Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знаки препинания при обращенияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I Слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет), f к которому направлена речь, называется обращением: Красуйся, * град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А. Пушкин) * 1. Обращение вместе с относящимися к нему словами выде- I лосом/(А. Кольцов); Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, по- f ток седой/ (Е. Баратынский) 2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произно- * сится с восклицательной интонацией, то после него ставится пишется с прописной буквы. Например: Сосед! Начнём жить ; дружно/ (И. Крылов); Колокольчики мои, цветики степные! Что гля- ч дите на меня, тёмно-голубые? (А. Толстой) * делены другими частями предложения, то каждая часть об- 83 Синтаксис и пунктуация 4. Частица о, стоящая перед обращением, никаким знаком от Примечание. Если о выступает в роли междометия (в значении «ах»), то оно в соответствии с правилами отделяется запятой или восклицательным знаком. Ср.: О, сердце, полное тревоги, о, как ты бьёшься на пороге как бы двойного бытия!.. (Ф. Тютчев); О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин) 5. Личные местоимения ты, вы, как правило, не входят в состав Основная функция обращения — звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения (риторическое обращение). Риторическими, как правило, являются распространённые обращения, а также обращения к предметам: Мечты, мечты! Где ваша сладость? I (А. Пушкин) 411. Найдите обращения в предложениях. Укажите, чем они выражены. Обратите внимание на место обращения в предложении и объясните постановку знаков препинания. 1. Приветствую тебя, опустошённый дом, завядшие дубы, лежащие кругом, и море синее, и вас, крутые скалы, и пышный прежде сад — глухой и одичалый! (А.К. Т.) 2. Как грустно мне твоё явленье, весна, весна, пора любви. (П.) 3. Что вьёшься, ласточка, к окну, что, вольная, поёшь? (Дельв.) 4. Не улетай, не улетай, живой мечты очарованье. (Яз.) 5. Красавица моя, вся стать, вся суть твоя мне по сердцу. (Паст.) 6. Гори, звезда моя, не падай. (Ее.) 7. Отвори мне, страж заоблачный, голубые двери дня. (Ее.) 8. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! (Ее.) ЛИТ412. Прочитайте отрывки из стихотворений. Какой общей темой они объединены? Выпишите предложения с обращениями, выделяя грамма- 84 § 91. Знаки препинания при обращениях тические основы и объясняя постановку знаков препинания. Какую стилистическую функцию выполняют обращения в поэзии? 1. О, Русь моя! Жена моя! До боли Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. 2. Россия, нищая Россия, {А. Блок) 3. Гой ты, Русь, моя родная, А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. (С. Есенин) 4. Ты стала вновь могучей и свободной, В сокровищнице памяти народной Войной испепелённые года. (А. Ахматова) 5. Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, — Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины, — Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. (А. Белый) 1. Определите способ образования выделенных слов. 2. Найдите эпитеты, применяемые к обращениям. 85 Синтаксис и пунктуация 413. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните обращения. 1. Хорошо тебе детинушка удалой боец сын купеческий, что ответ держал ты по совести. (Л.) 2. Ой ты Русь моя родина кроткая лишь к тебе я любовь берегу! (Ее.) 3. Ой Днепро Днепро ты широк, могуч, над тобой летят журавли! (Долм.) 4. Татьяна милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью... (П.) 5. Ой люди люди русские Крестьяне православные Слыхали ли когда-нибудь вы эти имена? (Н.) 6. Ах поля мои борозды милые хороши вы в печали своей! (Ее.) 7. Что певунья пташечка замолчала? Как ты сердце сведалось с чёрным горем? (Дельв.) 8. Ах ты ночь ли ноченька! Ах ты ночь ли бурная! (Дельв.) 9. Помедли ночь густою тьмою, покрой волшебный мир любви! Ты время дряхлою рукою свои часы останови! (Я. Пол.) 10. Эх ты доля эх ты доля доля бедняка! Тяжела ты, безотрадна, тяжела, горька. (Сур.) 11. Как хорошо ты о море ночное! (Тютч.) 12. Ребята не Москва ль за нами? (Л.) 13. Мой друг хранитель-ангел мой о ты с которой нет сравненья, люблю тебя, дышу тобой... (Жук.) 14. Храни меня мой талисман храни меня во дни гоненья... (П.) 15. Волшебница как сладко пела ты про дивную страну очарованья... (Д. Вен.) 16. О муза друг мой гибкий ревнивица моя. (Ее.)
ЛИТ 414. Прочитайте фрагмент рассказа Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения. Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так была натянута до отказа, и когда он откинулся назад, чтобы натянуть её ещё крепче, она больно врезалась в спину, и он понял, что у него ничего не выйдет. Лесу опутали жёлтые водоросли, но старик был рад им, потому что они задерживали ход лодки. — Рыба, — сказал он, — я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью «Будем надеяться, что это мне удастся», — подумал он. С севера к лодке приблизилась маленькая птичка. Она летела низко над водой. Старик видел, что она очень устала. Птица села на корму отдохнуть. Потом она покружилась у старика над головой и уселась на бечеву, где ей было удобнее. — Отдохни хорошенько, маленькая птичка, — сказал он. — А по 86 § 91. Знаки препинания при обращениях Разговор с птицей его подбодрил, а то спина у него совсем одеревенела за ночь, и теперь ему было по-настоящему больно. — Побудь со мной, если хочешь, птица, — сказал он. — Жаль, что В это мгновение рыба внезапно рванулась и повалила старика на нос; она стащила бы его за борт, если бы он не упёрся в него руками и не отпустил бы лесу. Когда бечева дернулась, птица взлетела, и старик даже не заметил, как она исчезла. Он пощупал лесу правой рукой и увидел, что из руки течёт кровь. —Верно, рыбе тоже стало больно, — сказал он вслух и потянул бечеву, проверяя, не сможет ли он повернуть рыбу в другую сторону. Натянув лесу до отказа, он снова замер в прежнем положении. — Худо тебе, рыба? — спросил он. — Видит бог, мне и самому не легче. Он поискал глазами птицу, потому что ему хотелось с кем-нибудь поговорить. Но птицы нигде не было. Леса равномерно шла и шла кверху, и наконец поверхность океана перед лодкой вздулась, и рыба вышла из воды. Она всё выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с её боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у неё были тёмно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у неё был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бесшумно, как пловец, и едва ушёл в глубину её огромный хвост, похожий на лезвие серпа, как леса начала стремительно разматываться. «Интересно, почему она вдруг вынырнула, — размышлял старик. — Можно подумать, что она вынырнула только для того, чтобы показать мне, какая она громадная. Ну что ж, теперь я знаю. Жаль, что я не могу показать ей, что я за человек. Положим, она бы тогда увидела мою сведённую руку. Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше. Хотел бы я быть рыбой и чтобы у меня было всё, что есть у неё, а не только воля и сообразительность». Теперь, когда он уже однажды взглянул на рыбу, он мог себе представить, как она плывёт под водой, широко, словно крылья, раскинув фиолетовые грудные плавники и прорезая тьму могучим хвостом. «Интересно, много ли она видит на такой глубине? — подумал ста- 87 Синтаксис и пунктуация рик. — У неё огромные глаза, а лошадь, у которой глаз куда меньше, видит в темноте. Когда-то и я хорошо видел в темноте. Конечно, не в полной тьме, но зрение у меня было почти как у кошки». Солнце и беспрестанное упражнение пальцев совершенно расправили сведённую судорогой левую руку, и старик стал постепенно перемещать на неё тяжесть рыбы, двигая мускулами спины, чтобы хоть немного ослабить боль от бечевы. — Если ты ещё не устала, — сказал он вслух, — ты и в самом деле — необыкновенная рыба. (Перевод Е. Голышевой, Б. Изакова) 1. Выпишите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами, выполните его полный синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания. 2. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов. Есть ли у этих слов морфологические омонимы? Докажите примерами. 3. Найдите в тексте фрагменты текста-описания, проанализируйте его языковые средства. 4. Запишите 4—5 односоставных предложений в составе сложного, определите их тип.
5. Как вы думаете, почему старик обращается к рыбе? Каково его отношение к пойманной рыбе? Можно ли сказать, что он чувствует равноправие по отношению к ней? Напишите сочинение-рассуждение по проблеме взаимоотношений человека и природы. ^ 415. Перечислите слова и словосочетания, которые употребляются Образец: Вот, милостивый государь мой, всё, что мог я припомнить касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности покойного соседа и приятеля моего (А. Пушкин); «Садитесь, товарищи, сади тесь/» — проговорил он. (А. Бек)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.013 с.) |