В сложноподчинённом предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сложноподчинённом предложении



С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

I                                                                             Запятая ставится:

!   1) между однородными придаточными предложениями, не со-

I     единёнными сочинительными союзами, например: Он был из

I тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде

? опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья (К. Бальмонт);

: 2) между однородными придаточными, соединёнными повторя-

I ющимися сочинительными союзами, например: Матвейподроб-

* но рассказал и какие блюда он ел, и из чего эти блюда приготовлены; I     3) между придаточными предложениями с последовательным

* подчинением, например: Немножко далее речка, вероятно, сли-'    валась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от хол- ' ма по её течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда

подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса. (А. Чехов)

Запятая не ставится:

1)если однородные придаточные соединяются неповторяющи­мися соединительными или разделительными союзами, напри-

128


§ 97. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными


мер: Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка (К. Паустовский);

2) на стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза — то, так, но. Например: Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. (Л. Толстой) Однако запятая ставится, если вторая часть сложного подчинительного союза отсутствует. Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, по­шёл сильный дождь.

Точка с запятой ставится между однородными придаточными, ес­ли они сильно распространены или имеют внутри запятые, напри­мер: О чём же он думал? О том, что был он беден; что трудом он дол­ жен был себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег; что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка. (А. Пушкин)

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Порядок разбора

См. порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения с одним придаточным.

В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточ­ными различаются следующие виды подчинительной связи:

а) сложноподчинённое предложение с последовательным под­чинением:

1 > Одна из главных выгод охоты состоит в том, 2) что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, 3> что для человека незанятого весьма приятно. (И. Тургенев)

Вертикальная схема          Линейная схема

, что


[ — =], что (— =), что (=). что

б) сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением: увидел, 2^как звёзды стали туманиться и терять свою лучис­тость, 3) как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (А. Чехов)


5 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2


129


Синтаксис и пунктуация



, как


[ — =], как (— = и =), как (= —).


в) сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчи­нением:

^ Когда бричка проезжала мимо острога, ^ Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, и вспомнил, ^как неделю тому назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник. (А. Чехов)



когда,


Когда (— =), [ — = и =], как (— =).


г) сложноподчинённое предложение с подчинением смешанно­го типа:

!) Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, 2^то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, ^что, напротив, в С. очень хорошо, ^что в С. есть библио­ тека. театр, клуб. 5^что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи. 6)с которыми можно завести знакомства.

(А. Чехов)



, что


когда,


, с которыми


 


(Когда — =), то [ — =], что (=), что (= —, —, —), что (= О, О, О —), с которыми (=).

Образец разбора

V Когда экипаж въехал на двор, ^ господин был встречен трактир­ным слугою, живым и вертлявым до такой степени, 3 hmo нельзя было рассмотреть, ^какое у него было лицо. (Н. Гоголь)

130


§ 97. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными



 


Когда (— =), [— =], что (=), какое (= —).

» Предложение сложноподчинённое, повествовательное, не­
восклицательное, состоит из четырёх частей. Главное предложе-

I ние (2) и придаточные (1,3, 4). Придаточные предложения 1 и

» 3 связаны между собой неоднородным соподчинением, 3 и 4 —

? последовательным подчинением. Придаточное предложение 1 от-

! носится ко всему главному предложению и присоединяется с помо-

I щью союза когда, придаточное предложение 3 относится в главном

| предложении к словосочетанию до такой степени и присоединяет-

1 ся с помощью союза что, придаточное предложение 4 относится ко

| всему придаточному предложению 3, которое по отношению к не-

* му является главным, и присоединяется союзным словом какое.

* Придаточное 1 является обстоятельственным (времени), придаточ-I ное 3 является определительным, придаточное 4 — изъяснительным. I 1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное, | неосложнённое.

I      2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное,

i                                   осложнённое обособленным определением.

*   3-я часть: простое, односоставное (безличное), распространён-
I   ное, неосложнённое.

I      4-я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное,

|                                                                                неосложнённое.

452. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и распре­деляя предложения в таблицу, данную ниже.

1. Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (Пауст.) 2. Мальчики оделись и пошли в сто­ловую где пахло горячим хлебом сдобными лепёшками где от светло вычищенного самовара шёл такой пар до потолка что запотели окна. (А. Н. Г.) 3. Он хотел уверить себя что никакой опасности нет что от­сутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой слу­чайностью что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха. (Купр.) 4. На снежном обрыве где желтели пятна и полосы


5*


131


Синтаксис и пунктуация

от золы которую сегодня утром выгребли из печек двигались малень­кие фигурки. (А.Н. Т.) 5. Он рассказывает как жилось прежде здоро­во весело и интересно какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе. (Ч.) 6. По возвра­щении домой Пьеру казалось что он приехал из какого-то дальнего путешествия где он провёл десятки лет. (Л. Т.) 7. В плену в балагане Пьер узнал не умом а всем существом своим жизнью что человек со­творен для счастья что счастье в нём самом в удовлетворении естест­венных человеческих потребностей и что всё несчастье происходит не от недостатка а от излишка. (Л. Т.)

 

Неоднородное соподчинение Однородное соподчинение Последовательное подчинение
     

453. Спишите предложения с последовательным подчинением, рас­ставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Сам он не помнил никогда как бежал лесом как попал в село и как добрался до своей родной хаты. (Купр.) 2. Если сравнить как это делают поэты жизнь с дорогой то можно сказать что на самых крутых поворотах этой дороги я всегда встречал регулировщиков которые указывали мне верное направление. (Кае.) 3. Едва увидел он массу воды как в голове его уже утвердилась мысль что у него будет своё собственное море. (С.-Щ.) 4. Однажды я прочитал статью в которой описывалась история редкой марки. Я не помню теперь всех подроб­ностей этой истории помню только что марка находилась в руках не­мецкого генерала и что он хранил её под фотокарточкой в своём до­кументе. (Сол.) 5. Им казалось что я страдаю и если я говорю смеюсь ем то только для того чтобы скрыть свои страдания и даже в весёлые минуты когда мне было хорошо я чувствовал на себе их пытливые взгляды. (Ч.) 6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в её тайную жизнь и воспел её кра­соту то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (Пауст.)

132


§ 97. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

ЛИТ

454. Прочитайте отрывок из «Дневника писателя» Ф. Достоев­ского. Найдите и выпишите из текста предложения с однородным соподчи­нением придаточных. Определите их тип. Выделите грамматические основы, составьте схемы этих предложений.

В высшей степени нравственно и умилительно, когда адвокат употребляет свой труд и талант на защиту несчастных; это друг человечества. Но вот у вас является мысль, что он заведомо защищает и оправдывает виновного, мало того, что он иначе и сделать не может. Мне ответят, что суд не может лишить помощи адвокатской никакого преступника и что честный адвокат всегда в этом случае останется честным, всегда найдёт и определит настоящую степень виновности своего клиента, но лишь не даст его наказать сверх меры.

Мне кажется, что избежать фальши и сохранить честность и со­весть адвокату так же трудно, вообще говоря, как и всякому человеку достигнуть райского состояния. Ведь уж случалось нам слышать, как адвокаты почти клянутся в суде, вслух, обращаясь к присяжным, что они — единственно потому только взялись защищать своих кли­ентов, что вполне убедились в их невинности. Когда вы выслушива­ете эти клятвы, в вас тотчас же и неотразимо вселяется самое сквер­ное подозрение: «А ну, если лжёт и только деньги взял?» И действительно, очень часто выходило потом, что эти, с таким жаром защищаемые клиенты, оказывались вполне и бесспорно ви­новными. Я не знаю, бывали ли у нас случаи, что адвокаты, желая до конца выдержать свой характер вполне убеждённых в невинности своих клиентов людей, падали в обморок, когда присяжные выноси­ли обвинительный приговор? Но что проливали слёзы, то это, кажет­ся, уже случалось в нашем столь молодом ещё суде. Как хотите, а тут, во всём этом установлении, сверх всего бесспорно прекрасного, за­ключается как бы нечто грустное. Право: слышится народное словцо: «Адвокат — нанятая совесть»; но главное, кроме всего этого, мере­щится нелепейший парадокс, что адвокат и никогда не может дей­ствовать по совести, не может не играть своею совестью, если б даже и хотел не играть, что это уже такой обречённый на бессовестность человек и что, наконец, самое главное и серьёзное во всём этом то, что такое грустное положение дела как бы даже узаконено кем-то и чем-то, так что считается уже вовсе не уклонением, а, напротив, даже самым нормальным порядком...

1. Устно охарактеризуйте остальные придаточные: определите их типы и виды подчинительной связи.

2. Определите средства связи предложений первого абзаца.

133


Синтаксис и пунктуация

. I 3. Какие черты жанра дневника вы заметили в отрывке? Какие признаки

___ I дневниковых записей отсутствуют?

4. Докажите, что перед вами — текст-рассуждение. Что волнует Ф. Достоев­ского? О какой проблеме он рассуждает? Какие аргументы для обоснования сво­его мнения приводит Ф. Достоевский? лг\\ 5. Порассуждайте над проблемой, затронутой в тексте. Запишите свои ** I рассуждения в жанре дневника, приводя аргументы из художественного произведения.

455. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

Помнится, уезжая в Ленинград, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. Что за причуда: в двадцатом веке из Ленинграда в Москву — письма! Как будто нет телеграфа и телефона. Как будто нельзя за пять минут соединиться с Москвой и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.

Были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма издалека», и «Письма русского путешественника». Только представьте себе: чело­век приехал из России в Париж и написал два тома писем! Тогда как во время современного перелёта Москва — Париж пассажир едва успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополуч­ном приземлении....Два слова вместо двух томов — вот ритм, вот темп, вот, если хотите, — стиль двадцатого века.

Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые трактаты... Устоишь ли от соблазна, сев за неудобный гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

Кстати о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах... едва ли не самым главным предметом в но­мере являлся письменный стол? Даже и зелёное сукно, даже и чер­нильный прибор на столе. Так и видишь, что человек оглядится с до­роги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за пись­менным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хороше­го письменного стола человеку обойтись трудно.

...Со временем письменные столы становились всё меньше и не­приметнее, они превратились (вот именно!) в столики, они отмира­ют, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в кото­ром животное перестало нуждаться.

134


§ 97. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раз­думчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться ду­шой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, всё более завихряющейся, всё более убыстряющейся суеты...

(В. Солоухин «Письма из Русского музея»)

1. К какому стилю этот текст относится? Укажите стилеобразующие средства (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические).

2. В чём смысл авторского противопоставления слов стол и столик!

3. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Ка­кова их функция в тексте?

 

4. Сделайте полный синтаксический и пунктуационный разбор двух любых сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

5. Поддерживает ли автор традицию писать письма? Сформулируйте проблему текста.

/ jr \\ 6. Как вы считаете, действительно ли письма в двадцатом веке — «при-
А. _ I чуда»? Запишите ответ на этот вопрос в виде сочинения-рассуждения.

Готовимся к ЕГЭ

1. Найдите предложение с однородным подчинением придаточных.

1) Он охотно сознавался, что иногда лжёт и сам, но уверял с клятвою, что другие лгут ещё больше. (Андр.)

2) Ей, которая так боялась, чтоб он не принял легко её беременность, теперь было досадно за то, что он из этого выводил необходимость предпринять что-то. (Л. Т.)

3) Он был до такой степени переполнен чувством к Анне, что и не подумал о том, который час и есть ли ему ещё время ехать к Брянскому. (Л. Т.)

4) По рассказам Иуды выходило так, будто он знает всех людей, и каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. (Андр.)

2. Укажите предложение с последовательным подчинением придаточных.

1) Ветер зализал следы ушедших, время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождётся, потому что коротка человечес­кая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы... (Шол.)

2) Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такою важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. (Г.)

3) Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внима­ние улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую чёрную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов. (Г.)

135


Синтаксис и пунктуация

4) Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселить­ся на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать. (Расп.)

3. В каком предложении содержится неоднородное (параллельное) подчине­
ние придаточных?

1) Вот так худо-бедно и жила деревня, держась своего места на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. (Расп.)

2) Нет сомнения, что если бы профессор осуществил этот план, ему очень легко удалось бы устроиться при кафедре зоологии в любом университете мира, ибо учёный он был совершенно первоклассный. (Буле.)

3) И чудилось, что в этом далёком и сказочном городе живут радостные, ликующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть — очаровательно нежны и прекрасны. (Купр.)

4) Всего больнее было для него то, что на него кричали совсем точно так же, как и он иногда кричал на этих молчаливых свидетелей его сегодняшнего позора. (Купр.)

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Вначале с нею спорили (1) а (2) когда она упрямо доказывала (3) что больше некому было украсть (4) то многие поверили и даже хотели пуститься в погоню. (Лндр.)

1)1,3             2)1,3,4             3)2,3,4            4)1,2.3,4

5. Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые.

Она схватывала мою руку своею горячею рукой и садила меня возле себя (1) и (2) если замечала (3) что я угрюм и встревожен (4) старалась развеселить меня. (Дост.)

1)1,3,4          2)2,3,4           3)3,4               4)1,2,3,4

6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Для Анны было бы лучше прервать сношения с Вронским (1) но (2) если они все находят (3) что это невозможно (4) он готов был даже вновь допустить это. (Л. Т.)

1)1,3,4          2)2,3,4           3)3,4               4)1,2,3,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Если я знаю (1) что моё убеждение справедливо (2) я преследую его до последней крайности (3) и (4) если я не собьюсь с дороги (5) то я честный человек. (Дост.)

1)1,3,5      2)1,4,5       3)1,2,3,5     4)1,2,4,5       5)1,2,3,4,5

136


§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

8. Укажите верный вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры,
на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ну как сказать человеку грубость прямо в глаза (1) хотя он и стоил того (2) и (3) хотя я именно и хотел сказать ему грубость. (Дост.)

1)1               2)1,2              3)1,3                4)1,2,3

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Вронский вёл скачку — то самое (1) что он и хотел сделать (2) и (3) что ему советовал Корд (4) и теперь он был уверен в успехе. (Л. Т.)

1)1,2           2)1,3              3)1,4                4)1,2,4

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.082 с.)