Литературная критика эпохи сентиментализма. Литературно-критическая и журнальная деятельность Н.М. Карамзина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературная критика эпохи сентиментализма. Литературно-критическая и журнальная деятельность Н.М. Карамзина.



В последней четверти XVIII в. в литературе начинает складываться сентиментально-просветительский художественный метод, формируется творческий культ чувств и чувствительности как способность понимать и сопереживать. Сентиментализм опирался на развивавшееся в век Просвещения гласность, общественный вкус и свободное мнение, повысившуюся отдельность личности, которая дорожит своей индивидуальностью и независимостью.

Нельзя не отметить гуманистическое содержание сентиментализма, снимавшего традиционные представления о социальном неравенстве, критическое отношение ко всему официально-казённому и бездушному, провозглашение свободы личности.

  В искусстве, литературе и критике возрастает личностное начало, всё больше и больше проявляется интерес к отдельному, частному, внутреннему миру человека.

Как литературная идеология сентиментализм был порождён реакцией против абсолютистской государственности, уже исчерпывающей свою прогрессивную роль (это показало, в частности, восстание Пугачёва), присущего ей рационалистического миропонимания и иерархической системы этико-эстетических ценностей.

Сентиментализм открыл не только внутреннюю жизнь человека, понимаемую пока абстрактно и рационально, но и окружающий мир одухотворённой природы, наметил противопоставление естественной и целомудренной «натуры» и порочной цивилизации, нравственной сельской жизни и бездушной городской, «рассудочной» и чувствительной поэзии. Сентименталисты пробудили интерес к духовной «физиономии» народов, к национальному эпосу, наметилось становление художественного историзма и национальной самобытности.

Сентиментализм не признавал жанровой иерархии, выступая за сочетание разных жанров, за новые формы, наилучшим образом передающие чувства и настроения людей, их различные оттенки и переходы. Сентименталисты возвысили прозу, верно почувствовав, что только в жанрах повести, путешествия и романа можно развернуть возможности нового метода.

Литературная критика сентиментализма стремилась к воспитанию чувств читателей и просвещению их вкуса. Сентиментальный культ чувствительности, активное личностное начало, отказ от рационализма «правил» во имя того, чтобы «тронуть сердца» и полнее передать непосредственные сердечные побуждения, просвещённые изящным вкусом, - вот главное в критике сентиментализма.

Признанный родоначальник и глава русского сентиментализма – Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) вошёл в историю отечественной культуры как поэт, прозаик, публицист, переводчик, издатель, художник-историк, автор «Истории государства Российского» и как талантливый литературный критик.

Назвав именем Карамзина целый период в истории литературы, Белинский считал его также «первым критиком и, следовательно, основателем критики в русской литературе», который «своими статьями и рецензиями … способствовал утверждению и очищению вкуса публики», новатором, давшим «русской публике истинно-журнальное чтение», включавшее и «образцы литературной критики».

Литературно-критическая и редакционно-издательская деятельность Карамзина составила целую эпоху в общественно-литературной жизни. Свои суждения о литературе он впервые высказал в художественных произведениях (стихотворение «Поэзия» (1787), «Письма русского путешественника»), позднее разрабатывал жанры рецензии и литературного портрета, писал статьи на историко-литературные темы, отклики на новые произведения и переводы русских и зарубежных авторов, театральные рецензии. В изданиях Карамзина «Московский журнал» и «Вестник Европы» были постоянные отделы критики и библиографии.

Н.М. Карамзин начал свою литературную деятельность как сотрудник журнала Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» в сер. 80-х гг. В 1791-1792 гг. Карамзин издавал собственный «Московский журнал». Ставя целью «доставить удовольствие читателям», он создал журнал нового типа, в котором публиковались не только художественные произведения, но и впервые появился регулярный отдел критики. Стремление Карамзина «судить книги» вызвало далеко неоднозначное решение к его журналу. Распространённым в то время было иное отношение к критике – в ней видели расправу завистников над авторами, сознательное их унижение, например, вследствие личной неприязни. Кроме того, критика считалось делом частным, и поэтому было не принято делать личные суждения хорошо известными. Настаивая на критике как деле величайшей важности для литературы, Карамзин отвечал своим оппонентам: «Но неужели вы хотите, чтобы совсем не было критики? Что была немецкая литература за 30 лет перед сим и что она теперь? И не строгая ли критика произвела отчасти то, что немцы начали так хорошо писать?»

Для Карамзина характерен доброжелательный, спокойный и учтивый тон критики. В таком духе написана, например, его рецензия на роман М.М. Хераскова «Кадм и Гармония». Отмечая достоинства романа, в частности, новизну жанра романа-поэмы, критик «прощает» автору погрешности и недостатки, даже пытается объяснить их.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.005 с.)