Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи (сложная синтаксическая конструкция) выделяются структурно-смысловые части и определяется ведущая синтаксическая связь. В роли ведущей, как правило, выступает сочинительная или бессоюзная связь. Например:
1 ^Я вас люблю, 2^хоть я бешусь, ъ>)хотъ это труд и стыд на-1сный, 4)и (А. Пушкин)
[ — =], хоть (— =), хоть (= и =), и [ — =] 139 Синтаксис и пунктуация 1 Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью 1 состоит из четырёх частей, которые можно объединить в две структур-3 но-смысловые части (I, II), соединённые между собой сочинитель-I ным соединительным союзом и (ведущая связь — сочинительная).
I структурно-смысловая часть — предложение сложноподчинённое с однородным соподчинением (разбор по схеме сложно-| подчинённого предложения). i II структурно-смысловая часть — предложение простое (разбор * по схеме простого предложения). 456. Прочитайте предложения и объясните употребление запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Дайте схему предложения 7. Выполните синтаксический разбор предложения 2. 1. Небо всё ниже нависает над ним; слабо брезжит синевато-свинцовый свет угасающего дня, и в туманной дали уже начинают появляться бледные неуловимые огоньки. (Бун.) 2. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. (Т.) 3. Тёплым ветром потянуло, смолк далёкий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул. (Фет) 4. Сияет солнце, звёзды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. (Тютч.) 5. Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло. (Бун.) 6. Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. (Л.) 7. О, как надоело Ромашову видеть каждый день всё те же убогие немногочисленные предметы его «обстановки». Лампа с розовым колпаком-тюльпаном на крошечном письменном столе, рядом с круглым, торопливо стучащим будильником и чернильницей в виде мопса; на стене вдоль кровати войлочный ковёр с изображением тигра и верхового арапа с копьём; над единственным окном соломенная штора, свёрнутая в трубку; около двери простыня, закрывающая вешалку с платьем. (Купр.) ЛИТ 457. Спишите отрывок из поэмы «Реквием», вставляя пропу щенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание слов. В сложных бессоюзных предложениях выделите грамматические основы, дайте схемы этих предложений. Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река, 140 § 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Для кого-то ве...т ветер свежий, Для кого-то неж...тся закат — Мы не знаем, мы повсюду те же, Слыш...м лишь ключей постылый скреж...т Да шаги тяжёлые солдат. Подымались как к обедне ранней. По столице одичалой шли, Там встречались, мёртвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поёт вдали. Приговор. И сразу слёзы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идёт... шатается... одна... Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чуд...тся в сибирской вьюге, Что мерещ...тся им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет. (А. Ахматова) 1. Найдите предложения со следующими средствами выразительности:
2. Укажите разряды местоимений в тексте. конструкции и предположите, в какой части композиции прерываются воспоминания? Какое событие становится для лирической героини «переломным»? 458. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы в предложениях и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы и проведите синтаксический разбор 3-го и 6-го предложений. 1. Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дёргали клювом шерсть для своих гнёзд. (Бун.) 2. Круглые низкие холмы распаханные и засеянные доверху разбегаются широкими волнами заросшие кустами овраги вьются между ни- 141 Синтаксис и пунктуация ми продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи от деревни до деревни бегут узкие дорожки церкви белеют между лозняками сверкает речка в четырёх местах перехваченная плотинами далеко в поле гуськом торчат драхвы старенький господский дом со своими службами фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. (Т.) 3. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелёными взошедший овёс зелёными солдатиками расставился по чёрному полю. В болотах поднялась высоко осока дала в тёмную бездну зелёную тень по чёрной воде завертелись жучки-вертунки полетели от зелёного острова осоки к другому голубые стрекозы. (Пришв.) 4. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (77.) 5. Ущелье становилось всё уже всё круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер всё темнее становилось кругом. (Б. Зах.) 6. Под её мерную речь я незаметно засыпал и просыпался вместе с птицами прямо в лицо смотрит солнце нагреваясь тихо струится утренний воздух листья яблонь стряхивают росу влажная зелень травы блестит всё ярче приобретая хрустальную прозрачность тонкий парок вздымается над нею. (М. Г.) 7. Мёртвый стелется кустарник травы тлятся не горят и сквозит на крае неба обожжённых елей ряд. (Тютч.) 459. Спишите предложения, распределяя их на группы: 1) вторая часть 1. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (Я.) 2. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодезь кисло-серной воды, они принимают академические позы. (Л.) 3. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (Я.) 4. Оборачиваюсь: Грушниц-кий! (Л.) 5. Профессор получил телеграмму из фабрики Ляликовых: его просили поскорее приехать. (Ч.) 6. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту всё тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. (Пауст.) 7. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (Я.) 8. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. (Я.) 9. На окраине одной из полян Бастин вздрогнул: совсем близко, из кустарника крушины, с треском выпорхнул выводок тетеревов. (Нов.-Пр.) 10. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (Т.) 11. Лук царевич опустил; смотрит: коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. (Я.) 460. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. В каких 142 § 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 1. Гляжу поднимается медленно в гору лошадка везущая хворосту воз. (Н.) 2. Мне в первый раз пришёл в голову вопрос что же их может занимать ежели они нисколько не заботятся о нас? И из этого вопроса возникли другие как и чем они живут как воспитывают своих детей учат ли их пускают ли играть как наказывают? (Л. Т.) 3. До сих пор я не знаю не могу окончательно для себя решить было ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (Сол.) 4. Здесь же внизу, у земли, ещё было сумеречно и сонно густо синела под ногами первая снежная наметь таинственно проступали опушённые морозной синевой ивняки в низинах синели припорошенные кочки и высились заиндевелые подсвечники кем-то расставленные по всему подсинённому лугу. (Нос.) 5. Я вижу у борта стоит будочка из неё торчит труба вроде самоварной. (Биан.) 6. Теперь уже редко бываю в тех местах занесло затянуло заилило забило песком последние сеймские омута. (Нос.) 7. Рыба не брала говорят при низком атмосферном давлении ей не до поклёвок. (Нос.) 8. Я приподнялся и замер не показалось ли? Нет не показалось чавканье походило на замедленные неуверенные шаги слышимые пока ещё в отдалении с тыльной стороны палатки. (Нос.) 9. Я стараюсь исправить свою ошибку снимаю фуражку поворачиваюсь в угол брички читаю молитвы и крещусь. (Л. Т.). ЛИТ461. Прочитайте отрывок из рассказа «Матрёнин двор». Спиши те выделенное предложение, выполните его синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания. Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую. — Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А однавб мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел. Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл 143 Синтаксис и пунктуация передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. В самом деле — ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало. А она не имела... Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А. Солженицын) 1. Обратите внимание на характеристику, которую даёт Матрёне золовка. Что можно сказать об этой характеристике, исходя из синтаксического строя предложения? . I 2. В тексте много односоставных предложений. Какова, по вашему 3. Найдите в тексте диалектизмы, объясните их значение. 4. Определите лексическое значение слова праведник, подумайте, каким способом оно образовано. 5. Докажите, что представленный отрывок является текстом-рассуждением. лг\\ 6. Какую проблему поднимает писатель в этом отрывке? Сформули- 462. Прочитайте предложения и объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении. Определите отношения между частями бессоюзного сложного предложения. 1. Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Гр.) 2. Внезапные надрывающие грудь рыдания не дали ей докончить речи — она пова- 144 § 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении лилась на траву и горько, горько заплакала. (Т.) 3. Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. (Пауст.) 4. Наши руки пахнут дымом и брусникой — этот запах не исчезает неделями. (Пауст.) 5. Надежды мои не сбылись вполне — я не застал их одних. (Дост.) 6. В лесах, степях, горах ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. (Пришв.) 7. Игнат спустил курок — ружьё дало осечку. (Ч.) 8. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Поел.) 9. Пашню пашут — руками не машут. (Поел.) 10. В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек. (Пауст.) 463. Спишите сложные предложения (сложные синтаксические конструкции) с бессоюзной и сочинительной связью. Выделите грамматические основы и составьте схемы выписанных предложений. 1. Турбин избегал попадать на такие вечера его усаживали за карты а он не любил проигрываться. (Бун.) 2. Свободен я уже не трачу ни дня ни ночи ни стихов за милый взгляд за пару слов мне подаренных наудачу в часы бездушных вечеров. (Яз.) 3. Небо над мшарами стало бесцветным потом серая стена похожая на дым медленно наползла с востока. (Пауст.) 4. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь луна подымается в настороженной тишине. (Пауст.) 5. На срубе лежал иней ведро обжигало пальцы ледяные звёзды стояли над безмолвным и чёрным краем и только в доме Пожалостина тускло светилось окошко дочь его читала до рассвета. (Пауст.) 6. Русло сузилось затравенело чистые пески затянуло дурнишником и жёстким белокопытником объявилось много незнакомых мелей и кос. (Нос.) 7. Пётр Петрович в длиннополом чёрном сюртуке посмеивался в татарские усики такая у него была привычка. (А.Н. Т.) 8. Это известие меня очень обрадовало оно давало мне право печатать эти записки и я воспользовался случаем поставить своё имя над чужим произведением. (Л.) 9. Высовываю голову в окно свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб. (В. К.) 10. Однажды я как-то долго замешкался в поле дичи попадалось порядочно и день вышел такой для охоты хороший с самого утра тихий серый словно весь проникнутый вечером. (Т.) 11. Всё небо было испещрено звёздами таинственно струилось с вышины их голубое мягкое мерцание они казалось с тихим вниманием глядели на далёкую землю. (Т.) 1. Найдите в выписанных предложениях возвратные глаголы, выполните их морфемный разбор. 2. Найдите в предложениях метафоры, подчеркните их. 145 Синтаксис и пунктуация ЛИТ 464. Спишите отрывок из повествований в рассказах «Царь- рыба». Выделите грамматические основы. Составьте схемы сложных предложений с бессоюзной связью. Доводилось мне бывать на Енисее. Случались счастливые часы и ночи у костра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов, до дна пробитой золотыми каплями звёзд; слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неторопливые рассказы людей у костра на природе, по-особенному открытых. В такие минуты остаёшься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то, довериться всему, что есть вокруг. Уснёшь легко, крепко и, засыпая до первого луча, до пробного птичьего перебора у летней воды, с вечера хранящей парное тепло, улыбнёшься давно забытому чувству — так вот вольно было тебе, когда ты никакими ещё воспоминаниями не нагрузил память. Но так уж устроен человек: пока он жив — растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать, не отделить ни боль его, ни радость от своей боли, от своей радости. (В. Астафьев) 1. Подчеркните обособленные распространённые определения. 2. Укажите в последнем предложении союзы, охарактеризуйте их постоянные признаки. 3. Определите стилистическую окраску выделенных слов. 4. Какие типы речи представлены в отрывке? Назовите их, приведите примеры.
465. Подберите пять — семь пословиц, которые по структуре представляют собой сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания в них. 466. Лингвистическое исследование. Из изучаемых вами произведений художественной литературы подберите бессоюзные сложные предложения, соответствующие данным схемам. 3. 4. 146 § 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Понаблюдайте, как интонация помогает различать смысловые отношения в таких предложениях. 467. Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в синонимичные 1. В камень стрелять — только стрелы терять. 2. Гром не грянет, мужик не перекрестится. 3. Кончил дело — гуляй смело. 4. Назвался груздем — полезай в кузов. 5. Нос вытащит — хвост увязит, хвост вытащит — нос увязит. {Поел.) 6. Гость на порог — счастье в дом. 7. Будет день — будет пища. 468. Замените бессоюзные сложные предложения союзными; объясни 1. Литвинов заглянул в карету: в ней сидел человек средних лет, с сморщенным и надменным лицом, греческим носом и злыми губами, закутанный в соболью шубу. (Т.) 2. Я выхожу из болота на жнивьё и чувствую страшную боль в ноге: жнивьё впилось в мои раны. (Пришв.) 3. Смотрю: будто двинулся вперёд. (Пришв.) 4. Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. (Пришв.) 5. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате. (Пришв.) 6. Глянул дед да так и обмер: все деревенские свиньи на его же полосе картошку копают, с полдесятины овцы положили овса, кони от слепней в рожь забрались — высокая рожь, только головы конские видны. (Пришв.) 7. Моё одинокое путешествие превратилось в охотничью экспедицию, материалы рекой потекли в мои записные книжки. (Пришв.) 8. Постучись кулачком — я открою. Я тебе открывала всегда. (Ахм.) 9. Трудно дело птицелова: заучи повадки птичьи, помни время перелётов, разным посвистом свисти. (Багр.) 10. Терзай меня — не изменюсь в лице. (Тарк.) ЛИТ 469. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Отрочество». Объясните случаи постановки точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Дайте схемы этих предложений. До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небо- 147 Синтаксис и пунктуация склон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце, вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи; шумят и вертятся макушки больших берёз, начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки как будто с намерением остановить нас реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрёпанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который, как будто поднимаясь всё выше и выше, шире и шире по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! как много поэзии в этой простонародной мысли! 1. Определите тему и основную мысль текста. 2. К какому типу речи можно отнести текст? Приведите доказательства. 3. Какие признаки текста указывают на его принадлежность к языку художественной литературы? Назовите средства художественной выразительности, использованные в тексте. 4. Выполните морфологический разбор выделенных слов. 5. Найдите и выпишите из текста по два слова, образованные: 1) суффиксальным способом; 2) приставочным способом; 3) приставочно-суффик-сальным способом. Готовимся к ЕГЭ 1. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, разделяющие части сложного бессоюзного предложения? В этой бездонной лазури (1) В сумерках близкой весны (2) 148 § 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Плакали зимние бури (3) Реяли звёздные сны. {Л. Б.) 1)1 2)2 3)3 4)1,2 2. На месте каких цифр в предложении должны стоять знаки препинания, Доцветали разноцветные махровые гвоздики (1) а также левкой — наполовину в цветах (2) а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой (3) розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы (4) но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. (Купр.) 1)1 2)2 3)3 4)4 3. Укажите вариант ответа, где правильно указаны цифры, на месте которых У меня сегодня много дела (1) Надо память до конца убить (2) Надо, чтоб душа окаменела (3) Надо снова научиться жить. (Ахм.) 4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по реке на две стороны (1) опять запылала по земле и деревьям зелень (2) пролились первые дожди (3) прилетели стрижи и ласточки (4)и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. (Расп.) 1)1 2)2 3)3 4)4 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Надо бы маму предупредить: Петя здесь. (Ч.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время 149 Синтаксис и пунктуация 6. Объясните постановку двоеточия в данном предложении. Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах... (Бун.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время 7. Почему в данном предложении ставится двоеточие? Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приёмы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д. (Купр.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время 8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, — окнами с перламутровыми от дождя и солнца стёклами. (Бун.) 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.015 с.) |