Проверка и оценка знаний, умений и навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка и оценка знаний, умений и навыков



В коррекционной школе VIII вида учитель постоянно наблюдает за учениками (их состоянием, настроением, отношением к работе, к товарищам, к самому учителю на уроке). Обращает внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в обсуждении какого‑то вопроса, на их умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время беседы, фронтальной работы и т. д.

Учитель берет на заметку умение школьников участвовать в беседе, скорость припоминания заученного материала; время для подготовки не заученного, а самостоятельно составленного ответа; развернутость высказываний учащихся; скорость запоминания текстов, предметно‑практических действий, овладения умениями; время, необходимое на полноценное усвоение учебного материала; возможность длительного сохранения усвоенных знаний; склонность каждого из учеников к той или иной деятельности; избирательное отношение учащихся к учебным предметам, изученным темам и т. д.

Учитель должен знать трудности учащихся, иначе он не сможет оказать им помощь, которая может быть как непосредственной, так и опосредованной, когда учитель сообщает ученику приемы, с помощью которых тот может помочь себе сам, используя дополнительное оборудование: таблицы‑памятки, словарики, счетный материал и т. п.

Важно иметь четкие представления о том, как долго каждый ребенок может активно трудиться на уроке, какой объем заданий ему доступен и т. д. Кроме наблюдений, учитель изучает письменные работы учеников, рисунки, поделки. Знание учащихся позволяет подбирать для них посильные задания, которые помогут ликвидировать пробелы учебного материала, будут продвигать каждого ребенка в обучении доступными ему темпами.

Зная особенности учебной работы каждого ученика, учитель может успешно стимулировать его усилия. Вовремя оказанная помощь, сделанное предупреждение о возможной ошибке, похвала учителя помогают поддерживать активность школьника, воспитывают настойчивость, влияют на мотивацию учебной деятельности.

Таким образом, учитель может управлять процессом усвоения учащимися программного материала, побуждать к учению, не только обучать, но и развивать детей.

Но знание возможностей учащихся, состояния усвоенных ими знаний не является конечной целью контроля. Не только учитель должен знать, чему научился школьник, чем он овладел, но и сам ребенок. Нельзя ликвидировать ошибки, недоработки ученика, если они ему неизвестны, поэтому учитель сообщает каждому школьнику, какой учебный материал он знает нетвердо, в чем ошибается, в каких случаях должен быть внимательнее.

Оцениваются работы учеников (устные и письменные) по пятибалльной шкале (см. Приложение 2), хотя единица (1) как отметка практически не выставляется. Но большее значение для школьников имеет не столько отметка, хотя они, как и все дети, любят получать пятерки и не любят двойки, сколько слова учителя, которыми он сопровождает отметку. В словах, оценивающих ответ ученика, учитель выражает свое отношение. Дети реагируют на тон, которым с ними говорят, на внимание, на заботу, которые звучат в словах учителя. Школьник не обидится на плохую отметку, если она будет поставлена с огорчением, с сожалением: «Такой умный (способный…) ученик и вдруг получил плохую отметку». Ребенок может остаться даже равнодушным к пятерке, если этой отметке не порадуются учитель, члены семьи. Не у всякого школьника есть родители, не всегда, если даже они есть и общаются с ребенком, они вникают в его дела, переживают вместе с ним успехи и неудачи. Поэтому только учитель своим огорчением, своей радостью по поводу отметок ученика может воспитать у него правильное отношение к отметке, особенно когда ученик мал, делает только первые шаги в школьной жизни. Отметкой учитель поощряет усилия учащегося, отметка, не окрашенная чувством учителя, не будет тем стимулом, на который она рассчитана.

Учащиеся коррекционной школы не всегда бывают критичны к своим ответам, выполненным работам. Очень часто они склонны к завышенной оценке своих успехов в учебе. Но это относится не ко всем детям, не ко всем видам учебной деятельности, проявляется скорее в младших классах, реже встречается в старших. На таких уроках, как труд, математика, критерии отметок более очевидны и понятны школьникам. На других уроках (например, чтения) критерии не всегда очевидны детям, поэтому без пояснений учителя отметка может показаться ученику несправедливой.

На уроке учитель может не один раз обратиться с вопросом, заданием к каждому школьнику. После уроков русского языка, математики учитель проверяет тетради, после уроков труда – поделки детей. Опрос учащихся, самостоятельные и домашние работы позволяют учителю контролировать запоминание учебного материала, его понимание. Регулярно учитель проводит контрольные работы по математике, контрольный диктант, списывание. Итоговые контрольные работы после изучения учебной темы, четвертные, годовые работы имеют значение не только для контроля, но в большей степени и для обобщения знаний учеников. Во время подготовки к контрольной работе повторяется весь материал по теме или за определенный отрезок времени. Дети не бывают равнодушными к контрольной работе, поэтому при подготовке к ней повторение проходит на эмоциональном фоне, является продуктивным.

Наиболее трудной формой контроля в коррекционной школе VIII вида является устный опрос. Не всегда учитель находит приемы, позволяющие привлечь внимание учащихся к ответу товарища. При проведении опроса он должен дать такое задание классу, чтобы дети следили за отвечающим учеником, вслушивались в его слова, обдумывали свои замечания, дополнения. Иногда учитель предлагает классу задания, выполняя которые ученики не слушают отвечающего, а занимаются своей работой. Для умственно отсталых детей такая ситуация не всегда благоприятна. Они и не сосредоточиваются на своей работе, и не учатся слушать товарища, контролировать его.

Умение понять работу одноклассника, сопоставить его ответ с тем, который мог бы дать сам, умение найти в чужой работе, в чужих рассуждениях ошибку может формироваться не только во время устного опроса, но и специальными приемами. Так, из учащихся (примерно с III класса) могут быть составлены пары, когда дети проверяют работу друг друга, по поручению учителя дают друг другу задания и т. п.

В школе принято спрашивать того ученика, который поднимает руку. Но в работе с умственно отсталыми школьниками бывает и так: ученик поднимает руку, а сказать ему нечего, к ответу он не готов. Бывает и обратное: ученик руку не поднимает, а ответ знает. Поэтому в особо трудных случаях учитель должен обращаться к тем, кто поднял руку, а при повторении известного, легкого материала – к любому ребенку, скорее всего к тому, кто руки не поднимает, чтобы привлечь его к общей работе.

Подготовка учителя к уроку

Различают общую подготовку к преподаванию учебного предмета и подготовку к отдельному уроку. В процессе общей подготовки учитель работает над содержанием учебного предмета: знакомится с программой, учебными пособиями для школьников, методическими рекомендациями, расширяет и уточняет знания по самому предмету. Кроме того, он изучает состояние знаний и умений учащихся, т. е. их подготовленность к работе по предмету или новому курсу. Но недостаточно только установить уровень сформированных знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут.

Для преподавания любого учебного предмета используется разнообразное оборудование: натуральные объекты, модели, рисунки, схемы, карты, современные технические средства, наглядные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для его хранения, размещения на столах учащихся. Многие наглядные пособия изготовляются руками учителя и учащихся, поэтому учитель, выбирая способ подачи информации, обращает внимание не только на вид пособия, его содержание, но и на размер пособия, удобство его использования на уроке.

Объем и глубина сведений, определяемых программой и сообщаемых учащимся, зависят еще и от подготовленности школьников, и от их возможностей в усвоении знаний. При подготовке к работе над конкретной учебной темой учитель учитывает особенности состава учащихся класса.

Готовясь к преподаванию учебного курса, учитель продумывает его образовательные, воспитательные и коррекционно‑развивающие задачи. Для начала он расчленяет учебную тему на небольшие «порции», которые будет последовательно предъявлять школьникам. Отдельная «порция» представляет некоторый законченный этап в изучении темы.

Каждая программная тема, входя в состав школьного курса учебного предмета, логически связана с пройденными, а также с теми, которые будут изучаться. В любом из учебных предметов имеются основные понятия, вокруг которых формируется остальной материал.

Разрабатываемая учителем очередность этапов изучения программного материала отражается в календарно‑тематическом плане. В план включаются сведения о порядке работы над темами, типах уроков (усвоение знаний и умений, обобщение и систематизация, проверка знаний и т. п.). Учитывается необходимость постоянного возвращения к пройденному.

Как правило, календарно‑тематический план составляется учителем на четверть, поэтому в процессе его реализации возможны изменения. Эти изменения должны быть не произвольными, а обусловленными очевидными для учителя причинами (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необходимой активности и т. д.). На основе этого учитель составляет план урока.

Тема урока, сформулированная в виде определенного постулата или проблемы, либо как самостоятельный вывод учащихся на основе выполнения предложенных учителем упражнений, самостоятельных наблюдений и т. п., доводится до сведения учащихся. Время ее сообщения зависит от выбранной учителем структуры урока.

В плане урока отражаются проверка домашнего задания (если она имела место), объяснение нового материала, его закрепление, объяснение домашнего задания на следующий урок и т. д. Необходимо отобрать для данного урока методы и приемы, указать их оптимальное сочетание, подобрать виды работ, задания, упражнения, которые будут предложены учащимся. В плане (конспекте) урока должна быть зафиксирована последовательность работы с учащимися, т. е. ее этапы, ее содержание, использоваться индивидуальный и дифференцированный подходы к школьникам, работа по предупреждению и исправлению ошибок. Учитель также намечает и вносит в план урока имена тех, кого он должен спросить на уроке.

Развернутость плана (конспекта) урока зависит от опыта, мастерства учителя.

После урока учитель может сделать некоторые выводы и замечания как к уроку в целом, так и к отдельным его этапам, к работе учащихся и т. д.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что понимается под структурой урока? Раскройте элементы (этапы) урока.

2. Раскройте современные требования к уроку в коррекционной школе VIII вида. Какие цели и задачи определяют структуру урока? Конкретизируйте их.

3. Почему обучающие, воспитывающие и развивающие требования к уроку в школе VIII вида рассматриваются как коррекционные?

4. Назовите основные типы уроков в коррекционной школе VIII вида. Наличием каких показателей определяется тип урока?

5. Почему комбинированный урок в коррекционной школе VIII вида можно рассматривать как основной тип?

6. Рассмотрите один из типов урока. Раскройте его структуру, определите специфические особенности.

7. Раскройте содержание подготовки учителя к уроку в коррекционной школе VIII вида по этапам.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд‑во АПН СССР, 1988.

2. Аттестация педагогических и руководящих кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Методические рекомендации / сост. В. В. Воронкова; под ред. Л. Я. Олиференко, М. И. Мухина. 2‑е изд., испр. и дополн. М.: Айрис‑пресс, 2004.

3. Воронкова В. В., Мачихина В. Ф. Основные направления в работе по повышению эффективности уроков во вспомогательной школе // Дефектология. 1984. № 2.

4. Кузьмина‑Сыромятникова Н. Ф. О методической работе во вспомогательной школе. М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1961.

5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся 1–8(9) классов вспомогательной школы по русскому языку и математике. Инструктивно‑методическое письмо. М.: Минпрос СССР, 1983.

6. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательных школ по русскому языку и математике. Пособие для учителя / под ред. В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1982.

 

 

Глава 11

Другие формы обучения

 

УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ

 

В коррекционной школе VIII вида большое внимание к учебным экскурсиям обусловлено тем, что специфика познавательной деятельности учащихся не обеспечивает полноту и правильность сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Кроме того, в своем большинстве они обучаются в условиях школы‑интерната или школы с продленным днем. И это не позволяет ученикам в должной мере ознакомиться с предметами и явлениями окружающей действительности. В результате представления и понятия у школьников бывают неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Им оказываются недоступны многие, даже несложные причинно‑следственные связи и зависимости. Поэтому для школьников специально организуется обучение в естественной или приближенной к естественной обстановке, т. е. программой предусмотрена такая форма учебного процесса, как экскурсии.

Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса.

Если экскурсия проводится недалеко от школы, на нее отводится один час учебного времени. Если же предметы или объекты изучения расположены далеко или в процессе экскурсии учащиеся должны вести длительные наблюдения, на нее отводится последний урок и воспитательские часы.

Самое большое число экскурсий предусматривается для I–V классов в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках развития речи и природоведения. Основные задачи этих уроков – коррекция познавательной деятельности школьников, развитие их мышления и речи. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении родному языку, чтению, математике, естествознанию, географии, истории, труду. Можно сказать, что эти занятия имеют пропедевтический или подготовительный характер.

Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизнью растений и животных предусмотрены 2–3 раза в сезон в зависимости от года обучения. Они проводятся во дворе школы, в ближайшем парке, сквере. Во время этих экскурсий школьники изучают такие явления природы, которые невозможно наблюдать в классе: высоту солнца в разное время дня, признаки лета, осени, зимы, весны. Они знакомятся с местными растениями (травами, цветами, кустами, деревьями), животными (бабочками, муравьями, жуками, птицами), обращая внимание на их сезонные изменения (набухание почек, появление листьев, цветение, листопад, зимняя спячка животных, перелет птиц и т. д.). Большое воспитательное значение имеют наблюдения за сменой работы взрослых в поле, саду, огороде в зависимости от времени года.

С некоторыми растениями лучше сначала познакомиться в естественных условиях (например, деревьями, кустарниками), а затем уже завершить их изучение на уроке. Другие растения могут быть сначала предъявлены ученикам в классе, а затем – в лесу, поле (травы, первоцветы, злаки), на огороде, в саду (овощи, фрукты), на клумбе (цветы).

Изучение животных на уроке должно завершаться наблюдениями за их поведением в природных условиях (птицы, насекомые), в приближенных к природе (зоопарки, живые уголки в парках, станциях юных натуралистов), в местах их разведения и содержания (фермы, зверофермы и др.).

Такие экскурсии расширяют представления учащихся об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

При изучении конкретных предметов и объектов окружающего мира проводятся тематические экскурсии. Ученики знакомятся со школой, со школьными мастерскими, наблюдают за работой в них старшеклассников. Они выходят во двор школы, на улицу, совершают экскурсии по родному городу, изучают правила дорожного движения.

На уроках естествознания в VI–IX классах учащиеся продолжают изучать окружающие предметы, неживую и живую природу. Экскурсии позволяют познакомиться с многообразием растительного и животного мира, с взаимосвязью всего окружающего мира, с необходимостью бережного к нему отношения. Как и в младших классах, отдельные экскурсии могут проводиться до изучения отдельных тем, но большинство должны завершать тему, обобщать ее.

География также изучает все явления в их причинной связи, в постоянном взаимодействии и развитии. Именно поэтому ее программа рекомендует систематические наблюдения над природой своей местности. В изучение тем, связанных с окружающей местностью, вносятся элементы краеведения. Например, при изучении форм поверхности земли можно познакомить учащихся с рельефом ближайшего окружения, прийти к реке, местному водоему для изучения частей реки, направления ее течения, хозяйственного использования.

Межпредметные, обобщающие экскурсии к местам добычи и переработки полезных ископаемых, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в краеведческий музей, рекомендуемые программой по естествознанию, географии, труду, социально‑бытовой ориентировке, как правило, проводятся во внеурочное время.

Экскурсии, способствующие правильному экологическому воспитанию, полезны с точки зрения физического развития учеников, охраны их здоровья.

Экскурсии, связанные с трудовым обучением, как правило, проходят в школьных трудовых мастерских (для младших классов), на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Цель этих экскурсий – наблюдение за организацией трудового процесса, за трудовой деятельностью взрослых. Одновременно решается одна из важных задач, стоящих перед школой, – профориентация, направленная на подготовку учащихся к выбору профессии, на ознакомление их с предприятием, где они будут проходить практику, а в дальнейшем, возможно, и работать.

Особое место занимают экскурсии, связанные с уроками социально‑бытовой ориентировки, предназначенные для подготовки детей к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому все рекомендуемые программой экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения проводятся не столько для ознакомления с их работой, сколько для обучения школьников пользоваться этими объектами. Они должны уметь самостоятельно сделать покупки, отправить телеграмму, оплатить счета, сдать белье в прачечную, записаться на прием к врачу, узнать время отправления поезда, самолета и т. д. В процессе этих экскурсий, которые по своему характеру сходны с практическими занятиями, школьники учатся общению с взрослыми (кассирами, продавцами, приемщиками, регистраторами и др.), правилами обращения с любой просьбой, особенно для получения информации, умению вежливо ответить на заданные вопросы.

К проведению экскурсий предъявляются определенные требования. Все они должны быть тщательно подготовлены. Заранее намечается цель экскурсии, определяются конкретные задачи и содержание занятий. Учитель должен предварительно посетить место экскурсии, изучить предметы и объекты наблюдений, наметить план проведения занятия.

Важно заблаговременно определить, сколько экскурсий приходится на один класс, время и место их проведения. Нельзя допускать слишком большое число экскурсий, особенно повторяющихся по тематике. Для межпредметных экскурсий, особенно обзорного характера, можно использовать внеурочное время, параллельные классы объединить.

Все тематические экскурсии по характеру и учебным задачам делятся на вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала, их цель – общее наблюдение и первоначальное ознакомление с предметом или объектом изучения. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Межпредметные экскурсии могут быть вводными или итоговыми. В текущей экскурсии, как правило, участвует один класс или группа, на нее отводится не более одного часа учебного времени.

Учащиеся также должны быть подготовлены к работе в условиях, отличных от классно‑урочных. Большое внимание должно быть уделено правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах во время экскурсии, формированию умений и навыков соблюдать эти правила. В зависимости от темы ученики должны быть обеспечены инструментами или принадлежностями, необходимыми во время экскурсии (сачки, баночки, термометры), иметь при себе блокноты и карандаши для несложных зарисовок и записей по ходу экскурсии, а также емкости для сбора бросового природного материала (веток, шишек, желудей, семян, цветков, опавших листьев) и объектов неживой природы (камней, песка, глины и других). Сбор самих растений (первоцветов, цветов, трав), должен быть минимальным и использоваться только для практических работ по их пересадке. Сбор растений, занесенных в Красную книгу, категорически запрещен.

Проводить занятия вне класса бывает очень сложно. Им должна предшествовать вводная беседа в классе или на месте проведения экскурсии. В процессе беседы необходимо выявить знания учащихся, их возможности видеть общее и отличное. Следует помнить, что такие беседы актуализируют имеющиеся у школьников знания и представления.

Должна быть продумана система вопросов и заданий, что и где искать, что и где наблюдать. Вопросы и задания должны быть краткими, конкретными. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают сходство и отличие изучаемых предметов, явлений и объектов, учатся видеть общее, что объединяет предметы, и конкретное, что делает их индивидуальными, неповторимыми. Одним из основных моментов при наблюдении является установление причинно‑следственных связей и закономерностей. Например, при ознакомлении в природе с елью и сосной ученики должны внимательно рассмотреть каждое дерево отдельно, назвать, сказать, из каких частей состоит, как называется каждая часть (крона, ствол, корни, ветки, листья – хвоя). Далее следует сравнить то и другое дерево, уточнить, чем они отличаются, чем похожи, что их объединяет (наличие смолы, шишек, листьев – хвои), почему они называются хвойными.

Ознакомительные и итоговые экскурсии, особенно на предприятия, учреждения, музеи могут проводиться не учителем, а экскурсоводом, который должен быть подготовлен к встрече со школьниками. Учитель обговаривает с ним число демонстрируемых предметов, объем и характер сообщаемого материла.

Время активной работы учащихся на экскурсии должно соответствовать их возрастным возможностям, чтобы не допустить переутомления. Каждую экскурсию необходимо завершить сбором материала, а потом обеспечить его сохранность.

Следует помнить, что только тщательно продуманная, заранее подготовленная экскурсия может быть эффективной, обогатит чувственный опыт учащихся интересными наблюдениями, будет способствовать лучшему усвоению ими знаний, развитию речи и мышления.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ

 

Под предметным понимается такой урок, во время которого учащиеся работают с самим изучаемым предметом. Эта специфическая форма организации учебного процесса умственно отсталых школьников используется в I–IV классах на уроках развития речи при ознакомлении с предметами и явлениями окружающей действительности, а в старших классах – на уроках природоведения, естествознания и географии, где они подчинены особенностям этих учебных дисциплин.

Если на экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, то на предметных уроках – на основе непосредственного чувственного восприятия. Наблюдая предметы, дети учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения. У учащихся постепенно накапливаются первоначальные представления об окружающем мире.

Изучение объектов и предметов живой и неживой природы, школьного и домашнего обихода и других распределено по годам обучения.

Различают три типа предметных уроков. К первому типу относятся уроки с раздаточным материалом, который имеется у каждого ученика. Второй тип – уроки с демонстрацией натуральных объектов или их моделей для коллективного наблюдения. Третий тип уроков – обобщение наблюдений за явлениями природы и трудовой деятельностью людей с использованием собранных во время экскурсии материалов.

Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки. Трудно, но необходимо обеспечить класс нужным количеством раздаточного материала. Важно так организовать наблюдения на уроке, чтобы выявить имеющиеся у школьников знания, активизировать их познавательную деятельность, заставить мыслить, сравнивать и обобщать, выяснять общее и частное, делать простейшие выводы и заключения.

На таких уроках сам предмет является источником знаний. Поэтому недопустимо, чтобы изучение предмета заменялось рассматриванием его изображения на картине или словесным описанием в книге, рассказе учителя. По мнению многих специалистов, картина не может создать у ребенка такого яркого, богатого и отчетливого представления о предмете, какое он может получить при непосредственном знакомстве с натуральным предметом.

Изучение натурального предмета повышает интерес учащихся, привлекает их внимание, что способствует более успешному усвоению знаний. При этом учащиеся имеют возможность манипулировать натуральными предметами, рассматривать их с различных сторон.

Большое значение для познания имеет возможность изучить предмет, используя как можно больше органов чувств, т. е. зрение (красный, большой, круглый), слух, ощущение (погладить, ощутив гладкость или шероховатость поверхности), обоняние, вкус (кислый, сладкий, соленый).

Рассматривая предметы с различных сторон, анализируя их, выявляя сходство и различие, ученики совершенствуют мыслительные способности. В связи с расширением круга представлений обогащается словарный запас учащихся, вводятся соответствующие термины, дифференцируются и адекватно используются слова. Формулируя ответы на поставленные вопросы, ученики закрепляют умение правильно строить предложения.

Основной путь изучения предмета на уроке заключается в выявлении его характерных признаков, в сравнении признаков разных предметов, в отыскании общих признаков и признаков различия. Изучение каждого конкретного предмета заканчивается определенным обобщением, что способствует образованию общих понятий (дуб, береза, сосна, ель – деревья; ель и сосна – хвойные деревья; травы, цветы, кустарник, деревья – растения).

При изучении того или иного предмета необходимо так организовать наблюдение, подобрать вопросы, чтобы активизировать учащихся на самостоятельное формулирование ответов. При этом желательно придерживаться следующей последовательности, которую можно изменить в зависимости от изучаемого предмета или цели урока:

♦ рассмотривание предмета, установление его названия детьми (если кто знает) или учителем;

♦ наблюдение и восприятие предмета целиком и по частям, но без особой детализации;

♦ рассмотрение отдельных частей предмета, установление их названий, назначений;

♦ сравнение нового предмета с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;

♦ беседа об образе жизни (при изучении животных): среде обитания, питании, пользе или вреде для человека;

♦ обобщение знаний, полученных из личных наблюдений (беседы, рассказа учителя и т. д.);

♦ закрепление знаний (чтение рассказов, отрывков об изучаемых предметах, зарисовки).

Для лучшей организации изучения натуральных предметов большое значение имеют записи и зарисовки (обводка по трафарету, шаблону, контуру, рисование с натуры) в дневниках или тетрадях наблюдений, оформляемых по усмотрению учителя. Можно использовать дневники наблюдений, специально издаваемые для коррекционной школы VIII вида («Мир вокруг нас»).

 

ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА

 

Домашняя работа учащихся рассматривается как одна из организационных форм обучения. Цель этих занятий заключается в закреплении полученных учащимися знаний, умений, навыков, в приучении к самостоятельности.

Выполнению домашних заданий уделяется самое серьезное внимание, хотя некоторые учителя коррекционной школы, как и общеобразовательной, отрицают их необходимость. Одним из аргументов выдвигается дидактическое требование учить учащихся на уроке. Однако особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников не всегда позволяют им усвоить полученные на уроке знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. В пользу домашних заданий говорит их воспитывающий характер. Правильно организованные занятия приучают детей к самостоятельной работе, воспитывают у них чувство ответственности.

В то же время нельзя не согласиться с теми учителями‑практиками, которые говорят, что по некоторым учебным предметам домашние задания можно не задавать, если весь материал отработан на уроке. Часто возражения против заданий на дом связаны с тем, что в условиях коррекционной школы‑интерната и школы с продленным днем обучения домашняя работа потеряла свою воспитательную функцию. Фактически при самоподготовке проводится дополнительный урок воспитателем без арсенала дидактических средств обучения, которыми владеет учитель.

Поэтому к организации домашней учебной работы умственно отсталых школьников предъявляется ряд требований, которые учитывают ее особенности, психофизические особенности учеников и своеобразие условий их обучения.

Домашнее задание должно вызывать познавательный интерес учащихся к его выполнению. А для этого важно, чтобы каждый ученик имел четкие представления, что и как надо делать для правильного решения поставленной задачи. Поэтому домашнее задание дается на уроке до звонка, записывается в дневник всеми учениками, начиная со II–III класса, как только дети самостоятельно научились писать.

Задание может даваться всему классу. В этом случае учитель должен предусмотреть не только его объем и доступность, но и понимание выполнения поставленных задач. С этой целью в классе отрабатывается условие, инструкция, а также (как образец) частично или выборочно и само задание. Для полного обеспечения самостоятельности выполнения домашнего задания в отдельных случаях оно может даваться дифференцированно, в зависимости от особенностей и познавательных возможностей отдельных учеников класса. Учащимся с двигательными нарушениями рекомендуется сокращать объем выполнения задания, а неуравновешенным, с отклонениями в эмоционально‑волевой сфере можно предложить другой вариант.

Умственно отсталые школьники в своем большинстве находятся в школе‑интернате или школе с продленным днем. Домашнюю работу они делают в соответствии с режимом дня в часы самоподготовки. Важно так организовать этот процесс, чтобы фронтальная домашняя работа носила индивидуальный характер.

Каждый ученик должен уметь приготовить все для выполнения домашнего задания (дневник, учебник, тетради, ручку, карандаш и т. д.). Последовательность его выполнения (по одному и тому же предмету всеми учениками класса или по личному выбору) не принципиальна и устанавливается воспитателем. Важна лишь необходимость сначала делать более сложные задания (письменные), а затем более легкие с небольшим перерывом между ними.

Воспитатель может оказать организационную помощь отдельным ученикам, нуждающимся в этом, или помочь выполнить задание (индивидуально) тем, кто затрудняется его сделать. Воспитатель не должен проверять письменную домашнюю работу и выставлять оценку – это делает учитель на уроке (во время опроса, беседы, при повторении) и во внеурочное время (письменные и графические работы).

Правильная организация самостоятельного выполнения школьниками домашних заданий дает учителю возможность адекватно оценивать успешность усвоения учебного материала всеми учениками класса, видеть продвижение каждого, а также собственные педагогические недоработки. Если с заданием не смогли справиться большинство учеников, это может говорить или о трудности учебного материала, необходимости дополнительного времени на его усвоение, или о недостаточно подготовленном объяснении его учителем. Если же с заданием не справляются отдельные ученики, следует выяснить причину и принять соответствующие меры. Для некоторых учеников полезно будет провести дополнительные занятия, другим следует оказать большую помощь на уроке, с третьими дополнительно разобрать домашнее задание. Некоторым домашние задания следует варьировать.

Кроме перечисленных рекомендаций, следует побеседовать с родителями о том, как важно, чтобы они обеспечили своим детям необходимые условия для выполнения задания собственными силами (рабочее место, учебные пособия) и способствовали формированию у них навыков самостоятельной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.066 с.)