Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы норм литературного языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
УСТНАЯ ФОРМА <ГТ орфоэпические нормы ---- *~ акцентологические нормы ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА с£ Ч*»1»Ф-«™ "*«» ^^ пунктуационные нормы УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ словообразовательные нормы Лексические нормы ■~ морфологические нормы грамматические нормы <ГГ ^^ синтаксические нормы Стилистические нормы Речевая ошибка — это нарушение нормы литера турного языка. * Данный раздел является обобщающим. 185 ЯЗЫК И РЕЧЬ а Речь — явление не только лингвистическое, но вместе с тем 1 психологическое и эстетическое. Именно поэтому люди давно за-I мечают хорошее и плохое в речи, давно делают попытки понять и I объяснить, что в речи хорошо и что плохо.
Так, римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были выделены и описаны сами эти качества, а среди них такие, как ясность, чистота, умеренность и др. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества речи недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи — I уместность. К Язык и речь едины и различны. В этом нужно видеть одно из I проявлений великого закона диалектики. Если язык — это сово-I купность и система единиц общения (звуков, морфем, слов, сло-I восочетаний, предложений), рассматриваемых в отвлечении от ре-1 чи и выражаемого ею конкретного содержания, то речь — это 1 последовательность тех же самых единиц, построенная по законам | языка для выражения вполне конкретного содержания. Грубо: I язык — набор готовых к употреблению фонетических, лекси-I ческих и грамматических единиц и их категорий; речь — выбор 1 из этого набора единиц, нужных для выражения определённого 1 содержания, и организация их в «цепь», в последовательность. | Язык — единицы и категории общения в функциональной статике, 1 в готовности к использованию, речь — они же в динамике, I в применении, в связи с конкретными мыслями, чувствами, на-1 строениями и желаниями людей. 186 § 109. Правильность русской речи I Именно в речи (а не в языке) возникают и уничтожаются такие
её качества, как правильность, точность, чистота, выразительность, уместность и др. Именно поэтому же термин «культура речи» предпочтительнее термину «культура языка»: о языке нелогично говорить, правилен он или неправилен, точен или неточен, уместен или неуместен. Все подобные характеристики более при-ложимы к речи. 501. Вы прочитали фрагмент статьи учёного-лингвиста Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи». Объясните на основании прочитанного, что такое язык и что такое речь. Почему данный раздел называется «Культура речи»? Составьте план и тезисы этой статьи. ПРАВИЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ 502. Прочитайте текст из книги Л. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». Сформулируйте его тему и основную мысль. Выпишите ключевые слова, которые подтверждают основную мысль. Какие микротемы можно выделить в тексте? О культуре речи можно говорить с точки зрения нормативности, правильности, т. е. соответствия нашей речи правилам грамматики, произношения, ударения, стилистически верного и уместного употребления слов и выражений в соответствии с условиями, задачами и целями общения. О культуре речи можно толковать и с позиций общей культуры человека — как она проявляется и выявляется в «речевом поведении», в знании языковых художественных богатств, в умении ими пользоваться. Культура речи предстаёт в этом плане как часть национальной культуры. Культуру речи можно рассматривать как речевую деятельность человека с учётом его социального и возрастного статуса, особенностей речи, характерными для тех или иных групп говорящих. О культуре речи можно говорить в историческом аспекте — как о формировании и развитии литературного языка, становлении, изменении и совершенствовании его нормативной системы, с выделением в ней нового и старого, традиционного и современного, общепринятого и индивидуально-авторского. Словом, как о накоплении в веках языковой (лексической, фразеологической и т. п.) сокровищницы. 187 Культура речи И наконец, культура речи может быть осмыслена и в экологическом аспекте — как часть нашей здоровой окружающей «языковой среды», нашего речевого существования, освобождённого и от грубых ошибок, и от досадных неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет, стилистически снижает или «усредняет», нивелирует нашу речь, мешает нашему общению, затрудняет или опошляет его, снижает нашу общую духовность. Экология языка и слова стоит в ряду таких понятий, как экология культуры, экология духа, экология совести, о чём так горячо и много говорят, спорят и рассуждают в наши дни. Экологический подход весьма важен, плодотворен и необходим именно в вопросах культуры языка, речевого общения. Он предполагает любовь к родному очагу, природе, Родине. И эта любовь не созерцательная, а действенная: ведь если не любить и не обустраивать, не украшать свой дом, то, конечно же, невозможно воспитать привязанность к нему. Хорошо и чутко мы заботимся о том, что сделано нашими руками, в чём есть частичка личного нашего труда. Отсюда ответственность за традиции и умелое творческое руководство их развитием. Воспитание любви к родному языку, обострённого чувства ответственности за его прошлое, настоящее и будущее и составляет существо экологического аспекта культуры речи. Язык любого народа — исторический аккумулятор его культуры. Язык закрепляет историческую память Слова, и культура языка предстаёт как накопление этой памяти, как неразрывная духовная связь поколений. В наши дни культура языка встаёт в контексте экологии культуры как её важнейшая часть. 1. Определите тип речи текста, приведите аргументы. К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? В качестве доказательств приведите примеры лексических, морфологических, синтаксических примет этого стиля. . I 2. Какие особенности построения текста вы можете отметить? Какова 3. Составьте план и тезисы данного текста. Подготовьте выступление по проблеме, которую поднимает автор. Приведите примеры, которые будут аргументировать каждое положение вашего доклада. | Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения 1 литературного языка: 1) правильность речи; 2) речевое мастерство. 1 Правильность речи — это соблюдение норм литератур- 1 ного языка. 188 § 109. Правильность русской речи | Речевое мастерство — это умение правильно построить i высказывание, выбрав из существующих в языке средств наиболее \ "• точное в смысловом отношении, стилистически уместное и оправ- I данное, выразительное и т. д. I Нормы литературного языка — это общепризнанные и общепри- I нятые в речевой практике на определённом этапе развития языка
правила употребления слов, словосочетаний и т. д. Норма закрепляется в словарях и справочниках. Она охватывает все уровни языка, характерна как для устной, так и для письменной речи и обязательна для всех. Основные признаки нормы: устойчивость, традиционность, вариантность, типичность, соответствие узусу* и возможностям системы языка, отражение реальных тенденций развития языка. Норма — это явление историческое, она складывается в процессе исторического развития языка и может изменяться с течением времени. Изменения, происходящие в процессе исторического развития, приводят к возникновению вариантов норм литератур-I ного языка. 503. Прочитайте отрывки из трудов о литературном языке писателей и лингвиста. Выделите основные периоды становления русского литературного языка, изложенные в первом и втором фрагментах. Какой период в истории русского литературного языка является четвёртым периодом, по мнению В. Жуковского? С чьим именем связан современный русский литературный язык? Как вы думаете, кто является представителем литературного языка в наши дни? I. Историю нашей словесности можно разделить на два периода. Первый, по моему мнению, продолжается до последнего десятилетия царствования Екатерины Второй. В начале его три словесника покушались приближить, а не приблизить книжный язык к употребляемому в обществах. Князь Кантемир начал, и с довольным успехом; Тредиаковский хотел перещеголять его, и за недостатком разборчивости составил такой слог, которым смешил даже и современников. Потом Ломоносов, одарённый превосходным гением, очистил книжный язык от многих слов, обветшалых и неприятных для слуха, подчинил его законам исправленной им грамматики, предложил в риторике своей правила для соблюдения плавного словотечения; и хотя советовал пользоваться чтением церковных книг, но сам начал * Узус — обычай, обыкновение. 189 Культура речи писать чистым русским языком, понятным каждому состоянию, и заслужил славу первого преобразователя отечественного слова. (И. Дмитриев) II. Первый период <...> обнимает всё время между основанием го <...> К этому периоду относятся лишь немногие памятники; язык ещё не приобрёл никакой установившейся формы. Второй период (от Ломоносова до Карамзина). Ломоносов, гениальный человек, создавший наш поэтический язык, прежде всего обогатив его множеством поэтических выражений, а затем введя в него новые формы... <...> Одновременно своей грамматикой он начал приводить в порядок нормы, лежащие в основе языка, а своими прозаическими произведениями он продвинул вперёд также и прозу. Третий период. Его представителями являются Карамзин в прозе и Дмитриев в поэзии. <...> Карамзин открыл тайну слова в прямом значении — ясности, изящества и точности. Вкус, свойственный Карамзину в прозе, является свойством Дмитриева в стихах. Они почти установили язык. В будущем писатели могут его обогатить, внося в него черты, свойственные их личному дарованию, но ему уже не предстоит испытать никаких глубоких изменений. Настоящий период ещё в цветении. Уже есть писатель, который подаёт надежды сделаться его представителем. Это — молодой Пушкин, поэт, который уже достиг высокой степени совершенства в смысле стиля. (В. Жуковский) III. Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно Более пристальное рассмотрение нам показывает, что наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, что он иногда шаблонизирует нашу мысль; но дальше оказывается, что он же даёт материал для преодоления этих форм, для движения мысли вперёд. Ищущим, настойчиво добивающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя. Таким образом, он является и нашим отцом и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем «наш литературный язык»? (Л. Щерба) 190 § 109. Правильность русской речи 1. Определите основную мысль каждого фрагмента. 2. Запишите тезисы к первым двум фрагментам, к третьему фрагменту составьте план. ЛИТ 504. Найдите в отрывках из романа А. Пушкина «Евгений Оне гин» грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка. Укажите их современные нормативные варианты. Найдите в романе другие архаичные формы и составьте таблицу по приведённому ниже образцу. Для справок можно использовать книгу Н. Шанского «По следам "Евгения Онегина"».
Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён. (I, XXXV) Меж ими всё рождало споры И к размышлению влекло: Племён минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые... (П, XVI) Он пел те дальные страны, Где долго в лоно тишины Лились его живые слёзы; Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет. (II, X) К несчастью, Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих, И наша дева насладилась Дорожной скукою вполне: Семь суток ехали оне. (VII, XXXV) 191 Культура речи
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.009 с.) |