Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий экскурс в историю этики и этикетаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждая организация имеет свой набор этических нормативов, то есть конкретных правил, которых обязаны придерживаться работники организации. Этика служит нравственной основой для принятия управленческих решений. Этика применительно к деятельности менеджера – это совокупность принципов, отделяющих правильное поведение от неправильного. Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности – "деловая этика". Речь идет о нормах поведения предпринимателя, менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. Деловая этика – это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.Деловая этика – это, прежде всего, этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции.С этикой тесно связан и этикет. Впервые термин этикет появился во Франции при дворе Людовика XIV. Вельможам, приезжавшим во дворец на бал, вручали небольшую памятку, где были изложены правила поведения на балу и за столом. Эта памятка называлась этикеткой, отсюда и берет свое начало термин «этикет». Этикет включает в себя правила общения менеджера с подчиненными, расположение людей на переговорах, рассадку людей за столом и в автомобиле, а также требования к внешнему виду менеджера (одежда, косметика, украшения, очки). Если нормы этики являются совестно ориентированным продуктом деятельности души, то нормы этикета – продукт деятельности разума (В.Орлов). Деловой этикет формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов и менеджеров, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее.При сотрудничестве с зарубежными партнерами было бы полезно знать основные моменты конкретного национального делового этикета, ведь эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения.Проблему возникновения норм морали в условиях становления рыночных отношений в начале прошлого века анализировали немецкие социологи. Известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) В работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечал, что дух капитализма – это новое морально-социологическое явление, которое поощряет накопление богатства, развитие предприимчивости и конкуренции в экономической жизни. Он подчеркнул, что для процветания рынка в буржуазном обществе необходимо было разрушение стереотипных для традиционного общества представлений о «низменности» нажитого богатства, торговли. Именно протестантизм, сделавший менее значимым роль посредника (церкви) в общении человека с богом, привел к повышению личной ответственности человека перед богом и раскрепостил инициативность, самостоятельность, предприимчивость, что, в свою очередь, и предопределило развитие капитализма. Еще более обстоятельно проблемы деловой морали рассмотрел немецкий социолог Вернер Зомбарт (1863-1941). Под деловой моралью он понимал, прежде всего, совокупность правил и предписаний поведения делового человека по отношению к окружающим. Деловую мораль он подразделял на «мораль в деле» и «мораль для дела». Мораль в деле (процесс ведения дел) - это надежность, пунктуальность в выполнении деловых обязательств и т.д., верность договорам. Мораль для дела включает так называемые мещанские добродетели: молчание, прилежание и т.д. В то же время он считал, что настоящий руководитель должен быть завоевателем, организатором и управленцем. Он должен быть наделен интеллектуальной способностью, строить планы предпринимателя, обладать волей к действию и упрямством. Таковы, по мнению Зомбарта, характеристики деловой морали, которую принял к жизни рынок. Новый виток интереса к этике в немецком культурно-языковом пространстве проявился в конце 40-х годов XX века. Вначале главным центром исследований в этой сфере была Высшая школа торговли в Сент - Галлене (Швейцария), а пионером в этой области принято называть Артура Лизовски, профессора данной школы. Его вводная лекция на тему «О смысле органичного хозяйствования» состоялась в 1932 г. В работе «Основные проблемы экономики предприятия», опубликованной в 1954 г., Лизовски начинает исследование экономической этики на уровне предприятия. В 1966 г. выходит в свет работа Ходжеса «Предприятие и мораль. Социальная ответственность предпринимателя». В конце 70-х годов XX века данная тема вновь привлекла внимание, отчасти за счет содержательного дополнения в виде этики менеджмента, занимающейся проблемами стиля управления и изучающей ценностные представления управляющего персонала. Анализируя развитие предпринимательской этики в Европе, следует подчеркнуть, что в 50-е – 60-е гг. оно шло не такими быстрыми темпами. В США в 60-х гг. XX века некоторые американские школы бизнеса начинают предлагать своим студентам учебные курсы по социальной ответственности бизнеса. В эти годы была разработана концепция «Социальная работа корпораций». Ее ключевыми пунктами были «социальный аудит» и «доклад общественности». После длительной подготовки, в 1977 г., американский институт сертифицированных бухгалтеров опубликовал рекомендации компаниям – «Измерение социальной работы корпораций - определение воздействия деловой активности на общество». Рекомендации охватывали следующие области: природная среда; невозобновляемые ресурсы; человеческие ресурсы; поставщики и клиенты; продукты; услуги и клиенты; общество и община; опыт в общественной деятельности. Подход, также внесший свой вклад в развитие предпринимательской этики, представляет концепция «качества жизни», введенная в 1972 г. и побудившая некоторые фирмы предоставлять периодический «доклад общественности» о своей деятельности. Такой отчет, получивший название «социального баланса», впервые подготовлен немецким отделением компании Shell в 1972 г. Эрих Фромм (1900-1980) в работе «Быть или иметь», увидевший свет в 1976 году, показал, что социальный характер является результатом адаптации человека к новым условиям, новым рыночным отношениям. Фромм вводит понятие «рыночный характер», то есть явление, когда человек ощущает себя как товар. Люди становятся товаром на «рынке личностей». Один и тот же принцип определения ценности действует и на рынке личностей, и на товарном рынке. На первом ценятся личности, на втором – товары. Цель рыночного характера – адаптация к условиям рынка, сохранность спроса на себя при любых условиях, складывающихся на рынке личностей. Здесь работает принцип «Я такой, какой я вам нужен». В моральном отношении – это деградация личности. В современном обществе рыночных отношений существует реальная опасность формирования рыночного социального характера, все более отчуждающегося от нравственности. Таким образом, Э. Фромм указал на опасность изменений в функционально-социологической структуре личности и в ее нравственных ориентациях под влиянием рыночных отношений. К 70-м годам XX века в США деловая этика сформировалась в качестве самостоятельной специальности и учебного предмета. Важным, хотя и несколько необычным, эпизодом стало пожертвование в размере 30 млн. американских долларов, сделанное в 80-е гг. Джоном Шадом Гарвардской школе бизнеса, которое сопровождалось наставлением развивать тему предпринимательской этики и убеждать студентов в том, что моральное поведение экономически целесообразно, а, следовательно, поступать нравственно - рационально. Итак, этика – совокупность норм поведения, область знаний о системе нравственных требований и норм, регулирующих поведение человека
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.007 с.) |