Сложное синтаксическое целое и абзац 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложное синтаксическое целое и абзац



|    Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) — замкну-

| тая группа предложений, объединённых смысловой и синтакси-
! ческой связью. Все предложения, входящие в сложное синтакси­
ческое целое, служат для развития единой темы (микротемы).
[    Композиционно прозаическая строфа состоит из трёх частей:

зачина, основной части и концовки. Зачин — начало, отправная
j точка сложного синтаксического целого. Как правило, он указыва-
[ ет на круг событий, которые будут изображены далее. Например:
За окном ночь утихла... (В. Набоков); На днях пригласил к себе в ка­
бинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было по-
* считаться.
(А. Чехов) Основная часть представляет собой развитие
I микротемы, концовка — её завершение, подведение итогов.
j    Предложения в сложном синтаксическом целом связаны не

только по смыслу, но и структурно, а также с помощью лексико-стилистических средств и особенностей интонации.

Особенности интонации обеспечивают ритмико-мело-I дическое единство сложного синтаксического целого и проявля-

153


Синтаксис и пунктуация

I ются в интонационном сходстве предложений, равномерности
1 распределения пауз, соразмерности логических ударений.
I    Структурное единство обеспечивается строением пред-

I ложений. Сюда можно отнести единство видовременных форм I сказуемых, наличие сочинительных союзов, смысловой или I структурной неполноты предложений.

I    Лексико-стилистическое единство связано с особен-

■ ностями языковых единиц: выбором лексических и вариантов 1 синтаксических конструкций, обусловленных стилем и жанром; I наличием синонимов, антонимов, лексических повторов, местои­мений, соотносимых со словами других частей речи; тематической общностью лексики.

Например: Послышалось около третьего корпуса: «жак...

жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за

воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало

эти звуки само чудовище с багровыми глазами... (А. Чехов) —

в сложном синтаксическом целом средствами связи предложений

являются синонимический повтор эти звуки, сочинительный союз

1 и, наречие так, формы прошедшего времени глаголов.

1   Средства ритмико-мелодического и структурного единства орга-

I низуют параллельный тип связи предложений. Средства лек-

1 сико-стилистического единства организуют цепную (последова-

I тельную) связь между предложениями в тексте. Сочетание всех

I трёх групп средств — это смешанный тип связи предложений.

!

   Абзац — это: 1) отступ в начале строки; 2) отрезок текста между
двумя такими отступами. Вьщеление части текста в абзац может
быть связано: с функционально-стилистическими особенностями
текста; с индивидуальной авторской манерой расположения тек­
стового материала; с целью усилить воздействие на воображение
или мышление читателя.
Основная функция абзаца — разделительная. Абзац может:
а) отделять речь автора от речи персонажа;
б) отделять речь одного персонажа от речи другого персонажа;
в) разделять монологическую речь на смысловые отрезки.
г     Абзац и сложное синтаксическое целое выполняют сходные

I смысловую и стилистическую роли, поэтому часто они могут соот-
I ветствовать друг другу, их границы могут совпадать.
I    Выделяют следующие способы оформления в абзац сложного

I синтаксического целого:

1    1) абзац равен сложному синтаксическому целому с единой ми-

1 кротемой;

154


§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац

1   2) абзац равен зачину синтаксического целого (в следующий

I абзац входит остальная часть сложного синтаксического целого);
I 3) абзац равен концовке сложного синтаксического целого,

1 если в ней содержатся обобщение, вывод, причина, которые оди-

| наково относятся ко всем предложениям сложного синтаксичес-

I кого целого;

I    4) абзац равен нескольким сложным синтаксическим целым,

I если их микротемы подчинены единой теме.

472. Пользуясь материалами параграфа, подготовьте монологическое высказывание на лингвистическую тему «Абзац. Понятие и функции». Проверьте получившийся текст на соблюдение логики. К какому типу речи он будет относиться? А к какому стилю? Выступите с докладом перед классом.

ЛИТ 473. Прочитайте текст. Докажите, что это сложное синтаксиче­ ское целое. Найдите его части. Назовите ведущий тип связи между предло­жениями.

Пьер взглянул ещё раз на бледное, тонкое, с чёрными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что-то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.

«Но нет, это не может быть, — подумал он. — Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только во­споминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворя­ется заржавелая дверь, — улыбнулось, и из этой растворённой двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о кото­ром, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и погло­тило его. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это бы­ла Наташа, и он любил её.

(Л. Толстой)

1. Какова роль деталей в создании Л. Толстым портретных характеристик своих героев?

2. Найдите в тексте восходящую градацию.

474. Найдите в произведениях художественной литературы примеры, иллюстрирующие различные способы оформления в абзац сложного синтак­сического целого. Выпишите их и проанализируйте. Назовите микротемы. Укажите типы связи предложений.

155


Синтаксис и пунктуация


ЛИТ 475. Прочитайте стихотворение «Молитва». Определите, как строится стихотворение в качестве сложного синтаксического целого. Какие части в нём вьшеляются? Какие лексические и грамматические средства используются для этого (служебные слова, формы глаголов, анафоры, пов­торы)?

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в мире безродного; Но я вручить хочу деву невинную Тёплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

(М. Лермонтов)

*

ствующие синонимы.


1. Какую роль в инверсии играют определения? 2. Выделите антонимические пары. Какие из них являются общепри­нятыми, а какие — индивидуально-авторскими? Приведите соответ-

Готовимся к ЕГЭ

1. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)... (2) Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необ­ходимая. (3) Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл. (4) Греки это понимали и заучивали хронологию старательно. (5) На острове Паросе старание дошло до того, что большая хронологическая таблица по греческой истории была вырезана на

156


§ 100. Сложное синтаксическое целое и абзац

мраморе и выставлена на площади, чтобы прохожие смотрели и просве­щались. (6) Таблица эта сохранилась. (7)... выглядит она, на современный взгляд, немного странно. (М. Гасп.)

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) История Древней Греции является одной из составных частей истории Древнего мира.

2) Историческая наука начинается с хронологии.

3) История греческой цивилизации насчитывает почти четыре тысячи лет.

4) Классический период истории Греции (VI—IV вв. до н.э.) приходится на золотой век — самый значимый период в истории страны.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 7?

1) Однако

2) Даже

3) Несмотря на это,

4) Следовательно,

2. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)...(2) Профили отличаются изгибом и толщиной стенок, формой так называемого «плеча» — перехода от короны к стенкам. (3) К примеру, во французском профиле этот переход происходит резко, в немецком — в два изгиба, в русском — с плавной ступенькой. (4)...Плавный переход русского профиля позволяет коронной части колокола частично участвовать в звуковых колебаниях наряду со стенками. (Журнал «Популярная механика»)

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Основной тон колокола определяется диаметром и толщиной боя — самой толстой нижней части колокола.

2) С помощью специальных таблиц мастер определяет, какой бой должен быть у колокола при заданных массе и тоне.

3) Тон и тембр звучания колокола зависят от его массы и формы, в частности толщины стенок.

4) Колокол необходимо настроить, чтобы он был музыкально безупречным.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 4?

1) Следовательно,

2) Должно быть,

3) Несмотря на это,

4) К примеру,

157


Синтаксис и пунктуация

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

|   В зависимости от способа передач различают три разновидно-

I       сти чужой речи: прямую, косвенную, несобственно-прямую.

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с вос-

I произведением лексических особенностей, синтаксического строя

I и т. д. Прямая речь сопровождается словами автора. В текстах ху-

■ дожественной литературы прямая речь используется для создания

I                                                      речевой характеристики героев.

I Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повест-

I вование в форме придаточного предложения; она не передаёт до-

\                   словно речь говорящего, отражая её приблизительно.

| Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоциональ-

1 но-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы

I личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Ср.:

I Лверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если

I скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» —

§                                                                                     прямая речь.

1 Лверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт, —

Я                                                                                косвенная речь.

I Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или

| нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не

I                           скоро?(И. Бунин) — несобственно-прямая речь.

476. Прочитайте афоризмы. Преобразуйте их в прямую и косвенную речь. Запишите получившиеся предложения.

1. Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. (Ф. Жанлис) 2. Книги — это корабли мысли, странствую­щие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон) 3. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге. (М. Горький) 4. Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. (Д. Писарев) 5. Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится. (Т. Фуллер) 6. Я знаю мину показного внимания: это самая глубокая степень рассеянности. (Г. Лихтенберг)

158


§ 102. Знаки препинания при прямой речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.025 с.)