментом и правильно хранить его. С помощью ответственных за наладку он под руководством учителя, а затем и самостоятельно организует соответствующий уход за инструментом и его настройку, отвечает за его сохранность. Отчитывается о выполнении своих обязанностей перед группой.

Содержание перечисленных обязанностей в полном объеме ученик осваивает только к старшим классам. Учитель определяет, какую часть этих умений ученики усваивают в течение каждого года обучения.

При этом используются следующие приемы обучения и воспитания:

♦ совместный с учителем разбор конкретных ситуаций;

♦ выполнение того или иного организационного мероприятия по устному указанию учителя, то же по письменной инструкции;

♦ предварительная этическая беседа – психологическая подготовка ученика к выполнению работы или принятию решения;

♦ регулярный отчет перед группой о выполнении поручения.

В системе коррекционно‑воспитательных мероприятий существенную роль играет соревнование. Правильно организованное, оно побуждает к состязательности в труде и в то же время развивает отношения сотрудничества, взаимной помощи и коллективизма. В основу ученического соревнования должны быть положены гласность, сравнимость результатов, возможность повторения практического опыта.

Исходным моментом детского соревнования на основе труда является выполнение таких, например, требований:

♦ не допускать брака при изготовлении изделий, сдавать изделия в срок;

♦ хранить в течение учебного года в хорошем состоянии оборудование мастерской и инструменты;

♦ ответственно выполнять общественные поручения, связанные с трудом в мастерской;

♦ не нарушать правила техники безопасности в процессе работы;

♦ соблюдать правила поведения, не иметь нарушений трудовой дисциплины.

Принимая эти требования, ученики их обсуждают всем коллективом.

Подведение итогов соревнования – весьма ответственный момент в воспитании школьников. Чтобы учащиеся поняли ход и содержание соревнования, почувствовали к нему интерес, итоги должны подводиться регулярно, например раз в неделю. В последующем можно это делать раз в две недели, а затем раз в месяц.

Чтобы школьники научились ориентироваться в принятых требованиях, поняли их важность, связали их с повседневной деятельностью, при подведении итогов необходимо практиковать отчеты каждого ученика о выполнении поручений, о его участии в коллективном труде.

Наблюдения и некоторые исследования указывают на наличие у умственно отсталых детей различных отклонений в сфере общения. В одних случаях наблюдается снижение потребности и ограниченный круг общения, в других – излишняя избирательность и эмоциональность.

В коллективах умственно отсталых школьников совместная деятельность не всегда приводит к дружбе и товариществу, к возникновению делового общения. Чаще приходится сталкиваться с разобщенностью детей или контактами на личной основе. Однако умение работать в коллективе как раз и характеризуется высоким уровнем деловых контактов, переходящих в тесное сотрудничество. За счет каких психолого‑педагогических средств можно достигнуть этого?

Большую роль в формировании умения общаться в процессе труда играет личность учителя, его участие в коллективном труде, спокойные замечания, совет, даваемый дружеским тоном, своевременно оказанная помощь. Как правило, перед началом коллективных работ учитель проводит экскурсию, чтобы показать, как организуется коллективный труд взрослых. Во время такой экскурсии можно дать задание понаблюдать за общением работников во время работы. Учитель должен ответственно отнестись к выбору объекта для такой экскурсии. Оправданно подбирать для нее небольшие по количественному составу и сплоченные общей работой коллективы.

Учитель, готовя детей к коллективной работе, обращает внимание не только на технологическую ее сторону, но и на характер взаимодействия ребенка с теми, кто выполняет предыдущую и последующую операции. Педагог побуждает к общению, показывает, как и с каким вопросом, просьбой можно обратиться к товарищу. При этом отдельные ситуации, возможные в ходе работы, могут стать поводом для игры, в ходе которой учитель учит детей правильным способам поведения, ставит их в положение, когда необходимо найти самостоятельное решение.

После пробного изготовления изделия учащиеся в совместной беседе оценивают весь ход выполненной работы. И здесь необходимо рассмотреть все ошибки во взаимодействии членов бригады, правильно оценить примеры положительного сотрудничества. Вначале, учитывая сложность задачи, учитель сам регулирует отношения взаимопомощи. На заключительном этапе обучения в этом принимают участие наиболее активные из учеников. Развитию взаимопомощи способствует правильное распределение постоянных поручений.

Таким образом, общение, выступающее на фоне деятельности учащихся, становится мощным социальным фактором их развития и коррекции личности.

Завершая разговор о трудовом воспитании учащихся коррекционной школы, необходимо подчеркнуть, что в процессе его у детей должно сформироваться ответственное отношение к труду, понимание его роли в обществе.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте роль трудового воспитания в решении коррекционных задач обучения умственно отсталых школьников.

2. Какие формы коллективного труда используются в коррекционной школе VIII вида? Рассмотрите этапы бригадной формы.

3. Перечислите виды общественно‑трудовой деятельности учащихся.

4. Рассмотрите разделы программ профессиональной подготовки в коррекционной школе VIII вида по основам безопасности труда, производственным отношениям и социальной адаптации. Проанализируйте их с точки зрения направленности на трудовое воспитание учащихся.

5. Раскройте содержание общественно‑полезного труда, его характер и организацию в коррекционных школах VIII вида при разных формах кооперации.

 

Рекомендуемая литература

 

1. АнтиповВ. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1972.

2. ГраборовА. Н. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. П. Шевырева М.: Классикс Стиль, 2005.

3. Дульнев Г. М. Основы трудовою обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.

4. Коркунов В. В. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа‑Пресс, 1994.

5. МачихинаВ.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе‑интернате. 2‑е изд. испр. М.: Просвещение, 1983.

6. ПороцкаяВ.А. Работа воспитателя вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1984.

7. Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся / под ред. Х. С. Замского. Кишинев: Штинца, 1992.

8. Смирнова А. Н. Коррекционно‑воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение,1971.

 

 

Глава 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.021 с.)