Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводные слова и вставные конструкции

Поиск

Знаки препинания при вводных словах | и словосочетаниях

\     Вводными называются слова и словосочетания, грамматически

| не связанные с предложением. Например: Наш лес, говорят, на

88


§ 92. Вводные слова и вставные конструкции

1 сто вёрст раскинулся, но кто говорит на сто — до ста и считать

I только может (М. Пришвин); Потом, как обыкновенно, я серьёзно

I                                     поговорил с ним и простил. (М. Пришвин)

I       По значению выделяются следующие группы вводных слов:

1   1) выражающие чувства говорящего и его отношение к выска-

1 зываемому (сожаление, радость, удивление и др.): к сожалению, к

1 несчастью, к счастью и т. д.: К сожалению, никто из посторонних не

I заглядывал в эти места (К. Паустовский); К счастью, пробил тре-

I                                   тий звонок, и поезд тронулся (Л. Андреев);

| 2) выражающие оценку реальности сообщаемого (возможность,

I невозможность, уверенность, предположение): конечно, возможно,

I вероятно, очевидно, несомненно, наверно и т. п.: Поздно вечером к

I ключу, сочившемуся по лужайке, вероятно, приходили на водопой гор-

j ные козлы (В. Обручев); Мать, наверное, приехала усталой, раздра-

I жённой (М. Горький); Видно, так бывает на свете, видно, и Чичико-

I          вы на несколько минут обращаются в поэтов (Н. Гоголь);

|     3) указывающие на источник высказывания: говорят, по-мое-

* му, по словам и др.: Языков, обладавший, по словам Пушкина, удиви-

I тельным огнём языка, в одной из своих поэм великолепно описал Вол-

1 гу и Оку (К. Паустовский); Говорят, Москва, если смотреть издали

I на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся

I была как этот сказочный златоглавый и островерхий град (В. Со-

I                                                                                             лоухин);

I            4) указывающие на последовательность высказывания, на

| связь мыслей: во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно,

I главное, кстати, между прочим, впрочем, стало быть, в частнос-

1 ти: Во-первых, он по наряду увидел, что мы рыбаки, во-вторых, пото-

| ропился вручить ему ту самую, полгода хранимую, записку (В. Со-

| лоухин); Итак, прелесть и драгоценность водоёма прояснилась

I с первых минут (В. Солоухин); Михей поднимает, наконец, от лап-

|                              тей свою старую седую голову (М. Пришвин);

|   5) употребляемые с целью привлечения внимания собеседника,

I   чтобы внушить ему определённое отношение к сообщаемому:

| видишь ли, простите, допустим, предположим и т. д.: Видите ли,

I профессор, мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому во-

| просу придерживаемся другой точки зрения (М. Булгаков); Ну, поло-

t            жим, пусть... это правда; но с какой стати? (А. Чехов);

J        6) указывающие на приёмы и способы оформления мыслей:

| словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как гово-

I рится, так сказать и т. п.: Одним словом, у этого человека наблюда-

I лось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболоч-

I                                                                                  кой (А. Чехов);

89


Синтаксис и пунктуация

1

7) указывающие меру того, о чём говорится: по крайней мере, са­ мое большее и т. п.: Три дня, по крайней мере, ушло на закупку необ­ ходимого снаряжения;

8) выражающие экспрессивность: честно говоря, смешно ска­зать, не в обиду будь сказано, по правде и т. д.: По правде, я не люблю зимнюю рыбалку;

9) показывающие степень обычности того, о чём говорится: бы­вало, по обычаю, по обыкновению т.п.: Я, бывало, в этом месте дро-

I жью дрожу (М. Горький); Потом, как обыкновенно, я серьёзно пого- 1 ворил с ним и простил. (М. Пришвин)

I   Вводные слова могут находиться в начале, середине и конце пред-1 ложения. На письме вводные слова выделяются запятыми. 1   При наличии двух вводных слов между ними ставится I запятая. Например: Итак, к нашему удивлению, горы оказались I всего в двух километрах от нас.

1 От предшествующих сочинительных союзов вводные слова 1 обычно отделяются запятой. Вводное слово при этом можно 1 поставить в другое место предложения. Например: Но, быть мо- I жет, читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсяни- I кова. (И. Тургенев) Ср.: Но читателю, быть может, уже наскучи- I ло...; но читателю уже наскучило, быть может...

I    Примечания. 1. В вводных словах типа а значит, а впрочем и т. п., где а

I является компонентом вводного слова, перестановка вводного слова не-| возможна, и запятая после а не ставится. Например: Л значит, он ни в чём I не виноват.

I

*  2. Запятая не ставится перед вводными словами после присоедини-

тельного союза: И кроме того, предстояло закупить продукты и снаряжение для двухлетней экспедиции. Вводное слово, стоящее в начале или конце обособленного обо-| рота, обычно не отделяется от него никакими знаками. На-| пример: Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально I приготовленные заранее.

I Не являются вводными и, следовательно, не выделяются i запятыми слова и сочетания слов: авось, небось, вдобавок, вряд ли | и др.: Авось чего-нибудь подышу. (А. Грин)

|   Слова наконец, значит, однако могут функционировать по-I разному: i    1) слово наконец является вводным, если обозначает порядок

(

мыслей (синонимично слову ещё) или даёт оценку факта, показы­вает на отношение говорящего к событиям. В значении «после все-

90


§ 92. Вводные слова и вставные конструкции

| го», «напоследок», «в результате всего» оно не является вводным и

I не выделяется запятыми. Ср.: Михей поднимает, наконец, от лап-

1 тей свою старую седую голову. (М. Пришвин) — Наконец мы вста-

I                     ли и опять пошли бродить до вечера (И. Тургенев);

I          2) слово значит является вводным, если оно синонимично

I вводным словам следовательно, стало быть; если же оно близко по

1 смыслу к слову означает, то является членом предложения и запя-

1 тыми не выделяется. Ср.: Если мы сможем найти там машину, зна-

I чит, прибудем к месту встречи вовремя.Любовь для Катерины

f            значит много больше, чем для Варвары (Ф. Достоевский);

1           3) слово однако является вводным, если стоит в середине

1 предложения; в начале предложения слово однако имеет значе-

? ние противительного союза. Ср.: Давыдов, однако, уверен в необ-

I ходимости поделить всё по справедливости. (М. Шолохов) —

| Однако Давыдов уверен в необходимости поделить всё по справед-

|                                                                                             ливости.

416. Распределите вводные слова по значению, охарактеризуйте их с
точки зрения стилистической окраски. Составьте с пятью из них предло­
жения.

Возможно, может быть, кстати, между прочим, в-третьих, нако­нец, итак, должно быть, смею сказать, говорят, вообще-то говоря, в общем, по всей вероятности, собственно говоря, видно, видимо, сло­вом, впрочем, извините, к прискорбию, знать.

417. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчерк­
ните вводные слова и словосочетания. Объясните, какой оттенок значения
они вносят в предложение.

1. Действительно мы не дорожим воздухом и не думаем о нём. (Сол.) 2. «Впрочем что до меня, — сказал он, — мне признаюсь более всех нравится полицмейстер». (Г.) 3. Без сомнения именно поэтому с та­кой отчётливостью запомнились мне первые годы. (Кае.) 4. Должно быть у меня был жар, потому что я нёс какую-то бессвязную чепуху. (Кае.) 5. Это был по его словам город, в котором груши, яблоки, апельсины росли прямо на улицах. (Кае.) 6. Распахнёшь бывало окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь кото­рый блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь, велишь поско­рее засёдлывать лошадь. (Бун.) 7. По-видимому никто из домашних

91


Синтаксис и пунктуация

ничего не подозревал, и жизнь текла по-обычному. (Андр.) 8. Вечером по обыкновению я занимался в своей комнате, писал дневник и письма. (Андр.) 9. Служил знаешь в департаменте, а теперь сюда пере­ведён столоначальником по тому же ведомству. (Ч.) 10. Право всё это как в жизни, в большой настоящей жизни. (Купр.) 11. Можно было конечно допустить, что браунинг кота — какой-нибудь игрушечный. (Булг.) 12. Аркадий Павлович говоря собственными его словами строг, но справедлив. (Т.)

418. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определи­те синтаксические функции выделенных слов и расскажите об особенностях пунктуации предложений. Прочитайте вслух, обращая внимание на интона­цию.

1. Наконец и мне случилось произнести эти четыре слова. (Кае.) 2. Наконец однажды утром Савельич вошёл ко мне держа в руках письмо. (П.) 3. Я пожалуюсь прокурору!.. Я уплачу наконеи}. (И. и П.) 4. Даже трава поблизости её тела казалось задремала в силу сочувст­вия. (Грин) 5. Старикам казалось что они легли спать очень поздно, но что-то не спится им. (Бун.) 6. С нашей задней машины было видно как «Смерч» вертелся и вилял в поисках более лёгкого пути. (Ефр.) 7. Пу­гачёв был видно в припадке великодушия. (П.) 8. По рублю штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более тому понимаешь уступка. (Ч.) 9. Ты с трудом понимаешь что он хочет тебе сказать. (Купр.) 10. Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) 11. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) 12. Бойцы однако с утра зани­мают позиции и стоят по одному со своими острогами, неподвиж­ные. (Пришв.) 13. Луна взошла однако нам её не было видно. (Гарш.)

* ЛИТ 419. Прочитайте отрывок из «Дневника писателя». Выпишите —-—I предложения, распределяя их по группам: а) предложения с вводными словами; б) предложения с вводными словосочетаниями.

Что такое талант? Талант есть преполезная вещь. Вы скажете, что прежде всего нужно направление и уже после талант. Пусть, согласен, я не о художественности собрался говорить, а лишь о некоторых свойствах таланта, говоря вообще. Свойства таланта, говоря вообще, чрезвычайно разнообразны и иногда просто несносны. Во-первых, «талант обязывает» — к чему, например? Иногда к самым дурным ве-

92


§ 92. Вводные слова и вставные конструкции

щам. Представляется неразрешимый вопрос: талант ли обладает че­ловеком или человек своим талантом? Мне кажется, сколько я ни сле­дил и ни наблюдал за талантами, живыми и мёртвыми, чрезвычайно редко человек способен совладать с своим дарованием, и что, напро­тив, почти всегда талант порабощает себе своего обладателя, так ска­зать, как бы схватывая его за шиворот, унося его на весьма далёкие расстояния от настоящей дороги. У Гоголя один враль начал об чём-то рассказывать и, может быть, сказал бы правду, «но сами собою представились такие подробности» в рассказе, что уж никак нельзя было сказать правду. Это я, конечно, лишь для сравнения, хотя дей­ствительно есть таланты собственно вралей или вранья. Романист Теккерей, рисуя одного такого светского враля и забавника, порядоч­ного впрочем общества, и шатавшегоя по лордам, рассказывает, что он, уходя откуда-нибудь, любил оставлять после себя взрыв смеха, то есть приберегал самую лучшую выходку или остроту к концу. Знаете что: мне кажется, очень трудно оставаться и, так сказать, уберечь себя честным человеком, когда так заботишься приберечь самое меткое словцо к концу, чтобы оставить по себе взрыв смеха. Самая забота эта так мелочна, что под конец должна выгнать из человека всё серьёзное. И к тому же если меткое словцо к концу не припасено, то его надо ведь выдумать, а для красного словца не пожалеешь матери и отца.

Скажут мне, что если такие требования, то и жить нельзя. Это правда. Но во всяком таланте, согласитесь сами, есть всегда эта неко­торая почти неблагородная, излишняя «отзывчивость», которая всегда тянет увлечь самого трезвого человека в сторону или там что бы ни случилось, тотчас же и пошёл, и пошёл человек, и взыграл, и размазался, и увлёкся.

(Ф. Достоевский)

1. Определите стиль и тип речи текста.

2. Составьте план, запишите микротемы и основную мысль текста.

3. Укажите части речи выделенных слов, охарактеризуйте их морфологи­ческие признаки.

4. Какие средства связи предложений использованы в тексте? Устно про­анализируйте их.

5. Выпишите из текста по четыре словосочетания разных видов подчи­нительной связи.

Я

' I 6. Найдите в тексте проблемный вопрос. Дайте на него ответ в форме
,__ сочинения-рассуждения.

93


Синтаксис и пунктуация

1 Знаки препинания при вставных конструкциях

I Вставные конструкции — это словосочетания и целые предложе-

I ния, которые содержат различного рода добавочные, попутные за-

1 мечания, уточнения, поправки и т. д. Вставные конструкции грам-

I матически не связаны с предложением, расположены обычно в се-

1 редине или в конце его. Например: Быстро, но горячо прошла в

I душе моей страсть (иначе я не мог назвать её) ловить и собирать ба-

I бочек (С. Аксаков); В чёрных сучьях дерев обнажённых жёлтый зим-

I ний закат за окном. (К эшафоту на казнь осуждённых поведут на за-

1                                                                   кате таком.) (А. Блок)

1          Вставные конструкции выделяются скобками или тире:

\

<- А Каракатица (так по-настоящему называют госпожу К.) не спе-

* шаведь она была уверена, что добыча от неё не уйдёт!бесшум-

,                                          но подплывала всё ближе. (Б. Заходер)

I По структуре вставная конструкция может быть предложением,

1 в том числе сложным, а также состоять из нескольких предложений.

I Пунктуационно эти конструкции оформляются в соответствии с

I действующими правилами; в конце таких предложений могут сто-

| ять точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие.

I Так как вставные конструкции — это включения в предложение,

1 грамматически не связанные с ним, то после вставной конструкции

,   основное предложение пишется со строчной буквы. Например:

I И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), де-

I вичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне

; (А. Блок); Рыбы (это только раньше люди думали, что они не умеют

I говорить!) даже сложили песню о том, как хорошо живётся в море.

1                                                                                        (Б. Заходер)

420. Прочитайте предложения, объясните постановку знаков препина­ния при вставных конструкциях. Чем вставные конструкции отличаются от вводных слов и словосочетаний?

1. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер): пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари. {Л. Б.) 2. У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто ка­кому-нибудь свату своему или куму), — у нас на хуторах водится издав­на: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь. (Г.) 3. Ещё был у нас один рассказчик; но тот (нечего бы к ночи и вспоминать о нём) такие выкапывал страшные истории, что во­лосы ходили по голове. (Г.) 4. Артель принимала заказы на вывески, шитьё женских шапочек, изготовление «деревяшек» (женских туфель,

94


§ 92. Вводные слова и вставные конструкции

производство которых отличалось античной простотой: к деревянной подошве приколачивалось несколько тесёмок!) и на рисование реклам для кино (их писали клеевыми красками на кривой фанере). (Пауст.) 5. Дельфин (как и все волшебники, он любил говорить загадками) вильнул хвостом и поплыл по своим делам. (Б. Зах.)

421. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания.
Выделите вставные конструкции и объясните знаки препинания при них.

1. Морские розы учёные люди называют их актиниями, хотя они и не цветы, вздыхать не могут. (Б. Зах.) 2. Хотя для настоящего охотника ди­кая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неиме­нием пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетели, а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.) 3. Я был уверен тогда как и сейчас, что есть области человеческой деятельности, где артельная рабо­та просто немыслима. (Пауст.) 4. Но всё своеобразие аквамарина за­ключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным именно серебряным, а не белым огнём. (Пауст.) 5. Я вас люблю к чему лукавить? но я другому отдана; я буду век ему верна. (77.) 6. Орешник в некоторых местах его называют лещиной широколистный кустарник, который выгоняет стебли до вышины деревьев. (Сол.)

422. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препина­
ния. Выделите вводные и вставные конструкции, покажите разницу между
ними.

1. Каждую среду и субботу нас по этим дням отпускали из училища домой я неизменно являлся к нему. (Купр.) 2. Правда когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице остава­лось ещё немного чернил. (Пауст.) 3. Глубокая казалось мировая ти­шина остановилась над берегом. (Пауст.) 4. Онегин был по мненью многих судей решительных и строгих учёный малый, но педант. (П.) 5. Боязнь пустыни хотя я пустыню ещё и не видел приобрела у меня на­вязчивый характер. (Пауст.) 6. Когда я попал впервые в Крым его я до того вдоль и поперёк изучил по карте, то конечно он оказался совсем другим. (Пауст.) 7. Словом он был коренной русский барин по его вы­ражению не терпел немецкого духу и старался в домашнем быту сохра­нить обычаи любезной ему старины. (П.) 8. Между прочим не особен­но хвастая могу сказать, что это был превосходный театр. (Кае.) 9. Он протянул мне руку я не могла не дать ему своей и вышел медленными шагами. (Гарш.) 10. Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь; во-первых потому что слушать меня утомительно; во-вторых нельзя проговориться; в-третьих можно узнать чужую тайну... (Л.)

95


Синтаксис и пунктуация


*

ЛИТ 423. Прочитайте отрывок из письма, написанного Ф.М. Досто­ евскому неизвестным учителем гимназии в 1861 г. Выпишите вставные конструкции, проанализируйте их стилистическую функцию по плану: 1) лексический состав; 2) синтаксическая структура; 3) эмоционально-экспрессивная окраска.

Прежде наказания должны были служить каким-то пугалом для лю­дей, отстранять их от совершения преступления. Но если бы и были в настоящее время такие отсталые люди (чему трудно поверить), которые разделяли бы такой отживший взгляд на цель наказания, то стоит им только напомнить, что опыт и практика постоя...о показывали, да ещё теперь показывают, что эта цель жестокими наказаниями н...сколько не достигается и что они даже ведут к соверше...о противному.

Если, таким образом, опыт и разумное сознание для всех хоть не­сколько образова...ых людей ясно показывают всю несообразность телесного наказания, то скажите, ради бога, как мы можем оправдать себя, что обратили так мало внимания на этот предмет и что теперь ещё существует такого рода несообразность. Предкам нашим может служить некоторым оправданием, — говорю некоторым, потому что христианское чувство должно было научить их чему-нибудь друго­му, — что они не ведали, что тв...рили, что они заблуждались в своём взгляде на цель наказания. Над нами же произнесётся гораздо стро­жайший пр...говор, потому что в наше время такие истязания не обу­словливаются ни заблуждением ума, ни степенью цивилизации, оно есть следствие нашей апатичности, нашего эгоизма, того, что мы ча­сто не думаем о том, что прямо до нас не относится, будь оно хоть в высшей степени несообразно. Я вполне уверен, милостивый госу­дарь, что Вы, как человек образова...ый и вполне сочувствующий все­му разумному и доброму, в тёплых и красноречивых словах выскаже­те всю несообразность, чтобы не сказать дикость, телесных истязаний. Моё же письмо прошу не печатать, — разве Вы найдёте, что оно может чем-либо служить делу, — но в таком случае прошу из­менить хоть слог, который, как я сам понимаю, весьма плох и слаб. Прошу вас пр...ступить к делу как можно скорее. Вы поймёте мою про...ьбу, если я Вам скажу, что поводом к этому письму послужило именно то, что некоторые, которых с психологической точки зрения нельзя даже назвать преступниками, подвергаются именно теперь вышесказа...ому роду наказания. Я вполне надеюсь, что Вы, во имя человеколюбия, извините мою всепокорнейшую просьбу.

Для предупреждения недоразумения я должен пр...бавить, что на наказание розгами, и то в самом малом числе ударов, ещё можно смотреть как на зло, которое в некоторых случаях весьма трудно

96


§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

обойти (хотя н...как не думаю, чтобы это было невозможно), а пола­гаю, что мы должны всеми силами стараться соверше...о его вытес­нить. Мимоходом скажу, что в продолжение всей многолетней моей практики в гимназии ни один ученик не был по моей жалобе наказан телесно, а между тем они в университете вообще считаются лучшими студентами. Но между телесными наказаниями розгами и такого же плетьми существует огромная разница, потому что последнее носит характер истязания человека. И если существование первого ещё мо­жет быть некоторым образом (но н...как не вполне) оправдываемо, и то в самых редких, исключительных случаях, то существование вто­рого рода наказания в высшей степени несообразно, нелепо и дико.

1. Определите стиль речи текста, обоснуйте свой выбор. Как вы думаете, в каких стилях речи могут использоваться вставные конструкции?

2. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы.

3. Найдите в тексте обращение. Укажите его стилистическую функцию. Какой приём выразительности используется в подобном обращении?

4. Объясните лексическое значение выделенных слов, подберите к ним контекстуальные синонимы и антонимы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.011 с.)