Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык художественной литературы является одним из функциональных стилей.

Поиск

Художественная литература как вид искус­ ства выполняет особую эстетическую функцию.

201


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Для научного стиля характерны отвлечённость и обобщённость описываемого явления, логико-понятийная абстракция значения, логически последовательный характер изложения, терминологич-ность, стремление к объективной оценке явления, к полноте выра­жения, регламентированность нормативных языковых средств. На­учный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Ос­новными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, конспект, аннотация и др. Разновидностями научного стиля являются собственно научный, учебно-научный и научно-популярный стили. Последний находит воплощение в очерке, научной статье, книге, предназначенной для широкого круга чита­телей.

Специфику научного стиля — стиля научного изложения — лег­ко обнаружить, если сопоставить разные описания одного и того же предмета в зависимости от целей высказывания. Ср.:

1. Камбалы, камбалообразные — отряд рыб, близких к окунеобраз­
ным, отличаются от последних строением черепа во взрослом состо­
янии, в связи с чем глаза находятся на одной стороне. Тело сильно
сжато с боков, у большей части камбал — широкое и относительно
короткое. <...> Размеры камбал весьма различны: от 7 см (черномор­
ская камбала) до 4,5 м (беломорский палтус). Камбалы — преиму­
щественно морские рыбы, ведущие во взрослом состоянии донный
образ жизни... (БСЭ. 2-е изд. Т. 19. 1953. С. 477)

2. Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом
дне тихих будочек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой
кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ра­
кушки. Оба глаза помещаются у них сверху, почему камбала и на­
поминает детский рисунок углем на заборе: голова в профиль,
но с двумя глазами. Правда, брюхо у камбалы воскового, порося­
чьего цвета, но ведь брюхо-то это рыба никогда не показывает,
а всегда лежит на дне, плотно прижавшись к песку. (В. Катаев
«Белеет парус одинокий»)

202


§ 112. Научный стиль

|   В обоих отрывках дано описание, но цели описания различны,

!

отсюда разная манера и абсолютно разный отбор языковых
средств. В первом отрывке описание логико-понятийное, во вто­
ром — художественно-образное. При всей конкретности фактоло-

| гических данных (размеры от 7 см до 4,5 м, указание разновидно-

I стей камбалообразных) предмет описания является абстрактным,

1 это обобщённые знания о камбалообразных рыбах. Наоборот,

1 во втором отрывке при всей обобщённости (форма мн. ч.) описа-

I ние вызывает представление не о камбале вообще, а конкретно-

|  видимый образ (зрительное описание, зрительное восприятие).

1 Эта «видимость» достигается различными приёмами, прежде всего

I сравнениями (напоминает детский рисунок углем на заборе: голова

%                                            в профиль, но с двумя глазами и др.).

511. Прочитайте тексты. Сравните их. Что в них общего и чем они разли­чаются? Определите жанры, выделите стилевые особенности (лексические, морфологические, синтаксические). Докажите, что эти тексты относятся к разным разновидностям научного стиля. К каким?

1.Н20.

Ни одна другая субстанция на Земле не имеет такого значения.

Она плещется, течёт, волнуется, блестит под Луной и сияет при све­те Солнца, она отражает любой образ, не делая различий между боль­шим и малым, красивым и некрасивым, падает алмазной горой со скал и смирно пребывает в стакане, она снаружи и внутри, всюду, где есть жизнь; и сама жизнь есть и может быть только там, где есть она. Она бушует, кипит и способна смыть город. Она никогда не покидает нас — ни на минуту. Она повсюду — в пределах досягаемости каждого, кто сейчас читает статью...

Она везде. И мы её почти не замечаем. Печальные слова, начинаю­щиеся с отчаянной приставки «без-», говорят о проблемах социаль­ных, то есть тягостных, но не абсолютных: безденежье, безработица, бездомный, бездорожье. А «безводный» — это уже что-то из школьно­го курса географии, это где-то «там», не здесь, и представить себе этот эпитет приложенным к нашей собственной жизни, к нашему соб­ственному быту и телу — практически невозможно. Нет воды — нет и жизни, нет и быта, да, собственно, практически нет уже и тела.

(Из журнала «GEO»)

2. Вода, окись водорода, Н20, простейшее устойчивое в обычных условиях химическое соединение водорода с кислородом (11,19 % во­дорода и 88,81 % кислорода по массе); бесцветная жидкость без запаха и вкуса (в толстых слоях имеет голубоватый цвет). Воде принадлежит

203


Стилистика

важнейшая роль в геологической истории Земли и возникновении жизни, в формировании физической и химической среды, климата и погоды на нашей планете. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода — обязательный компонент практически всех техно­логических процессов — как сельскохозяйственного, так и промы­шленного производства.

(Из «Большой советской энциклопедии»)

а, 512. Приведите примеры терминов из разных областей знаний с их __1 объяснением, используя интернет-источник http://www.glossary.ru/. Вы­делите общеупотребительные и специальные термины.

513. Прочитайте текст из школьного учебника. Выявите типичные при­
знаки научного стиля: а) термины (к какой области знаний относятся), наиме­
нование единиц измерения; б) преобладающие части речи; в) синтаксические
конструкции (тип сложного предложения, чем осложнено простое в составе
сложного) и т. д. Сделайте вывод.

В настоящее время описано более 600 тыс. растений и не менее 2,5 млн видов животных, около 100 тыс. видов грибов и более 8 тыс. прокариот, а также до 800 видов вирусов. Исходя из соотношения опи­санных и не определённых пока современных видов живых организ­мов, учёные делают предположение о том, что современная фауна и флора представлена около 4,5 млн видов организмов. Кроме того, ис­пользуя палеонтологические и некоторые другие данные, исследовате­ли подсчитали, что за всю историю Земли на ней обитало не меньше 1 млрд видов живых организмов.

514. Прочитайте текст из учебника по истории для старшей школы.
Объясните значение выделенных словосочетаний? Можно ли отнести текст к
научному стилю речи? Аргументируйте свой ответ. Выпишите термины.
К какой области знаний они относятся?

Широчайшее распространение в Европе получила алхимия, кото­рая развивалась при поддержке духовных и светских владык. Со вре­мён Древнего мира существовали представления, что, обладая зна­ниями свойств металлов и минералов, можно создать искусственное золото, неотличимое от настоящего, изготовить эликсир, обеспечи­вающий бессмертие.

Согласно преданиям, этими тайными знаниями владели жрецы Древнего Египта, властители Древних Китая, Индии, Ассирии. По­рой их знание объявлялось неугодным богам. Так, император Рима

204


§ 112. Научный стиль

Диоклетиан в 296 г. приказал уничтожить все древнеегипетские папи­русы, повествующие о секрете создания золота. Арабские завоевате­ли уничтожили Александрийскую библиотеку, так как считали, что хранящиеся в ней древние знания были получены с помощью запрет­ной чёрной магии. Однако именно арабские учёные начали исследо­вания в области алхимии. Наибольшей известностью из них пользо­вался Ибн Сина (в Европе его знали как Авиценну, 980—1037), труды которого воспринимались как непререкаемая истина более 500 лет.

И хотя адептам алхимии (А. Больштедт, Р. Лулл, Парацельс и др.) не удалось достичь желаемых результатов, многочисленные экспери­менты значительно расширили знания о свойствах кислот, щелочей, солей, химических реакциях и физических процессах, которые стали фундаментом современной науки. В лабораториях алхимиков было вновь изобретено мыло (известное ранее в Древнем мире), скипидар, олифа, эфирные масла.

515. Найдите в школьных учебниках по естественно-научным дисци­плинам пример текста научного стиля. Проанализируйте его, выявите харак­терные признаки (логичность, отвлечённость, объективность, точность), лексические, морфологические и синтаксические особенности, выпишите термины.

516. Прочитайте отрывок из статьи. Определите тип и стиль речи текста.

И если условия среды меняются, то животные определённым об­разом реагируют на это и принимают дополнительные меры.

Так, человек заметил, что за несколько часов до резкого похолода­ния воробьи начинают усиленно утеплять свои жилища. Вороны, со­роки забираются под крыши, прячут голову под крыло. Куры рано са­дятся на насест и стараются залезть повыше. Гусь поджимает лапу, прячет нос под крыло. Поза спящей домашней кошки тоже зависит от окружающей температуры, если холодно — кошка свёртывается в «клубок». А некоторые животные и насекомые при низкой темпера­туре впадают в спячку, но случись оттепель — и они просыпаются: появятся на снегу паучки, клопики, снеговые блохи, комарики, лед-ничники, оживляются воробьи, весело начинают чирикать снегири, и с громким криком затевают «игры» вороны и галки. О перемене по­годы вас предупредит домовой паук. Если к вечеру он начнёт спуска­ться по паутине — значит быть оттепели.

(3. Воронцова)

205


Стилистика

1. Какое предложение должно быть первым в этом тексте?

а) Температурное чувство живых организмов служит им не для ориента­
ции или обнаружения пищи, а для обеспечения благополучной жизнедея­
тельности — постоянно поддерживать оптимальную температуру тела живот­
ного.

б) Растения и животные, насекомые и птицы могут служить человеку жи­
выми барометрами, подсказывающими приближение ненастной погоды.

2. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Определите способ и средства связи предложений в тексте.

517. Лингвистическое наблюдение. Проанализируйте один из энцикло­педических словарей (БСЭ, МСЭ, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, школьные энциклопедии по разным предметам и др.): назначение энциклопедии, структуру словарной статьи, навигацию, иллюстративное на­полнение, использованные источники информации. Какова структура сло­варя? Какие сведения даются о том или ином термине? Познакомьте одно­классников с результатами ваших наблюдений.

Виды переработки информации

План — последовательное указание основных структурных частей текста. Прежде чем составить план, следует разделить текст на микротемы, определить его тему и основную мысль. Планы бы­вают простыми и сложными. Простой план отображается тезис­но по пунктам с помощью назывных предложений. Сложный план подробно раскрывает содержание каждого абзаца, включая в себя пункты и подпункты.

Правила составления плана:

1) прочитайте текст;

2) разделите текст на абзацы, при составлении сложного плана разделите абзац на структурные части;

3) последовательно озаглавьте каждый абзац, при составлении сложного плана озаглавьте структурные части абзаца;

4) запишите план на основе переработанного материала.

Тезис — сжатое содержание положения текста. Тезисы быва­ют первичными и вторичными. Первичные тезисы являются оригинальным текстом, составляющимся для научных конферен­ций, заседаний и пр. Такие тезисы имеют строгую композицию: 1) преамбула — актуальность работы; 2) тезисное изложение — ос­новное содержание работы; 3) заключительный тезис — вывод. Вторичные тезисы составляются на основе текста и предста-

206


§ 112. Научный стиль


1 вляют собой его переработку. Вторичный тезис включает в себя те-| му (о чём говорится в тексте) и основную мысль (что говорит автор I текста) и, как правило, требует дальнейшего доказательства.

I    Конспект— сокращённая запись содержания текста, лек-

I ции и др. Конспект строится на основе плана и тезисов и предста-

1 вляет собой «вторичный» текст, дополненный аргументами и вы-

1 водами, но изложенный в сокращённом виде.

1   Правила составления конспекта:

1    1) прочитайте текст;

I    2) определите тему и основную мысль текста;

I    3) разделите текст на микротемы, назовите их;

I    4) составьте основные тезисы каждой микротемы;

I    5) дополните тезисы фактическим материалом (примеры, аргу-

I менты, доказательства, выводы);

I    6) запишите конспект на основе переработанного материала.

1   Реферат— краткое изложение содержания текста (несколь-

| ких текстов) научных работ, статей, книг и др. Основное назначе-1 ние реферата — донести до слушателя (читателя) основное содер-I жание текста. Реферат состоит из следующих композиционных I элементов: 1) введения; 2) основной части; 3) заключения; 4) спис-I ка используемой литературы. Во введении излагают тему, предмет, I актуальность, цель и задачи реферата. В основной части формули-1 руется главная мысль работы, её содержание в зависимости от це-I ли и задач. В заключении подводится итог работы, формул ируют-1 ся выводы — сжато обобщается материал основной части.

i

     Правила составления реферата:

1) сформулируйте тему, цель и задачи реферата; 2) подберите материал (список литературы) для реферирова­ния; 3) разработайте план реферата;

4) выделите тезисы реферируемого материала, дополненные
фактическим материалом, последовательным изложением содер­
жания;
I    5) напишите реферат.

I

     Аннотация — краткая характеристика статьи, книги. В ан-

207

нотации указывают прежде всего автора, адресата, тему работы, отражают значимые и актуальные черты работы, излагают структу­ру работы и раскрывают её содержание.


Стилистика

518. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи. Составьте про­
стой план.

ТАЙНЫ САХАРЫ

В 1933 г. Лео Фробениус, знаменитый немецкий исследователь Африки, во время одной из своих экспедиций обнаружил в Ливии, на скалах Феццана в сердце безводной пустыни Сахара, изображения быков, слонов, страусов, львов, антилоп, коз, носорогов и даже беге­мотов. На протяжении 60 км по обеим сторонам высохшего русла древней реки (Вади) на тёмно-оранжевых потрескавшихся скалах тя­нулись рельефные, написанные красной охрой или белой глиной картины. Возраст изображений точно не был известен, но всё гово­рило учёному о том, что Сахара не всегда была безжизненным краем.

Как подтвердили дальнейшие исследования, ещё в период палео­лита, т. е. 10—12 тысяч лет назад, когда человек впервые появился в Северной Африке, климат здесь был значительно более влажным. Сахара представляла собой не пустыню, а африканскую степь-саван­ну. Охота была основным источником существования древнего чело­века. Верблюдов в Сахаре тогда ещё не было, они появились намно­го позднее, но зато в реках, которые текли на месте нынешних вади, жили крокодилы. Последние представители этих пресмыкающихся обитают ныне в одном небольшом водоёме в Хоггаре на краю пусты­ни.

Затем, около 5—7 тысяч лет назад, началась засуха, земля Сахары всё больше теряла влагу, высыхали травы. Постепенно Сахару стали покидать травоядные животные, за ними потянулись хищники. Жи­вотным пришлось отступить в далёкие леса и саванны Центральной Африки, где все эти представители так называемой эфиопской фау­ны обитают и поныне. За животными из Сахары ушли почти все лю­ди, и лишь единицы оказались в состоянии выжить там, где ещё оста­валось немного воды. Они стали кочевниками.

(Я. Непомнящий «100 великих загадок истории»)

519. Прочитайте текст из сборника Д. Лихачёва «Письма о добром и
прекрасном». Определите его тему и основную мысль. Укажите тип и стиль
речи текста, обоснуйте свой ответ. Составьте тезисный план, выделяя и нуме­
руя каждое положение (утверждение) автора.

ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ О ВОСПИТАННОСТИ Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и... у самого себя.

208


§ 112. Научный стиль

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими род­ными.

Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую жен­щину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не помо­жет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких — он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает по­мощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помо­щи, — он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко раз­говаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это бу­дут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никог­да не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с дру­гими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со стар­шим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — гово­рит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важ­ничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях.

Но умная женщина легко поймёт, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей при­родой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей пер­венство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были

209


Стилистика

наделены большим чувством такта и большей природной вежливо­стью, чем мужчины...

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со стар­шими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпа­ют из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хо­роших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Чело­век хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные по­ступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хо­рошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и краси­вее.

В чём же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведе­ния, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хо­рошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шу­ма не заткнёшь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. На­пример, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, гром­ко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки что­бы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо уто­млять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слу­шателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Ста­райтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубо­кий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к

210


§ 112. Научный стиль

природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходи­мость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

520. Составьте конспект критической статьи об изучаемом вами на дан­
ный момент художественном произведении для дальнейшего использования
его на уроке литературы и подготовки к школьному сочинению.

521. Вспомните, какой последний реферат вы готовили по какому-либо учебному предмету. Прочитайте его. Проанализируйте композицию и языковые средства, которые вы использовали при его написании. Как вы считаете, нужно ли его доработать (отредактировать, дополнить новыми сведениями)?

522. Подготовьте реферат на самостоятельно подобранную лингвисти­ческую тему, опираясь на правила его составления.

523. Прочитайте аннотации и сравните их структурные части. Сколько частей в аннотации? Какие сведения содержатся в каждой части? Каких све­дений вам, как читателю, недостаточно? Что, по вашему мнению, следует до­бавить в текст данных аннотаций?

I. Русева Любовь Викторовна

России верные сыны. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2009. — 544 с: ил. — (История в лицах).

История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и воена­чальников, политиков и деятелей культуры, дипломатов и купцов, врачей и промышленников, полицейских и священников... Некото­рые персонажи хорошо известны читателю, но в этой книге их био­графии рассматриваются в необычном ракурсе.

Знакомство с неординарными личностями вызывает гордость за наше Отечество, вселяет оптимизм и веру в будущее России.

II. Трушкин Михаил Данилович

А.К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы / М.Д. Труш­кин. — М.: Руссюй м1ръ, 2009. — 656 с: ил. — (Русская провинция).

211


Стилистика

Настоящее издание о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, драматурга и прозаика Алексея Константиновича Толстого (1817—1875), автора популярного исторического романа «Князь Се­ребряный», лирических стихотворений, одного из создателей знаме­нитого Козьмы Пруткова, талантливых драматических произведе­ний.

В книге граф Толстой предстаёт в живом общении со своими вы­дающимися современниками: И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.А. Фетом, императором Александром II, композитором Ф. Листом, славянофилами братьями К.С. и И.С. Аксаковыми, А.С. Хомяковым, другими видными деятелями русской и зарубежной культуры. Живо­писным фоном всему повествованию служит русская провинциаль­ная усадьба — усадьба Красный Рог, Погорельцы и Пустынька, где поэт был по-настоящему счастлив. Не обойдена в книге тема личной жизни поэта, а также жизни видных деятелей русской культуры из родственного ему окружения: графов Разумовских, графов Толстых, Перовских и Жемчужниковых.

Книга «А. К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы» пред­назначена тем, кто любит Россию и не безразличен к её отеческим корням.

524. Напишите две аннотации: на свой учебник по математике и лите­ратуре. Будут ли различаться эти тексты? Чем? Почему?

525. Составьте аннотацию на недавно вами прочитанную книгу. Ис­пользуйте речевые клише типа «В книге говорится (рассказывается, пове­ствуется)...» или «Эта книга о том, как...», «В ней поднимаются (излагаются) вопросы (проблемы)...», «Книга представит (вызовет) интерес (заинтересу­ет)...», «Книга поможет...» и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.013 с.)