Игра-развлечение «Стихи-загадки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра-развлечение «Стихи-загадки»



Ведущий говорит об условии задания. -В двух фразах каждой загадки будут встречаться похожие слова, которые отличаются друг от друга всего только на оду бу­кву. Надо внимательно послушать загадку, найти эти слова и назвать две различные буквы. Например, вот первая загадка. У дуба толстая кора. Вдали высокая гора.

Какие слова здесь похожи? Верно — кора и гора. А на какие буквы они отличаются друг от друга? В слове «кора» в начале пишется буква К. В слове «гора» — буква Г. Поняли, как надо отгадывать?

Тогда — слушайте очередные стихи.

В саду у нас растет калина.                                      . ;.

А девочку зовут Галина.,...._.;....-- ,..-, -;..:.;<: •


176

Какие слова здесь похожи? Верно — калина и Галина. А на какие буквы они отличаются? Верно, К и Г. С лошадки сняли мы седло. Воды мы налили в ведро.

Здесь похожи слова седло и ведро, они отличаются на буквы С и В.

Домой пришла из школы дочка. В конце письма стояла точка.

Здесь похожи слова дочка и точка. Их различия — буквы Д и Т.

И последнее стихотворение.

Нарисовал художник маму, Потом картину вставил в раму.

Здесь похожи слова мама и рама, они отличаются на буквы Ми Р.

Ведущий говорит, что первое, чем овладевают в школе уче­ники, это наукой о родном языке. Арусский язык признается в мире одним из самых прекрасных. Недаром самое огромное ко­личество великих книг написано именно на этом языке.

В заключение занятия идет чтение монтажа тремя чтецами.

1-й чтец. Согласитесь, нам никак не прожить без языка. Для общенья и беседы, чтоб «Который час?» спросить, Чтобы письмо послать соседу, надо азбуку учить. 2-й чтец. Наш язык — красивый самый, хоть и труден он слегка,

Но нельзя же в жизни нашей нам прожить без языка. 3-й чтец. Грамоте учиться надо, чтобы грамотно писать, А еще все в мире книжки мы ведь сможем прочитать.

Игра-тренинг «Найди общее начало»

К приведенным ниже блокам окончаний надо подобрать один общий слог для начала.

1. - Ус, - оптик, - дром, - клит, - як, - оним, - тез, - копа. От­
вет: син -.

2. - Ть, - а, - ность, - мое, - як, - тюм, - уля, - инус. Ответ;
кос-.

3. - К, - ец, - дем, - тал, - гене, - го, - кер. Ответ: тан -.

4. - Ль, - я, - кан, - рик, - меска, - рт, - дион, - ж. Ответ: ста -.

5. - Ма, - иск, - быль, - вычка, - горшня, - даное, - цел, - каз.
Ответ: при

6. - Туна, - саж, - сунка, - мула, - ель, -а, -точка, - инт. Ответ:
фор-.

7. - Ла, - лец, - коза, - мя, - жень, - мнина. Ответ: стре -.


177

8. - Он, - гат, - за, - нч, - ска, - йлина. Ответ: фре -.

9. - Д, - шь, - мя, - телька, - лок, - день. Ответ: бре

Игра-тренинг «Найди общий конец»

Это задание - обратное предыдущему. К каждому блоку приведенных букв надо найти общие слоги для окончания.

1. В -, гл -, дл -, дрез -, м -, карт -, ос -, ряб -. Ответ: -ина.

2. Замор -, б -, пар -, д -, к -, карт -, п -, т -. Ответ: - очка.

3. Бред -, д -, л -, п -, тюл -, ос -, яс -, т -. Ответ: - ень.

4. За -, ку -, об -, от -, с -, ту -, су -. Ответ: - рок.

5. Кап -, щ -, пост -, тр -, тур -, м -, яг -. Ответ: - ель.

6. By -, д -, ст -, ш -, печ -, уд -, пищ -. Ответ: - аль.

7. Б -, г -, л-,м-,п-,с-.,.ч-,ш-. Ответ: - айка.

8. В-.ги-.ж-.ар-.п-^ц-.ст-, пел -. Ответ: - ена.

9. Б -, му -, бу -, са -, ха -, пре -, буш -, серве -. Ответ: - лат.

Скороговорки

У поэта С. В. Михалкова есть смешной стишок про кашу, которую, якобы, постоянно жует мальчик по имени Саша. А на самом деле он просто плохо выговаривает слова, поэтому с тру­дом можно разобрать, что он говорит.

Для развития у детей речедвигательных навыков хорошо ис­пользовать скороговорки, которыми богат наш русский фольк­лор.

Для начала попросите ребенка трижды сказать слово «дро­ва» — дрова, дрова, дрова. Думается, это не вызовет у него боль­ших затруднений. А вот если вставить между этими тремя одинаковыми словами еще слова «раз, два, три», то сложность скороговорки значительно возрастет. «Раз дрова, два дрова, три дрова». Чтобы сказать такое без ошибок, потребуется некото­рая тренировка.

Ниже взрослые могут прочитать серии предложений-скоро­говорок, которые можно и нужно использовать в том случае, когда ребенок неважно или просто медленно проговаривает слова («поет»). По мере овладения ребенком простыми скоро­говорками, можно разучивать с ним другие — с увеличением распространенности и по возрастающей сложности. При рече­вом тренинге обращайте внимание на скорость проговарива-ния слов, целостность предложения и сохранение смысла предложения.

Итак, вы уже попробовали произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова»? Тогда учите все остальные.


178

Аи, тари-тари-тари, куплю Машеянтари. Останутся деньги, куплю Маше серьги.

Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка губа тупа.

Была у Фрола — Фролу про Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру про Фрола навру.

В саду рос куст роз, куст роз у нас в саду рос.

В шалаше шесть шалунов.

В Луку Клим луком кинул.

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Везет Сенька Саньку с Зинкой на санках.

Санки — скок, Сеньку — с ног....-■    ;- -...,.:

Саньку — в бок, Зинку — в лоб.

Все в сугроб!

В один, Клим, клин колоти.

И санки — в сугроб, и Сенька — в сугроб,

И Санька — в сугроб, и Зинка — в сугроб.. >,,.... ч

Вылит колокол да не по-колоколовски.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три питона.

Все бобры добры до своих бобрят.

Вывернулось лычко из-под кочедычка.

В голубятне — голуби, а на дубе — желуди.

Говорили про Ларю, говорили про Ларьку, говорили про ларькину жену.

Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап.

Забыл Панкрат дома домкрат. А Панкрату без домкрата не понять на тракте трактор.

За деревней, за поселком пела песню перепелка. Прилетел перепел, перепелку перепел.

Идут бобры во сыры боры; добры бобры идут во боры.

Купи кипу пик.

Курочка — шустра, пестра. Уточка — с носка плоска.

Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клар­нет.

Курьера курьер обгонял в карьер.

Легкая метелица белым снегом стелится.

Лисята в гости шли к лисе.

Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Маланья-болтунья молоко болтала. Болтала, болтала да все выболтала.

Марина грибы мариновала.

На горке у речки уродилась гречка.


179

На болоте, на лугу стоит крынка творогу.

На острую косу много покосу. Был бы покос, да ударил мо­роз.

Надели Паше галоши и гамаши.

Наш Полкан в капкан попал.

На кочке — квочка. Квочка — на кочке.

На мели мы налима ловили.

На дворе дрова топорами рубят.

На горе Арарат растет сладкий виноград.

На травке тропка, тропка на травке.

Нашего пономаря не перепономарить.

От топота копыт пыль по полю летит.

Орел на горе, перо на орле.

Овощи тащи, будут тебе и щи.

Около кола бьют в колокола.

Осип охрип, Архип осип.                                ' ' -

По шоссе шел с посошком и услышал шум шасси.

Пекарь пек калачи в печи.                                 -

Полили ли лилию? Видели ли Лилию?

Привез Пров Егору во двор дров гору.

Проворонила ворона вороненка.

Петр Петрович Прыгунов прибыл из Перми в Ростов.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Редька редко росла на грядке. Грядка редко была в порядке.

Соседу Сене все спать бы на сене.

Съел молодец тридцать три пирога, да все пироги с творо­гом.

Синяя синичка — воробью сестричка.

Сшит колпак да не по-колпаковски. Надо его переколпако-вать, перевыколпаковать.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, пои под колпаком.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.

Турок курит трубку, а курка клюет крупку.         -

Тише, мши, кот на крыше, а котята еще выше.

Три вороны на воротах, три сороки на пороге. ■

Три тетерева, три дерева.

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

Три дровосека, три дроворуба, три дровокола.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

У Аграфены и Арины растут герани и георгины.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

Трое трубачей трубили в трубы.                \. J


180

Три тропки, три трубки.

Тары-бары-растабары, у Варвары куры стары.

Ушел Прокоп — кипел укроп, пришел Прокоп — кипел ук­роп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

У стряпухи Дарьи весь день аварии.

У соседки Саньки новенькие санки.

У Пети — тачка, а у Паши — печенья пачка.

У маленькой Сани перевернулись сани.

У Сени и Сани в сетях — сом с усами.

У нас погас газ, газ у нас погас.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

У нас в печурочке — золотые чурочки.

Хохлатые хохотуши хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха.

Хороши цыплятки у хохлатки.             ~v

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Чижик в чаще чушь чирикает.

Чики-чики-кички, березовые лычки.

Шел Саша по шоссе к Саше в шашки играть.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши попло­ше несли по два гроша.

Шапкой Миша шишку сшиб.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шубка овечки теплее любой печки.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Щи да каша — пища наша, а хлебушек ржаной — наш отец родной.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.


181

Игры с карандашом и бумагой


Кроссворды

Кроссворды — пересекающиеся слова. В приведенных ниже кроссвордах надо заполнить указанную сетку словами по гори­зонтали, и тогда по диагонали можно будет прочитать кон­трольное слово.

Кроссворд «Что за зверь?»

1        
2        
3        
4        

1. Чем заполнены реки,
моря, океаны?

2. Возвышенность, холм.

3. Когда варят суп, ее по­
сыпают для вкуса.

4. Военная боевая маши­
на.

Контрольное слово — по диагонали: злой зверь, кото­рого в сказках встречали Красная шапочка, три поро-сенки и семеро козлят.

Ответы: 1. Вода. 2. Гора. 3. Соль. 4. Танк. Контроль­ное слово — волк.

Кроссворд «Угощенье»

1        
2        
3        
4        

1. Зеленая ряска на по­
верхности болота.

2. Отряд военных.

3. Под эту музыку легко
шагать.

4. Весенний месяц.
Контрольное слово — по

диагонали: кондитерское изделие, которое в день ро­ждения принято украшать свечками.

Ответы: 1. Тина. 2. Полк. 3. Марш. 4. Март. Контрольное слово - торт.


182


Кроссворд «Бабочка»

1   2    

 

 

 

3       4
         
         
5        

Форма этого кроссворда напоминает бабочку. По горизонтали:

1. Домик из веток и сучьев.
3. Моторная лодка.

5. Им рубят дрова. По вертикали:

2. Время года.

3. Пушистое домашнее жи­
вотное.

4. Часть лица.
Ответы:

По горизонтали. 1. Шалаш 3. Катер. 5. Топор. По вертикали. 2. Лето. 3. Кот,

■ *,                                             4- Рот-

Кроссворд «Басни Крылова»

В этом кроссворде игроку понадобятся хорошие знания ба­сен И. А. Крылова. А можно воспользоваться «подсказкой» — лишний раз взять с полки его книгу и перечитать ее..

1. Кто показывал свою «храбрость», лая на слона?

2. Чем усердно угощал Демьян соседа?

3. Кто напрасно обругал очки, не зная, как ими пользовать­
ся?

4. Что организовали мартышка, осел, козел и медведь?

 

 

1              

 

2      

 

 
3                
4                
5        

 

 
6                
7                

183



5. Кто забрался на псар­
ню?

6. Кто все лето красное
пропел?

7. Чьи песни не понрави­
лись ослу?

Контрольное слово — ге­рой одной избасен, отличав­шийся трудолюбием и усердием.

Ответы: моська, уха, мартышка, квартет, волк, стрекоза, соловей.

Контрольное слово слева по вертикали: муравей.

Кроссворд «Отгадай

СЛОВО»                    ■-.....л v ^ '..;;. .:._■...... I '.-■_._,_..  . '.

Ответы на вопросы кроссворда надо записывать в столбик. Тогда в первых буквах по вертикали можно будет прочитать контрольное слово.

1. Холодная героиня одноименной сказки.

2. Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел.

3. Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей.

4. Кто хвастался своей храбростью?

5. Кто спас петушка от похищения его лисой?

6. Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка.
Ответы: Снегурочка, колобок, Айболит, заяц, кот,

Аленушка.

Контрольное слово по вертикали—самый любимый литера­турный жанр детей. (Сказка).

 

 

 

 

 

1                  
2              

 

 

3              
4          

 

 

5          
6                  

184

Головоломки

Головоломки «Ступеньки»

В каждом задании этой головоломки содержится пять во­просов. Слова-ответы на них надо писать в столбик, начав сни­зу.

А задания придуманы так, что сначала надо отгадать самое большое слово, а все остальные будут становиться на одну бук­ву меньше. Только надо будет изменить порядок букв и убрать одну лишнюю. Если первое слово состоит из семи букв, то во втором их окажется шесть, в третьем - пять и так далее до трех.

«От упаковки до стрелы»

1.   Кто я — додуматься легко.
Во мне хранится молоко

И лимонад, а в жаркий зной Меня наполнишь ты водой.

2.  А про меня сказал поэт:

«Ты на лице — как солнца свет». Когда я по лицу порхаю, Всем настроенье улучшаю.

3.  Подумаешь, какое дело,
А я без солнца загорела.
Когда румянюсь я в печи,
Мои соседи — калачи.

 

 

 

1          

 

 

2          
3          

 

4              
5              

Примечание: для головоломок Ют огорода до оперетты» и «От цирка до обеда» макет тот же.


4. Но я — главнее все равно,
В меня идут смотреть кино.
Во мне все есть для человека —
Театр, зал, библиотека.

5, Ну, что — кино? Моя стрела
Летит стремительней орла.
Ты легкой тросточкой моей
Цель поразить легко сумей.

Ответы: бутылка, улыбка, булка, клуб, лук.

«От огорода до оперетты»

1. Чиполлино я подружка,
Видишь - хвостик на макушке.
Хоть на вкус я горьковата,
Любят грызть меня ребята.

2. А я похожа на топор,

Со мною стражник шел в дозор Я — оружие старинное, На шесте сижу я длинном.

3. А я взлетаю над костром
И гасну в сумраке ночном.

4. У каскадера я в цене,
Он весь в заботе обо мне.

Но мне страховка - верный друг, Когда он выполняет трюк.

5.  Я тем, конечно, интересен,
Что никому я не известен.
Ив оперетте есть герой,
Его все путают со мной.

Ответы: редиска, секира, искра, риск, икс.

«От цирка до обеда»

1. Смотрю с трапеции я вниз.
Кричит весь цирк мне: «Браво! Бис!»

2. А мой синоним - слово «труд».
Скажите, как меня зовут?

3. Я слово редкое, ребята,

Так сумки звали мы когда-то. Ведь я — заплечный рюкзачок Иль туго свернутый тючок.

4. В меня волна упрямо бьет,
А пароход плывет вперед.

5. Кто я? Подумайте немножко.
Со мною очень дружит ложка.

Ответы: акробат, работа, торба, борт, рот.


185


186



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.088 с.)