Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская критика: «любомудры» и журнал «Московский вестник».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философское течение в отечественной романтической критике связано с деятельностью московского философско-литературного кружка «Общество любомудрия». Еще до появления журнала братьев Полевых и декабристской критики в Москве возникло «Общество любомудрия», в которое входили В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский, С.П. Шевырёв, М.П. Погодин. «Общество любомудрия» - явление, характерное для эпохи отечественного романтизма – дружеское литературно-философское объединение талантливых молодых авторов, в выступлениях которых сказались и юношеский максимализм, и оппозиционность, но главное, те высокие цели, которые они перед собой ставили. Они видели основную свою задачу в изучении философии для приобретения цельного знания природы и человека и в сознании новой абсолютной теории, отлично от предшествующих, которая не была бы односторонне, о объясняла бы все проявления духовной жизни, все факты и явления материального мира. Поэтому на представителей остальных областей знания «любомудры» смотрели свысока. Литературные явления «любомудры» связывали с единой системой понимания мира и его законов, в основе которой должны лежать в первую очередь идеи немецких философов. Из новой отечественной философии должна была, по их мнению, родиться и новая русская литература. По мнению «любомудров», философия является «истинной поэзией», и свою задачу они видели в том, чтобы «развивать идею поэзии» (слова Одоевского). Философский подход ко всем явлениям действительности определил характер литературно-критических суждений представителей данного течения. После 14 декабря 1825 г. общество было распущено, все документы, собранные в альманахе «Мнемозина», были уничтожены из-за опасения арестов. Дальнейшая судьба представителе философской романтической критики сложилась по-разному. Некоторые были близки в конце 1820-х гг. к журналу «Московский вестник» (1827-1830), И.В. Киреевский предпринял собственное издание – журнал «Европеец», часть «любомудров» сотрудничала позже в «Телескопе». Журнал «Московский вестник», во главе которого стояли Шевырев и Погодин, а сотрудничали и помещали свои художественные произведения братья Киреевские, Хомяков, Веневитинов, Одоевский, Аксаков и другие, был задуман как научно-литературное издание, в нем публиковались статьи по философии, истории, теории и истории изящных искусств. Некоторое время к новому изданию был близок Пушкин, его привлекали теоретическая основательность журнала и конкретность художественного анализа, но к общему направлению «Московского вестника» у него было много претензий в связи с философскими «отвлеченностями». Позже Белинский объяснял неудачу издания «Московского вестника», растерявшего в конце концов всех подписчиков: «В эпоху жизни, в эпоху борьбы и столкновения мыслей и мнений, он вздумал наблюдать дух какой-то умеренности и отчуждения от резкости в суждениях и, полный дельными и учеными статьями, был тощ рецензиями и полемикою, кои составляют жизнь журнала, был беден повестями, без коих нет успеха русскому журналу».
Одним из самых интересных и талантливых «любомудров» был Владимир Федорович Одоевский. Он не часто выступал как литературный критик, поскольку в первую очередь был писателем, естествоиспытателем, музыкантом и музыкальным критиком, автором трудов по эстетике, педагогике. В основе литературно-критических суждений Одоевского лежало своеобразное представление о критериях анализа и оценки явлений искусства, по его мнению, настоящая критика должна быть научной и последовательной. Он был против «критики вкуса», поверхностной, случайной, стремился к созданию единой теории искусства – «науки изящного». В 1840 г. в «Отечественных записках» появилась обобщающая работа Одоевского «Записки для моего праправнука о русской литературе». «Записки» по жанру представляют собой аналитический обзор, но обращённый в будущее. «Что такое была наша литература?» -на такой возможны вопрос праправнука отвечает Одоевский своей статьёй. Центральной для автора была мысль о том, что русская литература только готовится к великому будущему, находясь пока в стадии «предуготовительных почерков». Отсюда множество негативных оценок современной словесности. Одоевский считал, что у нас нет соответствия между жизнью и литературой, литература делает лишь первые попытки приблизиться к обществу, в то время как характерной чертой общества стало «совершенное равнодушие» к литературе, науке и искусству.
Важнейшая мысль Одоевского состоит в том, что задача критики не нападение, а объяснение, а современные критики пока еще равнодушно проходят мимо великих явлений русской поэзии – «ждут не дождутся чего-нибудь оригинального в литературе, чтоб унизить произведение, которое не похоже на других». Он считал, что в литературный процесс кинулись «литературные поставщики», обслуживающие вкусы определённой части публики, создающие «чудовищную, противоестественную литературу – собрание ящиков в книжных переплётах». У них своя критика, которая придаёт им вид литературы. Очень недолго продолжалась творческая деятельность Дмитрия Владимировича Веневитинова, критика, поэта, музыканта и художника, но даже за короткое время он многое сделал для отечественной литературы и философско-эстетической критики. Поэт и философ Веневитинов стремился к осмыслению глобальных проблем литературы и искусства, подводил под литературную критику серьезные философско-эстетические основания. Центральная мысль его выступления состояла в том, что любая наука, любая область знаний и деятельности черпает силу из философии. Поэзия также «неразлучна с философией». В основе представлений Веневитинова об эволюции поэзии лежали положении немецкого философского идеализма, которые определили не только многие историко-литературные и теоретические наблюдения деятелей русского романтизма, но и отразились позднее в концепциях Надеждина и ранних стадиях Белинского. Выделяя 3 стадии в истории поэзии (в статье «Разбор, сочинения г. Мерзлякова» и в письмах А.И. Кошелёву,1825), Веневитинов опирался на этапы развития общей идеи, определившей и этапы в культурной истории человечества: 1. стадия эпической поэзии, воспевающий прошлое, 2. лирическая, глава которой -Байрон 3. драматическая, когда произойдет слияние прежних этапов и родов творчества.
Идеальный поэт для Веневитинова - пророк, избранник природы (а не только тихий элегический мечтатель или бурный гений байронического типа). Поэт – «создания, свидетель», созерцатель и исследователь природы, стремящиеся к воплощению тайн творения и законов бытия. Такими творцами были для него Гомер Шекспир, Шиллер Гете и Байрона. Одной из программных философских работ Веневитинова стала статья «О состоянии просвещения в России». Именно в ней высказаны суждения критика о состоянии современной ему поэзии. Довольно скептически оценивает Веневитинов место русской литературы в мировой словесности («положение наше в литературном мире - положение совершенно отрицательное») и выдвигает против нее 2 главных упрека: подражательность «наружных форм» и отсутствие «твердых начал», то есть философского знания. Наиболее полно талант Веневитинова-критика в понимании сущности литературы и путей её развития раскрылся в статьях о Пушкине. Основная часть их написана как отклики на критические выступления в связи с выходом в свет первых глав романа «Евгений Онегин». Такова опубликованная в «Сыне отечества» статья «Разбор статьи о Евгении Онегине», помещенная в 5 номере «Московского телеграфа» за 1825 год – антикритика, возражения против оценки пушкинского произведения Полевым. В целом Веневитинов утверждает, что Полевой «Евгения Онегина» перехвалил и не понял. Следуя за логикой рассуждений автора, Веневитинов указывает на его ошибки и высказывает собственные суждения. Первая ошибка по его мнению была в том, что для возвышения достоинства Пушкина Полевой унизил до чрезмерности современных критиков. Веневитинов высоко ценил поэзию Пушкина, но все же в 1 главе «Евгения Онегина» не увидел отпечатка народности и, оговариваясь, что по одной части нельзя судить обо всем романе, все же точно и кратко определил содержание 1 главы – «картина петербургской жизни». А по мнению Веневитинова, «первое достоинство всякого художника есть сила мысли, сила чувств» а не просто поэтические красоты и верные картины. Пушкин, знакомство которого с критиком состоялось позднее, выделил статью Веневитинова среди прочих откликов: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Всё остальное – или брань, или переслащенная дичь».
Продолжая начатую полемику с издателем «Московского телеграфа», через 4 месяца Веневитинов публикует (вновь в «Сыне отечества») еще одну статью – «Ответ г. Полевому». В ней он повторил основную мысль первого «разбора» о том, что никогда не считал Пушкина подражателем: «…я не равнял Пушкина Байрону, и, следственно не буду сравнивать их произведений». Развивая мысль о народности, Веневитинов дает в статье определение народности, предвосхищая суждения критиков будущего. Народность, по его мнению, не в изображении обычаев и быта какого-либо народа: «Народность отражается не в картинах, принадлежащих какой-либо особенной стороне, но в самых чувствах поэта, напитанного духом одного народа и живущего, так сказать, в развитии, успехах и отдельности его характера». В доме Веневитинова Пушкин читал «Бориса Годунова». Веневитинов оставил небольшую заметку о пушкинской трагедии – «Разбор отрывка из трагедии Пушкина», напечатанного в «Московском вестнике», появившиеся в печати уже после кончины критика, но и она поражает глубиной мысли и теми художественно-критическими открытиями, которые намного определили свое время. Именно с «Бориса Годунова» принято говорить о формировании пушкинского реализма, о новом этапе его творчества. Это было понятно уже Веневитинову, который отмечал, что «поэтическое воспитание» Пушкина закончено, его талант независим, отличается зрелостью и оригинальностью. Он указывает на историзм, правду действительности и объективность, совершенство формы. Веневитинов отметил также, что поэт воспроизвел «сильное движение», которое сопровождало важнейшие государственные события, (то есть указывал на образ народа в драме) и дал краткий и емкий анализ художественного мастерства поэта (контраст характеров, мастерство диалога, психологизм портретов).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.164 (0.012 с.) |