Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ негативных последствий информатизации.

Поиск

 


 

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Лекция 3. Информационный взрыв и его социальные последствия

Вопросы лекции

1. Классификация информации в зависимости от формы представления.

2. Типология медиатекстов.

3. Классификация информации по различным способам (субъектам) обмена.

4. Другие варианты классификации информации.

5. Информационный взрыв в цифрах.

6. Социальные последствия информационного взрыва.

Классификация информации в зависимости от формы представления

Ускоренное развитие производства естественным образом сопровождалось соответствующим увеличением и обновлением суммы знаний, накопленных человечеством.

Д. Мартин, один из крупнейших специалистов в области обработки информации, утверждает, что «...к 1800 году общая сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, а к 1970 году — каждые 5 лет».

Некоторые аналитики считают, что в настоящее время этот период составляет всего 2-3 года.

Лавинообразный рост информационных потоков, начавшийся в XIX веке, к середине XX века привел к тому, что люди потеряли возможность ориентироваться в море информации и эффективно ее обрабатывать, поскольку даже на простой поиск нужной информации приходилось затрачивать весьма значительные усилия.

И это несмотря на то, что значительная доля людей уже оказалась вовлеченной в трудовой процесс, непосредственно связанный с обработкой информации.

Классификация информации в зависимости от формы представления включает такие аспекты, как:

•текстовая информация;

•числовая информация;

•графическая информация;

•звуковая информация;

•видеоинформация.

Типология медиатекстов

Существуют различные типологии медиатекстов, что неуди­вительно, если принять во внимание их принципиальную разно­родность. По мнению Г.Я. Солганика, идеальной была бы такая классификация, в которой все виды и типы текстов выделялись бы на основании единого релевантного критерия, однако такой крите­рий пока не найден, да, видимо, и невозможен в принципе.

Наиболее развернутой и адекватной материалу представляет­ся на сегодняшний день классификация, которая учитывает сле­дующие параметры:

1) Способ производства текста;

2) Форму (фактуру) медиатекста;

3) Канал распространения;

4) Функционально-жанровый тип текста;

Тематическую доминанту.

Специфика медиатекста определяется прежде всего внешними условиями его существования, к которым относятся:

 

1) Особый тип и характер информации, транслируемой СМИ. Выступая в качестве посредника-медиатора в передаче ин­формации, СМИ её существенным образом преобразуют: путем от­бора информации и способа её подачи влиятельные социальные группы осуществляют регулятивное воздействие. По мнению не­мецкого социолога Н. Лумана, реальность сегодня конструируется средствами массовой информации, и почти всё, что мы знаем о мире, мы получаем через посредство СМИ. Таким образом, СМИ выступают и как инструмент власти, и как орудие осуществления информационного диктата, и как способ когнитивной обработки социума и индивида с целью формирования особой картины мира.

 

2) Производство «на поток», одноразовость, невоспроиз водимость. Получатель массовой информации не хранит её тексты, отправитель сохраняет лишь отдельные её фрагменты - «тексты массовой информации являются однократными и невоспроизводи­мыми» (А.А. Волков). При этом, как считает В.И. Коньков, необра­тимой в СМИ становится не только устная, но и печатная речь: тео­ретически потребитель может повторно или даже в третий раз про­читать текст или просмотреть видеосюжет, который он скачал, на­пример, в YouTube. Реально же воспринимается только то, что удалось «прочитать» с первого раза, потом внимание читателя привле­кает другой, более актуальный текст. Философы говорят о быстром «старении» информации в современном обществе: срок жизни ново­сти коррелирует с периодичностью СМИ, и новый номер заставляет забыть предыдущий. Поэтому гра­ницы медиатекста «определяются рамками даты выпуска».

3) Коллективное производство медипродукта: всякий текст создается и обрабатывается несколькими лицами (журналистом, ре­дактором, оператором, режиссером, монтажером и т. д.), помещается в окружение других текстов, так что структура выпуска, независимая от воли автора, определяет содержание каждого материала.

4) Опосредованность общения и особый характер обратной связи - ограниченный, минимизированный или вовсе отсутст­вующий, отложенный во времени и пространстве, имеющий имита­ционный характер (современные интерактивные формы в СМИ принципиально не меняют общей картины).

5) Значимость технических средств, посредством которых транслируется сообщение: технические возможности не просто «упаковка» контента - они преобразуют и структурируют само со­общение, поэтому, например, одна и та же новость формирует дено­тативный план разных новостных печатных, радио-, теле- и интер­нет-текстов.

6) Экономический параметр, определяющий идеологию изда­ния и влияющий на его содержательное и техническое воплощение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.008 с.)