Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вводные слова и вставные конструкцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знаки препинания при вводных словах | и словосочетаниях \ Вводными называются слова и словосочетания, грамматически | не связанные с предложением. Например: Наш лес, говорят, на 88 § 92. Вводные слова и вставные конструкции 1 сто вёрст раскинулся, но кто говорит на сто — до ста и считать I только может (М. Пришвин); Потом, как обыкновенно, я серьёзно I поговорил с ним и простил. (М. Пришвин) I По значению выделяются следующие группы вводных слов: 1 1) выражающие чувства говорящего и его отношение к выска- 1 зываемому (сожаление, радость, удивление и др.): к сожалению, к 1 несчастью, к счастью и т. д.: К сожалению, никто из посторонних не I заглядывал в эти места (К. Паустовский); К счастью, пробил тре- I тий звонок, и поезд тронулся (Л. Андреев); | 2) выражающие оценку реальности сообщаемого (возможность, I невозможность, уверенность, предположение): конечно, возможно, I вероятно, очевидно, несомненно, наверно и т. п.: Поздно вечером к I ключу, сочившемуся по лужайке, вероятно, приходили на водопой гор- j ные козлы (В. Обручев); Мать, наверное, приехала усталой, раздра- I жённой (М. Горький); Видно, так бывает на свете, видно, и Чичико- I вы на несколько минут обращаются в поэтов (Н. Гоголь); | 3) указывающие на источник высказывания: говорят, по-мое- * му, по словам и др.: Языков, обладавший, по словам Пушкина, удиви- I тельным огнём языка, в одной из своих поэм великолепно описал Вол- 1 гу и Оку (К. Паустовский); Говорят, Москва, если смотреть издали I на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся I была как этот сказочный златоглавый и островерхий град (В. Со- I лоухин); I 4) указывающие на последовательность высказывания, на | связь мыслей: во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно, I главное, кстати, между прочим, впрочем, стало быть, в частнос- 1 ти: Во-первых, он по наряду увидел, что мы рыбаки, во-вторых, пото- | ропился вручить ему ту самую, полгода хранимую, записку (В. Со- | лоухин); Итак, прелесть и драгоценность водоёма прояснилась I с первых минут (В. Солоухин); Михей поднимает, наконец, от лап- | тей свою старую седую голову (М. Пришвин); | 5) употребляемые с целью привлечения внимания собеседника, I чтобы внушить ему определённое отношение к сообщаемому: | видишь ли, простите, допустим, предположим и т. д.: Видите ли, I профессор, мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому во- | просу придерживаемся другой точки зрения (М. Булгаков); Ну, поло- t жим, пусть... это правда; но с какой стати? (А. Чехов); J 6) указывающие на приёмы и способы оформления мыслей: | словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как гово- I рится, так сказать и т. п.: Одним словом, у этого человека наблюда- I лось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболоч- I кой (А. Чехов); 89 Синтаксис и пунктуация
7) указывающие меру того, о чём говорится: по крайней мере, са мое большее и т. п.: Три дня, по крайней мере, ушло на закупку необ ходимого снаряжения; 8) выражающие экспрессивность: честно говоря, смешно сказать, не в обиду будь сказано, по правде и т. д.: По правде, я не люблю зимнюю рыбалку; 9) показывающие степень обычности того, о чём говорится: бывало, по обычаю, по обыкновению т.п.: Я, бывало, в этом месте дро- I жью дрожу (М. Горький); Потом, как обыкновенно, я серьёзно пого- 1 ворил с ним и простил. (М. Пришвин) I Вводные слова могут находиться в начале, середине и конце пред-1 ложения. На письме вводные слова выделяются запятыми. 1 При наличии двух вводных слов между ними ставится I запятая. Например: Итак, к нашему удивлению, горы оказались I всего в двух километрах от нас. 1 От предшествующих сочинительных союзов вводные слова 1 обычно отделяются запятой. Вводное слово при этом можно 1 поставить в другое место предложения. Например: Но, быть мо- I жет, читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсяни- I кова. (И. Тургенев) Ср.: Но читателю, быть может, уже наскучи- I ло...; но читателю уже наскучило, быть может... I Примечания. 1. В вводных словах типа а значит, а впрочем и т. п., где а I является компонентом вводного слова, перестановка вводного слова не-| возможна, и запятая после а не ставится. Например: Л значит, он ни в чём I не виноват.
* 2. Запятая не ставится перед вводными словами после присоедини- тельного союза: И кроме того, предстояло закупить продукты и снаряжение для двухлетней экспедиции. Вводное слово, стоящее в начале или конце обособленного обо-| рота, обычно не отделяется от него никакими знаками. На-| пример: Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально I приготовленные заранее. I Не являются вводными и, следовательно, не выделяются i запятыми слова и сочетания слов: авось, небось, вдобавок, вряд ли | и др.: Авось чего-нибудь подышу. (А. Грин) | Слова наконец, значит, однако могут функционировать по-I разному: i 1) слово наконец является вводным, если обозначает порядок
мыслей (синонимично слову ещё) или даёт оценку факта, показывает на отношение говорящего к событиям. В значении «после все- 90 § 92. Вводные слова и вставные конструкции | го», «напоследок», «в результате всего» оно не является вводным и I не выделяется запятыми. Ср.: Михей поднимает, наконец, от лап- 1 тей свою старую седую голову. (М. Пришвин) — Наконец мы вста- I ли и опять пошли бродить до вечера (И. Тургенев); I 2) слово значит является вводным, если оно синонимично I вводным словам следовательно, стало быть; если же оно близко по 1 смыслу к слову означает, то является членом предложения и запя- 1 тыми не выделяется. Ср.: Если мы сможем найти там машину, зна- I чит, прибудем к месту встречи вовремя. — Любовь для Катерины f значит много больше, чем для Варвары (Ф. Достоевский); 1 3) слово однако является вводным, если стоит в середине 1 предложения; в начале предложения слово однако имеет значе- ? ние противительного союза. Ср.: Давыдов, однако, уверен в необ- I ходимости поделить всё по справедливости. (М. Шолохов) — | Однако Давыдов уверен в необходимости поделить всё по справед- | ливости. 416. Распределите вводные слова по значению, охарактеризуйте их с Возможно, может быть, кстати, между прочим, в-третьих, наконец, итак, должно быть, смею сказать, говорят, вообще-то говоря, в общем, по всей вероятности, собственно говоря, видно, видимо, словом, впрочем, извините, к прискорбию, знать. 417. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчерк 1. Действительно мы не дорожим воздухом и не думаем о нём. (Сол.) 2. «Впрочем что до меня, — сказал он, — мне признаюсь более всех нравится полицмейстер». (Г.) 3. Без сомнения именно поэтому с такой отчётливостью запомнились мне первые годы. (Кае.) 4. Должно быть у меня был жар, потому что я нёс какую-то бессвязную чепуху. (Кае.) 5. Это был по его словам город, в котором груши, яблоки, апельсины росли прямо на улицах. (Кае.) 6. Распахнёшь бывало окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь, велишь поскорее засёдлывать лошадь. (Бун.) 7. По-видимому никто из домашних 91 Синтаксис и пунктуация ничего не подозревал, и жизнь текла по-обычному. (Андр.) 8. Вечером по обыкновению я занимался в своей комнате, писал дневник и письма. (Андр.) 9. Служил знаешь в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству. (Ч.) 10. Право всё это как в жизни, в большой настоящей жизни. (Купр.) 11. Можно было конечно допустить, что браунинг кота — какой-нибудь игрушечный. (Булг.) 12. Аркадий Павлович говоря собственными его словами строг, но справедлив. (Т.) 418. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите синтаксические функции выделенных слов и расскажите об особенностях пунктуации предложений. Прочитайте вслух, обращая внимание на интонацию. 1. Наконец и мне случилось произнести эти четыре слова. (Кае.) 2. Наконец однажды утром Савельич вошёл ко мне держа в руках письмо. (П.) 3. Я пожалуюсь прокурору!.. Я уплачу наконеи}. (И. и П.) 4. Даже трава поблизости её тела казалось задремала в силу сочувствия. (Грин) 5. Старикам казалось что они легли спать очень поздно, но что-то не спится им. (Бун.) 6. С нашей задней машины было видно как «Смерч» вертелся и вилял в поисках более лёгкого пути. (Ефр.) 7. Пугачёв был видно в припадке великодушия. (П.) 8. По рублю штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более тому понимаешь уступка. (Ч.) 9. Ты с трудом понимаешь что он хочет тебе сказать. (Купр.) 10. Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) 11. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) 12. Бойцы однако с утра занимают позиции и стоят по одному со своими острогами, неподвижные. (Пришв.) 13. Луна взошла однако нам её не было видно. (Гарш.) * ЛИТ 419. Прочитайте отрывок из «Дневника писателя». Выпишите —-—I предложения, распределяя их по группам: а) предложения с вводными словами; б) предложения с вводными словосочетаниями. Что такое талант? Талант есть преполезная вещь. Вы скажете, что прежде всего нужно направление и уже после талант. Пусть, согласен, я не о художественности собрался говорить, а лишь о некоторых свойствах таланта, говоря вообще. Свойства таланта, говоря вообще, чрезвычайно разнообразны и иногда просто несносны. Во-первых, «талант обязывает» — к чему, например? Иногда к самым дурным ве- 92 § 92. Вводные слова и вставные конструкции щам. Представляется неразрешимый вопрос: талант ли обладает человеком или человек своим талантом? Мне кажется, сколько я ни следил и ни наблюдал за талантами, живыми и мёртвыми, чрезвычайно редко человек способен совладать с своим дарованием, и что, напротив, почти всегда талант порабощает себе своего обладателя, так сказать, как бы схватывая его за шиворот, унося его на весьма далёкие расстояния от настоящей дороги. У Гоголя один враль начал об чём-то рассказывать и, может быть, сказал бы правду, «но сами собою представились такие подробности» в рассказе, что уж никак нельзя было сказать правду. Это я, конечно, лишь для сравнения, хотя действительно есть таланты собственно вралей или вранья. Романист Теккерей, рисуя одного такого светского враля и забавника, порядочного впрочем общества, и шатавшегоя по лордам, рассказывает, что он, уходя откуда-нибудь, любил оставлять после себя взрыв смеха, то есть приберегал самую лучшую выходку или остроту к концу. Знаете что: мне кажется, очень трудно оставаться и, так сказать, уберечь себя честным человеком, когда так заботишься приберечь самое меткое словцо к концу, чтобы оставить по себе взрыв смеха. Самая забота эта так мелочна, что под конец должна выгнать из человека всё серьёзное. И к тому же если меткое словцо к концу не припасено, то его надо ведь выдумать, а для красного словца не пожалеешь матери и отца. Скажут мне, что если такие требования, то и жить нельзя. Это правда. Но во всяком таланте, согласитесь сами, есть всегда эта некоторая почти неблагородная, излишняя «отзывчивость», которая всегда тянет увлечь самого трезвого человека в сторону или там что бы ни случилось, тотчас же и пошёл, и пошёл человек, и взыграл, и размазался, и увлёкся. (Ф. Достоевский) 1. Определите стиль и тип речи текста. 2. Составьте план, запишите микротемы и основную мысль текста. 3. Укажите части речи выделенных слов, охарактеризуйте их морфологические признаки. 4. Какие средства связи предложений использованы в тексте? Устно проанализируйте их. 5. Выпишите из текста по четыре словосочетания разных видов подчинительной связи.
' I 6. Найдите в тексте проблемный вопрос. Дайте на него ответ в форме 93 Синтаксис и пунктуация 1 Знаки препинания при вставных конструкциях I Вставные конструкции — это словосочетания и целые предложе- I ния, которые содержат различного рода добавочные, попутные за- 1 мечания, уточнения, поправки и т. д. Вставные конструкции грам- I матически не связаны с предложением, расположены обычно в се- 1 редине или в конце его. Например: Быстро, но горячо прошла в I душе моей страсть (иначе я не мог назвать её) ловить и собирать ба- I бочек (С. Аксаков); В чёрных сучьях дерев обнажённых жёлтый зим- I ний закат за окном. (К эшафоту на казнь осуждённых поведут на за- 1 кате таком.) (А. Блок) 1 Вставные конструкции выделяются скобками или тире: \ <- А Каракатица (так по-настоящему называют госпожу К.) не спе- * ша — ведь она была уверена, что добыча от неё не уйдёт! — бесшум- , но подплывала всё ближе. (Б. Заходер) I По структуре вставная конструкция может быть предложением, 1 в том числе сложным, а также состоять из нескольких предложений. I Пунктуационно эти конструкции оформляются в соответствии с I действующими правилами; в конце таких предложений могут сто- | ять точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие. I Так как вставные конструкции — это включения в предложение, 1 грамматически не связанные с ним, то после вставной конструкции , основное предложение пишется со строчной буквы. Например: I И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), де- I вичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне ; (А. Блок); Рыбы (это только раньше люди думали, что они не умеют I говорить!) даже сложили песню о том, как хорошо живётся в море. 1 (Б. Заходер) 420. Прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания при вставных конструкциях. Чем вставные конструкции отличаются от вводных слов и словосочетаний? 1. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер): пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари. {Л. Б.) 2. У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), — у нас на хуторах водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь. (Г.) 3. Ещё был у нас один рассказчик; но тот (нечего бы к ночи и вспоминать о нём) такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове. (Г.) 4. Артель принимала заказы на вывески, шитьё женских шапочек, изготовление «деревяшек» (женских туфель, 94 § 92. Вводные слова и вставные конструкции производство которых отличалось античной простотой: к деревянной подошве приколачивалось несколько тесёмок!) и на рисование реклам для кино (их писали клеевыми красками на кривой фанере). (Пауст.) 5. Дельфин (как и все волшебники, он любил говорить загадками) вильнул хвостом и поплыл по своим делам. (Б. Зах.) 421. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. 1. Морские розы учёные люди называют их актиниями, хотя они и не цветы, вздыхать не могут. (Б. Зах.) 2. Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетели, а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.) 3. Я был уверен тогда как и сейчас, что есть области человеческой деятельности, где артельная работа просто немыслима. (Пауст.) 4. Но всё своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным именно серебряным, а не белым огнём. (Пауст.) 5. Я вас люблю к чему лукавить? но я другому отдана; я буду век ему верна. (77.) 6. Орешник в некоторых местах его называют лещиной широколистный кустарник, который выгоняет стебли до вышины деревьев. (Сол.) 422. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препина 1. Каждую среду и субботу нас по этим дням отпускали из училища домой я неизменно являлся к нему. (Купр.) 2. Правда когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице оставалось ещё немного чернил. (Пауст.) 3. Глубокая казалось мировая тишина остановилась над берегом. (Пауст.) 4. Онегин был по мненью многих судей решительных и строгих учёный малый, но педант. (П.) 5. Боязнь пустыни хотя я пустыню ещё и не видел приобрела у меня навязчивый характер. (Пауст.) 6. Когда я попал впервые в Крым его я до того вдоль и поперёк изучил по карте, то конечно он оказался совсем другим. (Пауст.) 7. Словом он был коренной русский барин по его выражению не терпел немецкого духу и старался в домашнем быту сохранить обычаи любезной ему старины. (П.) 8. Между прочим не особенно хвастая могу сказать, что это был превосходный театр. (Кае.) 9. Он протянул мне руку я не могла не дать ему своей и вышел медленными шагами. (Гарш.) 10. Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь; во-первых потому что слушать меня утомительно; во-вторых нельзя проговориться; в-третьих можно узнать чужую тайну... (Л.) 95 Синтаксис и пунктуация
ЛИТ 423. Прочитайте отрывок из письма, написанного Ф.М. Досто евскому неизвестным учителем гимназии в 1861 г. Выпишите вставные конструкции, проанализируйте их стилистическую функцию по плану: 1) лексический состав; 2) синтаксическая структура; 3) эмоционально-экспрессивная окраска. Прежде наказания должны были служить каким-то пугалом для людей, отстранять их от совершения преступления. Но если бы и были в настоящее время такие отсталые люди (чему трудно поверить), которые разделяли бы такой отживший взгляд на цель наказания, то стоит им только напомнить, что опыт и практика постоя...о показывали, да ещё теперь показывают, что эта цель жестокими наказаниями н...сколько не достигается и что они даже ведут к соверше...о противному. Если, таким образом, опыт и разумное сознание для всех хоть несколько образова...ых людей ясно показывают всю несообразность телесного наказания, то скажите, ради бога, как мы можем оправдать себя, что обратили так мало внимания на этот предмет и что теперь ещё существует такого рода несообразность. Предкам нашим может служить некоторым оправданием, — говорю некоторым, потому что христианское чувство должно было научить их чему-нибудь другому, — что они не ведали, что тв...рили, что они заблуждались в своём взгляде на цель наказания. Над нами же произнесётся гораздо строжайший пр...говор, потому что в наше время такие истязания не обусловливаются ни заблуждением ума, ни степенью цивилизации, оно есть следствие нашей апатичности, нашего эгоизма, того, что мы часто не думаем о том, что прямо до нас не относится, будь оно хоть в высшей степени несообразно. Я вполне уверен, милостивый государь, что Вы, как человек образова...ый и вполне сочувствующий всему разумному и доброму, в тёплых и красноречивых словах выскажете всю несообразность, чтобы не сказать дикость, телесных истязаний. Моё же письмо прошу не печатать, — разве Вы найдёте, что оно может чем-либо служить делу, — но в таком случае прошу изменить хоть слог, который, как я сам понимаю, весьма плох и слаб. Прошу вас пр...ступить к делу как можно скорее. Вы поймёте мою про...ьбу, если я Вам скажу, что поводом к этому письму послужило именно то, что некоторые, которых с психологической точки зрения нельзя даже назвать преступниками, подвергаются именно теперь вышесказа...ому роду наказания. Я вполне надеюсь, что Вы, во имя человеколюбия, извините мою всепокорнейшую просьбу. Для предупреждения недоразумения я должен пр...бавить, что на наказание розгами, и то в самом малом числе ударов, ещё можно смотреть как на зло, которое в некоторых случаях весьма трудно 96 § 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова обойти (хотя н...как не думаю, чтобы это было невозможно), а полагаю, что мы должны всеми силами стараться соверше...о его вытеснить. Мимоходом скажу, что в продолжение всей многолетней моей практики в гимназии ни один ученик не был по моей жалобе наказан телесно, а между тем они в университете вообще считаются лучшими студентами. Но между телесными наказаниями розгами и такого же плетьми существует огромная разница, потому что последнее носит характер истязания человека. И если существование первого ещё может быть некоторым образом (но н...как не вполне) оправдываемо, и то в самых редких, исключительных случаях, то существование второго рода наказания в высшей степени несообразно, нелепо и дико. 1. Определите стиль речи текста, обоснуйте свой выбор. Как вы думаете, в каких стилях речи могут использоваться вставные конструкции? 2. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы. 3. Найдите в тексте обращение. Укажите его стилистическую функцию. Какой приём выразительности используется в подобном обращении? 4. Объясните лексическое значение выделенных слов, подберите к ним контекстуальные синонимы и антонимы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.011 с.) |