Условия достижения целей коррекции в процессе трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия достижения целей коррекции в процессе трудового обучения



Поставив перед учащимися задачу, например, выполнить определенную операцию или несложное изделие, учитель приступает к планированию целей исходя из своего методического арсенала и опыта работы.

Образовательные цели предполагают объем изучаемого теоретического и практического материала в соответствии с учебной программой и календарно‑тематическим планированием занятий.

Воспитательные цели должны пронизывать собой весь процесс обучения и решения конкретных целей на данном уроке. На уроках трудового обучения этим целям подчинено все: эстетическое оформление мастерской, порядок организации занятий, внешний вид учителя и спецодежда учащихся, а главное, взаимоотношения, складывающиеся между учащимися и самим педагогом. Ведущий показатель воспитательной работы на уроках труда – привычка с усердием и желанием работать.

Сложнее обстоит дело с планированием коррекционных целей урока. Без знаний основ специальной педагогики и психологии, а также психофизических особенностей умственно отсталых школьников невозможна эффективная организация коррекционной работы с ними.

Коррекционные цели базируются на знании учителем основных дефектов психофизического развития учащегося и использовании индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.

Руководствуясь схемой (рис. 2), учитель трудового обучения может творчески осмыслить и грамотно сформулировать коррекционные цели урока, без которых невозможен процесс коррекционно‑развивающего обучения в целом.

Коррекционная школа должна так строить систему профессонально‑трудовой подготовки учащихся, чтобы часть материала учебных программ стала достоянием их личности, т. е. могла произвольно использоваться в разных производственных условиях. Это позволит воспитанникам коррекционной школы в какой‑то мере приобрести такое качество, как мобильность в поведении и трудовой деятельности, т. е. находить и при необходимости менять свое рабочее место в существующих экономических условиях.

 

 

Рис. 2. Организация педагогической технологии

При решении задачи социально‑трудовой адаптации умственно отсталых школьников учитывается ряд основных факторов технологии коррекционно‑развивающего обучения.

Исходя из концепции специального образования:

♦ коррекционно‑педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе;

♦ коррекция должна находиться на перекрестке составных частей общего образования и в то же время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития школьников;

♦ по объему и значимости коррекционно‑педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрестке составляющих образования;

♦ коррекция как социальная система должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие стороны трудовой деятельности легли в основу выявления типологических особенностей учащихся? Раскройте их.

2. На основании предложенных критериев дифференции учащихся в трудовом обучении составьте характеристику четырех групп.

3. Что входит в понятие «педагогическая технология» применительно к трудовому обучению? Рассмотрите ее составляющие с точки зрения реализации принципа коррекционно‑развивающего обучения.

4. Решение каких задач трудового обучения обеспечивается коррекционной работой?

5. Какие условия необходимы для решения задачи коррекционной направленности трудового обучения?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.

2. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1966.

3. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Просвещение, 1990.

4. Типологические особенности учащихся вспомогательной школы в трудовом обучении: сб. научи. трудов / под ред. С. Л. Мирского. М.: Изд‑во АПН СССР, 1963.

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Vlll ВИДА

 

Обучение и воспитание – это сущностные функции образовательного процесса. Сущностные, потому что именно эти два аспекта единого процесса развития человека стали главными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики – дидактики и теории воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение – это основные проявления образовательного процесса.[5]

 

Глава 17

Процесс воспитания

 

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике и употребляется как в широком, так и в узком значении. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей воспитания в условиях педагогического процесса. В этом случае деятельность педагогов называется воспитательной работой.

Традиционно процесс воспитания рассматривают как деятельность по передаче новым поколениям общественно‑исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

На современном этапе происходит переосмысление ценностей, что связано со становлением новых общественно‑экономических условий в нашей стране. Возросшее внимание государства к проблеме формирования «нового человека» требует совершенствования системы воспитания, т. е. не только качественного изменения деятельности образовательных учреждений, но и переориентации всех институтов общества на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Сегодня наиболее оправдан такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на формирование у каждого конкретного воспитанника разумного представления собственного варианта жизни, способность управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Научно‑организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды, а отрицательные или неблагоприятные факторы воздействия внешней среды ослабляются или сглаживаются; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

 

Исходя из общих целей и задач воспитания подрастающего поколения и опираясь на собственные задачи, коррекционная школа VIII вида определяет цель воспитания как подготовку к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. Безусловно, эта цель оправдана только для школьников с легкой умственной отсталостью. В отношении же воспитанников, не способных к самостоятельной жизни, можно говорить лишь об их социальной адаптации. В дальнейшем мы будем иметь в виду лишь учащихся с легкой умственной отсталостью, которые составляют основной контингент школы VIII вида.

Исходя из целей воспитания, которые изначально дифференцированы в зависимости от различных групп учащихся, можно сформулировать следующие задачи воспитания умственно отсталых школьников, имеющих нарушения интеллектуального развития:

♦ коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка, имеющего нарушения в развитии;

♦ разностороннее развитие учащихся;

♦ повышение значимости интеллекта в поведении учеников в различных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;

♦ формирование умения жить в социуме, работать в коллективе;

♦ воспитание у ребенка активности, самостоятельности, критичности (самокритичности), формирование положительных отношений между воспитанником и другими людьми (взрослыми, сверстниками).

Поставленные задачи будут также решаться на разных уровнях, исходя из возможностей конкретных воспитанников.

 

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Воспитание в коррекционной школе VIII вида подчиняется общим закономерностям и принципам, однако имеет свою специфику. Перечислим принципы воспитания, присущие общеобразовательной школе, которые будут актуальны и для учащихся с умственной отсталостью:

♦ связь воспитания с жизнью, практикой;

♦ общественная направленность воспитания;

♦ опора на положительное в личности ребенка;

♦ гуманизация воспитания;

♦ личностный подход;

♦ комплексность, целостность, единство всех компонентов воспитательного процесса;

♦ педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников;

♦ воспитание в коллективе и через коллектив;

♦ единство действий и требований школы, семьи и общественности.

Кроме этого, для системы специальных учреждений специфичны следующие принципы воспитания:

♦ коррекционная направленность воспитательного процесса, предполагающая взаимосвязь обучения и воспитания, их единство в процессе исправления недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников путем использования специальных методических приемов;

♦ доступность воспитания, т. е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в ситуациях, приближенных к реальным;

♦ воспитание в труде, так как любая деятельность при условии ее специальной организации способствует формированию у воспитанников таких личностных качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, взаимоуважение к другим членам группы и пр.;

♦ индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанию, реализация которых предполагает всестороннее изучение личности ученика и определение соответствующих мер воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуальных и типологических особенностей;

♦ необходимость специального педагогического руководства в формировании личности, так как только педагог, знающий структуру нарушения (дефекта), может подобрать адекватное содержание, а также формы, методы и средства воспитания, обеспечивающие исправление или сглаживание дефектов развития ребенка;

♦ уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;

♦ щадящий режим, предполагающий выполнение требований охранительного лечебно‑педагогического режима, при котором труд чередуется с отдыхом, предусмотрены медицинские процедуры, и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.43.192 (0.019 с.)