Анализ розничного товарооборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ розничного товарооборота



В розничной торговле объектом изучения являются объем товарооборота, его состав и структура.

Состав товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.

Анализ товарооборота по общему объему проводится с целью установления конкурентных позиций предприятия, оценки выбранной ценовой и товарной политики.

Анализ товарооборота по структуре позволяет «вычертить» жизненный цикл товара и определить стадию, на которой находится товар, принять меры к снижению потерь, связанных со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения на формирование ассортиментного портфеля.

На основании товарно-денежного отчета розничный товарооборот определяется как сумма:

а) выручки, сданной в учреждение банков, на почту или на кассу своего предприятия;

б) хозяйственных расходов, произведенных из выручки.

При анализе динамики товарооборота используются различные методы исследования: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах), расчет показателей динамики (базисных и ценных типов роста и прироста), построение трендовых регрессивных моделей динамики, индексный метод.

Изменение уровней товарооборота происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. Если под влиянием факторов формируется какая-либо постоянная тенденция изменения товарооборота, то это называют трендом. Например, инфляция увеличивает объем товарооборота в стоимостных показателях, но снижает его физический объем. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж, как в стоимостных, так и в натуральных показателях.

Другие факторы имеют непостоянное или случайное действие. Различие действие постоянных, периодических и разовых причин обусловливает необходимость изучения основных компонентов рядов динамики: тренда; периодических колебаний; случайных отклонений.

Наиболее распространенные методы изучения тренда: метод укрупненных интервалов; сглаживание скользящей средней; аналитическое выравнивание.

Метод укрупненных интервалов применяется для выявления тренда в рядах динамики колеблющихся уровней, затрудняющих основную тенденцию развития. Главное в этом методе - преобразование первоначального ряда динамики в ряды более длительных периодов (месячные – в квартальные, квартальные – в годовые). В результате укрупнения интервалов общая тенденция изменения объемов продаж становится очевидной.

Сущность сглаживания методом скользящей средней состоит в том, что по исходным уровням ряда (эмпирическим данным) определяют расчетные (теоретические) уровни, в которых случайные тенденции погашаются, а основная тенденция развития выражается в виде некоторой плавной линии. Звенья скользящей средней должны составляться из числа уровней, соответствующих длительности внутригодовых циклов. Поэтому при рассмотрении квартальной динамики товарооборота скользящие средние находятся на основе 4-х уровневого ряда, а при анализе месячной динамики рассчитывается 12-ти членная скользящая средняя. Процедура вычислений включает определение средних величин из 4-х уровневого ряда с отбрасыванием при вычислении каждой новой скользящей средней одного уровня слева и присоединением одного уровня справа:

Y 1 = (y 1 + y 2+ y 3 + y 4) /4 ;      

Y 2 = (y 2 + y 3 + y 4 + y 5) /4.

Применение в анализе динамики товарооборота методов укрупненных интервалов и скользящей средней позволяет выявить тренд только для его описания, но получить обобщенную оценку тренда с помощью этих методов невозможно. Для измерения тренда используется метод аналитического выравнивания. При этом подбирают математическую функцию наиболее адекватно описывающего динамику изменения товарооборота.

Для описания тренда могут быть использованы линейные параболические или логарифмические функции.

Адекватная функция подбирается методом наименьших квадратов – по минимальному отклонению суммы квадратов между теоретическими и эмпирическими уровнями товарооборота, то есть å (Yt i – Yi)2 ® min.

Для оценки сезонных колебаний товарооборота используют так называемые индексы сезонности. Индекс сезонности рассчитывается как процентное отношение товарооборота за конкретный месяц (Ti) к среднему товарообороту (Т).

Is = Ti / T * 100%

Результаты анализа сезонных колебаний позволяют правильно определить объем поставок на предприятия, заключать договоры с партнерами и маневрировать имеющимися ресурсами, увеличивая или уменьшая размер арендуемых складских помещений, составляя график отпусков и т.д.

На величину розничного товарооборота оказывают влияние различные факторы. Факторы, связанные с товарными фондами (первая группа факторов), влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступление товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью (формула товарного баланса):

N зап I + N n = N выб + N зап II + N p,

где N выб – прочее выбытие товаров; N зап I – запасы товаров на начало периода; N n  - поступление товаров; N p – объем розничной реализации; N зап II – запасы товаров на конец периода.

Балансовая модель позволяет определить любое слагаемое на основе остальных. Так, товарооборот (объем розничной торговли) рассчитывается:

N p = N n + N зап I - N зап II - N выб

Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров, их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации, а их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или путем балансовой увязки, то есть определения разницы между фактическими и плановыми величинами.

К другой группе факторов, влияющих на объем розничного оборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда. Численность торговых работников – важный показатель торговли. Численность работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала.

Третья группа факторов связана с использованием основных средств. В качестве показателей для оценки эффективности использования основных средств применяются: товарооборот на 1 кв. м. торговой площади; фондоотдача основных средств.

Анализ факторных моделей товарооборота позволяет количественно оценить резервы роста товарооборота торгового предприятия.

Изучение взаимосвязи товарооборота и производительности труда, товарооборота и фондоотдачи основных средств и т.д. позволяет количественно оценить влияние того или иного фактора в текущем периоде и составить прогноз их влияния в будущем.

Кроме упомянутых факторов на товарооборот оказывает влияние множество других факторов, таких как: ценовая эластичность спроса; расходы на рекламу; расходы на сервисное обслуживание и т.д.

Влияние этих факторов изучается с применением методов математической статистики, в частности корреляционно-регрессивного анализа.


17.5. Современные представления о сущности экономической
эффективности коммерческой деятельности

В течение длительного времени слово «торговля» («коммерция») употреблялась в очень широком смысле, обозначая практически всю экономическую деятельность в целом. Однако со временем под «торговлей» стала пониматься покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений. Напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения материальных благ для удовлетворения производственных и личных потребностей.

Современная коммерческая деятельность выступает в разнообразных формах. Это международная и внутренняя торговля, последняя, в свою очередь подразделяется на оптовую и розничную. Выделяется торговля инвестиционными товарами (материально-техническое обеспечение) и товарами народного потребления и т.д. Особым родом коммерческой деятельности является торговое посредничество, устанавливающее связь между различными потенциальными продавцами и покупателями: производителями, оптовиками и розничными торговцами. Как правило, в коммерческо-посреднической деятельности сочетается два вида процессов. Одни из них относится к чисто торговым операциям, другие (гетерогенные) связаны с продолжением процесса производства и имеют производительный характер. К таким процессам относятся транспортировка товаров, их складирование, взвешивание, подсортировка, разделение на части и т.п. Последние операции получили название продолжения процессов производства в сфере обращения, превращающие производственный ассортимент в потребительский. Несмотря на отраслевое и функциональное разнообразие коммерческо-посреднической деятельности, все ее виды имеют одну общую характеристику – результаты такой деятельности связаны с функциями, имеющими в качестве цели не создание материальных благ, а их реализацию, то есть осуществление купли-продажи, обмена.

Понимая под эффективностью достижение наивысших качественных результатов при наименьших затратах, для оценки деятельности отраслей сферы обращения используется несколько показателей. Для оценки достигнутых результатов – снижение издержек обращения, рост прибыли, рост производительности труда и т.д. Для оценки затрат – издержки обращения, стоимость основных и оборотных фондов, стоимость авансируемого капитала и т.д. При этом особая роль отводится рентабельности, как главному показателю экономической эффективности.

Отрасли сферы обращения, исходя из функционального назначения их деятельности, призваны организовать обращение товаров, производимых предприятиями отраслей материального производства. Следовательно, их воздействие на производство осуществляется преимущественно путем влияния на скорость кругооборота и оборота производственных фондов промышленных предприятий, главным образом в период их нахождения в товарной и денежной формах. Отсюда и формулировался основной критерий экономической эффективности затрат в сфере обращения: сокращение совокупных издержек, связанных с организацией кругооборота и оборота производственных фондов предприятия, и на этой основе повышение эффективности всего производственного процесса.

Итак, для сферы обращения предлагается локальный критерий ее экономической эффективности, но предполагается, что данный критерий вполне согласуется с критерием эффективности общественного воспроизводства, в целом, в масштабе государства или региона, поскольку ускорение процесса обращения и достигаемое благодаря этому сокращение совокупных затрат, обусловленных его организацией, высвобождает часть средств для расширения производства, тем самым способствует росту его эффективности. Таким образом, с одной стороны подчеркивается проявление эффекта деятельности сферы обращения за ее пределами, в сфере производства, а с другой, основываясь на воспроизводственном единстве производства и обращения, утверждается, что локальный критерий экономической эффективности коммерческо-посреднической деятельности в полной мере корреспондируется с народнохозяйственным критерием экономической эффективности.

В результате наличия таких противоречивых подходов к определению сущности результата, эффекта, экономической эффективности коммерческо-посреднической деятельности и показателей ее оценки, на практике осуществляется дифференцированная, отраслевая оценка экономической эффективности, что делает затруднительным сравнение экономической эффективности отраслей сферы реального производства, материально-технического снабжения, оптовой и розничной торговли. Однако главным является даже не отсутствие сопоставимости, а то, что оказался невыявленным сам механизм экономического взаимодействия в процессе воспроизводства отраслей производства и обмена, и, как следствие этого, не используется мощный рычаг управления таким взаимодействием в интересах прогрессивного роста экономической эффективности ее отраслей.

Вопросы результативности (эффективности) торговой деятельности находятся в центре внимания также зарубежных ученых. Понятие «эффективность материально-технического обеспечения» возникло как результат анализа торговых издержек, который в США начали проводить с середины 50-х годов. Длительная экономическая нестабильность, обусловившая в этот период снижения прибылей, заставила руководителей компаний обратить более пристальное внимание на структуру себестоимости продукции и, следовательно, на методы контроля издержек. Теоретические исследования и их практическое применение для контроля экономической эффективности торговых затрат осуществлялось в несколько этапов. Первоначально анализу подвергалась совокупность затрат, обусловленных операциями по перемещению товаров: транспортные расходы, расходы на складирование, на погрузочно-разгрузочные работы, учет поступающих товаров. Затем возник новый подход к оценке МТО, как к сумме мероприятий по оптимизации затрат по перемещению, хранению готовой продукции и содержанию запасов, обеспечивающих надлежащий уровень оказанию услуг потребителю или пользователю. Другими словами делалась попытка сопоставления торговых издержек с тем эффектом, который получает потребитель таких услуг. Так еще в 1956 г. ученые Гарвардского университета Х.Т. Льюис, Дж.Ч. Каллитон и Дж.Д. Стил, предпринявшие попытку подведения экономической базы под высокие тарифы на грузовые авиаперевозки, ввели в оборот анализ полных затрат на доставку товаров. Эти исследования показали, что при осуществлении перевозки воздушным путем по сравнению с наземным или морским транспортом высокие тарифы в значительной мере покрываются экономией на других элементах издержек-расходов по складированию запасов, перевозке товаров, усушки и утруске и пр.

Рост интереса к торговым затратам всех видов, наблюдавшийся в 60-е годы, положил начало следующему этапу анализа издержек МТО. Новый этап анализа всех видов структурных издержек отличался высокой степенью детализации. В это время получила дальнейшее развитие точка зрения, что эффективность контроля над издержками тем выше, чем точнее можно измерить добавленную стоимость либо прибыль, получаемую вследствие осуществления подобных затрат. Выявились сложности концептуального характера, существенно затрудняющие такую оценку:

а) фрагментарный подход к МТО, в результате которого расходы и доходы от этой деятельности распределяются между многочисленными службами, выполняющими и другие задачи торгового, промышленного, финансового и управленческого характера. Подсистемы вычленяются и анализируются, но существующие между ними взаимосвязи остаются вне поля зрения исследователей;

б) традиционные системы учета, как правило, не берут в расчет «доходы» от коммерческо-посреднической деятельности. Вследствие этого анализируются исключительно затраты, имеющие место на различных этапах процесса МТО, не давая при этом возможности отследить полученные благодаря ему прибыли;

в) к числу трудностей концептуального порядка относится и сложность расширения анализа затрат до уровня отраслевой технологической цепочки. Даже при небольшом количестве ее участников в работе каждого из них существуют различия в условиях закупки сырья и реализации продукции, а также в системах тарификации. Однако для участников цепочки очевидно, что знание влияния затрат, возникающих на всех стадиях процесса - от момента добычи полезных ископаемых до доставки готового изделия потребителю или пользователю - является одним из важнейших условий улучшения контактов между производителями и торговыми посредниками на рынке товаров массового спроса. Информация такого рода может повернуть партнеров друг к другу и заложить прочный фундамент их сотрудничества. Свидетельством того, что издержки товародвижения имеют существенное значение в экономике большинства отраслей, являются данные по компаниям США (табл. 17.5.1).


Таблица 17.5.1

Удельный вес издержек товародвижения в обороте компаний, %

    Зарубежные перевозки Содержание запасов Хранение на складе Управление Приемка-отгрузка Упаковка Учет заказов Всего
Все промышленные компании 5,2 1,3 3,6 0,5 0,8 0,7 0,5 13,6
Химическая промышленность и производство пластмасс 6,3     1,6     3,3     0,3     0,6     1,4     0,6     14,1    
Пищевая промышленность 8,1 0,3 3,5 0,4 0,9   0,2 13,4
Фармацевтическая промышленность 1,4 - 1,2 0,7 0,5 0,1 0,5 4,4
Электронное машиностроение 3,2 2,5 3,2 1,2 0,9 1,1 1,2 13,3
Целлюлозно-бумажная промышленность   5,3 0,1 4,6 0,2 0,3   0,2 11,2
Общее машиностроение 4,5 1,0 2,0 0,5 0,5 1,0 0,5 10,0
Прочие 6,8 1,0 2,9 1,2 1,4 0,4 0,4 14,1
Все торговые компании 7,4 10,3 4,2 1,2 0,6 1,2 0,7 25,6

Следует также отметить существенные отличия в величине элементов затрат на МТО в различных странах.

Изучение внутренней организации коммерческо-посреднической деятельности и отдельных элементов ее издержек позволило зарубежным исследователям эффективности поставить вопрос о результативности торговой деятельности в национальных масштабах. Определенный ответ на этот вопрос дает оценка стоимости распределения. Издержки обращения в ряде западноевропейских стран составляют 20-25 процентов к товарообороту, а по оценке американских экономистов, по многим товарам до 50 процентов от розничной цены.

Таким образом, даже краткий обзор подходов к определению сущности экономической эффективности коммерческо-посреднической деятельности, показывает, что имеются различные точки зрения на эту экономическую категорию.

Отечественные авторы акцентируют внимание на проблеме сокращения издержек обращения, связанных с оборотом товарного и денежного капитала промышленных предприятий в сфере обращения, как фактора повышения эффективности всего воспроизводственного процесса.

Зарубежные исследователи, также придают большое значение торговым издержкам и методам их оптимизации, однако рассматривают эффективность сбыта как превышение прибылей потребителей посреднических услуг над издержками товародвижения. Наличие различных точек зрения на определение сущности экономической эффективности торгово-посреднической деятельности – яркое свидетельство незавершённости исследования этой важной теоретической и практической проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.015 с.)