Этические нормы в деятельности организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические нормы в деятельности организаций



Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Эти правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; возраст и т.д. Правила резко выступают против сексуальных домогательств, высмеивания работников, грубости, насилия, некорректного отношения к служащим.

Этические нормы распространяются на те сферы управленческих отношений, которые не могут быть урегулированы правом. Право не может помешать проявлению таких негативных личностных качеств, как высокомерие, угодничество, грубость, зависть, подлость. На проявление этих качеств можно воздействовать лишь моральными рычагами. Если нормы права предусматривают суровую ответственность за получение взятки, то этическими нормами осуждается не только получение взятки, но и всякое стяжательское устремление с использованием служебного положения в личных, а не корпоративных целях. Моральной оценке в сфере управления организацией подвергаются любые действия менеджеров, причиняющие вред обществу. Таким образом, нравственные и этические нормы, действующие в организации, по сравнению с нормами права, распространяются на более широкий круг социальных явлений.

Этические нормы (правила этики) обсуждаются и принимаются на общем собрании коллектива. Коллективность восприятия и принятия снижает риск отторжения норм, отчуждения от них.

Примерная структура правил этики организации включает следующие разделы: 1. Введение. 2. Послание руководителя организации. 3. Каким должен быть работник организации. 4. Каналы связи. 5. Трудовые династии. 5. Частная жизнь работников. 6. Собственность организации. 7.Деловая репутация. 8. Отношение к законам. 9. Общественная жизнь организации. 10. Основные принципы организации. 11. Основные этические принципы организации. 12. Социальная ответственность организации.

Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение.

Этические нормы регулируют, как горизонтальный уровень взаимоотношений людей, так и вертикальный уровень, задаваемый работодателем. При этом нельзя не заметить, что в современной социально-экономической ситуации в нашей стране соблюдение этических норм зависит от работодателя, действия которого зачастую бывают аморальными. Работодатель нарушает права нанимаемого человека, ограничивает его свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем: неисполнение своих прямых обязанностей; привнесение в трудовые отношения агрессивности; сохранение опасных для здоровья условий труда; низкий уровень организации труда; необъективное отношение к человеку; нарушение трудового законодательства и т.п.

На сегодняшний день ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности.

В нашей стране в организациях действует три вида морали: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отношений.

Мораль советская заключается в попытках сохранить моральные принципы прошлого (взаимовыручка, взаимопомощь, равная оплата за равный труд, товарищество).

Мораль «дикого» рынка заключается в господстве закона силы, произвола. «Дикому» рынку присущи спекуляция, паразитизм, стремление к наживе любой ценой, безразличие к людям, спекуляция на экономической безграмотности соотечественников. Подобные отношения, к сожалению, возможны еще и потому, что история не знала примеров перехода от социализма к капитализму. А исторический опыт перехода к капитализму от феодализма, как показывает анализ, был не менее кровавым, грабительским и антигуманным, чем события 90-х годов в России.

Мораль третьего вида – собственно рыночных отношений – основана на уважении прав и свобод другого лица, признании его равным себе, отказе от нарушения прав работников. Эта мораль все больше завоевывает мир. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности.

Наряду с перечисленными видами морали мы (В. Орлов) выделяем в качестве четвертого вида маргинальную мораль (фр. marginal край, граница). Это мораль людей, оказавшихся вне своей социальной среды, вне определенной культуры, часто вне общества, приближаясь к его низам (например, бродяги, бомжи и др.). Речь идет не столько о людях, не принявших рыночные реалии и продолжающих цепляться за не прошедшие проверку временем постулаты не столь давно господствовавшей в нашей стране идеологии, сколько о той части общества, которая всегда, какой бы режим ни господствовал в стране, находится в оппозиции. Эта оппозиция проявляется либо в пассивной форме (нежелание работать, участвовать в общественно-политической жизни), либо в активной (противодействие установленным порядкам в форме уголовно наказуемых деяний). Причем «популяция» носителей этой морали при всей её внешне кажущейся разнородности (беглые крестьяне, сектанты, революционеры, разбойники, воры, бродяги и пр.) всегда имела место быть. Достижение представителями этой морали некой критической массы приводит к социальному взрыву. Этот слой можно уменьшить, но он неистребим, ни физически, ни экономически (имеется в виду создание комфортных условий жизни), ни психотерапевтически. На основании известного постулата «природа не терпит пустоты» можно сформулировать закон непрерывного заполнения пустых социальных ниш. Как вместо ушедшего лидера (вожака) из среды вчерашних середняков вырастает новый лидер, так и арьергардная ниша общества всегда заполняется менее удачливыми, менее способными или более оппозиционно настроенными человеческими особями. Причем в стране, население которой в течение всего XX века подвергалось жесточайшей внешней агрессии (вспомним: русско-японская война, революция 1905–1907 гг., реакция, нарастание кризисных явлений в обществе, первая мировая война, октябрьский переворот, гражданская война, отчуждение миллионов россиян от собственности в ходе экспроприации, национализации, насильственной коллективизации, бесчеловечной по темпам и методам индустриализации, репрессивный маховик ГУЛАГа, насильственное присоединение части восточно-европейских территорий, война с Финляндией, Великая Отечественная война, восстановление разрушенной страны, целинная эпопея, БАМ... Преследование и травля диссидентов, попрание прав и достоинства человека, ложь, клевета и лицемерие в социальной жизни сочетались с волюнтаризмом в планировании, уравниловкой в распределении, спекуляцией на энтузиазме масс в экономике. Афганский синдром. Далее – вялая перестройка с безадресным ускорением, расчленение единого государства, невиданная инфляция, беспардонная и беспрецедентная борьба за власть, чеченские войны…) практически у подавляющего большинства населения всегда найдется для своих асоциальных или антисоциальных поступков и действий оправдание маргинального характера: «меня в детстве унижали, и я имею право унижать», «моих предков раскулачили (раскрестьянили, расказачили, раздворянили) и всё отобрали, и я буду отбирать» и т.д. Характеристику этого вида морали мы привели для того, чтобы указать, что она оказывала, оказывает и будет оказывать влияние на носителей других видов морали, на работу организаций и их членов.

Этика трудовых отношений в российских условиях предполагает их оценку с помощью таких понятий, как: «правильно – неправильно»; «справедливо – несправедливо»; «гуманно – негуманно»; «законно – незаконно»; «нарушает права – не нарушает права»; «добро – зло». Нельзя не отметить, что современная этика испытала положительное влияние этики советского времени.

Для повышения этического уровня организации и этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников в организациях проводятся различные мероприятия. Например, в организациях разрабатываются этические кодексы. В кодексе предусмотрены следующие пункты: соблюдение сотрудниками законов и правил деловой этики и поведения; этические принципы; поведение на рабочем месте; подкуп в коммерческих отношениях; безопасность труда, охрана здоровья и защита окружающей среды и др. Они необходимы для определения целей организации, служат ориентиром этичного поведения для сотрудников. В некоторых организациях предусмотрены дисциплинарные взыскания для нарушителей правил этического кодекса.

Наряду с этическими кодексами разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого её сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.

Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамках этических требований.

Особое значение имеет соблюдение этических норм в отношениях руководителей и их подчиненных.

 

28.3. Этика и культура в системе стратегического управления

Этика и культура все активнее проявляются в стратегическом управлении. Так, сочетание государственного, общественного, экономического и исследовательского интереса к проблемам этики определяет современное состояние практической и теоретической работы в этой области. Активное общественное вмешательство в экономические процессы на всех уровнях хозяйствования дополняется интенсивным развитием форм этики и увеличением связанных с ней мероприятий. Отдельные исследовательские группы и школы пытаются осмыслить этот возросший интерес и обосновать его причины, дать терминологическую интерпретацию этики и на этой основе выработать соответствующие рекомендации. В свою очередь стратегическое управление и культура также тесно взаимосвязаны, их связи многочисленны и разнообразны. Это проявляется в том, что культурасоздает единый язык, универсальные способы общения в производственной организации, закрепляет формы организационных структур и системы управления, делая их более восприимчивыми к культурным традициям, ментальности и общим «правилам игры» в рыночной экономике.

70-е гг. XX в. отмечены появлением двух новых тенденций в предпринимательской этике. Первая представляла собой переход от упрощенного понимания предприятия как механизма реализации интересов собственников к учету многочисленных «заинтересованных групп». Понятие группы интересов впервые ввел в употребление Р. Фримен. Вторая тенденция связана с изучением ценностной компоненты в управлении. Неоднородность понимания ценности, – от ее сведения к созданию материальной формы стоимости до уровня морально-этических ценностей, – отразилась в неоднородности теоретических работ. Стоит отметить книгу Джона Кеннета Гелбрейта «Экономика и общественная цель» и публикации Альфреда Раппопорта в «Гарвардском бизнес-обзоре» под названием «Выбор стратегий, создающих акционерный капитал». В 1983 г. в Высшей школе Сент-Галлена было организовано исследовательское бюро по проблемам хозяйственной этики, на его основе в 1989 г. возник Институт хозяйственной этики (IWE-HSG) - первый подобный институт в немецком культурноязыковом пространстве.

Длительный период накопления теоретического и практического опыта в области социального измерения и этического обоснования ограничения предпринимательской деятельности обеспечил основу единого подхода к проблеме социальной ответственности предпринимателей. Им стал разработанный Интернационалом социальной ответственности (Social Accountability International - ISA) в 1998 г. стандарт социальной ответственности. Предпринимательская этика является локальной по своей сути, охватывает лишь группы участников деятельности предприятия, причем, как правило, не все. Безусловно, в отдельных случаях абсолютное число членов таких групп может быть достаточно велико (например, если предпринимательская этика направлена на упорядочение взаимоотношений с клиентами одной из транснациональных компаний), но оно изначально ограничено, если не количеством и/или персоналиями участников, то их качественными характеристиками (клиенты компании, менеджмент компании и т. п.).

Неослабевающий интерес к предпринимательской этике связывают с несколькими факторами, проявившимися в конце XX в. Во-первых, это процессы интернационализации и глобализации бизнеса. Появление и стремительный рост транснациональных компаний выявили «естественные» границы хозяйственной этики - сведения этической оценки к уровню экономической политики: компании столкнулись с проблемой различного понимания этической ответственности в разных государствах, входящих в сферу их деятельности. Во-вторых,проблемы рабства, детского труда и т. д., давно снятые в развитых государствах с повестки дня, для многих корпораций вновь оказались актуальными в связи с переносом производства в страны «третьего мира». И, в-третьих, проявились культурные противоречия. Взаимодействия систем управления и внутриорганизационных отношений, имеющих разные культурные корни, привели к стремительному росту издержек адаптации, порой нивелирующих выгоды от слияний и организации производства в регионах потребления (заводы компаний Nissan и Toyota в США). Предприятия оказались в ситуации, когда морально-этические проблемы должны были решаться на уровне самого предприятия, ибо ни государство, ни отечественная культура не могли полностью взять эту задачу на себя. Еще одним значимым фактором стало пристальное внимание общественности к экологической ответственности предприятий. С развитием технологий негативные экологические внешние эффекты деятельности даже одной компании могли стать настоящей экологической катастрофой. Формально не принуждаемые к сдерживанию своей хозяйственной активности, компании столкнулись с мощным давлением в странах происхождения при создании значительных негативных для природной среды экстерналий (лат. externus внешний), вне зависимости от их географии.

В цивилизованной рыночной экономике в качестве методологической основы предпринимательства выступает теория социально-этичного маркетинга. Ее авторы ((Лесли М. Даусон и Джеймс Т. Роуф, Лайза Бенсон и др.) в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века выдвинули гуманистическую идею ориентации предпринимателей не только на прибыль, не только на экономическое развитие бизнеса, но и на использование социально-этичных принципов в предпринимательской деятельности, обеспечивающих государству и обществу благополучие своих граждан. Данная теория, признанная на государственном уровне, стала своеобразным ориентиром предпринимательской деятельности. Предпринимателям через рычаги государственного и общественного воздействия были вменены в обязанности выпуск и реализация высокоэкологичных товаров, высоконравственное поведение при ведении своего бизнеса, беспрекословное выполнение налоговых обязательств перед обществом. Будучи в основной своей массе людьми образованными, высоконравственными и законопослушными, предприниматели развитых стран в основном успешно справляются с выполнением этих требований. Итак, гуманизация современного бизнеса методологически построена на концепции социально-этического маркетинга, увязывающего интересы предпринимателя (прибыль), потребителя (цена) и общества (благополучие граждан).

В рамках современной экономико-этической дискуссии произошло выделение предпринимательской этики в отдельную исследовательскую тему, охватывающую широкий круг вопросов. Несмотря на наличие смежных и пересекающихся проблемных областей, следует отграничить предпринимательскую этику, как от хозяйственной этики, так и от профессиональной (прежде всего от этики менеджмента). Смысловое ядро предпринимательской этики составляют вопросы, касающиеся предприятия как целостной хозяйственной системы, которая, с одной стороны, вписана в систему более высоко порядка (социально-экономические условия), а с другой - имеет сложную внутреннюю структуру. Эти вопросы сконцентрированы вокруг обоснования, разработки и внедрения этических  норм во внешних и внутренних взаимодействиях на предприятии. Причем, способность к обоснованию норм, то есть к превращению их из моральных (традиционных) в этические, приписывается самим хозяйственным субъектам или лицам, которые их представляют.

Предпринимательская этика является социальной этикой не просто в смысле своей направленности на оценку структур и институтов общества. Она решает задачу обеспечения приемлемого уровня определенности социального взаимодействия, лежащего в основе экономической деятельности. Морально-этические нормы, создающие определенность взаимодействия, Фукуяма называет «социальными добродетелями», а приемлемый уровень определенности, создаваемый морально-этическими нормами, можно обозначить как минимальный уровень доверия в среде экономических отношений. Характеристики доверия в обществе задаются, прежде всего, культурными особенностями соответствующего этноса. При этом выделяется тип культуры, ориентированный на спонтанное взаимодействие. Для обществ, принадлежащих к данному культурному типу, характерна широкая сеть контактов между членами общества. Индивиды способны объединяться на основе сходства взглядов, целей и предпочтений. Примерами стран, где распространен данный культурный тип, являются США и Япония. Главное отличие этих стран заключается в степени доверия к государственной власти, которое выше в японском обществе и ниже в американском. Когда традиционная культура и мораль вступают в противоречие с экономическими требованиями, свою роль способна сыграть предпринимательская этика, направленная на переориентацию убеждений и ценностной системы индивидов, препятствующих осуществлению определенных трансакций (например, найму стороннего управляющего, проявлению работником собственной инициативы и т. д.). Дополнительное значение предпринимательской этике придают тенденции интернационализации и глобализации бизнеса, усиливающиеся в постиндустриальную эпоху и ведущие к появлению мультикультурных компаний.

Успех таких компаний напрямую зависит от готовности к «инвентаризации» разнородных культурных установок и этнических моральных норм и сознательному формированию единой предпринимательской этики и корпоративной культуры. Даже представители одного культурного типа не могут избежать необходимости решать такую задачу. Показательным в этом отношении может быть пример «Даймлер-Крайслер»: неспособность немецких и американских менеджеров прийти к единому культурному и этическому «знаменателю» в управлении стала причиной тяжелого экономического положения компании и снижения ее биржевой оценки.

Изменившиеся условия хозяйственной деятельности предприятий, которые лежат в основе ключевых проблем современной фирмы, проблемы неопределенности и проблемы нестабильности внешней и внутренней среды предприятия помогают понять современное значение предпринимательской этики. В этой связи необходимо рассмотреть как соотношение понятий «предпринимательская этика» и «предпринимательская культура», так и реальных феноменов, описываемых этими понятиями. Предпринимательская культура как понятие не имеет однозначного содержательного определения. Не отвлекаясь на анализ различий в понимании предпринимательской культуры, обратимся к мнению самих участников проектов относительно соотношения этих феноменов: «...системно предпринимательскую культуру следует рассматривать как конкретизацию предпринимательской этики». Если предпринимательская этика – институционализированная форма локальной нормативной регуляции, то, как она конкретизируется в предпринимательской культуре? Нормы и правила предпринимательской этики в их ограничительном и ценностном аспектах, сам процесс выбора между нормами существуют на конкретных предприятиях, имеющих определенные пространственно-временные характеристики. Объектом исследования предпринимательская этика становится только в контексте своего проявления, накладывающего отпечаток, как на содержание этических установок, так и на фактическое их осуществление в деятельности участников предприятия.

Предпринимательская культура – это выражение предпринимательской этики, обусловленное историческими, этническими, географическими и иными природными и социальными характеристиками определенного пространственно-временного контекста. Предпринимательская культура представляет собой динамическое соответствие трех ее уровней (внешние условия хозяйствования; внутренняя организационно-техническая структура; социальные связи). При этом и внешние условия хозяйствования, и внутренняя организационно-техническая структура, и социальные связи рассматриваются в качестве детерминант процесса формирования предпринимательской культуры.

Интеграция понятий «культура» и «предпринимательская деятельность» позволяет нам (В. Орлов) определить предпринимательскую культуру как меру освоенности (присвоенности) субъектами предпринимательской деятельности соответствующих: а) соответствующих эмоций и чувств; б) контекстных знаний (экономических, правовых, этических, коммуникативных, управленческих, экологических), умений и навыков; в) убеждений, ценностей, норм, правил, отношений, установок, моделей поведения и деятельности; г) деятельности, поведения и общения.

Используя тетраэдральный подход, можно представить предпринимательскую культуру следующим образом (рис. 28.3.1).

События последнего времени продемонстрировали, что даже общества, достаточно развитые с экономической точки зрения, не застрахованы от серьезных морально-этических противоречий. Скандалы с компаниями Enron, WorldCom, Vivendi Universal, заставили мировую общественность усомниться в стабильности морально-этических основ экономики стран Запада.

В России, где переход к постиндустриальному способу производства осложняется процессами модернизации и социокультурной трансформации, морально-этический аспект организации хозяйства на всех его уровнях приобретает особое значение. При этом этические нормы и принципы, которые имеют место в современной российской предпринимательской среде, находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они представляют собой своеобразный конгломерат стереотипов поведения, перешедших из эпохи тоталитарной и авторитарной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», еще только складывающихся в процессе перехода к подлинно рыночной экономике.

                Знания,  умения, навыки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.023 с.)