Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты



494. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Наблюдал я с восхищением начало потока. На одном холме стоя­ло дерево очень высокая ёлка. Капли дождя собирались с ветвей на ствол укрупнялись перескакивали на изгибах ствола и часто поп.ха-ли в густых светло(зелёных) лишайниках одевающих ствол. В самом низу дерево было изогнуто и капли из(под) лишайников тут брали прямую линию (в)низ в спокойную лужу с пузырями. Кроме этого и прямо с веток падали разные капли (по)разному звучали.

На моих глазах маленькое озеро под деревом прорв...ло поток под снегом понёсся к дороге ставшей теперь плотиной. Новорождё...ый поток был такой силы что дорогу (плотину) прорв...ло и вода помча­лась (в)низ (по)сорочьему царству к реч...ке. Олына...ик у берега реч...ки был затоплен с каждой ветки в заводь падали капли и давали множество пузырей. И все эти пузыри медленно двигаясь по заводи к потоку вдруг там срывались и неслись по реке вместе с пеной.

В тумане то и дело показывались пролетая какие(то) птич...ки но я (не)мог определить какие это. Птич...ки (на)лету пищ...ли но за гу­лом реки я не мог понять их писка. Они садились (в)дали на труп...у

179


Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

стоявших возле реки деревьев. Туда я направился узнать какие это к нам гости так рано пожаловали из тёплых краёв.

Я услыхал песнь зяблика. Ушам своим (не)поверил но скоро по­нял что те птич...ки летевшие из тумана те ранние гости были зябли­ки. Тыс.чи зябликов всё летели всё пели садились на деревья и во множестве рассыпались по зяби и я в первый раз понял что слово «зяблик» происходит от «зяби». Но самое главное при встрече с эти­ми желанными птич...ками был страх что будь их поменьше я думая о себе очень возможно и вовсе бы их пропустил.

Так вот раздумывал я сегодня я пропущу зябликов а завтра пропу­щу хорошего живого человека и он погибнет без моего внимания. Я понял что в этой моей отвлечённости было начало какого(то) ос­новного болыи...го заблуждения.

(М. Пришвин)

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите роль абзаца в тексте.

3. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Дайте схему этого предложения.

/ fj 4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Весна».

ЛИТ 495. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Вы­ делите грамматические основы предложений, охарактеризуйте их, объясните постановку знаков препинания.

Бе...со...ица. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

Сей дли...ый выводок, сей поезд журавли...ый,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавли...ый клин в чужие рубежи, — На головах царей божестве...ая пена, — Куда плывёте вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море чёрное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

(О. Мандельштам)

1. Укажите в тексте союзные слова. Какую синтаксическую функцию они выполняют?

. I 2. Определите стилистическую окраску выделенных слов, подберите к
___ I ним синонимы, определите часть речи.

180


Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

3. Какие средства выразительности встречаются в первой строфе?

4. Найдите в тексте односоставные предложения, укажите их типы.

ЛИТ 496. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки пре­ пинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСКУССТВЕ

В языках иных отсталых племён бывает так: есть слова обозн...ча­ющие отдельно те или иные травинки но нет одного обобщающего понятия «трава». Большой художник стоит на таком же уровне над толпой как наш совремс.ый цивилизованный человек знающий слово «трава» над первобытными пл...менами.

Весь материал накоплс.ый писателем внутри себя можно разд...лить по способу его приобр...тения на три части.

Первая часть это опыт который я бы назвал опытом первоначаль­ного накопления который накапливается в годы когда человек ещё не стал писателем и даже не собирается им стать. Такой первоначаль­но накопле...ый опыт л...жится потом в основу первых книг от чего они нередко получаются столь яркими и об...ятельными что потом писатель при всём своём мастерстве не может сделать ничего лучше и интереснее их. Но конечно этот «золотой фонд» участвует в разной степени и в основных книгах писателя.

Вторая часть опыт повседневно накапливаемый писателем про­фессионалом когда его глаз уже выб...рает из океана действительно­сти не всё подряд но то что нужно для профессии и работы.

И наконец третья часть — опыт приобретс.ый в результате узко­го целенаправлен.ого изучения жизни: поездка Пушкина в Оренбург экскурсия Толстого в губернскую тюрьму (для «Воскресения»).

Искусство как поиски алмазов. Ищут сто человек а находит один;

но этот один никогда не нашёл бы алмаза если бы радом не искало

сто человек.

(По В. Солоухину)

497. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина­ния. Сформулируйте правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сделайте синтаксический разбор предложений. Составьте их схемы.

1. Солнце начало припекать ноги разгорячились от ходьбы и мы приглядывали место где бы искупаться. (Сол.) 2. На опушку падали косые лучи и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка ка­кой бывает у тонкой сосновой дощечки освещенной сзади свечой.

181


Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

(Пауст.) 3. Она обернулась к нему как будто он её толкнул и ему по­казалось что лицо её слегка побледнело за ночь. (Т.) 4. В продолже­ние года во время которого я вёл уединённую сосредоточенную в са­мом себе моральную жизнь все отвлечённые вопросы о назначении человека о будущей жизни о бессмертии души уже представились мне и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяс­нить те вопросы предложение которых составляет высшую ступень до которой может достигать ум человека но разрешение которых не дано ему. (Л. Т.) 5. Присмотритесь к словам в этом отрывке и вы со­гласитесь с Горьким когда он говорил что Пришвин обладал «совер­шенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему». (Пауст.)

498. Прочитайте текст, спишите, вставляя буквы и знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль текста и укажите его особенности (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические). Укажите языковые средства, с помощью которых автор описывает лебедя.

ЛЕБЕДЬ

Лебедь по своей величине силе красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей вод...ной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег с блестящими прозрачными (не)большими глазами с чёрным носом и чёрными лапами с дли...ой гибкой и кра­сивой шеей, он (не)выразимо пр...красен когда спокойно плывёт между зелёных камышей по (тёмно)синей гладкой поверхности воды. Но и все его движения исполнены прелести: начнёт ли он пить и за­черпнув носом воды поднимет голову вверх и вытянет шею; начнёт ли купаться нырять и плескаться своими могучими крыльями далеко разбрасывая брызги воды скатывающейся с его пушистого тела; нач­нёт ли потом охорашиваться легко и свободно закинув дугой назад свою белоснежную шею поправляя и чистя носом на спине боках и в хвосте смятые или замара...ые перья; распустит ли крыло по воздуху как будто дли...ый косой парус и начнёт также носом пер...бирать в нём каждое перо проветривая и суша его на солнце всё живописно и великолепно в нём.

Лебеди пр...летают почти всегда попарно; появляются весной до­вольно рано, в начале апреля когда по большей части всё ещё бывает покрыто снегом. Лебеди...ых стай я (не)видывал: в тех местах Орен­бургской губернии где я постоя...о охотился лебеди бывают только пролётом а постоя...о не живут и детей не выводят и для меня появ­ление их не во время пролёта было редкостью.

(С. Аксаков)

182


Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

/J0 499. Спишите, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, про-

---- 1 пущенные буквы и расставляя знаки препинания. Озаглавьте текст.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний день».

С самого Николина дня установились трескучие декабр...ские мо­розы, особенно с зимних поворотов когда по народному выражению солн...шко пошло на лето а зима на мороз. Стужа р...сла с каждым днём и двадцать девятого декабря ртуть застыла и опустилась в стек­ля...ый шар. Птица мёрзла (на)лету и падала на землю уже окочене­лою. Вода взброшс.ая (в)верх из стакана возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками а снега было очень мало всего на вершок и (не)прикрытая земля промёрзла на три четверти аршина.

Со...нце вставало и л...жилось с огне...ыми ушами и месяц ходил по небу сопровождаемый кресто(образными) лучами; ветер совсем упал и целые вороха хлеба оставались (не)вея...ыми так что и де-ват...ся с ними было (не)куда. С трудом пробивали пешнями и топо­рами проруби на пруду; лёд был толщиною с лишком в аршин, и ког­да доходили до воды то она сжатая тяжёлою ледя...ою корою била как из ф...нтана, и тогда только успокаивалась когда широко затопляла прорубь, так что для чищенья её надобно было подмащивать мостки...

Великолепен был вид зимней природы.

(По С. Аксакову)

Какие изобразительно-выразительные средства использует С. Аксаков для описания зимней природы?

ЛИТ 500. Прочитайте стихотворение «Венеция». Выпишите выделен­ ное предложение, расставьте в нём знаки препинания и выполните полный синтаксический разбор.

Я был разбужен спозаранку Щелчком оконного стекла. Размокшей каменной баранкой В воде Венеция плыла.

Всё было тихо и однако Во сне я слышал крик и он Подобьем смолкнувшего знака Ещё тревожил небосклон.

Он вис трезубцем Скорпиона Над гладью стихших мандолин И женщиною оскорблённой, Быть может, издан был вдали.

183


Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты


Теперь он стих и чёрной вилкой Торчал по черенок во мгле. Большой канал с косой ухмылкой Оглядывался, как беглец.

Туда, голодные, противясь, Шли волны, шлёндая с тоски, И гондолы рубили привязь, Точа о пристань тесаки.

Вдали за лодочной стоянкой В остатках сна рождалась явь. Венеция венецианкой Бросалась с набережных вплавь. (Б. Пастернак)

1. Найдите в тексте стихотворения сравнения и определите способы их выражения.

2. Выпишите из текста предложение с осложнённым нераспространён­ным определением. Какие ещё обособления встречаются в этом предложе­нии? Подчеркните их.

3. Выпишите из текста по два словосочетания на разные виды подчини­тельной связи.

*

4. Выпишите все наречия, имеющиеся в тексте, выполните их морфем­ный разбор.

184


КУЛЬТУРА РЕЧИ*

Культура речи (от лат. cultura — возделывание, вы­ ращивание, воспитание) — раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Под культурой речи понимается владение норма­ ми литературного языка в его устной и письменной формах, когда выбор и организация языковых средств позволяют в определённой ситуации обще­ ния и при соблюдении этики общения добиться не­ обходимого эффекта в достижении поставленных задач коммуникации.

Нормы литературного языка — это правила ис­ пользования речевых средств в определённый период развития литературного языка. Нормы обязательны как для устной, так и для письменной речи и охваты­ вают все стороны языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.024 с.)