Оценка эффективности привлечения кредитных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности привлечения кредитных ресурсов



Для осуществления коммерческой деятельности и получения за счет нее доходов необходимы денежные средства, которые каждое предприятие стремится эффективно использовать. Очень важно, чтобы предприятие располагало достаточными ликвидными средствами (ликвидные средства I категории – кассовая наличность и банковские активы) для покрытия большей части (не менее 60%) обязательств I степени, к которым относятся обязательства по закупкам товаров, заработной плате, налогам и краткосрочным банковским кредитам.

Таким образом, непременным условием осуществления коммерческой деятельности является наличие необходимого объема финансовых ресурсов. В соответствии с законом денежного обращения количество денег, обслуживающих коммерческую деятельность, должно быть прямо пропорционально сумме цен товарной массы (сумма товаров на складах и в розничной продаже) и обратно пропорционально скорости обращения товаров, то есть:

К = Т/О,

где Т – сумма цен товарной массы (в ценах закупки) в год, ден. ед., О – количество оборотов товарной массы.

Этот показатель принимается как ориентировочная сумма денежных средств для осуществления коммерческих операций. Более детальный подход предполагает составление баланса денежных расчетов, в котором подекадно (помесячно) определяется сумма денежных средств, поступающих в кассу и на расчетный счет, и сумма платежей, в том числе по коммерческим операциям. Поскольку расширение коммерческой деятельности зависит главным образом от денежных средств, планирование ее всегда должно подкрепляться финансовыми расчетами. При этом решается двуединая задача: определение источников финансовых средств и их эффективное вложение. В этих условиях необходимо:

• разбираться во внутренних проблемах предприятия, т. е. иметь четкое представление об объеме и структуре реализации товаров и услуг, возможностях увеличения денежных ресурсов, технологии товародвижения и реализации товара, технической оснащенности предприятия и направлениях модернизации, издержках обращения и т. д.;

• знать направления и виды экономического воздействия государственной финансовой системы на предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью (процентная, кредитная ставка, налоговая политика, виды и формы кредитов и условия их получения, виды и условия страхования и т.д.).

Объем, структура и эффективность использования финансовых ресурсов будет зависеть от заключенных договоров по поставке и реализации товаров. Именно договорные отношения и условия оплаты по ним либо уменьшают необходимый объем денежных средств, либо увеличивают его.

Система оплаты за товар может быть следующей:

• предоплата полная или частичная;

• оплата по факту поставки (с расчетного или специального счета в рамках кредитной линии, целевого кредита или других средств из кассы), если в договорах предусмотрен срок оплаты после поставки (в основном в договорах предусматривается срок оплаты в течение трех банковских дней с момента поставки);

• оплата по мере реализации с понедельным, подекадным или помесячным расчетом на основе составленного сторонами акта реализации;

• прием товара на консигнацию как форма комиссионной продажи, при которой собственник (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи со склада комиссионера. Причем если товар не будет продан в установленные договором сроки, то он или приобретается в собственность консигнатором путем его оплаты, или возвращается собственнику (консигнанту). Оплата производится или по реализации товара или в установленные сроки (предельная цена реализации товара или процент торговой надбавки устанавливается консигнантом).

Исходя из договоров купли-продажи товаров, уточняется сумма необходимых для коммерческой деятельности денежных средств и календарный график их использования. Кроме того, следует предусмотреть и резерв денежных средств, который определяется на основе:

1) факторов времени, то есть оценки товарных и денежных потоков во времени. Будущая стоимость определенного количества товара (Qn) с учетом предполагаемого индекса инфляции (j) на протяжении n -го периода равна:

Qn = Q 0 * (1+ j) n,

где Qo – стоимость товара в настоящее время,   j – уровень инфляции, п – число лет.

Будущая стоимость (цена) денежных средств n) равна:

pn = p 0 * (1+ i) n,

где ро – количество денежных средств на настоящий момент, i – процентная годовая ставка по кредитам.

Эти расчеты позволяют более правильно сопоставить товарные и денежные потоки и определить дефицит денежных средств на перспективу. Это сопоставление завершается определением количества денежных средств, которые можно получить в будущем за счет различных источников;

2) фактора риска, то есть степени неопределенности результатов. Фактор риска учитывается при определении необходимого объема финансовых ресурсов. Обычно это делается по отдельным направлениям на основе имеющегося опыта и информации о ситуации на финансовом рынке. Таким образом, на предприятии создается фонд рисковых операций или резервный фонд.

Важным инструментом при решении финансово-экономических задач являются вертикальные и горизонтальные правила финансирования.

В соответствии с вертикальными правилами активы и пассивы исследуют независимо друг от друга. Для активов эти правила устанавливают соотношение между основными и оборотными средствами, равное примерно 1:1, для пассивов соотношение между собственным и заемным капиталом должно быть таким же.

Горизонтальные правила финансирования предполагают анализ соотношения между активами и пассивами. Согласно золотому правилу бизнеса, долгосрочно связанный основной капитал должен увеличиваться исключительно за счет собственных средств, заемные же средства целесообразно использовать в обороте, то есть для совершения коммерческих сделок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.007 с.)