Формирование знаний на уроках трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование знаний на уроках трудового обучения



 

В процессе профессионального трудового обучения особую роль играют практические знания о способах деятельности.

Как уже отмечалось, знание – это выражение в словесной форме объективных свойств и связей окружающей человека действительности.

В содержание знаний, сообщаемых на уроках труда, включают:

♦ устройства орудий труда;

♦ свойства материалов;

♦ правила работы;

♦ технико‑технологические процессы;

♦ сведения об организации труда на предприятиях;

♦ систематизация и классификация изучаемых предметов и явлений.

При формировании знаний необходимо различать следующие понятия, сопутствующие данному процессу.

Готовность учащихся к усвоению знаний бывает длительной и временной. Первая характеризуется уровнем развития приемов познавательной деятельности, наличием в памяти учащихся опорных знаний, с которыми может быть связан новый материал, положительным отношением школьников к познавательной деятельности. Временная готовность означает мобилизацию психофизических систем человека, обеспечивающую эффективные выполнения учебных действий в данный момент.

Закрепление знаний – организация учебной деятельности, направленная на повышение уровня запоминания учебного материала. Наряду с установлением ассоциативных связей и приемами, обеспечивающими осмысленное запоминание, важным способом закрепления знаний является повторение. Повторение необходимо перед объяснением нового (для актуализации опорных знаний), после объяснения (на заключительном этапе урока) и при завершении учебной темы (на уроке повторения). Закрепление знаний также обеспечивается расположением «по спирали» изучаемого материала в учебных программах.

Обобщение знаний – отражение в сознании общих признаков предметов и явлений действительности. Сравнивая несколько предметов, можно выделить и обозначить словом их общие свойства. Обобщение обогащает личный опыт человека, способствует усвоению знаний.

Понимание нового материала означает определение его «места» в системе ранее сложившихся связей. Не учитывая имеющихся у учащихся знаний, невозможно объяснить им новую информацию. Последующее повторение учебного материала не приводит к усвоению.

Понятие – форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие.

Поэтапное формирование знаний – способ организации усвоения знаний, лежащих в основе теории поэтапного формирования умственных действий. Включает активизацию ориентировочных действий, использование схематической наглядности и определенной последовательности действий учащихся.

Для формирования знаний практической деятельности используют пять типичных ситуаций:

♦ поэтапное формирование знаний;

♦ демонстрацию опытов;

♦ лабораторные работы;

♦ наблюдение как практическую деятельность в ходе экскурсий;

♦ актуализацию знаний при выполнении учащимися практической работы.

Формирование знаний в процессе трудового обучения тесно связано с развитием речемыслительной деятельности.

Речь – особый вид деятельности, присущий только человеку и заключающийся в способности выражать свою мысль словами. В процессе профессионально‑трудового обучения у учащихся развивается как активный, так и пассивный словарный запас, связанный с профессиональной терминологией. Использование словарей различных видов, инструкций, описаний технологических процессов, перфокарт, магнитофонных записей специальных терминов, компьютерной и видеотехники, а также постоянные указания и разъяснения в процессе работы положительно сказываются на всех видах трудовой деятельности, содействуют организации их восприятия, развитию наблюдательности и внимания. Огромное значение для развития речи учащихся имеет связь уроков труда и русского языка, где профессиональная терминология может постоянно использоваться при изучении лексического и грамматического материала. Особую роль играют компьютерные программы профессионально‑трудового обучения, которые способствуют, помимо эффективности формирования знаний и контроля над их уровнем, также и развитию осмысленного запоминания на основе формирования внутренней речи.

Последовательность формирования знаний на уроках труда состоит из следующих этапов.

1. Определение учебной цели и создание познавательной мотивации.

2. Организация восприятия нового материала:

а) развернутое объяснение сначала по схеме, потом по натуральным предметам или их заменителям (рисункам) с соотнесением элементов и свойств предметов с рисунком (схемой);

б) сжатое изложение материала учителем по схеме (опорному плакату).

3. Практические действия учащихся с материальными или материализованными объектами. Для последих – начертить схему или схематический рисунок (без линейки), раскрасить или надписать выделяемые учителем элементы, выполнить аппликацию.

4. Повторение формируемых знаний вслух, сначала по схеме, потом по памяти.

5. Мысленное представление учащимися схемы и повторение информации про себя.

6. Упражнения на образование логических связей:

а) ответы на вопросы учителя. Например, «Что будет, если работать слесарной ножовкой, у которой зубья повернуты в сторону ручки?»;

б) вопросы учащихся друг другу и учителю.

Если на каком‑либо этапе обнаружится, что знание сформировались неполно или неправильно, то нужно повторить предыдущий этап.

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО‑ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ

 

В настоящее время существуют свыше двадцати формулировок определения навыка, суть которых сводится к тому, что навык есть автоматизированное действие, выработанное в процессе упражнений и подконтрольное сознанию.

Производственный навык – это действие, доведенное до известной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и наименьшим напряжением внимания, как бы автоматически.

Профессиональные двигательные навыки в своем становлении проходят ряд фаз или этапов: осмысление (когнитив); пробные действия в процессе упражнений (формирование правильных приемов работы и создание оперативного образа), в результате чего происходит закрепление (автоматизация) навыка.

Процессу формирования любых производственных навыков присущи пять общих принципов: объединение ряда частных движений в единое целое на основе совмещения во времени различных движений обеих рук; постепенное устранение излишних движений и изменение мышечной напряженности; перемещение внимания в процессе выполняемой операции; установление определенного ритма рабочих движений; возможность произвольного изменения темпа работы.

В соответствии с этим выделяют четыре основных этапа формирования навыков:

♦ предварительный, т. е. получение знания о предстоящем действии;

♦ аналитический – овладение отдельными элементами действия и каждым рабочим движением;

♦ синтетический – объединение ряда движений в единое действие;

♦ автоматизация действия, когда создается возможность произвольного регулирования темпа работы с одновременным переключением внимания с действия на его результат.

Организуя процесс формирования профессионально‑трудовых навыков у умственно отсталых учащихся, необходимо учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу берутся внешние и внутренние условия формирования навыков.

К внешним условиям относятся:

♦ эффективность объяснения учителем трудовых приемов;

♦ организация системы упражнений;

♦ оценка учителем действий учащихся;

♦ дифференцированный подход к учащимся;

♦ выявление результатов трудовых действий.

В число внутренних условий формирования навыков входят:

♦ интеллектуальный уровень обучаемых (способность к формированию образа эталона труда и к осознанию трудовых действий);

♦ уровень сенсорной чувствительности;

♦ наличие трудового опыта;

♦ самооценка трудовой деятельности;

♦ развитие самоконтроля трудовых действий;

♦ способность к переносу навыков;

♦ состояние двигательной сферы;

♦ энергетический потенциал личности (эмоции, работоспособность).

Обучение навыкам должно строиться на создании алгоритмов трудовых действий, операций для выработки осознанной регуляции трудовых приемов, что вызывает трудности в процессе обучения умственно отсталых школьников.

При разработке методики, направленной на повышение уровня понимания выполняемых учащимися трудовых операций прежде всего уделяют внимание функционально значимым элементам пространственного поля рабочего места и объекта труда. В качестве методических средств повышения эффективности осознания используют таблицы и плакаты, фото– и видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приемов труда. Индивидуальным раздаточным материалом считают таблицы с описанием трудовых действий и возможных видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний об определенной операции, а также цикл заданий с постепенным усложнением действий, подводящий учащихся к пониманию выполняемых приемов операции.

При осознании трудовых действий важно придерживаться следующей методической последовательности.

1. Создание целевой установки на овладение операцией.

2. Объяснение назначения операции и анализ ее результатов.

3. Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно организованного для определенной операции рабочего места и соответствующего плаката с изображением рабочей позы, размещением материала и заготовок, а также положения орудий труда.

4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых действий изучаемой операции.

5. Просмотр записей видеосюжета, демонстрирующих действия операции квалифицированным рабочим в нормальном и замедленном темпе.

6. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий операции и возможных видов брака.

7. Повторная демонстрация приема перед его выполнением учащимися.

8. Первоначальное выполнение учащимися операции с проговариванием.

9. Запись учащимися в тетрадях основных технологических терминов и выражений, относящихся к данной операции.

10. Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с дидактическими материалами: заполнение таблиц, выполнение различных заданий на осознание трудовых действий, распределение внимания при работе, использование перфокарт и кроссвордов.

Последующие занятия по отработке операций для лучшего понимания рациональных трудовых действий и вырабатываемых при этом приемов целесообразно начинать с повторения технологических понятий, отражающих назначение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требований к правильной позе работающего.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие знания сообщаются учащимся на уроках труда?

2. Распределите этапы формирования знаний на уроке в нужной последовательности.

3. Рассмотрите условия и методическую последовательность формирования профессионально‑трудовых навыков у учащихся.

4. Какие методические приемы повышают эффективность формирования профессионально‑трудовых навыков?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.

2. Мирский С. Л. Методика профессионально‑трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1988.

3. Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда: книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.

4. Мирский С. Л. Трудовое обучение во вспомогательной школе// Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа‑Пресс, 1994.

5. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1969.

6. Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.

 

 

Глава 16

Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки учащихся коррекционной школы Vlll вида

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.03 с.)