Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания при обращениях

Поиск

I     Слово или сочетание слов, называющее лицо (иногда предмет),

f к которому направлена речь, называется обращением: Красуйся,

* град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А. Пушкин)

* 1. Обращение вместе с относящимися к нему словами выде-
ляется запятыми, например: Не шуми ты,рожь, спелым ко-

I лосом/(А. Кольцов); Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, по- f ток седой/ (Е. Баратынский)

2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произно-

* сится с восклицательной интонацией, то после него ставится
- восклицательный знак, а следующее за обращением слово

пишется с прописной буквы. Например: Сосед! Начнём жить

; дружно/ (И. Крылов); Колокольчики мои, цветики степные! Что гля-

ч дите на меня, тёмно-голубые? (А. Толстой)
! 3. Если обращение является распространённым и его части от-

* делены другими частями предложения, то каждая часть об-
| ращения выделяется запятыми. Например: Крепче, кон-
ч ское, бей, копыто, отчеканивая шаг. (Э. Багрицкий)

83


Синтаксис и пунктуация

4. Частица о, стоящая перед обращением, никаким знаком от
него не отделяется: Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я,
странник, свой поклон
(М. Лермонтов); О первый ландыш! Из-под
снега ты просишь солнечных лучей...
(А. Фет)

Примечание. Если о выступает в роли междометия (в значении «ах»), то оно в соответствии с правилами отделяется запятой или восклицательным знаком. Ср.: О, сердце, полное тревоги, о, как ты бьёшься на пороге как бы двойного бытия!.. (Ф. Тютчев); О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин)

5. Личные местоимения ты, вы, как правило, не входят в состав
распространённого обращения и только в некоторых случаях мо­
гут выступать в роли обращения. Ср.: Что ж ты, милая, вся, как
лист, дрожишь
(А. Кольцов); Эй, вы, сходитесь! (М. Лермонтов);
Уж вы девицы, вы затейницы, вы головушки неразумные, что вы шу­
тите над невестою?
(В. Кюхельбекер)

Основная функция обращения — звательная. Однако обра­щение может одновременно передавать экспрессивно-эмо­циональные отношения (риторическое обращение). Риторически­ми, как правило, являются распространённые обращения, а также обращения к предметам: Мечты, мечты! Где ваша сладость? I (А. Пушкин)

411. Найдите обращения в предложениях. Укажите, чем они выражены. Обратите внимание на место обращения в предложении и объясните поста­новку знаков препинания.

1. Приветствую тебя, опустошённый дом, завядшие дубы, лежа­щие кругом, и море синее, и вас, крутые скалы, и пышный прежде сад — глухой и одичалый! (А.К. Т.) 2. Как грустно мне твоё явленье, весна, весна, пора любви. (П.) 3. Что вьёшься, ласточка, к окну, что, вольная, поёшь? (Дельв.) 4. Не улетай, не улетай, живой мечты очаро­ванье. (Яз.) 5. Красавица моя, вся стать, вся суть твоя мне по сердцу. (Паст.) 6. Гори, звезда моя, не падай. (Ее.) 7. Отвори мне, страж заоб­лачный, голубые двери дня. (Ее.) 8. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! (Ее.)

ЛИТ412. Прочитайте отрывки из стихотворений. Какой общей темой они объединены? Выпишите предложения с обращениями, выделяя грамма-

84


§ 91. Знаки препинания при обращениях

тические основы и объясняя постановку знаков препинания. Какую стилистическую функцию выполняют обращения в поэзии?

1. О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

2. Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слёзы первые любви!

{А. Блок)

3. Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

(С. Есенин)

4. Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя! Но живы навсегда

В сокровищнице памяти народной Войной испепелённые года.

(А. Ахматова)

5. Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, — Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины, — Струят крылорукие духи Свои светозарные сны.

(А. Белый)

1. Определите способ образования выделенных слов.

2. Найдите эпитеты, применяемые к обращениям.

85


Синтаксис и пунктуация


413. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препина­ния. Подчеркните обращения.

1. Хорошо тебе детинушка удалой боец сын купеческий, что ответ держал ты по совести. (Л.) 2. Ой ты Русь моя родина кроткая лишь к тебе я любовь берегу! (Ее.) 3. Ой Днепро Днепро ты широк, могуч, над тобой летят журавли! (Долм.) 4. Татьяна милая Татьяна! С тобой те­перь я слёзы лью... (П.) 5. Ой люди люди русские Крестьяне право­славные Слыхали ли когда-нибудь вы эти имена? (Н.) 6. Ах поля мои борозды милые хороши вы в печали своей! (Ее.) 7. Что певунья пта­шечка замолчала? Как ты сердце сведалось с чёрным горем? (Дельв.) 8. Ах ты ночь ли ноченька! Ах ты ночь ли бурная! (Дельв.) 9. Помедли ночь густою тьмою, покрой волшебный мир любви! Ты время дрях­лою рукою свои часы останови! (Я. Пол.) 10. Эх ты доля эх ты доля до­ля бедняка! Тяжела ты, безотрадна, тяжела, горька. (Сур.) 11. Как хо­рошо ты о море ночное! (Тютч.) 12. Ребята не Москва ль за нами? (Л.) 13. Мой друг хранитель-ангел мой о ты с которой нет сравненья, люб­лю тебя, дышу тобой... (Жук.) 14. Храни меня мой талисман храни меня во дни гоненья... (П.) 15. Волшебница как сладко пела ты про дивную страну очарованья... (Д. Вен.) 16. О муза друг мой гибкий рев­нивица моя. (Ее.)

*

ЛИТ 414. Прочитайте фрагмент рассказа Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения.

Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так была натянута до отказа, и когда он откинул­ся назад, чтобы натянуть её ещё крепче, она больно врезалась в спину, и он понял, что у него ничего не выйдет.

Лесу опутали жёлтые водоросли, но старик был рад им, потому что они задерживали ход лодки.

— Рыба, — сказал он, — я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью
тебя прежде, чем настанет вечер.

«Будем надеяться, что это мне удастся», — подумал он.

С севера к лодке приблизилась маленькая птичка. Она летела низ­ко над водой. Старик видел, что она очень устала.

Птица села на корму отдохнуть. Потом она покружилась у стари­ка над головой и уселась на бечеву, где ей было удобнее.

— Отдохни хорошенько, маленькая птичка, — сказал он. — А по­
том лети к берегу и борись, как борется каждый человек, птица или
рыба.

86


§ 91. Знаки препинания при обращениях

Разговор с птицей его подбодрил, а то спина у него совсем одере­венела за ночь, и теперь ему было по-настоящему больно.

— Побудь со мной, если хочешь, птица, — сказал он. — Жаль, что
я не могу поставить парус и привезти тебя на сушу, хотя сейчас и под­
нимается лёгкий ветер. Но у меня тут друг, которого я не могу поки­
нуть.

В это мгновение рыба внезапно рванулась и повалила старика на нос; она стащила бы его за борт, если бы он не упёрся в него руками и не отпустил бы лесу.

Когда бечева дернулась, птица взлетела, и старик даже не заметил, как она исчезла. Он пощупал лесу правой рукой и увидел, что из ру­ки течёт кровь.

—Верно, рыбе тоже стало больно, — сказал он вслух и потянул бе­чеву, проверяя, не сможет ли он повернуть рыбу в другую сторону. Натянув лесу до отказа, он снова замер в прежнем положении.

Худо тебе, рыба? — спросил он. — Видит бог, мне и самому не легче.

Он поискал глазами птицу, потому что ему хотелось с кем-нибудь поговорить. Но птицы нигде не было.

Леса равномерно шла и шла кверху, и наконец поверхность океа­на перед лодкой вздулась, и рыба вышла из воды. Она всё выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатыва­лась с её боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у неё были тёмно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у неё был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бес­шумно, как пловец, и едва ушёл в глубину её огромный хвост, похо­жий на лезвие серпа, как леса начала стремительно разматываться.

«Интересно, почему она вдруг вынырнула, — размышлял ста­рик. — Можно подумать, что она вынырнула только для того, чтобы показать мне, какая она громадная. Ну что ж, теперь я знаю. Жаль, что я не могу показать ей, что я за человек. Положим, она бы тогда увидела мою сведённую руку. Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше. Хотел бы я быть рыбой и чтобы у меня было всё, что есть у неё, а не только воля и со­образительность».

Теперь, когда он уже однажды взглянул на рыбу, он мог себе пред­ставить, как она плывёт под водой, широко, словно крылья, раскинув фиолетовые грудные плавники и прорезая тьму могучим хвостом. «Интересно, много ли она видит на такой глубине? — подумал ста-

87


Синтаксис и пунктуация

рик. — У неё огромные глаза, а лошадь, у которой глаз куда меньше, видит в темноте. Когда-то и я хорошо видел в темноте. Конечно, не в полной тьме, но зрение у меня было почти как у кошки».

Солнце и беспрестанное упражнение пальцев совершенно рас­правили сведённую судорогой левую руку, и старик стал постепенно перемещать на неё тяжесть рыбы, двигая мускулами спины, чтобы хоть немного ослабить боль от бечевы.

— Если ты ещё не устала, — сказал он вслух, — ты и в самом де­ле — необыкновенная рыба.

(Перевод Е. Голышевой, Б. Изакова)

1. Выпишите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами, выполните его полный синтаксический разбор, объясни­те постановку знаков препинания.

2. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов. Есть ли у этих слов морфологические омонимы? Докажите примерами.

3. Найдите в тексте фрагменты текста-описания, проанализируйте его языковые средства.

4. Запишите 4—5 односоставных предложений в составе сложного, опре­делите их тип.

Я

5. Как вы думаете, почему старик обращается к рыбе? Каково его отно­шение к пойманной рыбе? Можно ли сказать, что он чувствует равно­правие по отношению к ней? Напишите сочинение-рассуждение по пробле­ме взаимоотношений человека и природы.

^ 415. Перечислите слова и словосочетания, которые употребляются
___ I в функции обращения по правилам русского речевого этикета. Выпи­
шите из художественной литературы, журналов и газет примеры употреб­
ления подобных форм.

Образец: Вот, милостивый государь мой, всё, что мог я припом­нить касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности покойно­го соседа и приятеля моего (А. Пушкин); «Садитесь, товарищи, сади­ тесь/» — проговорил он. (А. Бек)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.013 с.)