Полные и неполные предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полные и неполные предложения



I    С точки зрения полноты структуры предложения делятся на

1 полные и неполные.

j     Полными называются предложения, в которых имеются все

I члены, необходимые для выражения мысли. Например: И веч-

I ный бой!Покой нам только снится сквозь кровь и пыль... (А. Блок)
I Неполными называются предложения, в которых пропущен ка-

1 кой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения

$ (главный или второстепенный). Он легко восстанавливается из

| предыдущей речи, подсказывается обстановкой разговора. На-

1 пример: В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зелёной

| иглы, в старых соснах — зрелой терпкой смолой древесины. (В. Соло-

1 ухин) Во 2-й части сложного предложения пропущено сказуемое,

I которое восстанавливается из 1-й части.

362. Выделите полные и неполные предложения. Как восстанавливает­ся пропущенный член предложения?

1. Я иду долиной. На затылке кепи. В лайковой перчатке смуг­лая рука. (Ее.) 2. Я утих. Годы сделали дело. Но того, что прошло, не кляну. (Ее.) 3. Спела песню — начинает злиться, уж прошло го­раздо больше суток, а — не возвращается девица, это — плохо. Смерти — не до шуток. (М. Г.) 4. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. (А. Б.). 5. Пусть ночь. Домчимся. Озарим ко­страми степную даль. (А. Б.). 6. «Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». — «А кой тебе годик?» — «Шестой миновал...» (Н.) 7. Через полчаса я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хро­мую клячу... (П.)

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

В неполном предложении тире ставится:

1) в случаях, когда пропущенный член (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропу­ска делается пауза: Золою пахнет резеда и яблоком — любовь... (А. Ахматова);

2) в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска: Для юношей открылись все дороги, для старцев — все запретные труды, для девушек — янтарные плоды и белые, как снег, единороги (Н. Гумилёв);

28


§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире

1

3) при отсутствии сказуемого: На сцене — две скамейки и не­сколько кустов. Примечание. При отсутствии паузы тире может не ставиться. Ср.: На сцене две скамейки и несколько кустов.

363. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, тире.
Объясните постановку или отсутствие знака.

1. Большинство писателей пишут по утрам, некоторые пишут и днём и очень немногие ночью. {Пауст.) 2. Подымает мне в угоду всё одно и то же вновь: поверх моря непогоду, поверх сердца нелюбовь. (Кузн.) 3. Одна тропка пошла влево, а другая прямо в лес. (Аре.) 4. Ка-линыч стоял ближе к природе; Хорь же к людям, к обществу... (Т.) 5. В доме пусто. Я один. Рядом море на сотни миль. (Пауст.) 6. Гул­кий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий. (Пришв.) 7. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой. (Поел.) 8. От учёного набирайся ума, а от мастера сноровки. (Поел.)

§ 77. СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ТИРЕ. ИНТОНАЦИОННОЕ ТИРЕ

1   1. Соединительное тире ставится, заменяя по смыслу слова от...

I до, для обозначения пределов: а) пространственных: Поезд Моск-

I ва — Санкт-Петербург', б) временных: в конце XIX — начале XX века;

1 в) количественных: 15—20 метров в диаметре.
I 2. Соединительное тире ставится между именами собственными,

1 совокупностью которых называется какое-либо учение, научное

I учреждение и т. п. Н а п р и м е р: физический закон Бойля—Мариотта;

I матч «Спартак» — «Динамо».

1   3. Интонационное тире ставится для указания места распадения

I простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить

1 смысловые отношения между членами предложения: Это посо-

I бие — для учителей и Этопособие для учителей.
I Ср. также постановку тире при параллелизме структуры частей

I сложного предложения: Тот — острым жалом вдумчивой осы язвит

I мечты; тоткак кинжалом режет; тотгрёзы косит с быстро-

| той косы. (В. Брюсов)

364. Объясните постановку или отсутствие тире в предложениях. Уста­
новите значение выделенных слов.

1. Москва моя родина и всегда ею останется. (Л.) 2. Нам нож — не по кисти, перо — не по нраву, кирка — не по чести, и слава — не в сла-

29


Синтаксис и пунктуация

ву: мы — ржавые листья на ржавых дубах... (Багр.) 3. Вытащить из че­ловека наружу его сокровенную мечту — вот в чём задача. (Пауст.) 4. Наш мир — недели подневольные, наш мир — молчанье, мрак и прах... (В. Бр.) 5. Это — не надежда и не вера, не мечтой одетая лю­бовь: это — знанье, что за жизнью серой, в жизни новой, встретимся мы вновь. (В. Бр.) 6. Я последний поэт деревни... (Ее.) 7. Земля ко­рабль, а не комета, я твой матрос, двадцатый век. (Лье.) 8. Русь, ты вся поцелуй на морозе! (Хлебн.) 9. Пускай критический каноник меня не тянет в свой закон, — ведь я лирический ироник: ирония — вот мой канон. (Сев.) 10. Вчера ещё в глаза глядел, а нынче — всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, — все жаворонки нынче — воро­ны! (Цв.) 11. Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? (Маяк.)

^ 365. Из изучаемых вами произведений художественной литерату-
___ I ры выпишите предложения, в которых проиллюстрировано упо­
требление тире между подлежащим и сказуемым в неполных предложе­
ниях. Сформулируйте правила постановки тире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.008 с.)