Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы норм литературного языка

Поиск

УСТНАЯ ФОРМА <ГТ орфоэпические нормы

---- *~ акцентологические нормы

ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА с£ Ч*»1»Ф-«™ "*«»

^^ пунктуационные нормы

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ

словообразовательные нормы

Лексические нормы

■~ морфологические нормы грамматические нормы <ГГ

^^ синтаксические нормы

Стилистические нормы

Речевая ошибка — это нарушение нормы литера­ турного языка.

* Данный раздел является обобщающим.

185


ЯЗЫК И РЕЧЬ

а Речь — явление не только лингвистическое, но вместе с тем 1 психологическое и эстетическое. Именно поэтому люди давно за-I мечают хорошее и плохое в речи, давно делают попытки понять и I объяснить, что в речи хорошо и что плохо.

|

Так, римляне выработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Были выде­лены и описаны сами эти качества, а среди них такие, как яс­ность, чистота, умеренность и др. По убеждению Цицерона, чи­стота и ясность речи столь необходимы, что даже не нуждаются ни в каком обосновании. Однако эти необходимые качества речи недостаточны для того, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи — I уместность.

К Язык и речь едины и различны. В этом нужно видеть одно из I проявлений великого закона диалектики. Если язык — это сово-I купность и система единиц общения (звуков, морфем, слов, сло-I восочетаний, предложений), рассматриваемых в отвлечении от ре-1 чи и выражаемого ею конкретного содержания, то речь — это 1 последовательность тех же самых единиц, построенная по законам | языка для выражения вполне конкретного содержания. Грубо: I язык — набор готовых к употреблению фонетических, лекси-I ческих и грамматических единиц и их категорий; речь — выбор 1 из этого набора единиц, нужных для выражения определённого 1 содержания, и организация их в «цепь», в последовательность. | Язык — единицы и категории общения в функциональной статике, 1 в готовности к использованию, речь — они же в динамике, I в применении, в связи с конкретными мыслями, чувствами, на-1 строениями и желаниями людей.

186


§ 109. Правильность русской речи

I       Именно в речи (а не в языке) возникают и уничтожаются такие

!

её качества, как правильность, точность, чистота, выразитель­ность, уместность и др. Именно поэтому же термин «культура ре­чи» предпочтительнее термину «культура языка»: о языке нелогич­но говорить, правилен он или неправилен, точен или неточен, уместен или неуместен. Все подобные характеристики более при-ложимы к речи.

501. Вы прочитали фрагмент статьи учёного-лингвиста Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи». Объясните на основании прочитанного, что такое язык и что такое речь. Почему данный раздел называется «Культура речи»? Составьте план и тезисы этой статьи.

ПРАВИЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

502. Прочитайте текст из книги Л. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». Сформулируйте его тему и основную мысль. Выпишите ключевые слова, которые подтверждают основную мысль. Какие микротемы можно выделить в тексте?

О культуре речи можно говорить с точки зрения нормативности, правильности, т. е. соответствия нашей речи правилам грамматики, произношения, ударения, стилистически верного и уместного упо­требления слов и выражений в соответствии с условиями, задачами и целями общения.

О культуре речи можно толковать и с позиций общей культуры че­ловека — как она проявляется и выявляется в «речевом поведении», в знании языковых художественных богатств, в умении ими пользо­ваться.

Культура речи предстаёт в этом плане как часть национальной культуры.

Культуру речи можно рассматривать как речевую деятельность че­ловека с учётом его социального и возрастного статуса, особенностей речи, характерными для тех или иных групп говорящих.

О культуре речи можно говорить в историческом аспекте — как о формировании и развитии литературного языка, становлении, изме­нении и совершенствовании его нормативной системы, с выделением в ней нового и старого, традиционного и современного, общеприня­того и индивидуально-авторского. Словом, как о накоплении в веках языковой (лексической, фразеологической и т. п.) сокровищницы.

187


Культура речи

И наконец, культура речи может быть осмыслена и в экологиче­ском аспекте — как часть нашей здоровой окружающей «языковой среды», нашего речевого существования, освобождённого и от гру­бых ошибок, и от досадных неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет, стилистически снижает или «усредняет», нивелирует нашу речь, мешает нашему общению, затрудняет или опошляет его, сни­жает нашу общую духовность.

Экология языка и слова стоит в ряду таких понятий, как экология культуры, экология духа, экология совести, о чём так горячо и много говорят, спорят и рассуждают в наши дни. Экологический подход весьма важен, плодотворен и необходим именно в вопросах культуры языка, речевого общения. Он предполагает любовь к родному очагу, природе, Родине. И эта любовь не созерцательная, а действенная: ведь если не любить и не обустраивать, не украшать свой дом, то, ко­нечно же, невозможно воспитать привязанность к нему. Хорошо и чутко мы заботимся о том, что сделано нашими руками, в чём есть ча­стичка личного нашего труда. Отсюда ответственность за традиции и умелое творческое руководство их развитием. Воспитание любви к родному языку, обострённого чувства ответственности за его про­шлое, настоящее и будущее и составляет существо экологического аспекта культуры речи.

Язык любого народа — исторический аккумулятор его культуры. Язык закрепляет историческую память Слова, и культура языка пред­стаёт как накопление этой памяти, как неразрывная духовная связь поколений. В наши дни культура языка встаёт в контексте экологии культуры как её важнейшая часть.

1. Определите тип речи текста, приведите аргументы.

К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? В качестве доказательств приведите примеры лексических, морфологических, синтаксических примет этого стиля.

. I 2. Какие особенности построения текста вы можете отметить? Какова
___ I роль такой композиции?

3. Составьте план и тезисы данного текста. Подготовьте выступление по проблеме, которую поднимает автор. Приведите примеры, которые будут аргументировать каждое положение вашего доклада.

| Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения

1 литературного языка: 1) правильность речи; 2) речевое мастерство.

1        Правильность речи — это соблюдение норм литератур-

1                                                                                       ного языка.

188


§ 109. Правильность русской речи

|     Речевое мастерство — это умение правильно построить

i высказывание, выбрав из существующих в языке средств наиболее

\

"• точное в смысловом отношении, стилистически уместное и оправ-

I данное, выразительное и т. д.

I     Нормы литературного языка — это общепризнанные и общепри-

I нятые в речевой практике на определённом этапе развития языка

!

правила употребления слов, словосочетаний и т. д. Норма закреп­ляется в словарях и справочниках. Она охватывает все уровни язы­ка, характерна как для устной, так и для письменной речи и обяза­тельна для всех. Основные признаки нормы: устойчивость, традиционность, вари­антность, типичность, соответствие узусу* и возможностям систе­мы языка, отражение реальных тенденций развития языка. Норма — это явление историческое, она складывается в про­цессе исторического развития языка и может изменяться с течени­ем времени. Изменения, происходящие в процессе исторического развития, приводят к возникновению вариантов норм литератур-I ного языка.

503. Прочитайте отрывки из трудов о литературном языке писателей и лингвиста. Выделите основные периоды становления русского литературно­го языка, изложенные в первом и втором фрагментах. Какой период в исто­рии русского литературного языка является четвёртым периодом, по мнению В. Жуковского? С чьим именем связан современный русский литературный язык? Как вы думаете, кто является представителем литературного языка в наши дни?

I. Историю нашей словесности можно разделить на два периода. Первый, по моему мнению, продолжается до последнего десятилетия царствования Екатерины Второй. В начале его три словесника поку­шались приближить, а не приблизить книжный язык к употребляе­мому в обществах. Князь Кантемир начал, и с довольным успехом; Тредиаковский хотел перещеголять его, и за недостатком разборчи­вости составил такой слог, которым смешил даже и современников.

Потом Ломоносов, одарённый превосходным гением, очистил книжный язык от многих слов, обветшалых и неприятных для слуха, подчинил его законам исправленной им грамматики, предложил в риторике своей правила для соблюдения плавного словотечения; и хотя советовал пользоваться чтением церковных книг, но сам начал

* Узус — обычай, обыкновение.

189


Культура речи

писать чистым русским языком, понятным каждому состоянию, и за­служил славу первого преобразователя отечественного слова.

(И. Дмитриев)

II. Первый период <...> обнимает всё время между основанием го­
сударства и Ломоносовым, который первый произвёл переворот в
русском языке, имевший длительное следствие.

<...> К этому периоду относятся лишь немногие памятники; язык ещё не приобрёл никакой установившейся формы.

Второй период (от Ломоносова до Карамзина). Ломоносов, гени­альный человек, создавший наш поэтический язык, прежде всего обогатив его множеством поэтических выражений, а затем введя в него новые формы... <...> Одновременно своей грамматикой он на­чал приводить в порядок нормы, лежащие в основе языка, а своими прозаическими произведениями он продвинул вперёд также и прозу.

Третий период. Его представителями являются Карамзин в прозе и Дмитриев в поэзии. <...> Карамзин открыл тайну слова в прямом значении — ясности, изящества и точности. Вкус, свойственный Ка­рамзину в прозе, является свойством Дмитриева в стихах. Они почти установили язык. В будущем писатели могут его обогатить, внося в него черты, свойственные их личному дарованию, но ему уже не предстоит испытать никаких глубоких изменений.

Настоящий период ещё в цветении. Уже есть писатель, который подаёт надежды сделаться его представителем. Это — молодой Пуш­кин, поэт, который уже достиг высокой степени совершенства в смы­сле стиля.

(В. Жуковский)

III. Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно
драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих по­
колений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать
свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современни­
ков, но и у великих людей минувших времён.

Более пристальное рассмотрение нам показывает, что наш литера­турный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, что он иногда шаблонизирует нашу мысль; но дальше оказывается, что он же даёт материал для преодоления этих форм, для движения мысли вперёд. Ищущим, настойчиво доби­вающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя. Таким образом, он является и нашим отцом и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем «наш литературный язык»?

(Л. Щерба)

190


§ 109. Правильность русской речи

1. Определите основную мысль каждого фрагмента.

2. Запишите тезисы к первым двум фрагментам, к третьему фрагменту составьте план.

ЛИТ 504. Найдите в отрывках из романа А. Пушкина «Евгений Оне­ гин» грамматические формы, которые не соответствуют нормам современ­ного русского литературного языка. Укажите их современные нормативные варианты. Найдите в романе другие архаичные формы и составьте таблицу по приведённому ниже образцу. Для справок можно использовать книгу Н. Шанского «По следам "Евгения Онегина"».

 

Часть речи Употребляется у А. Пушкина Современная норма
Имя существительное Бывало, он ещё в по-стеле: К нему записочки не­сут. [I, XV] Современная норма—в постели. (В пушкинское время постеля и постель были одинаково употребительными варианта­ми. Таким образом, написа­ние в постеле не является ор­фографической ошибкой.)
Деепричастие Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю лю­бовь... [I, XLVII] Современная норма — вспом­ нив. {Воспомня — устаревшая форма деепричастия.)

Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён.

(I, XXXV)

Меж ими всё рождало споры И к размышлению влекло: Племён минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые...

(П, XVI)


Он пел те дальные страны, Где долго в лоно тишины Лились его живые слёзы; Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет.

(II, X)

К несчастью, Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих, И наша дева насладилась Дорожной скукою вполне: Семь суток ехали оне.

(VII, XXXV)


191


Культура речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.009 с.)