Манипуляция при помощи контраста и обобщения в СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манипуляция при помощи контраста и обобщения в СМИ



Манипулирование за счет объединения в одном тексте проти­воположных сведений очень распространено.

Дискредитировать, раскритиковать, негативно оценить что-то или, наоборот, возвы­сить, сделать желанным, превратить в фетиш можно при помощи специально подобранных контрастирующих данных.

Самый извест­ный вариант контраста встречается в политической журналистике: авторы в своих материалах создают образы хищных, алчных, лжи­вых политиков, наживающихся на несчастных, беспомощных, без­защитных пенсионерах, инвалидах или детях.

Манипуляция столкновением смыслов в СМИ

Современный человек часто находится среди большого коли­чества информационных раздражителей. Психологи, социологи отмечают повышенную эмоциональность человека, идущую от информационного пресыщения, и называют ряд проблем, с которым сталкивается человек, находящийся в изобилующем сведениями жизненном пространстве:

Øраздражительность,

Øповышенная агрессия,

Øухудшение физического здоровья,

Øраздвоение личности,

ØИнтернет-зависимость и т. п.

Информационное пространство вокруг человека включает в себя множество тем различного характера:

Øполитического,

Øрекламного,

Øбытового,

Øнаучного,

Øспортивного,

Øэкономического,

Øразвлекательного и т. д.

Обычно каждой из тем в СМИ посвящается отдельный текст, однако средства массовой коммуникации используют манипулятивный прием построения составного текста. Суть приема сводится к тому, что происходит накладывание одной темы на другую, наложение одного смысла на другой.

Например, существует два разных текста:

Реклама политика перед выборами;

Поздравление жителей с Новым годом.

Манипулятивный текст совместит эти сообщения и скроет политическую рекламу за поздравлением. То есть читатель получит одно поздравительное сообщение, которое будет играть двойную роль:

Рекламировать политика и

Передавать обществу добрые пожелания к празднику.

Манипуляция заключа­ется в том, что один из смыслов, одно из значений оказывается замаскированным, незаметным для адресата. Этот манипулятивный прием научно называется «когнитивным столкновением».

Дезинформация как средство манипуляции в СМИ

Обман - способ изменения структуры сознания адресата, метод получения выгоды. Есть разные варианты обмана, используемые в СМИ.

 Особенность обмана в СМИ состоит в том, что он появляется значительно раньше того, как журналист напишет текст, т. е. еще в предтекстовый период. Обман планируется и создается намерен­но и до, и во время написания текста.

Искажение информации на­чинается тогда, когда орган, контролирующий СМИ, дает изданию «установку»: что можно печатать, а что нельзя, что отвечает целям СМИ, а что нет. Обманывать адресата начинает даже не журна­лист, а тот, кто «помогает» ему отбирать сведения. Причем сам ав­тор будущей публикации может и не знать в точности, кто и как определяет «информационную политику издания». Затем обман развивается в тексте журналиста.

 

Три типа лжи в средствах массовой информации

Исследователи клас­сифицировали ложь на страницах газет и выделили Параноидальный тип. В процессе чтения возникает ощуще­ние некой навязчивой идеи у журналиста, вне зависимости от того, о чем в материале идет речь. Примером такого наваждения, идеи, подчиняющей себе человека, является теория заговора. Говорящий, если он верит в теорию заговора против России, может любое со­бытие связать с этой теорией.

  Политическая выгода. СМИ могут вовсе не искажать инфор­мацию, но подбирать сведения так, что понять, какому политичес­кому движению это выгодно, будет нетрудно.

  Дискредитирующая ложь.

Во-первых, приводится заведо­мо ложный факт,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.006 с.)