Предмет социальной инженерии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет социальной инженерии.



Вопросы лекции:

Предмет социальной инженерии.

Задачи социальной инженерии, области научных исследований и практического применения.

Информационная эпоха: экономика, общество и культура.

Три типа общества.

Технологические революции в истории человечества.

Три технологические (промышленные, индустриальные) революции.

Технологические революции в истории человечества.

Четвертая технологическая революция.

Информационно-технологическая парадигма и ее характеристики.

Социальная система как объект кибератаки.

Проблема социального хакинга и социальных хакеров.

 

Список литературы

Картель М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000 (в 3-з томах).

Кузнецов, М.В. Социальная инженерия и социальные хакеры / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 368 с.

Мейерсон, М. Основы интернет-маркетинга: всё, что нужно знать, чтобы открыть свой магазин в интернете / М. Мейерсон, М. Скарборо; пер. с англ. О. Терентьевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 320 с.

Одден Л. Продающий контент: как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему / Л. Одден; пер. с англ. В. Иващенко. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 384 с.

Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком / В.П. Шейнов. - Мн.: АСТ, Харвест, 2006. - 816 с.

Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. – СПб.: Алетейя, 2012.

Самыгин С. И., Верещагина А. В., Колесникова Г. И. Социальная безопасность; Дашков и Ко, Наука-Спектр - Москва, 2012. - 360 c.

Кин, Дж. Демократия и декаденс медия. – М.: ВШЭ, 2015. – 312 с.

Предмет социальной инженерии.

Социальная инженерия — это комплекс методов осуществления несанкционированного доступа (атак) к информационным ресурсам или системам хранения информации без использования технических средств.

Социальная инженерия представляет собой сознательное воздействие на процессы и структуры организации социальных систем с целью их оптимизации или изменения.

Социальная инженерия имеет дело лишь с системами искусственного типа. Ее назначение состоит в научном обосновании и обеспечении управления ими.

Социальная инженерия тесно связана с социальной информатикой, предметом которой являются социальные последствия развития и распространения информационно-коммуникативных технологий в различных сферах социальной практики (образование, здравоохранение, экономика, логистика и управление, оборона и национальная безопасность и др.)

Методы социальной инженерии основаны на использовании слабостей человеческого фактора и является очень эффективным.

Задачи социальной инженерии, области научных исследований и практического применения.

Задачи социальной инженерии:

n общая дестабилизация работы организации с целью снижения её влияния вплоть до ее разрушения;

n финансовые махинации в организациях;

n фишинг и другие способы кражи паролей с целью доступа к персональным банковским данным частных лиц;

n воровство клиентских баз данных;

n конкурентная разведка;

n общая информация об организации, о её сильных и слабых сторонах, с целью последующего ее уничтожения (часто применяется для рейдерских атак);

n информация о наиболее перспективных сотрудниках с целью их дальнейшего «переманивания».

Злоумышленники получают информацию, например, путем сбора информации о служащих объекта атаки, с помощью обычного телефонного звонка или путем проникновения в организацию под видом ее служащего.

Злоумышленники могут позвонить работнику компании (под видом технической службы) и выведать пароль, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе. Очень часто этот трюк проходит.

Самое сильное оружие в этом случае — приятный голос и актёрские способности злоумышленника. Имена служащих удается узнать после череды звонков и изучения имён руководителей на сайте компании и других источников открытой информации (отчётов, рекламы и т.п.).

Области применения социальной инженерии:

Сферой специфического применения социальной инженерии является управленческая деятельность по упорядочению и изменению социальных систем искусственного типа. Это и есть конкретное содержание ее предметной области.

Социальная инженерия представляет собой область междисциплинарного знания. В нее включают совокупность подходов прикладных социальных наук (социологии, экономики, социальной психологии, эргономики), ориентированных на решение практических проблем. Специалисты в области социальной инженерии имеют комплексную подготовку по этим и другим дисциплинам и предназначаются для работы на производстве.

Проекты и программы, разрабатываемые в социальной инженерии, нуждаются в комплексном обосновании (экономическом, правовом, политическом). Их подготовка требует системного подхода к решению социальных проблем.

 

Три типа общества.

Рисунок. Большая волна развития

 

Таблица. Технологические революции (К.Перес)

   

Ключевые инфраструктуры

Примерное время Волны Кондратьева Транспортные коммуникации Энергосистемы Универсальные и недорогие ключевые факторы
Первая 1780-1840 Индустриальная революция: текстильные фабрики Каналы, проселочные дороги Гидроэнергия Хлопок
Вторая 1840-1890 Эпоха энергии пара и железных дорог Железные дороги (железо), телеграф Энергия пара Уголь, железо
Третья 1890-1940 Эпоха электричества и стали Железные дороги (сталь), телефон Электричество Сталь
Четвертая 1940-1990 Эра массового производства (фордизм) автомобилей и синтетических материалов Автомагистрали, радио и телевидение, авиалинии Нефть Пластмассы
Пятая 1990-? Эра микроэлектроники и компьютерных (вычислитель- ных) сетей Информационные супермагистрали, цифровые сети Газ/нефть Микроэлектроника

 

Рис. 1. Четвертая технологическая (промышленная) революция.

Американский исследователь технологических революций Кристофер Фримен пишет: «Техноэкономическая парадигма есть концентрация взаимосвязанных технических, организационных и менеджерских инноваций, преимущества которых следует искать не только в новом диапазоне продуктов и систем, но более всего в динамике относительной структуры затрат на все возможные вложения в производство. Современное изменение парадигмы можно рассматривать как сдвиг от технологии, основанной главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, основанной преимущественно на дешевых вложениях информации, почерпнутых из успехов в микроэлектронике и телекоммуникационной технологии».

Понятие технологической парадигмы, разработанное Карлотой Перес, Кристофером Фрименом и Джованни Доси, адаптировавших классический анализ научных революций, проделанный Т. Куном (в книге «Структура научных революций»), помогает осмыслить сущность нынешней технологической трансформации в ее взаимодействиях с экономикой и обществом.

Первая характеристика состоит в том, что информация является ее сырьем: перед нами технологии для воздействия на информацию, а не просто информация, предназначенная для воздействия на технологию, как было в случае предшествующих технологических революций.

Вторая характеристика заключается во всеохватности эффектов новых технологий. Поскольку информация есть интегральная часть всякой человеческой деятельности, все процессы нашего индивидуального и коллективного существования непосредственно формируются (хотя, разумеется, не детерминируются) новым технологическим способом.

Третья характеристика состоит в сетевой логике любой системы или совокупности отношений, использующей эти новые информационные технологии. Похоже, что морфология сети хорошо приспособлена к растущей сложности взаимодействий и к непредсказуемым моделям развития, возникающим из творческой мощи таких взаимодействий. Топологическая конфигурация сети может быть теперь благодаря новым информационным технологиям материально обеспечена во всех видах процессов и организаций. Сетевая логика нужна для «структурирования неструктурированного при сохранении в то же время гибкости, ибо неструктурированное есть движущая сила новаторства в человеческой деятельности».

Пятая характеристика информационно-технологической революции - это растущая конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой старые, изолированные технологические траектории становятся буквально неразличимыми.

Более того, в терминах технологической системы один элемент невозможно представить без другого: микрокомпьютеры определяются в основном мощностью чипов, а проектирование и параллельная обработка микропроцессоров зависят от архитектуры компьютеров.

Телекоммуникации являются ныне только одной из форм обработки информации; технологии передачи и связи одновременно все шире диверсифицируются и интегрируются в одной и той же сети, где оперируют компьютеры.

Вопросы лекции.

1. Признаки информационного общества.

2. Концепция информационного общества Д. Белла.

3. Основные критерии информационного общества.

4. Эксперимент «Вселенная-25» как модель «информационного общества в условиях глобального потребления».

5. Информационные революции.

6. Информатизация общества.

7. Ежегодное экономическое влияние информационных технологий на общество.

8. Большие объемы данных (Big Data).

9. Интернет вещей.

10. Цифровая робототехника.

11. Виртуальная дополненная реальность.

12. 3D-печать.

13. Квантовые вычисления.

14. Информатизация общества и образование.

15. Седьмая информационная революция.

16. Подготовка общества к будущим информационным революциям.

17. Анализ негативных последствий информатизации.

Qразвитие цифровых рынков,

Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; «информационные магистрали и супермагистрали» — в канадских, британских и американских публикациях.

В той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society».

Японская версия термина «информационное общество» появилась в 1961 году во время беседы между Кисё Курокава и Тадао Умесао. Позже этот термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — работах Тадао Умесао (1963) и Ф. Махлупа (1962).

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б.Клинтона и А.Гора.

Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества».

Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;

- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились).

· Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта).

· 1- материальном производстве

· (индустриальное общество),

· 2- сфере услуг

· (постиндустриальное общество),

· 3- сфере информационных услуг

· (информационное общество),

· 4- сфере интеллектуальной деятельности

· (ноосферное общество).

Информационные революции.

Информатизация общества.

Интернет вещей.

Цифровая робототехника.

D-печать.

Квантовые вычисления.

14. Информатизация общества и образование.

Подготовка общества к будущим информационным революциям.

Вопросы лекции

1. Классификация информации в зависимости от формы представления.

2. Типология медиатекстов.

3. Классификация информации по различным способам (субъектам) обмена.

4. Другие варианты классификации информации.

5. Информационный взрыв в цифрах.

6. Социальные последствия информационного взрыва.

Лавинообразный рост информационных потоков, начавшийся в XIX веке, к середине XX века привел к тому, что люди потеряли возможность ориентироваться в море информации и эффективно ее обрабатывать, поскольку даже на простой поиск нужной информации приходилось затрачивать весьма значительные усилия.

Типология медиатекстов

Существуют различные типологии медиатекстов, что неуди­вительно, если принять во внимание их принципиальную разно­родность. По мнению Г.Я. Солганика, идеальной была бы такая классификация, в которой все виды и типы текстов выделялись бы на основании единого релевантного критерия, однако такой крите­рий пока не найден, да, видимо, и невозможен в принципе.

Наиболее развернутой и адекватной материалу представляет­ся на сегодняшний день классификация, которая учитывает сле­дующие параметры:

1) Способ производства текста;

2) Форму (фактуру) медиатекста;

3) Канал распространения;

4) Функционально-жанровый тип текста;

Тематическую доминанту.

Специфика медиатекста определяется прежде всего внешними условиями его существования, к которым относятся:

 

1) Особый тип и характер информации, транслируемой СМИ. Выступая в качестве посредника-медиатора в передаче ин­формации, СМИ её существенным образом преобразуют: путем от­бора информации и способа её подачи влиятельные социальные группы осуществляют регулятивное воздействие. По мнению не­мецкого социолога Н. Лумана, реальность сегодня конструируется средствами массовой информации, и почти всё, что мы знаем о мире, мы получаем через посредство СМИ. Таким образом, СМИ выступают и как инструмент власти, и как орудие осуществления информационного диктата, и как способ когнитивной обработки социума и индивида с целью формирования особой картины мира.

 

2) Производство «на поток», одноразовость, невоспроиз водимость. Получатель массовой информации не хранит её тексты, отправитель сохраняет лишь отдельные её фрагменты - «тексты массовой информации являются однократными и невоспроизводи­мыми» (А.А. Волков). При этом, как считает В.И. Коньков, необра­тимой в СМИ становится не только устная, но и печатная речь: тео­ретически потребитель может повторно или даже в третий раз про­читать текст или просмотреть видеосюжет, который он скачал, на­пример, в YouTube. Реально же воспринимается только то, что удалось «прочитать» с первого раза, потом внимание читателя привле­кает другой, более актуальный текст. Философы говорят о быстром «старении» информации в современном обществе: срок жизни ново­сти коррелирует с периодичностью СМИ, и новый номер заставляет забыть предыдущий. Поэтому гра­ницы медиатекста «определяются рамками даты выпуска».

3) Коллективное производство медипродукта: всякий текст создается и обрабатывается несколькими лицами (журналистом, ре­дактором, оператором, режиссером, монтажером и т. д.), помещается в окружение других текстов, так что структура выпуска, независимая от воли автора, определяет содержание каждого материала.

4) Опосредованность общения и особый характер обратной связи - ограниченный, минимизированный или вовсе отсутст­вующий, отложенный во времени и пространстве, имеющий имита­ционный характер (современные интерактивные формы в СМИ принципиально не меняют общей картины).

5) Значимость технических средств, посредством которых транслируется сообщение: технические возможности не просто «упаковка» контента - они преобразуют и структурируют само со­общение, поэтому, например, одна и та же новость формирует дено­тативный план разных новостных печатных, радио-, теле- и интер­нет-текстов.

6) Экономический параметр, определяющий идеологию изда­ния и влияющий на его содержательное и техническое воплощение.

Медийность

Медиатекст жестко детерминирован каналом коммуникации. Каждое средство массовой информации характери­зуется особым набором медийных признаков, которые оказывают существенное влияние на лингвоформатные свойства текста.

Так, печатные СМИ предполагают графическое (шрифтовое) оформле­ние и иллюстрации, сопровождающие вербальный текст. Радиотекст включает аудиальный компонент - голосовые характеристи­ки и звуковое сопровождение, телетекст усиливает вербальную и аудиальную составляющую видеорядом. Интернет создает потен­циальную возможность многоканальной передачи информации и подвижность границ текста.

Недавно появившийся термин формат издания связан с необ­ходимостью принимать во внимание взаимовлияние содержательных, технических и - отчасти - идеологических факторов, структу­рирующих медиапродукт.

Формат СМИ – это совокупность пара­метров элементов, составляющих контент и определяющих особен­ности его подачи в соответствии с применяемыми информационно­коммуникационными технологиями и концепцией СМИ (редакци­онной политикой издания).

Массовость

Специфика массовой коммуникации состоит в том, что это социально ориентированное общение, в котором пре­терпевают изменение фигуры автора (субъекта) и адресата.

По мнению психолога А.А. Леонтьева, у СМИ «как бы двойной субъект». С одной стороны, это, как правило, один человек, лич­ность (теле- или радиоведущий, журналист-автор газетных мате­риалов, эксперт и т. п.), с другой - «субъектом такого общения все­гда является тот или иной коллектив или общество в целом: в соци­ально ориентированном общении коммуникатор всегда представ­ляет, репрезентирует мнения, убеждения, информацию социального коллектива или общества». Более того, по способу материального производства текст нередко представляет собой «коллективный продукт» и «является текстом команды, а не отдельного человека, даже если под ним стоит имя автора»: «“команда под руководством г. N” становится аналогом классического понятия “автор”».

Адресат СМИ - массовая аудитория («потенциальное неопре­деленное множество лиц», по И.М. Кобозевой), вступающая в ретиальное (от лат. rete - сеть), опосредованное, социально ориентированное общение и соответственно обретающая категориальные признаки, такие как ретиальная, анонимная, рассредоточенная (во времени, а в бумажных СМИ ещё и в пространстве), неопределенная, разнородная, объединенная «только элементарным знанием языка», неспособная в силу специфики массовой коммуникации критически оценить текст. Таково «классическое» определение адресата медиатекста. Подробнее о специфике автора и адресата мы поговорим позже, а пока обратимся к другим категориям.

Открытость

По мнению ряда исследователей, медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций:

текст СМИ представляет собой совокупность фраз бесконечных ги­пертекстов, где всё является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием.

Итак, открытость медиатекста соотносится с базовой категори­ей культуры - интертекстуальностью.

Интертекстуальность и от­крытость медиатекста как семиотического явления обусловлены его вписанностью в единое глобальное информационное пространство. СМИ создают «картину мира», диктуют обществу в целом и отдельному индивиду вкусы, жизненные приоритеты, нормы поведения, в том числе и речевого. Любой медиатекст представляет собой часть, фрагмент информационного континуума, являющегося для него коммуникативным фоном и обеспечивающего неоднозначность смыслов и диапазон интерпретации сообщения читателями.

Информационный взрыв — постоянное увеличение скорости накопления и объёма информации (научных и других публикаций) в масштабах человеческой цивилизации. Лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе получило название «информационного взрыва» в 1975 г. (Урсул А. Д.).

Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в книге «Summa Technolofiae» (1964), повторяя неоднократно позднее (например, в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота», 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в 2002 г. человечеством было произведено информации 18∙1018 байт (18 эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙108 байт.

Современная революция в информационных технологиях характеризуется тем, что на 7 млрд человек приходится 6 млрд телефонов (данные компании «Ericsson», 2012), 6 млрд телевизионных установок («Guinnes Today», 2012), 2 млрд компьютеров («Gartner», 2012), 2,3 млрд интернет-пользователей («Internet World Stats», 2012).

Объем информации, созданной человечеством к 2007 году и хранимой на искусственных носителях, составил 295 миллиардов гигабайт (2,95*1020 байт).

Такие данные были получены в результате тщательных подсчетов исследователями из США и Испании. Если всю эту информацию записать на стандартные CD, то стопка дисков достигнет Луны…

Кроме того — за тот же 2007 год было передано различными средствами связи 2*1021 байт информации, а совокупная вычислительная мощность компьютеров составила 6,4*1018 операций в секунду…

При этом, за период с 1986 по 2007 годы объем хранимой информации вырос больше чем в 100 раз и скорость этого роста не уменьшается… темпы же роста вычислительных мощностей еще выше…


Подсчитан объем информации, хранимой и передаваемой человечеством в период с 1986 по 2007 гг.

Чтобы провести более-менее корректное сравнение информации различных видов и сравнить объемы информации по различным годам в период с 1986 по 2007 год, была выбрана единая условная единица — «один оптимально сжатый байт», т.е. байт, в который можно сжать информацию, используя современные технологии сжатия.

Например, один мегабайт видео 1986 года соответствует 0,017 «оптимально сжатому мегабайту», а мегабайт видео 2000 года — 0,45 «оптимально сжатому мегабайту».

Впервые об угрозе «информационного взрыва» ученые заговорили в 1960-х годах XX века. Было подсчитано, что каждые десять лет в науке происходит удвоение новых результатов, в связи с чем поток информации каждые три-четыре года увеличивается вдвое - и в информационном перепроизводстве мы вскоре попросту утонем, будучи не в силах освоить поток новых сведений. А это неизбежно приведет к застою в научном развитии и в итоге - к краху цивилизации.

В научной среде издавна бытует шутка, что «человек есть существо, чьей самой лакомой пищей является информация». С этих позиций нашего современника можно сравнить с муравьем, которому приходится ежедневно заглатывать слона. Но 2000 год давно позади, и, если верить исследованиям, способная взорвать мир «критическая информационная масса» к моменту, когда мы читаем этот материал, уже увеличилась вчетверо. Где же кошмарные последствия «информационного взрыва», в эпицентре которого мы продолжаем жить? Неужели прогнозы оказались ошибочными?

Макулатурный фактор

Наша психика при всех ее уникальных возможностях имеет ограничения. Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц.

Самым упорным такая скорость когда-то позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно к середине жизни. Сегодня это, увы, уже невозможно. Еще несколько десятилетий назад новое открытие или литературное произведение тут же привлекало внимание общественности. Теперь же только в научной сфере ежегодно появляется несколько миллионов книг. И даже если изучать исключительно свежую литературу, то на каждую прочитанную страницу будет приходиться 10 тысяч других, осилить которые нереально. Специалисты даже ввели определение "макулатурный фактор" - для литературы, пользующейся нулевым спросом (речь идет не только о художественных произведениях). Немецкие исследователи провели в одной из берлинских библиотек изучение спроса на находящиеся в ней 45 тысяч научных и технических изданий. И выяснилось, что "макулатурный фактор" сработал для 90 процентов этих книг! Это означает, что миллионы страниц, хранящих новейшие технические знания, никем так и не были прочитаны.

Кроме того, проблема в том, что полученная нами информация имеет свойство быстро устаревать и требует замены.

Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха?

Мы легко пользуемся техническими новинками, но подсознательное нежелание принимать новую информацию проявляется в своеобразном психологическом казусе: выбирая самый "навороченный" агрегат, редко кто пытается изучить все его возможности. В итоге новинка эксплуатируется в лучшем случае вполсилы...

Раньше учеников и студентов заставляли все заучивать наизусть. Сегодня на это уже не нажимают столь рьяно - прекрасно, если человек помнит формулу или дату, но если он легко оперирует материалом, в котором ее можно найти, - это тоже очень неплохо. В таком подходе видится некое решение проблемы «информационного взрыва» (не говоря уже о спасении здоровья наших перегруженных детей): не обязательно все помнить, достаточно научиться логике мышления в разных областях знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится.

Ученые предлагают решения информационных проблем одно фантастичнее другого. Например, вживлять а мозг компьютерные микрочипы, которые могли бы хранить колоссальные объемы информации.

Резервы нашего мозга все равно не безграничны. Не исключено, что повальная алкоголизация - одно из последствий информационного стресса, который сегодня испытывает человечество. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в НИИ мозга РАМН. Ученые пришли к выводу, что угроза алкоголизма подстерегает прежде всего тех, чей мозг подвергается информационным перезагрузкам.

Эксперименты, проводившиеся на крысах, показали, что зверьки, которым приходилось искать пищу в особо сложном лабиринте, в итоге предпочитали воде алкоголь... Над этим стоит задуматься.

Отбор естественный и… неестественный

Чтобы создать энциклопедию, которая способна охватить все знания человечества на каждый момент времени, ее необходимо будет переиздавать как минимум ежегодно, каждый раз удваивая объем материала. И даже если «всем миром» решить эту задачу, то кто будет в силах прочитать все, что написано в такой книге?

Специалисты видят выход в жестком отборе и отсеве информации - и это уже происходит во всех областях знаний. Действительно, такой процесс до поры до времени в определенной степени смягчает последствия «информационного взрыва». Но кто сможет подсчитать, сколько бесценных фактов уже забыто и отброшено лишь потому, что они показались кому-то лишними? А главное, кто «заведует истиной»? Не следует забывать, что судьями в данном случае выступают обычные люди – в меру развитые, в меру ограниченные, со своими личными и ведомственными интересами...

Одновременно с таким искусственным отбором информации происходит процесс «естественного отбора». На смену культуре приходит поп-культура. На рынок выбрасываются Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений. На телевидении появляется негласный запрет - не говорить ничего умного, выходящего за пределы знаний "среднего" зрителя.

Тонкий юмор сменяется «хохмами», поэзия романсов - дешевыми "джаги-джаги", изысканная речь - сленгом. А радио- и телеведущие очень естественно поддерживают общий низкий уровень, путая падежи и теряя нить разговора... Быть может, все это и назвали концом нашей цивилизации футурологи 1960-х годов XX столетия?

 

 


СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Лекция 4. Социальные группы и сообщества в Интернет

Вопросы лекции

1. Социальные общности и их виды.

2. Характеристика социальной системы.

3. Социальные группы.

4. Классификация социальных групп.

5. Групповые нормы поведения.

6. Социальные отношения в сообществах.

7. Сетевые структуры в обществе, природе и технике.

8. Анализ свойств иерархических и сетевых организаций.

9. Конструктивные и деструктивные практики в онлайновых социальных сетях.

 

Общество - социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.

Условия, при которых социальное объединение следует считать обществом (по Маршу)*

      

 Э. Дюркгейм: общество – реальность особого рода, развивающаяся по определенным законам, обладающая автономией по отношению к обществу и индивидам.

 М. Вебер: общество – взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий.

 Т. Парсонс: общество – система отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Е.М. Бабосов: Общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

      

Виды социальных групп

Социальные группы

Функции социальных групп

 

 

Рис. Классификация социальных групп

Групповые нормы

Социальная структура – это внутреннее устройство общества, совокупность его элементов и взаимосвязь между ними.

Социальные отношения

Ò Сотрудничество: проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др.

Ò Соперничество: проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии, и др.

Социальный контроль

Индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с социальными нормами

Социальные отношения

Ò Сотрудничество: проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др.

Ò Соперничество: проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии, и др.

СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНФЛИКТЫ

Конфликт (лат.) – столкновение противоположных взглядов, позиций, мнений; спор, приводящие к борьбе.

Виды конфликтов:

Ò Экономические – предмет конфликта: деньги, имущество или материальные блага,

Ò Социально-политические – предмет конфликта: власть в обществе,

Ò Идеологические – предмет конфликта: взгляды людей на устройство общества, мировоззрение,

Ò Социально-психологические – предмет конфликта: отношения между людьми, взаимное восприятие,

Ò Социально-бытовые – предмет конфликта: взгляды людей на бытовое устройство.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Предконфликтная ситуация – состояние дел на кануне конфликта. Характеризуется ростом напряженности отношений и постепенным их разрушением.

Инцидент – формальный повод для начала столкновения.

Развития конфликта – динамично развивающиеся отношения, интенсивность которых зависит от конфликтности поведения (компромиссное, активно-конфликтное, пассивно-конфликтное…).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.137 с.)