Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I Обособление — это смысловое и интонационное выделение I торой самостоятельности. 3 Обособляются как одиночные второстепенные члены (опреде- I ление, обстоятельство, дополнение), так и второстепенные члены | с зависимыми словами. Чем больше пояснительных слов имеет ' обособленный второстепенный член предложения, тем большее 54 § 85. Обособленные и необособленные определения
значение приобретает обособленный оборот: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А. Твардовский) Придавая речи особую выразительность, обособленные члены могут стоять как перед определяемым словом, так и после него. Обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире. ОБОСОБЛЕННЫЕ И НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Согласованные определения Обособляются согласованные определения, выраженные : причастием или именем прилагательным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова: На иных берёзах, обращенных ' к солнцу, появились серёжки золотые, чудесные, нерукотворные. ' (М. Пришвин) I Не обособляются распространённые согласованные оп- ределения: | вочных обстоятельственных значений: Кому-нибудь не спится в I по смыслу, например: Аркадий встал с утра с настроением игриво 1 радостным (Н. Лейкин); 1 3) если они связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со I сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого § ния и состояния. Если же глагол может функционировать в каче-| стве сказуемого самостоятельно, без определения, то определение f обособляется. Ср.: Белов шёл довольный услышанным. (Н. Сорото-кина) — Белов шёл быстро, довольный услышанным; 4) если они выражены сложной формой степеней сравнения i имён прилагательных (сравнительной и превосходной), так как I выступают в функции единого нечленимого члена предложения, например: Тент никогда не видел человека более бесхитростного, чем он. (А. Грин) 55 Синтаксис и пунктуация I Обособляются: 1 1) два и более одиночных определения, стоящие после опреде- 1 ляемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определе- I ние), например: Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты I (И. Бунин); И звук их бубенцов, размеренный, печальный, мне го- 1 ворил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, глухой, пат- 1 риархальной, далёкой для меня, я почитал душой. (И. Бунин) 1 Примечание. Если препозитивное определение отсутствует, последую- 1 щие определения могут либо обособляться, либо не обособляться в зави- 1 симости от смысла и интонационно-смысловой их близости с определяе- 1 мым именем существительным, например: Впереди были горы, высокие, I неприступные (В. Обручев); Кухарка жирная у скаред на сковородке мясо 1 жарит. (Аре. Тарковский) I 2) одиночные определения, стоящие после определяемого сло- I ва, если они имеют добавочное значение, например: Люди же, 1 изумлённые, стали как камни (М. Горький); 1 3) одиночные и распространённые определения, стоящие перед I определяемым именем существительным и имеющие добавочное 1 обстоятельственное значение, например: Ещё прозрачные, леса 1 как будто пухом зеленеют (А. Пушкин)*; | 4) одиночные и распространённые определения, независимо от | их положения к определяемому слову (препозитивное и постпози- f тивное), если они отделены другими словами от определяемого it | слова, например: На улицу меня пускали редко, каждый раз я воз- | вращался домой, избитый мальчишками (М. Горький); | 5) одиночное или распространённое определение, относящееся | к личному местоимению, независимо от его места по отношению k к определяемому слову, например: Я читал, возбуждённый и I ' f взволнованный (М. Горький); Я, ошеломлённый, ничего толком не по- *' нимая, почти бегом спустился с горы. (К. Паустовский) t Примечания. Не обособляются определения, относящиеся к i личному местоимению: % 1) если определение одновременно связано с подлежащим и со сказу- . емым, например: Они шли домой весёлые и довольные. Ср.: Они, весёлые и | довольные, шли домой; Весёлые и довольные, они шли домой; | 2) в восклицательных предложениях типа: Ой вы мои хорошие! * Подобные определения близки по значению к оборотам с будучи. Ср.: Будучи прозрачными, леса как будто пухом зеленеют. 56 § 85. Обособленные и необособленные определения I Не обособляются одиночные и распространённые опреде- I ления, стоящие после неопределённого местоимения, если они I образуют с ним единое смысловое целое, например: Сзади его го- I ловы плескалось и пенилось что-то лиловое, игривое. (Н. Соротокина) 1 нее тесная, а после местоимения делается пауза, то обособление 1 возможно. Ср.: Что-то, лиловое, игривое, плескалось и пенилось сзади I его головы. 1 Не отделяются з а п я т о й от следующего за ними причаст- 1 ного оборота определительные, указательные и притяжательные 1 местоимения, если они связаны только по смыслу и интонационно, I например: Мне запомнился этот блестящий на солнце снег. I Примечание. Если же определение имеет добавочное значение и выде- I ляется интонационно, то оно обособляется, например: Этот, бле- 1 стящий на солнце, снег мне запомнился. I Несогласованные определения 1 Обособляются несогласованные определения, выражен- 1 ные косвенными падежами имён существительных (чаще с пред- j логом), если подчёркивается выражаемое ими значение, напри- I мер: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, I щурится, чему-то улыбается. (М. Горький) 1 если: 1 1) относятся к личному местоимению, например: В широ- I ком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаива- | ла у подъезда (Л. Толстой); I 2) относятся к имени собственному, например: Русый, с куд- I рявой головой, без шапки и с расстёгнутой на груди рубахой, Дымов | казался красивым и необыкновенно сильным (А. Чехов); t 3) отделены от определяемого слова другими членами предло- I жения, например: Лицо её, с симпатично вздёрнутым веснушча- i тым носиком, светилось радостью (А. Грин); I 4) образуют ряд однородных членов с предшествующими или I последующими согласованными определениями, например: .; Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явил- | ся под вечер (М. Горький); | 5) употреблены при существительном со значением родства, | профессии, должности и т. д. и выражают добавочное сообщение, I содержат конкретизацию, например: Мать, полуголая, в красной $ юбке, стоит на коленях. (М. Горький) 57 Синтаксис и пунктуация
Подобное обособление может использоваться как средство спе- циального отрыва данного оборота от последующего сказуемого, к * ляться тире: 1) если они выражены неопределённой формой глагола (инфи- 2) в середине предложения несогласованные определения вы г пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири — волей-неволей мы ' должны были отказаться. i Примечания. 1. Если по условиям контекста после определения, выра-| женного инфинитивом, должна ставиться запятая, то второе тире опуска-: ется. Например: Это была моя обязанность — нести отцу обед, и я ею | очень гордился. 1 2. Тире при согласованных и несогласованных определениях, имею- I щих различные способы выражения, можно поставить тогда, когда необ-I ходимо особо подчеркнуть их смысловую значимость; в данных случаях I они выполняют также функцию пояснения. Ср.: На пороге избы встретил I меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный (И. Тургенев); Правда, что птица не знает человеческих — моральных, психологических и t государственных — границ. (В. Солоухин) ЛИТ 388. Прочитайте отрывок из произведения Н. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему однородных членов первого предложения. Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немец- 58 § 85. Обособленные и необособленные определения ких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а весь сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы! Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, глава ми, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несмет ное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и ме чется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щеголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. hq| 1. Определите тему и основную мысль текста. Выразите своё отноше- 2. Как вы понимаете смысл выделенной фразы? 3. Выпишите из текста устойчивые выражения. Установите источник их происхождения. 4. Объясните написание частиц ней ни с разными частями речи в первом абзаце. 389. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите одиночные и распространённые определения и слова, к которым они относятся. Укажите условия обособления определений. 1. Вообразите себе человека лет сорока пяти высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. (Т.) 2. Это был крепкий маленький смуглолицый желчный холостяк с горячими и насмешливыми чёрными глазами с сильной проседью в чёрных растрёпанных волосах. (Купр.) 3. Ему чудилось, что уже появился из-за далёкого-далёкого поворота весенний город Хвалынск в цветущих холмах тихий сияющий счастливый. (Фед.) 4. Удивлённый и грустный он ушёл с палубы наверх. (М. Г.) 5. И дальше тропой неизбежной, сквозь годы и бедствий и смут, влечётся суровый прилежный веками завещанный труд. (В. Бр.) 6. Молодой сарыч огромно-нелепый и вя- 59 Синтаксис и пунктуация лый вылетел из чащи. (Пришв.) 7. Мужики поудалее вооружились вилами и топорами. (Гонч.) 8. В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река. (Тютч.) 9. В военной форме в новых блестящих скрипящих сапогах в фуражке набекрень он явился домой и положил на стол двести рублей. (Кае.) 10. Измученные грязные мокрые мы достигли наконец берега. (Т.) 11. В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой в сером же жилете с голым, как колено, черепом и необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Гонч.) 12. За длинным столом покрытым синим сукном сидело пятеро. (Аверч.) ЛИТ 390. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изер- гиль». Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, на которые вы опирались. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю. Они шли пели и смеялись; мужчины — бронзовые с пышными чёрными усами и густыми кудрями до плеч в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — весёлые гибкие с тёмно-синими глазами тоже бронзовые. Их волосы шёлковые и чёрные были распущены, ветер тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами вплетёнными в них. Ветер тёк широкой ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее. Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех... Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч пышные странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи. 60 § 85. Обособленные и необособленные определения 1. Определите тип речи текста. Обоснуйте своё решение. 2. Какие выразительные средства языка можно выделить в тексте? Какую роль они выполняют? 391. Выпишите предложения с обособленными определениями по группам: а) стоящими после определяемого слова; б) относящимися к личному местоимению; в) относящимися к имени собственному; г) имеющими дополнительные обстоятельственные значения; д) отделёнными от определяемого слова другими словами. Расставьте пропущенные знаки препинания. 1. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (77.) 2. Худенький тёмный с выпученными рачьими глазами Саша Яковов говорил торопливо. (М. Г.) 3. Приезжал дядя Яков с гитарой привозил с собою кривого и лысого часовых дел мастера в длинном чёрном сюртуке тихонького похожего на монаха. (М. Г.) 4. Подобралась дружная ватага: безродный Кострома вихрастый костлявый с огромными чёрными глазами; татарчонок Хаби простодушный и добрый. (М. Г.) 5. Не остывшая от зною ночь июльская блистала. (Тютч.) 6. Митька не изживший давнего своего позора со сватовством ходил хмурый и злой. (В. Ш.) 7. Пыльный и усталый Пётр медленно пошёл в сад к белой келье брата. (М. Г.) 8. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. (Т.) 9. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. (Т.) 10. Мазепа в думу погружённый взирал на битву окружённый толпой мятежных казаков. (П.) 11. Листья сирени в упор освещаемые лампой резко и странно выступали из темноты неподвижные гладкие и блестящие точно вырезанные из зелёной жести. (Купр.) 12. Высокий прямой он шёл по улице, тяжело опуская кленовую палку. (Ю. Яковл.) См 392. I. Перестройте предложения, заменяя обособленные определения необособленными. Объясните условия обособления/необособления и постановку знаков препинания. 1. Месяц только что встал, большой и багровый, в черноватом и тусклом тумане. (Т.) 2. Перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками. (Т.) 3. В мусоре, выброшенном из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших. (Обр.) 4. Я где-то читал, как по одной надписи, вырезанной на камне, учёные открыли жизнь целой страны. (Кае.) 5. Жизнь в городе, сонная и однообразная, пошла своей колеёй. (Кор.) Синтаксис и пунктуациг II. Замените необособленные определения обособленными. Объясни 1. Сильный до одури запах был кругом. (Т.) 2. Прибитая снегом трава лежала полосами. (Аре.) 3. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (Шол.) 4. В ней что-то чудотворное горит... (Ахм.) 5. Но во взоре упорном и странном угадать ничего не могу. (Ахм.) 6. Тяжёлая, обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в наклонной стене. (Кор.) III. Придаточные определительные предложения замените обособлен 1. Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-си-нем болгарском небе? (Гарш.) 2. После этого он понёс совершеннейшую чушь, которая доставила мне глубокое удовольствие. (Аверч.) 3. Пахло тёплым ржаным хлебом, который выпекали в подвале вокзального буфета. (Паст.) 4. Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках. (Г.) 5. Первое «лесное» слово, которое меня совершенно заворожило, было «глухомань». (Пауст.) 6. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. (Ч.) ^ 393. Соотнесите с каждым пунктом правила обособления и необособ- ___ I ления определений (см. с. 55—58) данные предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подберите из художественных произведений недостающие примеры. I. 1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом. (Л.) 2. Трудами ночи изнурённый я лёг в тени. (Л.) 3. Терек воет дик и злобен. (Л.) 4. Иностранец окинул взглядом высокие дома квадратом окаймлявшие пруд. (Буле.) 5. Вон в снеговом половодье плывёт облако большое тёплое, каких не бывает зимой. (Пришв.) 6. В читальню вошёл широкий приземистый мужчина одетый в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями в маске. (Ч.) 7. Что-то необыкновенно широкое размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги. (Ч.) 8. Гарт ходил в чёрном просторном костюме строгом и скучном. (Пауст.) 9. Смотреть на неё спокойную и сильную приятно. (Г.) 10. Кубря прозрачная глубоководная со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами со своими широкими заводями прекрасна. (Пришв.) 62 § 86. Обособленные приложения II. 1. В большой зале с двумя зеркалами в простенках картинами-премиями «Нивы» в золотом багете с парой карточных столов и дюжиной венских стульев было пустынно и скучно. Гостиную украшали три лампы одна другой больше. В тёмной без окон спальне, кроме широкой кровати, стояли сундуки. (М. Г.) 2. Молодой малый в длинном кафтане из синего толстого сукна встретил нас на крыльце. (Т.) 3. Человек высокого роста с усами вышел из чащи. (Т.) 4. Среднего роста с лысой головой в венчике седых кудрявых волос с бритыми щеками и торчащими усами похожими на зубные щётки прямой и ловкий в кожаной куртке он каждым своим движением позволял узнать в нём старого унтер-офицера. (М. Г.) 5. В бричке сидело двое обывателей: купец Иван Иваныч Кузьмичов бритый в очках и в соломенной шляпе больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой — отец Христофор Сирийский, настоятель Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане в широкополом цилиндре и в шитом цветном поясе. (Ч.) ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ? Приложение обособляется, если: | 1) оно распространено, выражено именем нарицательным и от- I носится к нарицательному существительному. Такое приложение I может стоять до или после определяемого слова: Питомцы ветре- I ной судьбы, тираны мира, трепещите! (А. Пушкин); Прошло сто 1 лет, и юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из 1 топи блат вознёсся пышно, горделиво (А. Пушкин); I 2) стоит перед именем собственным и имеет добавочное обсто- I ятельственное значение (синонимично оборотам с будучи): От- I ступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся (А. Пушкин); 1 3) в его роли выступает имя собственное или кличка животного, 1 и оно расположено после определяемого слова и служит для поясне- | ния или уточнения нарицательного существительного: В качестве 1 охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился | с одним калужским помещиком, Полутыкиным (И. Тургенев); 4) оно одиночное и стоит после определяемого слова, выражен- .- ного нарицательным существительным, имеющим пояснительное «слово: Через полчаса явился худенький и черноволосый человек, лекарь I (И. Тургенев); i 5) относится к личному местоимению: Мы, мальчишки, собира 63 Синтаксис и пунктуация
Примечания. 1. Обособленное приложение может присоединяться со- юзом как с дополнительным значением причинности, а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т. п.: В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин, по прозванью Каланча, по фамилии Степа нов и по имени Степан. (С. Михалков) 2. Не являются приложениями обороты с как в значении «в качестве»: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин) 3. Обособленные приложения могут относиться к отсутствующему в данном предложении, но подразумеваемому из контекста слову: Дитя са ма, в толпе детей играть и прыгать не хотела. (А. Пушкин) Ср.: Дитя са ма, Татьяна... 1 Тире вместо запятой при обособлении приложений ста- I вится, если: * 1) приложение находится в конце предложения и при этом под- * горбатым клювом (В. Солоухин); ! 2) перед приложением можно вставить слова а именно, то есть, ь и смысл предложения при этом не меняется: Мы идём с Ладой — I моей охотничьей собакой — вдоль небольшого озерка. (М. Пришвин) | Второе тире опускается, если по условиям контекс- 1 та после обособленного приложения должна стоять запятая: Васи- 1 льев — высокий молодой человек, сидящий в кресле, за весь вечер не 1 проронил ни слова. Ср.: Васильев — высокий молодой человек — за весь I вечер не проронил ни слова. I Дефис при одиночных приложениях ставится: I 1) когда они присоединяются к определяемому слову — нари- I нательному существительному: Актёры гримировались в каюте I командира, куда электрики-краснофлотцы провели стосвечовые I лампочки (К. Паустовский); I 2) после собственного имени географического названия, высту- I пающего в качестве приложения при родовом наименовании: 1 Москва-река (ср.: река Москва), Ильмень-озеро и т. п.; * 3) после имени собственного, если происходит слияние опреде- ъ Дефис не ставится, если: i 1) одиночное приложение предшествует определяемому слову и по своему значению может быть приравнено к определению-прилагательному: старик паромщик (ср.: старый паромщик); 64 § 86. Обособленные приложения i 2) в сочетании двух нарицательных существительных первое на- ' зывает родовое понятие, а второе — видовое: собака овчарка, ме- t там цирконий и пр.; ^ Примечание. Если подобное словосочетание является сложным терми- | ном, то дефис, как правило, ставится: жук-плавунец, врач-нейрохирург и т. д. 1 3) определяемое слово или приложение само пишется через де- j фис: Волга-матушка река; I 4) при определяемом существительном имеются два однород- ■> ных приложения, соединённые союзом и: солдаты танкисты и ар- I тиллеристы; или если при двух однородных определяемых словах, I соединённых союзом и, есть одно приложение: студенты и препо- 1 даватели медики; \ 5) первым элементом сочетания являются слова-обращения из ; речевого этикета господин, товарищ и др.: господин судья, товарищ } генерал. 394. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина 1. Прославленный разведчик Травкин оставался тем же тихим и скромным юношей. (Каз.) 2. Отец мой Андрей Петрович Гринёв служил при графе Минихе. (77.) 3. Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти. (П.) 4. На третьем этаже была выставка картин Саниного учителя художника Тува. (Кае.) 5. Сторож кривой старик прибежал с задворья. (Т.) 6. Степану приходилась родственницей турчанка, которую покойный барин бригадир Алексей Романыч из похода в обозе изволил привезти. (Т.) 7. В описываемое время Алексею Петровичу Бестужеву графу сенатору главному директору над почтами кавалеру ордена Святого Андрея Первозванного и вице-канцлеру России было пятьдесят лет. (Сорот.) 8. Со мною ехали Прокофьев, девушка химичка из Москвы и женщина инженер, седая и усталая, больше похожая на врача. (Пауст.) 9. Гарт познакомил меня ещё со своим хозяином метеорологом Юнге румяным и неспокойным стариком. (Пауст.) 10. В числе горничных Лизаветы Прохоровны находилась одна девушка лет двадцати сирота по имени Дуняша. (Т.) 395. Спишите предложения, распределяя их по группам: а) с распро 3 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2 65 Синтаксис и пунктуация местоимению; г) с приложением, стоящим в конце предложения и отделяющимся тире. Расставьте знаки препинания и объясните их. 1. Герман Лесток граф действительный статский советник глава Медицинской коллегии стоял в гардеробной перед зеркалом. (Со-рот.) 2. Фёдоров ефрейтор был молодой человек лет двадцати двух. (Гарш.) 3. Искатель новых впечатлений я вас бежал, отечески края. (П.) 4. Их напугала енотовидная собака небольшое лохматое животное. (Аре.) 5. Никанор Иванович Босой председатель жилищного товарищества находился в страшнейших хлопотах. (Буле.) 6. У нас фенологов весна начинается прибавкою света. (Пришв.) 7. Не успел я взойти на Гремячую гору и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре. (Пришв.) 8. В зелёном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.) 9. В день приезда бригада пришла к Ивану Павловичу Бардину главному инженеру Кузнецкстроя. (Бек) 10. Где-то встретил Арцымович отставного полковника Курако инвалида Севастопольской кампании. (Бек) ЛИТ396. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя условия их выбора. Из всех слов могучего и первородного русского языка полногласного кроткого и грозного бросающего звуки взрывным водопадом журчащего неуловимым ручейком исполненного говоров дремучего леса шуршащего степными ковылями поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово самое дорогое и всеобъемлющее. Уже один его внешний вид пленителен. Веющее в долгое, как зов далёкого хора, о ласкающее л в мягкости твёрдое утверждающее я. (К. Бальмонт) 1. Определите тему текста и его основную мысль. 2. Найдите стихотворение того же автора по первой строчке «Язык, великолепный наш язык». Сравните оба текста: прозаический и стихотворный. К каким образам прибегает автор, описывая русский язык? Какие части речи и синтаксические конструкции он использует? Сделайте вывод.
' I 3. Напишите сочинение-миниатюру, в которой вы бы высказали своё 66 § 86. Обособленные приложения ^ 397. Из изучаемых вами художественных произведений выпишите ___ I предложения с обособленными и необособленными определениями и приложениями в соответствии с приведёнными ниже схемами. Подчеркните определяемое слово одной чертой, а определение — волнистой линией. 1. Существительное + согласованное определение. 2. Согласованное определение + существительное. 3. Местоимение + согласованное определение. 4. Согласованное определение + местоимение. 5. Существительное + несогласованное определение. 6. Существительное + согласованное определение + несогласованное определение. 7. Существительное + приложение. 8. Местоимение + приложение.
Готовимся к ЕГЭ 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых 1. Наташа (1) в голубом платье (2) с коротким пышным рукавом (3) выглядела особенно нарядно. (Л. Т.) 2. Лицо его (4) с покатым назад лбом (5) тонким горбатым носом и решительными, крепкими губами (6) было мужественно и красиво. (Купр.) а) 1,4,5 6)1,3,5,6 в) 1,2, 3,5,6 г) 1,3, 4, 5, 6 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых И светлая (1) безмятежная тишина (2) чуждая всему миру (3) царит кру 3. Какое предложение осложнено не причастным оборотом? а) Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем б) Утром вскакиваю очень рано от свежести, плывущей в окно с моря, от зво 3* 67 Синтаксис и пунктуация в) Волчата вначале притаились, недоумевая и побаиваясь, — такого они ни г) Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной го 4. В каком предложении нужно поставить четыре запятые? а) Старинный парк угрюмый и строгий тянулся от дома до реки. (Ч.) б) Пришёл Макаров в чёрном строгом костюме стройный седой с нахмурен в) Всё было тихо в пустой комнате тускло освещенной жёлтыми лучами ма г) Был ещё на дворе старый пёс жёлтого цвета с бурыми крапинами по име 5. В каком предложении не содержится обособленное приложение? (Знаки а) Здесь некогда жил граф Пётр Ильич известный хлебосол богатый вельмо б) Человек необыкновенно гордый и строгий он до конца своих дней тяжело в) Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА 1 Обособленные обстоятельства обычно выражаются одиночным I деепричастием, деепричастным оборотом, именем существитель- I ным в
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.021 с.) |