Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты
494. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Наблюдал я с восхищением начало потока. На одном холме стояло дерево очень высокая ёлка. Капли дождя собирались с ветвей на ствол укрупнялись перескакивали на изгибах ствола и часто поп.ха-ли в густых светло(зелёных) лишайниках одевающих ствол. В самом низу дерево было изогнуто и капли из(под) лишайников тут брали прямую линию (в)низ в спокойную лужу с пузырями. Кроме этого и прямо с веток падали разные капли (по)разному звучали. На моих глазах маленькое озеро под деревом прорв...ло поток под снегом понёсся к дороге ставшей теперь плотиной. Новорождё...ый поток был такой силы что дорогу (плотину) прорв...ло и вода помчалась (в)низ (по)сорочьему царству к реч...ке. Олына...ик у берега реч...ки был затоплен с каждой ветки в заводь падали капли и давали множество пузырей. И все эти пузыри медленно двигаясь по заводи к потоку вдруг там срывались и неслись по реке вместе с пеной. В тумане то и дело показывались пролетая какие(то) птич...ки но я (не)мог определить какие это. Птич...ки (на)лету пищ...ли но за гулом реки я не мог понять их писка. Они садились (в)дали на труп...у 179 Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты стоявших возле реки деревьев. Туда я направился узнать какие это к нам гости так рано пожаловали из тёплых краёв. Я услыхал песнь зяблика. Ушам своим (не)поверил но скоро понял что те птич...ки летевшие из тумана те ранние гости были зяблики. Тыс.чи зябликов всё летели всё пели садились на деревья и во множестве рассыпались по зяби и я в первый раз понял что слово «зяблик» происходит от «зяби». Но самое главное при встрече с этими желанными птич...ками был страх что будь их поменьше я думая о себе очень возможно и вовсе бы их пропустил. Так вот раздумывал я сегодня я пропущу зябликов а завтра пропущу хорошего живого человека и он погибнет без моего внимания. Я понял что в этой моей отвлечённости было начало какого(то) основного болыи...го заблуждения. (М. Пришвин) 1. Озаглавьте текст. 2. Укажите роль абзаца в тексте. 3. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Дайте схему этого предложения. / fj 4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Весна».
ЛИТ 495. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Вы делите грамматические основы предложений, охарактеризуйте их, объясните постановку знаков препинания. Бе...со...ица. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочёл до середины: Сей дли...ый выводок, сей поезд журавли...ый, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавли...ый клин в чужие рубежи, — На головах царей божестве...ая пена, — Куда плывёте вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море чёрное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. (О. Мандельштам) 1. Укажите в тексте союзные слова. Какую синтаксическую функцию они выполняют? . I 2. Определите стилистическую окраску выделенных слов, подберите к 180 Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты 3. Какие средства выразительности встречаются в первой строфе? 4. Найдите в тексте односоставные предложения, укажите их типы. ЛИТ 496. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки пре пинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСКУССТВЕ В языках иных отсталых племён бывает так: есть слова обозн...чающие отдельно те или иные травинки но нет одного обобщающего понятия «трава». Большой художник стоит на таком же уровне над толпой как наш совремс.ый цивилизованный человек знающий слово «трава» над первобытными пл...менами. Весь материал накоплс.ый писателем внутри себя можно разд...лить по способу его приобр...тения на три части. Первая часть это опыт который я бы назвал опытом первоначального накопления который накапливается в годы когда человек ещё не стал писателем и даже не собирается им стать. Такой первоначально накопле...ый опыт л...жится потом в основу первых книг от чего они нередко получаются столь яркими и об...ятельными что потом писатель при всём своём мастерстве не может сделать ничего лучше и интереснее их. Но конечно этот «золотой фонд» участвует в разной степени и в основных книгах писателя. Вторая часть опыт повседневно накапливаемый писателем профессионалом когда его глаз уже выб...рает из океана действительности не всё подряд но то что нужно для профессии и работы.
И наконец третья часть — опыт приобретс.ый в результате узкого целенаправлен.ого изучения жизни: поездка Пушкина в Оренбург экскурсия Толстого в губернскую тюрьму (для «Воскресения»). Искусство как поиски алмазов. Ищут сто человек а находит один; но этот один никогда не нашёл бы алмаза если бы радом не искало сто человек. (По В. Солоухину) 497. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Сформулируйте правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сделайте синтаксический разбор предложений. Составьте их схемы. 1. Солнце начало припекать ноги разгорячились от ходьбы и мы приглядывали место где бы искупаться. (Сол.) 2. На опушку падали косые лучи и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка какой бывает у тонкой сосновой дощечки освещенной сзади свечой. 181 Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты (Пауст.) 3. Она обернулась к нему как будто он её толкнул и ему показалось что лицо её слегка побледнело за ночь. (Т.) 4. В продолжение года во время которого я вёл уединённую сосредоточенную в самом себе моральную жизнь все отвлечённые вопросы о назначении человека о будущей жизни о бессмертии души уже представились мне и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы предложение которых составляет высшую ступень до которой может достигать ум человека но разрешение которых не дано ему. (Л. Т.) 5. Присмотритесь к словам в этом отрывке и вы согласитесь с Горьким когда он говорил что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему». (Пауст.) 498. Прочитайте текст, спишите, вставляя буквы и знаки препинания и раскрывая скобки. Определите стиль текста и укажите его особенности (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические). Укажите языковые средства, с помощью которых автор описывает лебедя. ЛЕБЕДЬ Лебедь по своей величине силе красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей вод...ной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег с блестящими прозрачными (не)большими глазами с чёрным носом и чёрными лапами с дли...ой гибкой и красивой шеей, он (не)выразимо пр...красен когда спокойно плывёт между зелёных камышей по (тёмно)синей гладкой поверхности воды. Но и все его движения исполнены прелести: начнёт ли он пить и зачерпнув носом воды поднимет голову вверх и вытянет шею; начнёт ли купаться нырять и плескаться своими могучими крыльями далеко разбрасывая брызги воды скатывающейся с его пушистого тела; начнёт ли потом охорашиваться легко и свободно закинув дугой назад свою белоснежную шею поправляя и чистя носом на спине боках и в хвосте смятые или замара...ые перья; распустит ли крыло по воздуху как будто дли...ый косой парус и начнёт также носом пер...бирать в нём каждое перо проветривая и суша его на солнце всё живописно и великолепно в нём. Лебеди пр...летают почти всегда попарно; появляются весной довольно рано, в начале апреля когда по большей части всё ещё бывает покрыто снегом. Лебеди...ых стай я (не)видывал: в тех местах Оренбургской губернии где я постоя...о охотился лебеди бывают только пролётом а постоя...о не живут и детей не выводят и для меня появление их не во время пролёта было редкостью.
(С. Аксаков) 182 Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты /J0 499. Спишите, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, про- ---- 1 пущенные буквы и расставляя знаки препинания. Озаглавьте текст. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний день». С самого Николина дня установились трескучие декабр...ские морозы, особенно с зимних поворотов когда по народному выражению солн...шко пошло на лето а зима на мороз. Стужа р...сла с каждым днём и двадцать девятого декабря ртуть застыла и опустилась в стекля...ый шар. Птица мёрзла (на)лету и падала на землю уже окоченелою. Вода взброшс.ая (в)верх из стакана возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками а снега было очень мало всего на вершок и (не)прикрытая земля промёрзла на три четверти аршина. Со...нце вставало и л...жилось с огне...ыми ушами и месяц ходил по небу сопровождаемый кресто(образными) лучами; ветер совсем упал и целые вороха хлеба оставались (не)вея...ыми так что и де-ват...ся с ними было (не)куда. С трудом пробивали пешнями и топорами проруби на пруду; лёд был толщиною с лишком в аршин, и когда доходили до воды то она сжатая тяжёлою ледя...ою корою била как из ф...нтана, и тогда только успокаивалась когда широко затопляла прорубь, так что для чищенья её надобно было подмащивать мостки... Великолепен был вид зимней природы. (По С. Аксакову) Какие изобразительно-выразительные средства использует С. Аксаков для описания зимней природы? ЛИТ 500. Прочитайте стихотворение «Венеция». Выпишите выделен ное предложение, расставьте в нём знаки препинания и выполните полный синтаксический разбор. Я был разбужен спозаранку Щелчком оконного стекла. Размокшей каменной баранкой В воде Венеция плыла. Всё было тихо и однако Во сне я слышал крик и он Подобьем смолкнувшего знака Ещё тревожил небосклон. Он вис трезубцем Скорпиона Над гладью стихших мандолин И женщиною оскорблённой, Быть может, издан был вдали. 183 Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты Теперь он стих и чёрной вилкой Торчал по черенок во мгле. Большой канал с косой ухмылкой Оглядывался, как беглец. Туда, голодные, противясь, Шли волны, шлёндая с тоски, И гондолы рубили привязь, Точа о пристань тесаки.
Вдали за лодочной стоянкой В остатках сна рождалась явь. Венеция венецианкой Бросалась с набережных вплавь. (Б. Пастернак) 1. Найдите в тексте стихотворения сравнения и определите способы их выражения. 2. Выпишите из текста предложение с осложнённым нераспространённым определением. Какие ещё обособления встречаются в этом предложении? Подчеркните их. 3. Выпишите из текста по два словосочетания на разные виды подчинительной связи.
4. Выпишите все наречия, имеющиеся в тексте, выполните их морфемный разбор. 184 КУЛЬТУРА РЕЧИ* Культура речи (от лат. cultura — возделывание, вы ращивание, воспитание) — раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Под культурой речи понимается владение норма ми литературного языка в его устной и письменной формах, когда выбор и организация языковых средств позволяют в определённой ситуации обще ния и при соблюдении этики общения добиться не обходимого эффекта в достижении поставленных задач коммуникации. Нормы литературного языка — это правила ис пользования речевых средств в определённый период развития литературного языка. Нормы обязательны как для устной, так и для письменной речи и охваты вают все стороны языка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.024 с.) |