Определение манипуляции в средствах массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение манипуляции в средствах массовой информации



Манипуляция - это вид психологического воздействия, имеющий целью тайно, скрыто изменить мнения, установки, поведение адресата в интересах манипулятора, требующий искусности от манипулятора, чтобы изменения, происходящие с адресатом, были незамеченными, неосознанными.

Слова, которые обычно характеризуют манипуляцию, чаще всего вызывают негативное впечатление: скрыто, неявно, обман, господство, управление, принуждение, применение силы, структурирование мира в интересах манипулятора, вразрез с волей другого, мастерство и сноровка и т. д.

Манипуляция ассоциируется с жульничеством, обманом, лукавством, она приводит жертву к плачевным последствиям. Мы знаем случаи манипулирования, приведшего к гибели людей.

Примером пугающего манипулирования, приведшего к массовому самоубийству, может служить трагическое происше­ствие в США в 1978 г. Пастор Храма Людей Джим Джонс, предчувствуя скорый арест за жестокое обращение с прихожанами, убедил своих приверженцев покончить с собой. Яд выпил и сам Джим Джонс, и еще 914 человек, среди которых было 216 детей.

 

Первичные и вторичные манипуляции

Первичная манипуляция - это продуманное действие, у ко­торого есть заказчик, исполнитель, знающие цель и приемы мани­пулирования.

Вторичная манипуляция - это результат первич­ной, это манипулирование, автоматически следующее за первич­ным влиянием; вторичная манипуляция может осуществляться исполнителем (и даже новыми исполнителями), но не осознавать­ся как негативное действие.

Т.е. вторичная манипуляция - это распространение манипулятивного материала теми, кто сам явля­ется жертвой первичной манипуляции. Иллюстрацией вторичной манипуляции, например, служат посты в социальных сетях в Ин­тернете, которые размещаются людьми, уже поддавшимися мани­пулированию и теперь тиражирующими ту информацию, которая произвела на них большое впечатление.

Манипуляция по созданию мнения, отношения, которая ведется чаще всего через СМИ (пе­чать, телевидение), приводит к тому, что искренние, добрые, поря­дочные люди начинают вступать в полемику на страницах соцсе­тей и горячо отстаивать навязанное им мнение.

Такое поведение - следствие первичной манипуляции, а жертвы первичной манипу­ляции - необходимый компонент для раскручивания манипулятивной идеи, для внедрения ее в широкие массы, для получения ожидаемого заказчиками манипуляции результата.

Г. Шиллер в своем труде «Манипуляторы сознанием» описы­вает манипулятивное общение между СМИ и читателями. Ученый выделяет ряд мифов, связанных с манипуляцией со стороны СМИ. Назовем несколько из них.

3. Способы манипуляции посредством телевидения
(по книге С. К. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»)

Фабрикация фактов. Манипуляторы говорят правду только тогда, когда сведения могут быть легко проверены. В остальных случаях они стараются преподнести материал в нужном им ключе. Причем ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип. Манипулирование происходит в результате небольших отклонений, используемых при подаче материала, но действующих всегда в одном направлении.

Например, канал «Россия-24» во время Генассамблеи ООН осенью 2015 г. сообщил следующую новость: «Российская делегация вышла из зала Генассамблеи ООН во время выступления Порошенко» (Российская делегация вышла из зала... [Электронный ресурс]).

На самом деле вышла не вся делегация, а лишь несколько человек, часть дипломатов осталась в зале, однако впечатление, произведенное новостью на телезрителей, оказывается сильным. Действия российских дипломатов обсуждаются, оцениваются, в социальных сетях возникают дискуссии: считать поведение российской делегации эпатажным или справедливым.

Отбор материала. Манипулирование строится на выборе особого материала для подачи адресату. При этом допускается деятельность оппозиционных источников, но она должна быть контролируемой и не выходить за рамки разрешаемого им вещания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.004 с.)