Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения

Поиск

I Обособление — это смысловое и интонационное выделение
второстепенных членов предложения с целью придания им неко-

I                                                                торой самостоятельности.

3   Обособляются как одиночные второстепенные члены (опреде-

I ление, обстоятельство, дополнение), так и второстепенные члены

|  с зависимыми словами. Чем больше пояснительных слов имеет

' обособленный второстепенный член предложения, тем большее

54


§ 85. Обособленные и необособленные определения

I

значение приобретает обособленный оборот: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А. Твардовский) Придавая речи особую выразительность, обособленные члены могут стоять как перед определяемым словом, так и после него. Обо­собленные члены предложения выделяются запятыми или тире.

ОБОСОБЛЕННЫЕ

И НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Согласованные определения

Обособляются согласованные определения, выраженные

: причастием или именем прилагательным с зависимыми словами и

стоящие после определяемого слова: На иных берёзах, обращенных

' к солнцу, появились серёжки золотые, чудесные, нерукотворные.

' (М. Пришвин)

I     Не обособляются распространённые согласованные оп-

ределения:
\     1) если они стоят перед определяемым словом и не имеют доба-

| вочных обстоятельственных значений: Кому-нибудь не спится в
I прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке.
(Б. Па-
I стернак) Ср.: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
I (А. Твардовский) В последнем предложении можно поставить во-
I просы: Тёркин (какой?) оглушённый тяжким гулом и Тёркин ник-
1 нет головой (почему?) оглушённый тяжким гулом (ср. также: Тёр-
I кин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом);
1   2) если они стоят после определяемого слова и сливаются с ним

I по смыслу, например: Аркадий встал с утра с настроением игриво 1 радостным (Н. Лейкин);

1   3) если они связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со

I сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого
! (именная часть), например: Ночи были короткие, светлые.
I    Как правило, в качестве связки употребляются глаголы движе-

§ ния и состояния. Если же глагол может функционировать в каче-| стве сказуемого самостоятельно, без определения, то определение f обособляется. Ср.: Белов шёл довольный услышанным. (Н. Сорото-кина) — Белов шёл быстро, довольный услышанным;

4) если они выражены сложной формой степеней сравнения

i имён прилагательных (сравнительной и превосходной), так как

I выступают в функции единого нечленимого члена предложения,

например: Тент никогда не видел человека более бесхитростного, чем

он. (А. Грин)

55


Синтаксис и пунктуация

I                                                                         Обособляются:

1  1) два и более одиночных определения, стоящие после опреде-

1 ляемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определе-

I ние), например: Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты

I (И. Бунин); И звук их бубенцов, размеренный, печальный, мне го-

1 ворил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, глухой, пат-

1     риархальной, далёкой для меня, я почитал душой. (И. Бунин)

1   Примечание. Если препозитивное определение отсутствует, последую-

1 щие определения могут либо обособляться, либо не обособляться в зави-

1 симости от смысла и интонационно-смысловой их близости с определяе-

1 мым именем существительным, например: Впереди были горы, высокие,

I неприступные (В. Обручев); Кухарка жирная у скаред на сковородке мясо

1                                                                     жарит. (Аре. Тарковский)

I   2) одиночные определения, стоящие после определяемого сло-

I   ва, если они имеют добавочное значение, например: Люди же,

1                                  изумлённые, стали как камни (М. Горький);

1 3) одиночные и распространённые определения, стоящие перед

I определяемым именем существительным и имеющие добавочное

1 обстоятельственное значение, например: Ещё прозрачные, леса

1                                     как будто пухом зеленеют (А. Пушкин)*;

|   4) одиночные и распространённые определения, независимо от

| их положения к определяемому слову (препозитивное и постпози-

f тивное), если они отделены другими словами от определяемого

it

| слова, например: На улицу меня пускали редко, каждый раз я воз-

|               вращался домой, избитый мальчишками (М. Горький);

|   5) одиночное или распространённое определение, относящееся

| к личному местоимению, независимо от его места по отношению

k     к определяемому слову, например: Я читал, возбуждённый и

I

' f взволнованный (М. Горький); Я, ошеломлённый, ничего толком не по-

*'              нимая, почти бегом спустился с горы. (К. Паустовский)

t Примечания. Не обособляются определения, относящиеся к

i                                                                     личному местоимению:

% 1) если определение одновременно связано с подлежащим и со сказу-

. емым, например: Они шли домой весёлые и довольные. Ср.: Они, весёлые и

|                    довольные, шли домой; Весёлые и довольные, они шли домой;

|                2) в восклицательных предложениях типа: Ой вы мои хорошие!

* Подобные определения близки по значению к оборотам с будучи. Ср.: Будучи прозрачными, леса как будто пухом зеленеют.

56


§ 85. Обособленные и необособленные определения

I    Не обособляются одиночные и распространённые опреде-

I ления, стоящие после неопределённого местоимения, если они

I образуют с ним единое смысловое целое, например: Сзади его го-

I ловы плескалось и пенилось что-то лиловое, игривое. (Н. Соротокина)
I Если же связь определения с определяемым местоимением ме-

1 нее тесная, а после местоимения делается пауза, то обособление

1 возможно. Ср.: Что-то, лиловое, игривое, плескалось и пенилось сзади

I его головы.

1   Не отделяются з а п я т о й от следующего за ними причаст-

1 ного оборота определительные, указательные и притяжательные

1 местоимения, если они связаны только по смыслу и интонационно,

I например: Мне запомнился этот блестящий на солнце снег.

I    Примечание. Если же определение имеет добавочное значение и выде-

I ляется интонационно, то оно обособляется, например: Этот, бле-

1 стящий на солнце, снег мне запомнился.

I Несогласованные определения

1   Обособляются несогласованные определения, выражен-

1 ные косвенными падежами имён существительных (чаще с пред-

j логом), если подчёркивается выражаемое ими значение, напри-

I мер: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька,

I щурится, чему-то улыбается. (М. Горький)
| Как правило, несогласованные определения обособляются,

1 если:

1    1) относятся к личному местоимению, например: В широ-

I ком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаива-

| ла у подъезда (Л. Толстой);

I    2) относятся к имени собственному, например: Русый, с куд-

I рявой головой, без шапки и с расстёгнутой на груди рубахой, Дымов

| казался красивым и необыкновенно сильным (А. Чехов);

t    3) отделены от определяемого слова другими членами предло-

I жения, например: Лицо её, с симпатично вздёрнутым веснушча-

i тым носиком, светилось радостью (А. Грин);

I    4) образуют ряд однородных членов с предшествующими или

I последующими согласованными определениями, например:

.; Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явил-

| ся под вечер (М. Горький);

|     5) употреблены при существительном со значением родства,

| профессии, должности и т. д. и выражают добавочное сообщение,

I содержат конкретизацию, например: Мать, полуголая, в красной

$ юбке, стоит на коленях. (М. Горький)

57


Синтаксис и пунктуация

I

     Подобное обособление может использоваться как средство спе-

циального отрыва данного оборота от последующего сказуемого, к
которому он также мог быть отнесён по смыслу и синтаксически;
6) выражено оборотом с прилагательным в сравнительной сте­
пени, например: Маленькие усы, немного темнее волос, делали его
лицо привлекательным.
(Л. Толстой)
у     Несогласованные определения могут вместо запятых выде-

* ляться тире:

1)      если они выражены неопределённой формой глагола (инфи-
"' нитивом); в данных случаях перед ними можно поставить а имен­
но,
например: Таким образом, волей-неволей мы должны были от­
казаться от первоначального намерения — пройти во Владивосток
вдоль берегов Сибири
(В. Каверин);

2) в середине предложения несогласованные определения вы­
деляются тире с двух сторон. Ср.: От первоначального намерения

г пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири — волей-неволей мы

' должны были отказаться.

i

Примечания. 1. Если по условиям контекста после определения, выра-| женного инфинитивом, должна ставиться запятая, то второе тире опуска-: ется. Например: Это была моя обязанность — нести отцу обед, и я ею | очень гордился.

1   2. Тире при согласованных и несогласованных определениях, имею-

I щих различные способы выражения, можно поставить тогда, когда необ-I ходимо особо подчеркнуть их смысловую значимость; в данных случаях I они выполняют также функцию пояснения. Ср.: На пороге избы встретил I меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный (И. Тургенев); Правда, что птица не знает человеческихморальных, психологических и t государственныхграниц. (В. Солоухин)

ЛИТ 388. Прочитайте отрывок из произведения Н. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему однородных членов первого предложения.

Выражается сильно российский народ! и если наградит кого слов­цом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воро­нье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое мет­ко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немец-

58


§ 85. Обособленные и необособленные определения

ких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а весь сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не вы­сиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, глава­ ми, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несмет­ ное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и ме­ чется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собствен­ным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щего­лем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

hq| 1. Определите тему и основную мысль текста. Выразите своё отноше-
jL _ I ние к прочитанному в виде небольшого сочинения.

2. Как вы понимаете смысл выделенной фразы?

3. Выпишите из текста устойчивые выражения. Установите источник их происхождения.

4. Объясните написание частиц ней ни с разными частями речи в первом абзаце.

389. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина­ния. Выделите одиночные и распространённые определения и слова, к кото­рым они относятся. Укажите условия обособления определений.

1. Вообразите себе человека лет сорока пяти высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошен­ными волосами и широкими насмешливыми губами. (Т.) 2. Это был крепкий маленький смуглолицый желчный холостяк с горячими и насмешливыми чёрными глазами с сильной проседью в чёрных рас­трёпанных волосах. (Купр.) 3. Ему чудилось, что уже появился из-за далёкого-далёкого поворота весенний город Хвалынск в цветущих холмах тихий сияющий счастливый. (Фед.) 4. Удивлённый и грустный он ушёл с палубы наверх. (М. Г.) 5. И дальше тропой неизбежной, сквозь годы и бедствий и смут, влечётся суровый прилежный веками завещанный труд. (В. Бр.) 6. Молодой сарыч огромно-нелепый и вя-

59


Синтаксис и пунктуация

лый вылетел из чащи. (Пришв.) 7. Мужики поудалее вооружились ви­лами и топорами. (Гонч.) 8. В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река. (Тютч.) 9. В военной форме в новых блестящих скрипящих сапогах в фуражке набекрень он явился домой и положил на стол двести рублей. (Кае.) 10. Измученные грязные мокрые мы до­стигли наконец берега. (Т.) 11. В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой в сером же жилете с голым, как колено, черепом и необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Гонч.) 12. За длинным столом покрытым синим сукном сидело пятеро. (Аверч.)

ЛИТ 390. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изер- гиль». Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируй­те правила, на которые вы опирались.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молда­ван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молча­ли, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли пели и смеялись; мужчины — бронзовые с пышными чёрными усами и густыми кудрями до плеч в коротких куртках и ши­роких шароварах; женщины и девушки — весёлые гибкие с тёмно-си­ними глазами тоже бронзовые. Их волосы шёлковые и чёрные были распущены, ветер тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами впле­тёнными в них. Ветер тёк широкой ровной волной, но иногда он точ­но прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы вздымавшиеся вокруг их го­лов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.

Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слы­шался смех...

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испаре­ниями земли незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч пышные странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба украшен­ные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и лю­ди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказ­ки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

60


§ 85. Обособленные и необособленные определения

1. Определите тип речи текста. Обоснуйте своё решение.

2. Какие выразительные средства языка можно выделить в тексте? Ка­кую роль они выполняют?

391. Выпишите предложения с обособленными определениями по группам: а) стоящими после определяемого слова; б) относящимися к лич­ному местоимению; в) относящимися к имени собственному; г) имеющими дополнительные обстоятельственные значения; д) отделёнными от опреде­ляемого слова другими словами. Расставьте пропущенные знаки препи­нания.

1. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (77.) 2. Худенький тёмный с выпученными рачьими глазами Саша Яковов говорил торопливо. (М. Г.) 3. Приезжал дядя Яков с гитарой привозил с собою кривого и лысого часовых дел мастера в длинном чёрном сюртуке тихонького похожего на монаха. (М. Г.) 4. Подобралась дружная ватага: безрод­ный Кострома вихрастый костлявый с огромными чёрными глазами; татарчонок Хаби простодушный и добрый. (М. Г.) 5. Не остывшая от зною ночь июльская блистала. (Тютч.) 6. Митька не изживший дав­него своего позора со сватовством ходил хмурый и злой. (В. Ш.) 7. Пыльный и усталый Пётр медленно пошёл в сад к белой келье бра­та. (М. Г.) 8. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. (Т.) 9. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. (Т.) 10. Мазепа в думу погружённый взирал на битву окружённый толпой мятежных казаков. (П.) 11. Листья сирени в упор освещаемые лампой резко и странно выступали из темноты неподвижные гладкие и блестящие точно вырезанные из зелёной жести. (Купр.) 12. Высо­кий прямой он шёл по улице, тяжело опуская кленовую палку. (Ю. Яковл.)

См 392. I. Перестройте предложения, заменяя обособленные определе­ния необособленными. Объясните условия обособления/необособле­ния и постановку знаков препинания.

1. Месяц только что встал, большой и багровый, в черноватом и тусклом тумане. (Т.) 2. Перед главной избой тянулся навес, подпер­тый тоненькими столбиками. (Т.) 3. В мусоре, выброшенном из ком­наты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших. (Обр.) 4. Я где-то читал, как по одной надписи, вырезанной на камне, учёные открыли жизнь целой страны. (Кае.) 5. Жизнь в городе, сон­ная и однообразная, пошла своей колеёй. (Кор.)


Синтаксис и пунктуациг

II. Замените необособленные определения обособленными. Объясни­
те, какие изменения произошли. Какие знаки препинания необходимо по­
ставить при обособленных определениях?

1. Сильный до одури запах был кругом. (Т.) 2. Прибитая снегом трава лежала полосами. (Аре.) 3. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (Шол.) 4. В ней что-то чудотворное горит... (Ахм.) 5. Но во взоре упорном и странном угадать ничего не могу. (Ахм.) 6. Тяжёлая, обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в наклонной стене. (Кор.)

III. Придаточные определительные предложения замените обособлен­
ными определениями. Укажите различия между придаточными предложе­
ниями и обособленными оборотами. Объясните постановку знаков препи­
нания.

1. Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-си-нем болгарском небе? (Гарш.) 2. После этого он понёс совершенней­шую чушь, которая доставила мне глубокое удовольствие. (Аверч.) 3. Пахло тёплым ржаным хлебом, который выпекали в подвале вок­зального буфета. (Паст.) 4. Тут было много тех офицеров, которые по­том отличались в королевских войсках. (Г.) 5. Первое «лесное» слово, которое меня совершенно заворожило, было «глухомань». (Пауст.) 6. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. (Ч.)

^ 393. Соотнесите с каждым пунктом правила обособления и необособ-

___ I ления определений (см. с. 55—58) данные предложения, расставляя

пропущенные знаки препинания. Подберите из художественных произведе­ний недостающие примеры.

I. 1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой тернов­ник спутанный плющом. (Л.) 2. Трудами ночи изнурённый я лёг в те­ни. (Л.) 3. Терек воет дик и злобен. (Л.) 4. Иностранец окинул взгля­дом высокие дома квадратом окаймлявшие пруд. (Буле.) 5. Вон в снеговом половодье плывёт облако большое тёплое, каких не бывает зимой. (Пришв.) 6. В читальню вошёл широкий приземистый мужчи­на одетый в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями в ма­ске. (Ч.) 7. Что-то необыкновенно широкое размашистое и богатыр­ское тянулось по степи вместо дороги. (Ч.) 8. Гарт ходил в чёрном просторном костюме строгом и скучном. (Пауст.) 9. Смотреть на неё спокойную и сильную приятно. (Г.) 10. Кубря прозрачная глубоко­водная со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами со своими широкими заводями прекрасна. (Пришв.)

62


§ 86. Обособленные приложения

II. 1. В большой зале с двумя зеркалами в простенках картинами-премиями «Нивы» в золотом багете с парой карточных столов и дю­жиной венских стульев было пустынно и скучно. Гостиную украшали три лампы одна другой больше. В тёмной без окон спальне, кроме широкой кровати, стояли сундуки. (М. Г.) 2. Молодой малый в длин­ном кафтане из синего толстого сукна встретил нас на крыльце. (Т.) 3. Человек высокого роста с усами вышел из чащи. (Т.) 4. Среднего роста с лысой головой в венчике седых кудрявых волос с бритыми щеками и торчащими усами похожими на зубные щётки прямой и ловкий в кожаной куртке он каждым своим движением позволял узнать в нём старого унтер-офицера. (М. Г.) 5. В бричке сидело двое обывателей: купец Иван Иваныч Кузьмичов бритый в очках и в соло­менной шляпе больше похожий на чиновника, чем на купца, и дру­гой — отец Христофор Сирийский, настоятель Николаевской церк­ви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане в широкополом цилиндре и в шитом цветном поясе. (Ч.)

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

?                                          Приложение обособляется, если:

|  1) оно распространено, выражено именем нарицательным и от-

I носится к нарицательному существительному. Такое приложение

I может стоять до или после определяемого слова: Питомцы ветре-

I ной судьбы, тираны мира, трепещите! (А. Пушкин); Прошло сто

1 лет, и юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из

1                   топи блат вознёсся пышно, горделиво (А. Пушкин);

I 2) стоит перед именем собственным и имеет добавочное обсто-

I ятельственное значение (синонимично оборотам с будучи): От-

I ступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся (А. Пушкин);

1 3) в его роли выступает имя собственное или кличка животного,

1 и оно расположено после определяемого слова и служит для поясне-

| ния или уточнения нарицательного существительного: В качестве

1 охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился

|    с одним калужским помещиком, Полутыкиным (И. Тургенев);

4) оно одиночное и стоит после определяемого слова, выражен-

.- ного нарицательным существительным, имеющим пояснительное

«слово: Через полчаса явился худенький и черноволосый человек, лекарь

I                                                                                   (И. Тургенев);

i 5) относится к личному местоимению: Мы, мальчишки, собира­
лись иногда отрядами и шли в яр.
(К. Паустовский)

63


Синтаксис и пунктуация

I

    Примечания. 1. Обособленное приложение может присоединяться со-

юзом как с дополнительным значением причинности, а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т. п.: В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин, по прозванью Каланча, по фамилии Степа­ нов и по имени Степан. (С. Михалков)

2. Не являются приложениями обороты с как в значении «в качестве»: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин)

3. Обособленные приложения могут относиться к отсутствующему в данном предложении, но подразумеваемому из контекста слову: Дитя са­ ма, в толпе детей играть и прыгать не хотела. (А. Пушкин) Ср.: Дитя са­ ма, Татьяна...

1             Тире вместо запятой при обособлении приложений ста-

I                                                                                       вится, если:

*   1) приложение находится в конце предложения и при этом под-
|    чёркивается его самостоятельность или даётся разъяснение: На
I   платане, раскинув острые крылья, сидит коршун — большая птица с

* горбатым клювом (В. Солоухин);

! 2) перед приложением можно вставить слова а именно, то есть,

ь и смысл предложения при этом не меняется: Мы идём с Ладой

I моей охотничьей собакой — вдоль небольшого озерка. (М. Пришвин)

| Второе тире опускается, если по условиям контекс-

1 та после обособленного приложения должна стоять запятая: Васи-

1 льев — высокий молодой человек, сидящий в кресле, за весь вечер не

1 проронил ни слова. Ср.: Васильеввысокий молодой человек — за весь

I                                                             вечер не проронил ни слова.

I                   Дефис при одиночных приложениях ставится:

I   1) когда они присоединяются к определяемому слову — нари-

I нательному существительному: Актёры гримировались в каюте

I командира, куда электрики-краснофлотцы провели стосвечовые

I                                                             лампочки (К. Паустовский);

I 2) после собственного имени географического названия, высту-

I     пающего в качестве приложения при родовом наименовании:

1              Москва-река (ср.: река Москва), Ильмень-озеро и т. п.;

*   3) после имени собственного, если происходит слияние опреде-
:    ляемого слова и приложения в одно интонационно-смысловое це­
лое: Дюма-сын, Петров-старший и т. д.

ъ

Дефис не ставится, если:

i

1) одиночное приложение предшествует определяемому слову и по своему значению может быть приравнено к определению-при­лагательному: старик паромщик (ср.: старый паромщик);

64


§ 86. Обособленные приложения

i 2) в сочетании двух нарицательных существительных первое на- ' зывает родовое понятие, а второе — видовое: собака овчарка, ме- t там цирконий и пр.;

^   Примечание. Если подобное словосочетание является сложным терми-

| ном, то дефис, как правило, ставится: жук-плавунец, врач-нейрохирург и т. д.

1   3) определяемое слово или приложение само пишется через де-

j фис: Волга-матушка река;

I    4) при определяемом существительном имеются два однород-

■> ных приложения, соединённые союзом и: солдаты танкисты и ар-

I тиллеристы; или если при двух однородных определяемых словах,

I соединённых союзом и, есть одно приложение: студенты и препо-

1 даватели медики;

\     5) первым элементом сочетания являются слова-обращения из

; речевого этикета господин, товарищ и др.: господин судья, товарищ

} генерал.

394. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина­
ния. Выделите приложения, объясните постановку знаков препинания при
них.

1. Прославленный разведчик Травкин оставался тем же тихим и скромным юношей. (Каз.) 2. Отец мой Андрей Петрович Гринёв слу­жил при графе Минихе. (77.) 3. Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти. (П.) 4. На третьем этаже была выставка кар­тин Саниного учителя художника Тува. (Кае.) 5. Сторож кривой ста­рик прибежал с задворья. (Т.) 6. Степану приходилась родственницей турчанка, которую покойный барин бригадир Алексей Романыч из похода в обозе изволил привезти. (Т.) 7. В описываемое время Алек­сею Петровичу Бестужеву графу сенатору главному директору над почтами кавалеру ордена Святого Андрея Первозванного и вице-канцлеру России было пятьдесят лет. (Сорот.) 8. Со мною ехали Про­кофьев, девушка химичка из Москвы и женщина инженер, седая и ус­талая, больше похожая на врача. (Пауст.) 9. Гарт познакомил меня ещё со своим хозяином метеорологом Юнге румяным и неспокойным стариком. (Пауст.) 10. В числе горничных Лизаветы Прохоровны на­ходилась одна девушка лет двадцати сирота по имени Дуняша. (Т.)

395. Спишите предложения, распределяя их по группам: а) с распро­
странённым приложением, выраженным нарицательным существительным
и относящимся к нарицательному существительному; б) с приложением,
стоящим после имени собственного; в) с приложением, относящимся к


3 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2


65


Синтаксис и пунктуация

местоимению; г) с приложением, стоящим в конце предложения и отделя­ющимся тире. Расставьте знаки препинания и объясните их.

1. Герман Лесток граф действительный статский советник глава Медицинской коллегии стоял в гардеробной перед зеркалом. (Со-рот.) 2. Фёдоров ефрейтор был молодой человек лет двадцати двух. (Гарш.) 3. Искатель новых впечатлений я вас бежал, отечески края. (П.) 4. Их напугала енотовидная собака небольшое лохматое живот­ное. (Аре.) 5. Никанор Иванович Босой председатель жилищного то­варищества находился в страшнейших хлопотах. (Буле.) 6. У нас фе­нологов весна начинается прибавкою света. (Пришв.) 7. Не успел я взойти на Гремячую гору и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре. (Пришв.) 8. В зелёном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.) 9. В день приезда бригада пришла к Ивану Павловичу Бардину главному инженеру Кузнецкстроя. (Бек) 10. Где-то встретил Арцымович отставного пол­ковника Курако инвалида Севастопольской кампании. (Бек)

ЛИТ396. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя условия их выбора.

Из всех слов могучего и первородного русского языка полноглас­ного кроткого и грозного бросающего звуки взрывным водопадом журчащего неуловимым ручейком исполненного говоров дремучего леса шуршащего степными ковылями поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее мо­ре, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокро­вищницы языка живого сотворенного и, однако же, без устали творя­щего, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово самое дорогое и всеобъемлющее.

Уже один его внешний вид пленителен. Веющее в долгое, как зов далёкого хора, о ласкающее л в мягкости твёрдое утверждающее я.

(К. Бальмонт)

1. Определите тему текста и его основную мысль.

2. Найдите стихотворение того же автора по первой строчке «Язык, вели­колепный наш язык». Сравните оба текста: прозаический и стихотворный. К каким образам прибегает автор, описывая русский язык? Какие части ре­чи и синтаксические конструкции он использует? Сделайте вывод.

Я

' I 3. Напишите сочинение-миниатюру, в которой вы бы высказали своё
,__ отношение к русскому языку. Используйте выразительные возможно­
сти языка, чтобы текст был образным и эмоциональным.

66


§ 86. Обособленные приложения

^ 397. Из изучаемых вами художественных произведений выпишите

___ I предложения с обособленными и необособленными определениями и

приложениями в соответствии с приведёнными ниже схемами. Подчеркните определяемое слово одной чертой, а определение — волнистой линией.

1. Существительное + согласованное определение.

2. Согласованное определение + существительное.

3. Местоимение + согласованное определение.

4. Согласованное определение + местоимение.

5. Существительное + несогласованное определение.

6. Существительное + согласованное определение + несогласованное определение.

7. Существительное + приложение.

8. Местоимение + приложение.



 


Готовимся к ЕГЭ

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?

1. Наташа (1) в голубом платье (2) с коротким пышным рукавом (3) вы­глядела особенно нарядно. (Л. Т.)

2. Лицо его (4) с покатым назад лбом (5) тонким горбатым носом и реши­тельными, крепкими губами (6) было мужественно и красиво. (Купр.)

а) 1,4,5         6)1,3,5,6         в) 1,2, 3,5,6        г) 1,3, 4, 5, 6

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

И светлая (1) безмятежная тишина (2) чуждая всему миру (3) царит кру­
гом, тишина (4) нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в
куполе (5) да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся (6)
гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора, среди древних
стен, в которых немало скрыто пустых амфор-голосников. (Бун.)
а) 2, 3,4, 5,6          6)1,2,3,4,6       в) 1,2, 4, 6

3. Какое предложение осложнено не причастным оборотом?

а) Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем
летнего облачного дня, дремал и покачивался. (Т.)

б) Утром вскакиваю очень рано от свежести, плывущей в окно с моря, от зво­
на колокола в верхнем этаже подворья. (Бун.)


3*


67


Синтаксис и пунктуация

в) Волчата вначале притаились, недоумевая и побаиваясь, — такого они ни­
когда не видели. (Ч. А.)

г) Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной го­
ры, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. (М. Г.)

4. В каком предложении нужно поставить четыре запятые?

а) Старинный парк угрюмый и строгий тянулся от дома до реки. (Ч.)

б) Пришёл Макаров в чёрном строгом костюме стройный седой с нахмурен­
ными бровями. (М. Г.)

в) Всё было тихо в пустой комнате тускло освещенной жёлтыми лучами ма­
ленькой стеклянной лампадки. (Т.)

г) Был ещё на дворе старый пёс жёлтого цвета с бурыми крапинами по име­
ни Волчок. (Т.)

5. В каком предложении не содержится обособленное приложение? (Знаки
препинания не расставлены.)

а) Здесь некогда жил граф Пётр Ильич известный хлебосол богатый вельмо­
жа старого века. (Т.)

б) Человек необыкновенно гордый и строгий он до конца своих дней тяжело
страдал по России... (Пауст.)

в) Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление
русского духа... (Г.)

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

1    Обособленные обстоятельства обычно выражаются одиночным

I деепричастием, деепричастным оборотом, именем существитель-

I ным в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.021 с.)