Язык художественной литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык художественной литературы



Язык художественной литературы является инструментом худо­жественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в языке художественной литературы эти

239


Стилистика

изобразительные средства выступают в особой роли: целью их ис­пользования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется всё многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антите­за, гипербола и т. д.). Отбор языковых средств зависит от индивиду­альности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художе­ственном тексте может приобретать новые оттенки значения. Большую роль в художественном тексте играет многозначность.

Основная цель этого стиля речи — создать средствами языка ху­дожественные образы, поэтому в художественной литературе широ­ко используются живописующие, эмоционально окрашенные обо­роты речи. Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.

Язык художественной литературы как один из функциональных стилей во многом противопоставлен научному стилю. Как говорил В.Г. Белинский, «философ говорит силлогизмами, а поэт — образа­ми и картинами. А говорят оба они одно и то же... Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один — логическими до­водами, другой — картинами». Различия образного и безобразного мышления и их отражение в языке положены в основу противопос­тавления науки и искусства и представляют разные формы позна­ния жизни.

Для языка художественной литературы характерно многообра­зие жанров, стилистических средств и приёмов.

552. Прочитайте отрывок из произведения неизвестного поэта XIII i Объясните смысл первого предложения. Найдите устаревшие формы упо требления слов. Расскажите о средствах создания художественной вырази­тельности.

О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими кра­сотами ты нас дивишь: дивишь озёрами многими, реками и источника­ми местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчислен­ными, городами великими, сёлами чудными, садами монастырскими, храмами церковными... Всего ты исполнена, земля Русская...

ЛИТ 553. Прочитайте текст, назовите его главную мысль. Укажите ко­ личество микротем, объясните абзацное членение. Перечислите основные средства создания выразительности в этом тексте.

240


§ 116. Язык художественной литературы

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зо­рях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным моло­ком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бре­венчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна загора­ются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просы­паться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убы­вающий солнечный свет.

Всё никнет, только человек не сдаётся. С рассвета уж горят печи в избах, дым мотается над сёлами и стелется по земле. А потом, гля­дишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стёклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край зе­мли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему мно­жество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно пе­реходит в поздние сумерки и в ночь.

(К. Паустовский)

ЛИТ 554. Прочитайте отрывок из стихотворения «Тайна ремесла». До­ кажите, что данный текст относится к художественному стилю речи. Укажи­те встречающиеся в тексте типы речи. Какие лексические признаки разных типов речи содержатся в тексте? Назовите их и приведите примеры. Опреде­лите тему текста. Выпишите предложение, содержащее основную мысль.

1
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
•*■                   Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шёпотов и звонов Встаёт один, всё победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растёт трава, Как по земле идёт с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И лёгких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.


9 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2


241


Стилистика

2 Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах всё быть должно некстати, Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

(А. Ахматова)

ЛИТ 555. Прочитайте отрывок из романа «Белая гвардия». Опреде­ лите тему. Укажите количество микротем. Предложите свой вариант абзац­ного членения текста. Объясните. Назовите тип связи предложений. Ка­кие средства художественной выразительности использованы автором?

В молчании вернулись в столовую. Гитара мрачно молчит. Никол-ка из кухни тащит самовар, и тот поёт зловеще и плюётся. На столе чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок. При матери, Анне Владимировне, это был праздничный сервиз в семействе, а теперь у детей пошёл на каждый день. Скатерть, несмотря на пушки и на всё это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жиз­ни, несмотря на то, что на подступах к Городу — коварный враг, кото­рый, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками. Цветы. Цветы — приношение верного Елениного поклонника, гвардии поручика Леонида Юрьевича Шер-винского, друга продавщицы в конфетной знаменитой «Маркизе», друга продавщицы в уютном цветочном магазине «Ниццкая флора». Под тенью гортензий тарелочка с синими узорами, несколько ломти­ков колбасы, масло в прозрачной маслёнке, в сухарнице пила-фраже и белый продолговатый хлеб. Прекрасно можно было бы закусить и выпить чайку, если бы не все эти мрачные обстоятельства.

(Л/. Булгаков)

242


§ 116. Язык художественной литературы

ЛИТ 556. Прочитайте, определите ведущее средство создания вырази­ тельности. Напишите свой вариант продолжения текста. Озаглавьте его.

Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли ба­рашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались пе­сни жаворонков.

{И. Тургенев)

557. Прочитайте отрывок из исследования «Творчество Рембрандта» о живописи голландских художников. Какие стили речи встречаются в тексте? Укажите их признаки. Составьте тезисы текста.

Живопись «малых голландцев», как называют современников Рембрандта, поражает разнообразием своих тем. Чинные бюргеры в чёрных кафтанах и белоснежных, крахмальных воротниках, грузные матроны взирают на нас с портретов Ван дер Гельста.

Порой мы как бы невзначай заглядываем в раскрытое окно дома, где в глубине видим очаг. Особенно охотно ведут нас художники в бо­гатые дома. Мы вступаем в опрятную, светлую горницу, порой в от­сутствие хозяев, и только по изящным туфелькам или бархатной коф­те узнаём о её обитательнице. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Изящной девушке доставлено с нароч­ным письмо, конечно, от её кавалера, и она с лицемерным равноду­шием пробегает глазками его строчки. Или отец делает внушение своей дочке, а она с деланной покорностью выслушивает отца на кар­тинах Теребоха.

Свой досуг это светское общество охотно заполняет музыкой. Мужчины играют на скрипке, женщины аккомпанируют на клавеси­не у Метсю. Порой художники подводят нас через полутьму первого плана интерьера к ярко освещенному сервированному столу, где сверкают, гордость дома, хрустальные бокалы, где матовым блеском играют серебряные блюда, где аппетитно разложены изысканные яства и свежие фрукты у Класа Хеда.

Ведут нас на кухню, где стоят глиняные кувшины, свежеочищен-ная селёдка, лежит лук на картинах Бейерена. В его натюрморте са­мое светлое пятно — лежащая на столе белая салфетка. От неё слов­но исходит свет на другие предметы. Благодаря рефлексам, они становятся светлее, и создаётся впечатление, что вещам свободно и легко дышится в отведённом им небольшом воздушном пространстве за изобразительной поверхностью натюрморта.


о *


243


Стилистика

Иногда нам показывают краешком войну: происходят стычки ка­валерии, мелькают пёстрые костюмы военных, но над ними всегда спокойное и высокое облачное небо на картинах Воувермана.

С первого взгляда можно подумать, что вся жизнь Голландии, как в беспристрастном зеркале, отражена в её живописи. Но это было не так. Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных заво­еваниях, почти не показывают трудовую жизнь голландского кре­стьянства, которое было в семнадцатом веке в очень тяжёлом поло­жении.

(М. Вержбицкий)

лг\\ Напишите сочинение-описание одной из картин. Помните, что при J I написании сочинения по картине необходимо отразить замысел ху­дожника, композицию картины, описать образы, пейзаж, палитру красок картины и своё впечатление от увиденного. Используйте возможности стиля языка художественной литературы.

558. Прочитайте и сравните тексты. Объединяет ли их одна и та же те­ма? К какому стилю речи они принадлежат?

1. Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат. И восход.

И четыре в нём времени года. И особый в нём музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнём, Человек — он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождём. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек — он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Человек — он ведь тоже природа... Так давайте природу беречь.

(С. Островой)

2....В часы усталости духа, — когда память оживляет тени про­
шлого и от них на сердце веет холодом, когда мысль, как бесстраст­
ное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кру­
жится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперёд, —
в тяжёлые часы усталости духа я вызываю пред собой величествен­
ный образ Человека.

244


§117. Текст. Типы речи

Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперёд! и — выше! — трагически прекрас­ный Человек!

Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них — лу­чи бесстрашной мысли, той величавой силы, которая в моменты уто-мленья — творит богов, в эпохи бодрости — их низвергает.

Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмер­ного пространства, терзаемый мучительным вопросом — «зачем он существует?» — он мужественно движется — вперёд! и — выше! — по пути к победам над всеми тайнами земли и неба.

(М. Горький)

ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ

|   Текст (слово заимствовано в XVIII в. из немецкого языка, где

* text < лат. textus — словесное единство, ткань, производное от texo — f       тку) — сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и

* грамматически и образующих какое-либо высказывание. Смысло-I вое единство частей текста обеспечивается прежде всего темой. Те м а |      текста — это то, о чём говорится в тексте.

1 Текст делится на микротемы — составные части общей те-1 мы, обычно разделяющиеся абзацами.

1 Главная мысль текста (основная мысль) — это то, что хотел ска-1 зать автор. Главная мысль тесно связана с темой и, как правило, со-1 держится в виде предложения в тексте или выражается тезисно, | обобщая содержание текста. Главная мысль помогает определить

I

I проблему текста. Проблема текста — спорный вопрос, рассуждение, иссле­дование, основанное на противоречивых выводах. Проблема тек­ста касается не только конкретной ситуации из предложенного для I анализа произведения, а в целом является проблемой, обсужда-

|

емой в обществе. Проблема текста может быть сформулирована повествовательным предложением (например, «В тексте автор за­трагивает проблему бережного отношения к природе») или вопро-, сительным предложением (например, «Автор ставит вопрос, под- ] нимая существенную проблему человечества: "Оправдана ли ложь J во спасение?"»). Решение проблемы может трактоваться по-раз-i ному В тексте отображается трактовка авторской позиции —

* мнение автора о проблеме, с которой можно либо согласиться, ли-

* бо опровергнуть её.

245


Стилистика

(

Главными признаками текста являются связность, единство, целостность, завершённость. Создание текста — это всегда про­цесс творческий, а восприятие текста всегда субъективно. При анализе текста следует выделять:

1) ключевые слова, которые помогают наиболее точно опреде­лить основную мысль и тему текста;

2) лексические средства: слова со значением оценки, слова, имеющие стилистические пометы и т. д.;

3) грамматические средства: связь между предложениями.

|   Для поэтического текста особенно важными являются звуко-

| вые средства: благозвучие, аллитерация, ассонанс, ритм и т. д.

1   При чтении текста мы стараемся понять загадки и тайны автор-

I ского замысла, т. е. пытаемся проделать работу, которую можно

I назвать «тайна слова», «тайна текста», «от текста к слову» и «от

1 слова к тексту».

I   Выделяют три функционально-смысловых типа речи: повест-

I вование, описание, рассуждение.

1   Повествование — это сообщение, рассказ о развивающихся со-

I бытиях, действиях. Повествование представляет собой сюжетно

I организованный текст, в центре внимания которого динамика раз-

I вития действия, события, процесса. Повествование может быть на-

I писано в художественно-публицистическом, научном и официаль-

1 но-деловом стилях. Композиция повествования включает в себя:

I    1) завязку — начало развития действия;

1   2) развитие действия;

I   3) кульминацию — момент наиболее напряжённого развития

I повествования;

I   4) развязку — подведение итогов повествования.

I   Описание — это словесная картина, портрет, пейзаж и т. д. Глав-

1 ными в описании являются точность детали, узнаваемость, отра-

1 жающие особенности изображаемого предмета или явления. Опи-

I сание возможно во всех стилях речи. Как правило, описание имеет

I следующую композицию:

I   1) общее представление, сведения об описываемом предмете,

1 человеке, явлении;

1   2) отдельные признаки и детали описываемого;

I    3) авторская оценка.

I   Рассуждение представляет собой аргументированные и дока-

| зательные изложения размышлений автора. В центре внимания

1 рассуждения — поставленные проблемы и пути их решения. Ча-

I ще всего оно встречается в научном и публицистическом сти-

246


§117. Текст. Типы речи

лях, а также в языке художественной литературы. Композиция рассуждения включает следующие элементы:

1) тезис — поставленная проблема и отношение к ней;

2) аргументы — доказательства тезиса, его обоснование;

3) вывод — подведение итогов работы.

В художественном тексте, как правило, используются различ­ные функционально-смысловые типы речи. Такой текст называ­ется контаминированным (от лат. contaminatio — соприкос­новение, смешение).

559. Прочитайте стихотворение А. Вознесенского. Какой тип речи используется в этом художественном произведении? Докажите свой ответ, проанализировав композицию.

Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию — ностальгию по настоящему.

Будто послушник хочет к Господу, ну а доступ лишь к настоятелю — так и я умоляю доступа без посредников к настоящему.

Будто сделал я что-то чуждое, или даже не я — другие. Упаду на поляну — чувствую по живой земле ностальгию.

Нас с тобой никто не расколет. Но когда тебя обнимаю — обнимаю с такой тоскою, будто кто-то тебя отнимает.

Одиночества не искупит в сад распахнутая столярка. Я тоскую не по искусству, задыхаюсь по настоящему.

Когда слышу тирады подленькие оступившегося товарища, я ищу не подобья — подлинника, по нему грущу, настоящему.


*


1. Какой художественный приём использован автором в этом стихо­творении? 2. О чём сожалеет поэт? Что он подразумевает под «настоящим»?


247


Стилистика

560. Прочитайте статью «Душа и ум» и определите её тип и стиль речи. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте композиционные части: тезис, аргументы и вывод. Какие средства выразительности использует автор в аргументации?

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзитель­ные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обяза­тельно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой прив­лекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, разви­тый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, мно­жеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от её главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, бро­шенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, ум­ственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих лю­дей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и нена-прасности своего ума.

(Ч. Айтматов)

дг\\ Напишите сочинение-рассуждение, сформулировав проблему текста и

А. _ I авторское отношение к проблеме. Напишите, используя аргументы,

как вы относитесь к поднимаемой проблеме.

ЛИТ561. Какие типы речи можно выделить в данном отрывке? Про­ ведите анализ текста: определите его тему и основную мысль, укажите микротемы, способ и средства связи предложений в тексте.

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...» Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотво­рение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы...

248


§117. Текст. Типы речи

Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и присталь­но смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злит­ся за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, впе­ребивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глу­бине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глу­хо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих ста­рый пёс, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы...

Сентябрь, 1879 (//. Тургенев)

ЛИТ562. Прочитайте отрывок из рассказа И. Тургенева «Три встречи». Объясните правописание выделенных слов и постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Однажды я как-то долго замешкался в поле; дичи попалось поря­дочно, да и день вышел такой для охоты хороший — с самого утра

249


Стилистика

тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрёл далеко, и уже не только совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Мне пришлось идти вдоль сада... Кругом была такая тишина...

Я перешёл через широкую дорогу, осторожно пробрался сквозь запылённую крапиву и прислонился к низкому плетню. Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоен­ ный серебристыми лучами луны, — весь благовонный и влажный; раз­битый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами; высокие липы окружали её ровной каймой. В одном только месте прерывалась эта кайма сажени на две, и сквозь отверстие виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, освещенными окнами. Молодые яблони кое-где возвыша­лись над поляной; сквозь жидкие их ветви кротко синело ночное не­бо, лился дремотный свет луны; перед каждой яблоней лежала на бе­леющей траве её слабая, пёстрая тень. С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, бледно-ярким светом; с дру­гой — они стояли все чёрные и непрозрачные; странный, сдержан­ный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как буд­то звали на пропадавшие под ними дорожки, как будто манили под свою глухую сень. Всё небо было испещрено звёздами; таинственно струилось с вышины их голубое, мягкое мерцанье; они, казалось, с тихим вниманием глядели на далёкую землю. Малые, тонкие обла­ка, изредка налетая на луну, превращали на мгновение её спокойное сияние в неясный, но светлый туман... Всё дремало.

1. Почему И. Тургенев так подробно описывает ночной сад? Укажите слова, обозначающие цвет, определите их часть речи. Найдите эпитеты, олицетворения, метафоры. Какова их роль в описании?

. I 2. Можно ли говорить о влиянии пейзажа на душевное состояние I героя/

ЛИТ 563. Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир». Определите его тип речи.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер по­глядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею ма­ленькою рукой.

— Пойдём ужинать, — сказал он со вздохом, вставая и направля­ясь к двери.

Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот осо-

250


§117. Текст. Типы речи

бенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых су­пругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что-нибудь на сердце и вдруг решающийся высказа­ться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда ещё не видал своего приятеля, начал говорить:

— Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не
женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что
мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую
ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибёшься жестоко
и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадёт
всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам.
Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждёшь
от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувство­
вать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты
будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... Да
что!..

Он энергически махнул рукой.

Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, ещё более выказы­вая доброту, и удивлённо глядел на друга.

— Моя жена, — продолжал князь Андрей, — прекрасная женщина.
Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за
свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть жена­
тым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.

Князь Андрей, говоря это, был ещё менее похож, чем прежде, на того Болконского, который, развалившись, сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизнен­нее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.

— Ты не понимаешь, отчего я это говорю, — продолжал он. — Ведь
это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, —
сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. — Ты говоришь Бо­
напарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шёл к цели,
он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он до­
стиг её. Но свяжи себя с женщиной — и как скованный колодник, те­
ряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё толь­
ко тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы,
тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не
могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну,
какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь, — про-

251


Стилистика

должал князь Андрей. — И это глупое общество, без которого не мо­жет жить моя жена, и эти женщины... Ежели бы ты только мог знать, что это такое! <...>

— Мне смешно, — сказал Пьер, — что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь — испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы...

Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждёт от него в будущем.

«Как он может это говорить!» — думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием — силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Ан­дрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недо­статок, а силу. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колёс, чтоб они ехали.

1. Охарактеризуйте диалог. Какой тип диалога представлен в тексте (диа­лог-расспрос, побуждение, обмен мнениями и др.)? Подумайте, можно ли в данном диалоге выделить тезис и аргументы.

2. Какие особенности текста (лексические, морфологические, синтакси­ческие) указывают на принадлежность данного текста к языку художествен­ной литературы?

564. Прочитайте очерк «Взгляд египтянки». Определите тип речи, ос­новываясь на анализе композиции и лексических средств. Составьте и запи­шите микротемы текста.

В Египетском отделе Археологического музея Флоренции хранит­ся изображение молодой девушки, написанное на папирусе. Изобра­жение принадлежит александрийской эпохе — тип его почти грече­ский. Некоторые видят в нём портрет царицы Клеопатры. Если бы последнее соображение было верно, ценность потрескавшегося и лопнувшего в двух местах куска папируса должна бы, казалось, удеся­териться. Я смотрю на фотографию египтянки и думаю, что это не так.

Не всё ли равно, кто она — царица или рабыня? Лучше сказать, не очевидно ли с первого взгляда, что это — царица? Если не веролом-

252


§117. Текст. Типы речи

ная «царица царей» в Египте I века, то какая-то — ещё могуществен­нее и ещё страшнее.

Но художник изображал вовсе не историческое лицо, если даже ему позировала сама египетская царица. Он сказал больше.

На тонкой шее «египетской девушки» надето простое ожерелье из четырёхгранных тёмных камней. В ушах — подвески, по-видимому довольно тяжёлые. Чёрные мелко вьющиеся волосы закрывают уши и часть лба широким нимбом и вверху сложены в косы, схваченные четырьмя цепочками-фероньерами, вероятно золотыми, причём на нижней, над серединой лба, сияет драгоценный камень. Вот — все украшения, удивительно простые, при всём их богатстве; нижняя одежда, по-видимому, очень легка, может быть прозрачна, а верхняя поддержана неширокими чёрными лентами на плечах.

Все черты лица египтянки далеки от какого бы то ни было «кано­на» красоты. Лоб, кажется, слишком велик, она недаром закрывала его волосами. В овале щёк есть что-то монгольское. Нос у египтянки правильный, но, к сожалению, мягкий; вся нижняя часть лица пора­зительно неразвита: подбородок без линий и узкие, неизящного раз­реза губы. Брови чрезвычайно широкие и длинные, сильно сросшие­ся над переносицей.

Главная неправильность лица — глаза. «Я никогда не видел глаз такого необычайного размера», — скажет всякий с первого взгляда. Это не совсем верно; такой размер глаз возможен, хотя встречается не часто; странно велика только самая орбита; очень длинные и пу­шистые ресницы, очень тяжёлые веки. Но поражает, собственно, не это, а самое содержание взгляда.

Глаза смотрят так, что побеждают всё лицо; побеждают, вероятно, и тело и всё окружающее. Полное равнодушие и упорство устремле­ния, вне понятий скромности, стыда или наглости; единственно, что можно сказать про эти глаза, это — что они смотрят и будут смотреть, как смотрели при жизни. Помыслить их закрытыми, смеженными, спящими — невозможно. В них нет ни усталости, ни материнства, ни веселья, ни печали. Глаза смотрят так же страшно, безответно и томи­тельно, как пахнет лотос. Из века в век, из одной эры — в другую эру.

(А. Блок)

ЛИТ 565. Прочитайте отрывок из романа «Преступление и наказание». Определите тип речи. Укажите характерные особенности этого типа речи.

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду от­ставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высоко-

253


Стилистика

му человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеря-шиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать и за­глядывавшей иногда в его комнату, возбуждало в нём желчь и кон­вульсии. Так бывает у иных мономанов, слишком на чём-нибудь со­средоточившихся.

(Ф. Достоевский)

1. Объясните постановку знаков препинания в выделенном предложе­нии.

. I 2. Найдите в тексте окказиональное слово (индивидуально-авторский
___ I неологизм), объясните его значение и способ образования.

3. Разбейте текст на абзацы и сформулируйте их микротемы.

566. Проанализируйте текст, определите его тип и стиль речи. К ка­кому жанру он относится? Какую стилистическую и синтаксическую функцию выполняют первый и последний абзацы?

«РУССКИХ РУК ДОРОГОЕ ТВОРЕНЬЕ -ЗОЛОТАЯ ТВЕРДЫНЯ КРЕМЛЯ...»

«Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с кон­ца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти не­обозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча; Москва не безмолвная гро­мада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у неё есть своя душа, своя жизнь» — так писал М.Ю. Лермонтов.

Первое упоминание о Москве в летописях относится к 1147 го­ду; это и первое упоминание о Кремле. Только в те далёкие време­на он назывался «градом» («град Москва»).

254


§117. Текст. Типы речи

За восемь с половиной веков облик Кремля неоднократно ме­нялся. Название Кремль появилось не ранее XIV века. При князе Дмитрии Донском в 1367 году были воздвигнуты вокруг Кремля новые стены из белого камня; Москва становится белокаменной и название это сохраняет поныне.

Современный архитектурный ансамбль Кремля начинает скла­дываться с конца XV века: вокруг Кремля воздвигают кирпичные стены и башни, которые существуют и сегодня. Общая длина крем­лёвских стен с башнями равна 2235 м; стены имеют 1045 зубцов.

Кремль — свидетель героического прошлого русского народа. Сегодня — это центр государственной и политической жизни Рос­сии. Московский Кремль — это уникальнейший архитектурно-художественный ансамбль, крупнейший музей мира, который бе­режно хранит «заветные преданья поколений».

На территории Кремля находится множество художественно-исторических памятников. Вот только некоторые из них: колокольня «Иван Великий» (высота её 81 м, с крестом — около 100 м), только в XX веке в Москве появились здания выше этой колокольни; рядом — Ивановская площадь, на которой громко зачитывались царские указы (отсюда: кричать во всю ивановскую); Царь-колокол, который, если бы звонил, был бы слышен за 50—60 км; Царь-пушка — памятник ли­тейного искусства и древнерусской артиллерии; Большой Кремлёв­ский дворец и Грановитая палата; Соборная площадь с Архангельским собором, Успенский и Благовещенский соборы; Оружейная палата — первый московский музей — и другие «свидетели веков».

Говоря словами М.Ю. Лермонтова, «...ни Кремля, ни его зуб­чатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно... Надо видеть, видеть... надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!..».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.107.29 (0.112 с.)