Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык художественной литературы является одним из функциональных стилей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Художественная литература как вид искус ства выполняет особую эстетическую функцию. 201 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Для научного стиля характерны отвлечённость и обобщённость описываемого явления, логико-понятийная абстракция значения, логически последовательный характер изложения, терминологич-ность, стремление к объективной оценке явления, к полноте выражения, регламентированность нормативных языковых средств. Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, конспект, аннотация и др. Разновидностями научного стиля являются собственно научный, учебно-научный и научно-популярный стили. Последний находит воплощение в очерке, научной статье, книге, предназначенной для широкого круга читателей. Специфику научного стиля — стиля научного изложения — легко обнаружить, если сопоставить разные описания одного и того же предмета в зависимости от целей высказывания. Ср.: 1. Камбалы, камбалообразные — отряд рыб, близких к окунеобраз 2. Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом 202 § 112. Научный стиль | В обоих отрывках дано описание, но цели описания различны,
отсюда разная манера и абсолютно разный отбор языковых | гических данных (размеры от 7 см до 4,5 м, указание разновидно- I стей камбалообразных) предмет описания является абстрактным, 1 это обобщённые знания о камбалообразных рыбах. Наоборот, 1 во втором отрывке при всей обобщённости (форма мн. ч.) описа- I ние вызывает представление не о камбале вообще, а конкретно- | видимый образ (зрительное описание, зрительное восприятие). 1 Эта «видимость» достигается различными приёмами, прежде всего I сравнениями (напоминает детский рисунок углем на заборе: голова % в профиль, но с двумя глазами и др.). 511. Прочитайте тексты. Сравните их. Что в них общего и чем они различаются? Определите жанры, выделите стилевые особенности (лексические, морфологические, синтаксические). Докажите, что эти тексты относятся к разным разновидностям научного стиля. К каким? 1.Н20. Ни одна другая субстанция на Земле не имеет такого значения. Она плещется, течёт, волнуется, блестит под Луной и сияет при свете Солнца, она отражает любой образ, не делая различий между большим и малым, красивым и некрасивым, падает алмазной горой со скал и смирно пребывает в стакане, она снаружи и внутри, всюду, где есть жизнь; и сама жизнь есть и может быть только там, где есть она. Она бушует, кипит и способна смыть город. Она никогда не покидает нас — ни на минуту. Она повсюду — в пределах досягаемости каждого, кто сейчас читает статью... Она везде. И мы её почти не замечаем. Печальные слова, начинающиеся с отчаянной приставки «без-», говорят о проблемах социальных, то есть тягостных, но не абсолютных: безденежье, безработица, бездомный, бездорожье. А «безводный» — это уже что-то из школьного курса географии, это где-то «там», не здесь, и представить себе этот эпитет приложенным к нашей собственной жизни, к нашему собственному быту и телу — практически невозможно. Нет воды — нет и жизни, нет и быта, да, собственно, практически нет уже и тела. (Из журнала «GEO») 2. Вода, окись водорода, Н20, простейшее устойчивое в обычных условиях химическое соединение водорода с кислородом (11,19 % водорода и 88,81 % кислорода по массе); бесцветная жидкость без запаха и вкуса (в толстых слоях имеет голубоватый цвет). Воде принадлежит 203 Стилистика важнейшая роль в геологической истории Земли и возникновении жизни, в формировании физической и химической среды, климата и погоды на нашей планете. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода — обязательный компонент практически всех технологических процессов — как сельскохозяйственного, так и промышленного производства. (Из «Большой советской энциклопедии») а, 512. Приведите примеры терминов из разных областей знаний с их __1 объяснением, используя интернет-источник http://www.glossary.ru/. Выделите общеупотребительные и специальные термины. 513. Прочитайте текст из школьного учебника. Выявите типичные при В настоящее время описано более 600 тыс. растений и не менее 2,5 млн видов животных, около 100 тыс. видов грибов и более 8 тыс. прокариот, а также до 800 видов вирусов. Исходя из соотношения описанных и не определённых пока современных видов живых организмов, учёные делают предположение о том, что современная фауна и флора представлена около 4,5 млн видов организмов. Кроме того, используя палеонтологические и некоторые другие данные, исследователи подсчитали, что за всю историю Земли на ней обитало не меньше 1 млрд видов живых организмов. 514. Прочитайте текст из учебника по истории для старшей школы. Широчайшее распространение в Европе получила алхимия, которая развивалась при поддержке духовных и светских владык. Со времён Древнего мира существовали представления, что, обладая знаниями свойств металлов и минералов, можно создать искусственное золото, неотличимое от настоящего, изготовить эликсир, обеспечивающий бессмертие. Согласно преданиям, этими тайными знаниями владели жрецы Древнего Египта, властители Древних Китая, Индии, Ассирии. Порой их знание объявлялось неугодным богам. Так, император Рима 204 § 112. Научный стиль Диоклетиан в 296 г. приказал уничтожить все древнеегипетские папирусы, повествующие о секрете создания золота. Арабские завоеватели уничтожили Александрийскую библиотеку, так как считали, что хранящиеся в ней древние знания были получены с помощью запретной чёрной магии. Однако именно арабские учёные начали исследования в области алхимии. Наибольшей известностью из них пользовался Ибн Сина (в Европе его знали как Авиценну, 980—1037), труды которого воспринимались как непререкаемая истина более 500 лет. И хотя адептам алхимии (А. Больштедт, Р. Лулл, Парацельс и др.) не удалось достичь желаемых результатов, многочисленные эксперименты значительно расширили знания о свойствах кислот, щелочей, солей, химических реакциях и физических процессах, которые стали фундаментом современной науки. В лабораториях алхимиков было вновь изобретено мыло (известное ранее в Древнем мире), скипидар, олифа, эфирные масла. 515. Найдите в школьных учебниках по естественно-научным дисциплинам пример текста научного стиля. Проанализируйте его, выявите характерные признаки (логичность, отвлечённость, объективность, точность), лексические, морфологические и синтаксические особенности, выпишите термины. 516. Прочитайте отрывок из статьи. Определите тип и стиль речи текста. И если условия среды меняются, то животные определённым образом реагируют на это и принимают дополнительные меры. Так, человек заметил, что за несколько часов до резкого похолодания воробьи начинают усиленно утеплять свои жилища. Вороны, сороки забираются под крыши, прячут голову под крыло. Куры рано садятся на насест и стараются залезть повыше. Гусь поджимает лапу, прячет нос под крыло. Поза спящей домашней кошки тоже зависит от окружающей температуры, если холодно — кошка свёртывается в «клубок». А некоторые животные и насекомые при низкой температуре впадают в спячку, но случись оттепель — и они просыпаются: появятся на снегу паучки, клопики, снеговые блохи, комарики, лед-ничники, оживляются воробьи, весело начинают чирикать снегири, и с громким криком затевают «игры» вороны и галки. О перемене погоды вас предупредит домовой паук. Если к вечеру он начнёт спускаться по паутине — значит быть оттепели. (3. Воронцова) 205 Стилистика 1. Какое предложение должно быть первым в этом тексте? а) Температурное чувство живых организмов служит им не для ориента б) Растения и животные, насекомые и птицы могут служить человеку жи 2. Сформулируйте основную мысль текста. 3. Определите способ и средства связи предложений в тексте. 517. Лингвистическое наблюдение. Проанализируйте один из энциклопедических словарей (БСЭ, МСЭ, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, школьные энциклопедии по разным предметам и др.): назначение энциклопедии, структуру словарной статьи, навигацию, иллюстративное наполнение, использованные источники информации. Какова структура словаря? Какие сведения даются о том или ином термине? Познакомьте одноклассников с результатами ваших наблюдений. Виды переработки информации План — последовательное указание основных структурных частей текста. Прежде чем составить план, следует разделить текст на микротемы, определить его тему и основную мысль. Планы бывают простыми и сложными. Простой план отображается тезисно по пунктам с помощью назывных предложений. Сложный план подробно раскрывает содержание каждого абзаца, включая в себя пункты и подпункты. Правила составления плана: 1) прочитайте текст; 2) разделите текст на абзацы, при составлении сложного плана разделите абзац на структурные части; 3) последовательно озаглавьте каждый абзац, при составлении сложного плана озаглавьте структурные части абзаца; 4) запишите план на основе переработанного материала. Тезис — сжатое содержание положения текста. Тезисы бывают первичными и вторичными. Первичные тезисы являются оригинальным текстом, составляющимся для научных конференций, заседаний и пр. Такие тезисы имеют строгую композицию: 1) преамбула — актуальность работы; 2) тезисное изложение — основное содержание работы; 3) заключительный тезис — вывод. Вторичные тезисы составляются на основе текста и предста- 206 § 112. Научный стиль 1 вляют собой его переработку. Вторичный тезис включает в себя те-| му (о чём говорится в тексте) и основную мысль (что говорит автор I текста) и, как правило, требует дальнейшего доказательства. I Конспект— сокращённая запись содержания текста, лек- I ции и др. Конспект строится на основе плана и тезисов и предста- 1 вляет собой «вторичный» текст, дополненный аргументами и вы- 1 водами, но изложенный в сокращённом виде. 1 Правила составления конспекта: 1 1) прочитайте текст; I 2) определите тему и основную мысль текста; I 3) разделите текст на микротемы, назовите их; I 4) составьте основные тезисы каждой микротемы; I 5) дополните тезисы фактическим материалом (примеры, аргу- I менты, доказательства, выводы); I 6) запишите конспект на основе переработанного материала. 1 Реферат— краткое изложение содержания текста (несколь- | ких текстов) научных работ, статей, книг и др. Основное назначе-1 ние реферата — донести до слушателя (читателя) основное содер-I жание текста. Реферат состоит из следующих композиционных I элементов: 1) введения; 2) основной части; 3) заключения; 4) спис-I ка используемой литературы. Во введении излагают тему, предмет, I актуальность, цель и задачи реферата. В основной части формули-1 руется главная мысль работы, её содержание в зависимости от це-I ли и задач. В заключении подводится итог работы, формул ируют-1 ся выводы — сжато обобщается материал основной части.
Правила составления реферата: 1) сформулируйте тему, цель и задачи реферата; 2) подберите материал (список литературы) для реферирования; 3) разработайте план реферата; 4) выделите тезисы реферируемого материала, дополненные
Аннотация — краткая характеристика статьи, книги. В ан-
нотации указывают прежде всего автора, адресата, тему работы, отражают значимые и актуальные черты работы, излагают структуру работы и раскрывают её содержание. Стилистика 518. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи. Составьте про ТАЙНЫ САХАРЫ В 1933 г. Лео Фробениус, знаменитый немецкий исследователь Африки, во время одной из своих экспедиций обнаружил в Ливии, на скалах Феццана в сердце безводной пустыни Сахара, изображения быков, слонов, страусов, львов, антилоп, коз, носорогов и даже бегемотов. На протяжении 60 км по обеим сторонам высохшего русла древней реки (Вади) на тёмно-оранжевых потрескавшихся скалах тянулись рельефные, написанные красной охрой или белой глиной картины. Возраст изображений точно не был известен, но всё говорило учёному о том, что Сахара не всегда была безжизненным краем. Как подтвердили дальнейшие исследования, ещё в период палеолита, т. е. 10—12 тысяч лет назад, когда человек впервые появился в Северной Африке, климат здесь был значительно более влажным. Сахара представляла собой не пустыню, а африканскую степь-саванну. Охота была основным источником существования древнего человека. Верблюдов в Сахаре тогда ещё не было, они появились намного позднее, но зато в реках, которые текли на месте нынешних вади, жили крокодилы. Последние представители этих пресмыкающихся обитают ныне в одном небольшом водоёме в Хоггаре на краю пустыни. Затем, около 5—7 тысяч лет назад, началась засуха, земля Сахары всё больше теряла влагу, высыхали травы. Постепенно Сахару стали покидать травоядные животные, за ними потянулись хищники. Животным пришлось отступить в далёкие леса и саванны Центральной Африки, где все эти представители так называемой эфиопской фауны обитают и поныне. За животными из Сахары ушли почти все люди, и лишь единицы оказались в состоянии выжить там, где ещё оставалось немного воды. Они стали кочевниками. (Я. Непомнящий «100 великих загадок истории») 519. Прочитайте текст из сборника Д. Лихачёва «Письма о добром и ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ О ВОСПИТАННОСТИ Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя. 208 § 112. Научный стиль Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями. Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких — он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей. Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп. Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе. Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях. Но умная женщина легко поймёт, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были 209 Стилистика наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины... Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. В чём же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к 210 § 112. Научный стиль природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить. 520. Составьте конспект критической статьи об изучаемом вами на дан 521. Вспомните, какой последний реферат вы готовили по какому-либо учебному предмету. Прочитайте его. Проанализируйте композицию и языковые средства, которые вы использовали при его написании. Как вы считаете, нужно ли его доработать (отредактировать, дополнить новыми сведениями)? 522. Подготовьте реферат на самостоятельно подобранную лингвистическую тему, опираясь на правила его составления. 523. Прочитайте аннотации и сравните их структурные части. Сколько частей в аннотации? Какие сведения содержатся в каждой части? Каких сведений вам, как читателю, недостаточно? Что, по вашему мнению, следует добавить в текст данных аннотаций? I. Русева Любовь Викторовна России верные сыны. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2009. — 544 с: ил. — (История в лицах). История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и военачальников, политиков и деятелей культуры, дипломатов и купцов, врачей и промышленников, полицейских и священников... Некоторые персонажи хорошо известны читателю, но в этой книге их биографии рассматриваются в необычном ракурсе. Знакомство с неординарными личностями вызывает гордость за наше Отечество, вселяет оптимизм и веру в будущее России. II. Трушкин Михаил Данилович А.К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы / М.Д. Трушкин. — М.: Руссюй м1ръ, 2009. — 656 с: ил. — (Русская провинция). 211 Стилистика Настоящее издание о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, драматурга и прозаика Алексея Константиновича Толстого (1817—1875), автора популярного исторического романа «Князь Серебряный», лирических стихотворений, одного из создателей знаменитого Козьмы Пруткова, талантливых драматических произведений. В книге граф Толстой предстаёт в живом общении со своими выдающимися современниками: И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.А. Фетом, императором Александром II, композитором Ф. Листом, славянофилами братьями К.С. и И.С. Аксаковыми, А.С. Хомяковым, другими видными деятелями русской и зарубежной культуры. Живописным фоном всему повествованию служит русская провинциальная усадьба — усадьба Красный Рог, Погорельцы и Пустынька, где поэт был по-настоящему счастлив. Не обойдена в книге тема личной жизни поэта, а также жизни видных деятелей русской культуры из родственного ему окружения: графов Разумовских, графов Толстых, Перовских и Жемчужниковых. Книга «А. К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы» предназначена тем, кто любит Россию и не безразличен к её отеческим корням. 524. Напишите две аннотации: на свой учебник по математике и литературе. Будут ли различаться эти тексты? Чем? Почему? 525. Составьте аннотацию на недавно вами прочитанную книгу. Используйте речевые клише типа «В книге говорится (рассказывается, повествуется)...» или «Эта книга о том, как...», «В ней поднимаются (излагаются) вопросы (проблемы)...», «Книга представит (вызовет) интерес (заинтересует)...», «Книга поможет...» и т. д.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.013 с.) |