Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Викторина «Вспомни героев сказок и мультфильмов»↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Агапова И.А, Давыдова М. А. А2.Я Лучшие игры и развлечения со словами.-М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. - 224 с. >■•■■ ISBN 5-94832-178-9 ; 5"" ' ■'. _ Книга содержит более 200 игровых разработок, созданных в помощь детям при освоении ими русской речи. В пособии содержатся задания, направленные на повторение старых слов и '..'.-. запоминание новых, на воспитание у детей умения рифмовать и других навыков, способных поддержать и стимулировать творческое литературное начало, неизменно важное для формирования гармонично развитой личности. Несложные упражнения и развлечения, использованные во время досуга или " -. специального занятия и направленные на вырабатывание у детей 5— 10 лет фонетической чуткости, метроритмических способностей, умения выстроить диалог в нужном характере, можно проводить в дошкольном детском учреждении или в школе, а также во время повседневных развлекательных занятий дома. При последовательном овладении детьми умениями читать и писать и по мере расширения у них жизненного опыта, востребованными также окажутся игры, при которых понадобится делать записи на бумаге, а также задания раздела «Кроссворды», построенного на основе всем знакомых сказочных образов и повседневных знаний. '._•-■ Содержание книги окажется полезным для учителей общеобразовательных школ, завучам по внеклассной еоспи- ■. тательной работе, а также работникам школ-интернатов, детских библиотек и культурно-просветительных учреждений, музыкантов и воспитателей дошкольных учреждений, клубных работников, а также для родителей. ББК74.100.58я92 Книга выпущена в свет при участии ИД «РИПОЛ классик» Иллюстрации: Ирина Агапова ___ ■6 Агапова И., Давыдова М., текст, 2005 От авторов Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Такую работу — в сказочно сжатые сроки познать сложившиеся формы родительской и прародительской речи - и мы вслед за К. И. Чуковским можем смело назвать поистине титанической. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых. Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, уже в народной педагогике исстари существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию. С этой целью и появилась у нас целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов-перевертышей и др. По аналогичной причине — помочь детям в «обживании» огромного мира окружающего их русского языка - авторами была создана данная книга «Лучшие игры и развлечения со словами», которая содержит в себе целенаправленные упражнения, базирующиеся на использовании различных свойств отдельных слов и выражений богатого русского языка. В большинстве своем, конечно же, все ее тренинги и задания преподнесены в виде основного вида деятельности, свойственного возрасту 5-10-летних детей - в виде игры. Структура данной книги выстроена согласно важнейшему правилу педагогики «от простого — к сложному». Если в начале мы предлагаем в качестве упражнений практиковать с ребенком повторы словесных вариантов, дублирующие примеры, которые дает взрослый («Раздели на слоги», «Найди лишнюю букву»), то позднее игра уже рассчитана на возросший аналитический и интеллектуальный уровень ребенка («Назови антоним», «Разгадай шараду» и ДР)- По мере овладения малышом навыков письменной речи он может обращаться к последнему разделу книги, в котором со- держатся кроссворды по знакомой ему тематике. Для их решения, как известно, требуется прочитать мини-задание и вписать ответ на него в нужные клеточки. В некоторых других заданиях также потребуется делать какие-то лаконичные записи, но, в целом, они не станут обременительными для участников всех представленных в пособии словесных игр. Выполнение занимательных письменных заданий способствует быстрому различению похожих по написанию слов и букв, закреплению четких глазодвигательных и речедвигательных операций, устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти на слова, а также тренировке вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функций чтения. Своеобразный «высший пилотаж» игр со словом — древнейшие варианты перестановки в нем букв, отгадывание его по отдельным частям и т. д. То есть все те варианты, которые с незапамятных времен известны под названиями анаграмм, шарад, логогрифов и др. Они помогут развить у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, станут прекрасными упражнениями не только для минутки досуга, но в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать. Подобными занятиями увлекались многие императорские особы, а также поэты, ученые, музыканты, в числе которых — Александр Сергеевич Пушкин, Кондратий Федорович Рылеев, Святослав Теофилович Рихтер. Систематические занятия по примерам, описанным в книге «Лучшие игры и развлечения со словами», помогут ввести ребенка в увлекательный мир русского языка, где он в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами его интереса к школьной учебе. А это само по себе, согласитесь, уже немаловажно. Кроме того, занимаясь с ребенком играми по развитию речи, взрослый вступаете ним в определенный творческий и эмоциональный контакт, что очень ценно для налаживания коммуникативных отношений. Добавим также, что в подобных «учебных развлечениях» можно упражняться, находясь в дороге или высиживая где-то долгую и утомительную для ребенка, но необходимую для вас очередь, а также занимаясь домашними делами или во время прогулки. Подобный тренинг, проводимый без всякого нажима, позволит способствовать развитию таких речедвигательных навыков детей, как темп и внятность речи, скорость воспроизводимых слов и мышление, а также речеслуховая и наглядно-слуховая память. Занимаясь с ребенком, пожалуйста, учтите, что если ваш юный партнер по игре допустит ошибку, его ни в коем случае нельзя порицать, наоборот это должно оказаться поводом для доброй шутки. Игры со словами желательно проводить ежедневно, но, конечно же, у каждого допустимы свои варианты. Каждый раз можно использовать по 3—4 разных задания. Сложность предлагаемого материала варьируется таким образом, чтобы ребенок, с одной стороны, — смог успешно с ним справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой, — все же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания. Авторам данного пособия «Лучшие игры и развлечения со словами» И. А. Агаповой и М. А. Давыдовой принадлежат около 40 совместно созданных книг, задуманных для освоения детьми родной речи и литературы, а также с целью помочь организаторам развлекательных занятий, в том числе.— «Веселая литература в начальной школе», «30 литературных сценариев для школьников», «Тематические занятия по литературе», «Литературные игры для детей». Ирина Анатольевна Агапова — психолог, драматург и художник, номинант конкурса драматургов «Современная пьеса— 2003». В 2000 году удостоена звания «Драматург XXI века». Многие пьесы для юношества Агаповой И. А. рекомендованы театральным центром «Дебют» при Центральном Доме актера для постановок профессиональными коллективами, а пьеса «Серебряный котел дури» в 2004 году стала обладателем Приза зрительских симпатий на 14-м фестивале театрального детского творчества. Маргарита Алексеевна Давыдова — кандидат педагогиче-'.' ских наук, доцент, композитор, лауреат конкурса журналистов «Правопорядок и общество». Оригинальные сценарии с авторской музыкой Давыдовой М. А. можно видеть во всех основных профессиональных педагогических журналах — «Педагогика», «Дошкольное воспитание», «Искусство в школе», «Воспитание школьников», «Начальная школа» и др. Авторы надеются на востребованность содержания данного сборника в практике общеобразовательной школы, детского сада и семьи. Предложенные в нем разработки также смогут оказаться полезными для сотрудников досуговых детских учреждений, воспитателей групп продленного дня, специалистов детских библиотек, культурно-просветительских учреждений. ■ Удачи вам! Ирина Агапова, Маргарита Давыдова. Устные игры Игра-задание «Посчитай, сколько в слове слогов» Простейшим игровым развлечением на основе слов является задание «Раздели на слоги». Взрослый вначале объясняет ребенку, что каждое слово в языке, которым мы разговариваем, может состоять из нескольких частей - одной, двух, трех и даже больше. При этом взрослый показывает на собственном произношении, как можно поделить слово на слоги, сопровождая свой рассказ хлопками в ладоши. - Мяч, — говорит взрослый и при этом делает один хлопок в - Ма-ма, — произносит взрослый, также сопровождая каж Играть в задание.«Раздели на слоги» можно бесконечно, пока не надоест. Для разнообразия, в следующий раз такую игру попробуйте провести с помощью мяча. Этот предмет заменит ребенку собственные ладони. Пусть ребенок произносит слово, сопровождая каждый его слог ударом мяча об пол. Вот примеры односложных слов из окружающего ребенка привычного домашнего «ассортимента»: стол, пол, стул, дверь, свет, шкаф, газ. Двусложные — кро-вать, кре-сло, пли-та, ди-ван, ко-вер, скамь-я, люст-ра, кни-га, кук-ла. Трехсложные — иг-руш-ка, ма-ши-на, гар-де-роб, ко-ляс-ка, по-душ-ка. Игра-задание «Услышь знакомый звук» Взрослый уговаривается с ребенком, что сейчас надо будет внимательно вслушиваться в слова и постараться услышать в каких-то из них знакомый звук. Допустим, что таким звуком будет «з». В том случае, когда ребенок услышит в слове звук «з», он должен подать знак, что такой звук в слове есть, например, — хлопнуть в ладоши или шлепнуть ладонями по коленям. Произносить слова надо в спокойном темпе, не спеша. Ведь ребе- нок должен осмыслить набор входящих в него звуков, а, может быть, даже повторить про себя. — В нашем языке так много разных слов, — начинает игру взрослый, — что я не могу один справиться и угадать, в каких словах есть звук «з», а в каких его нет. Попробуй мне помочь. Итак, вот эти слова: звон, касса, морской, заноза, мороз, синева, свинка, мимоза, сено, засуха. Это упражнение является полезным для развития фонематического слуха у детей. При приобретении ребенком некоторого навыка вслушивания в слово и выделения в нем нужного звука, в качестве несколько усложненного варианта можно предложить ему стихотворение, в котором он также должен услышать нужный звук. Если такой звук в слове есть, ребенок может поднять руку. Стихотворение на выделение звука «ш»; Шесть мышат спустились в сад, Где сидят мальчишки, Принялись они играть В игры «Кошки-мышки». Игра-задание «Назови общий звук» Несколько более трудным является задание: «Назови, какой общий звук есть в словах». Для этого взрослый произносит подборку слов, в которых действительно есть общий звук. Сначала можно обойтись парным словосочетанием. Например: гном — шаги («г»), мяч — туман («м»), цапля — кольцо («ц»), люстра — юбка («ю»). Произносить слова надо не торопясь, и довольно отчетливо, чтобы дать ребенку проанализировать предложенное ему словосочетание. После ряда подобных занятий можно увеличить словесную цепочку до трех слов: кролик — рама — забор («р»), шуба — кошка — мышь («ш»), лестница — молоко — лифт («л»). Игра-задание «Слова с одной буквы» Взрослый называет слово, в котором ребенок выделяет и отдельно произносит первый звук. После этого они поочередно начинают вспоминать, какие еще слова начинаются с этого звука. Например, первым было слово «мама», начальный звук — «м». Какие еще слова, начинающиеся с этого звука, вспомнит ребенок? (Мыло, матрос, море, Москва, мармелад, муха и т. д.) Игра-задание «Звук первый, звук последний» Взрослый объясняет задачу игры. Сейчас он произнесет слово, в котором ребенку надо будет выделить последний звук. А потом придется подобрать слово, в котором этот же самый звук уже был начальным. К примеру, взрослый называет слово «индюк». Ребенок повторяет его, определяет последний звук — «к», после чего придумывает слово, которое начинается со звука «к» — ключ, комод, колбаса и др. Второй вариант этой игры — модифицированный прием игры «В города», когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Тогда в цепочку, которая бы продолжила начальные слова индюк - ключ, могли бы войти следующие слова: чашка - аквариум - мел — лимонад - диван — носок. Игра-задание «Назови звуки» Взрослый произносит слово и просит ребенка назвать, какой звук в этом слове будет первым, а какой — последним. Выбирая слова для игры, взрослый должен учитывать их разнообразие. Сначала можно давать слова, в которых оба звука — согласные (снег, свет, дом, дым, ключ). Затем — когда слово начинается на согласный звук, а кончается на гласный (квартира, мышка, программа, простыня). Затем - когда первый звук — гласный, а последний - согласный (август, ишак, орел, одуванчик). И, наконец, когда оба звука — гласные (елка, игра, окно, еда). Игра-задание «Найди слово со знакомым звуком» Эта игра помимо главного задания содержит еще и его тематическую корректировку. Сначала взрослый говорит, что сейчас надо будет определить первый (вариант — последний) звук в сказанном слове. После того, как этот звук назван, ребенку объясняется вторая часть задания - вспомнить названия растений, в которых имелся бы такой звук. Допустим, дано слово «комар», в котором последний звук — «р». Наименования растений, в которых встречается этот'звук, следующие: береза, ромашка, крапива, настурция, герань, роза, маргаритка, Иван-да-Марья, рябина и др. Само собой разумеется, что тематика не может ограничиться названиями растений. Это могут быть наименования посуды, одежды, игрушек, героев любимых сказок и т. д. Игра-задание «Звуковая рамка для слова» Взрослый дает четкое задание ребенку — надо подобрать слово, которое не только начиналось, но и заканчивалось бы на заданный звук. Допустим, первый звук «п», а последний — «д». Выбранными словами могут быть «парад», «проход», «поезд», «пароход» и др. Если ребенок затрудняется с подбором слова, взрослый может дать ему подсказку: «он везет за собой вагоны». Игра°задание «Найди в квартире знакомый предмет» Эту игру лучше всего проводить, используя слова, которые обозначают предметы окружения ребенка. Например, те, которые находятся в квартире. Вот какими могут быть задания. Назови предмет, который: —начинается на «п», «с», «к», «г»; —заканчивается на «а», «к», «р», —в середине имеет звук «л», «у», «я». Из приведенных примеров понятно, что такая игра может продолжаться довольно долго. Потом взрослый и ребенок могут поменяться ролями — ведущим становится ребенок, а взрослый выполняет его задания. Развлечение «Знакомство £ буквами» Ведущий напевает слова песенки: ;, ' Тот, кто хочет много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться. Азбука, азбука Каждому нужна. . ■-.■:,-- Нам поможет книжки Прочитать она. После этого он предлагает детям: «Давайте познакомимся с некоторыми буквами русского алфавита». Для того, чтобы придать этому знакомству игровую форму, можно поступить так. Возьмите любую книгу или журнал с крупным шрифтом. Взрослый начинает говорить, на что или на кого эта буква похожа, а затем вместе с детьми посильно пытается изобразить ее. Задача ребят - узнать эту букву, назвать имя или повторить вслед за взрослым. Можно для запоминания обвести букву фломастером. 10 Рассказывая, на кого или на что похожа буква, ведущий—взрослый посильно (руками, пальцами или всем корпусом) изображает ее внешний вид. Так, первая буква нашего алфавита похожа на домик с палочкой посередине. (А). А последняя — на человека, который выставил вперед ножку. (Я). А вот всем известная русская народная загадка. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, а достать не может. Что это за буква висит в ночном небе? (С). Ребята, вы любите бублики? А на какую букву похож бублик? (О). А вот тот, кто любит печь из теста вкусные крендельки, сможет вспомнить эту букву — она состоит из двух бубликов. (В) Кто умеет все мастерить своими руками, наверное, часто пользуется молотком. А какие сразу две буквы похожи на молоток? (Т и Г). А вот последняя буква сегодняшней игры похожа на жука. Так и кажется, что она сейчас сама расправит крылышки и зажужжит. (Ж). В финале игры все могут побегать друг за другом и пожужжать. Игра с картинками Газеты и журналы с цветными иллюстрациями—прекрасный дидактический материал для занятий с ребенком. Возьмите за правило не выбрасывать в мусоропровод всю пачку глянцевых реклам, которые вы вынимаете из почтовых ящиков, а 12 постараться превратить их в удобный и доступный инструментарий для занятий. С этой целью заведите папку, в которую будете складывать вырезанные из них картинки. Иногда из них можно импровизированно играть, например, в известную игру «Третий лишний». Вы предлагаете ребенку три рисунка, из которых два можно объединить одной темой — «одежда», «игрушки», «мебель», «письменные принадлежности» и т. д. А один рисунок добавляется нарочито «выпадающий» из общей темы. Задача ребенка — проанализировать предложенный ему зрительный ряд и найти в нем «третьего лишнего», объяснив, чем он не подходит. Подборки могут быть, например, следующими: стол, стул, окно; брюки, рубашка, мальчик; арбуз, яблоко, дом. Для детей постарше игру можно проводить в устном варианте. Например, взрослый произносит подборку «сова, ворона, собака». Дети должны в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе. Однако, в этом списке есть одно исключение — сова и ворона являются птицами, а собака — нет. Вывод: собака здесь будет «третьей лишней». Вот еще ряд подборок для детей: 1. Молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобные 2. Машина, лошадь, трамвай — все слова означают средства 3. Шапка, платок, сапоги — все предметы — виды одежды, но 4. Роза, береза, елка - все предметы - растения, но береза и 5. Дождь, снег, река — все предметы — явления природы, но 6. Врач, турист, шофер — все три слова обозначают людей, 7. Тень, солнце, планета — в данном случае могут быть две 8. Мороз, вьюга, январь — лишнее слово «январь» как обо 9. Камень, глина, стекло — лишнее слово стекло, два осталь 13 10. Дверь, ковер, окно — лишнее слово «ковер», так как обо 11. Море, река, бассейн — все слова обозначают водоемы, С приобретением навыка зрительной и слуховой наблюдательности игру можно усложнить, добавив в нее еще один рисунок и преобразовав, соответственно, в «четвертый лишний». Вот несколько словесных подборок для игры в «Четвертый — лишний»: 1. Март, апрель, май, январь - лишнее слово «январь», все 2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник - лиш 3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок — лишнее сло 4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела — лишнее слово «тря 5. Трактор, лопата, грабли, вилы — хотя все слова обознача Игра-задание «Соседи» Ведущий предлагает упражнение, направленное на развитие ассоциативного мышления. Задача ребенка - найти слово, которое логически близко примыкало бы к предложенному. Например, к слову «зима» можно назвать в пару слово «снег», к слову «вода» — «капля» и так далее. Постепенно игру можно усложнить, называя не по одному слову, а целые цепочки близких по смыслу слов. Например, «гном» — гора, Белоснежка, колпак. 14 Игра «Кто кем был?» Взрослый говорит, что у каждого предмета, растения или животного было свое прошлое. Например, скатерть на столе когда-то была ниткой. А нитку сделали из растения под названием хлопок. Для того, чтобы это растение выросло на поле, его засеяли семенами хлопка. Оказывается, свое происхождение эта нарядная скатерть на столе ведет из маленького семечка, когда-то посаженного в землю. Так можно проследить прошлое любого неживого предмета, найдя его происхождение, или живого, вспомнив, как зовут малыша того или иного животного. Ведь не у всех животных названия их детенышей похожи на имена взрослых. У волка - волчата, у верблюда — верблюжата, у козы — козлята, у кошки — котята. А вот у собаки кто? Щенки. Далее ведущий просит вспомнить, как зовут малышей у лошади (жеребенок), коровы (теленок), овцы (ягненок), курицы (цыпленок), лягушки (головастик) и т. д. Игра «Предскажи будущее» По отношению к предыдущей, это - игра «наоборот». Пусть дети предскажут, кем будет в будущем тот или иной предмет, например, река зимой станет льдом. Итак, кем (или чем) станет: " — снег весной? —семечко, посаженное в землю? —мука из пакета? —ягоды с грядки? —птенчик в гнезде? • —маленький ребенок? ■--■ у г —кусочек глины? -V' ; '. * л — тучка? '■ Л ':: : ' f■ Развлечение «Ералаш» Для этой игры также понадобится сначала заготовить карточки с написанным на них необходимым текстом. В каждой из карточек — по два столбика текста. В столбиках перепутаны слова из поэтических строчек. Надо составить из них правильные предложения так, чтобы в каждом случае не терялся смысл. Кроме того, предложения надо расставить попарно так, чтобы они рифмовались, тогда получится стихотворение. Его надо записать правильно и прочитать вслух. 20 Тексты карточек
Один из вариантов ответа (возможная другая попарная mvf-поновка рифмованных строчек): Злой кабан точил клыки. Соловей сидел на ветке. Дикобраз томился в клетке. Кошка хвостик свой ловила. Маша физику учила. . Еж гонялся за мышами. Чиж летал под облаками. Рак усами шевелил. Стол накрыт к обеду был. . --• ■ 2. Чайник . воют на луну мальчик играют в прятки огурцы спят в овраге малыши в цирк бегут ватагой мушкетеры булькал на костре поросята дремлют под корягой раки плавают по дну дети . точат шпаги волки прыгал во дворе щуки растут на грядке Возможный вариант ответа: Чайник булькал на костре. Мальчик прыгал во дворе. Огурцы растут на грядке. Малыши играют в прятки. Мушкетеры точат шпаги. Поросята спят в овраге. Дети в цирк бегут ватагой. . . "■ • ' / ■ -■ ■ 21 Раки дремлют под корягой. Волки воют на луну. Щуки плавают по дну. Развлечение «Сова-филин» Ведущий говорит, что существует одна забавная и несложная игра, которая называется «Сова-филин». Она построена на небылицах, которых очень много сочинил русский народ. Ведь без шутки скучно жить на свете, а подобные небылицы помогали веселиться. Вот люди в старину, чтобы друг друга позабавить, и придумывали веселые стишки и песенки, где вода горит, а лошади скачут на своих ездоках. Но, если в них вслушаться и немного подумать, то в каждой небылице можно все расставить по своим местам. Для начала можно вспомнить несколько таких русских народных небылиц. Ехала деревня мимо ямщика. Вдруг из-под собаки лают ворота. Крыша полетела, села на ворон, И по нашей кошке пробежал забор. Выбегла дубинка с мальчиком в руках, А за ним — тулупчик с бабой на плечах. Кнут схватил собаку парить мужика. А мужик со страху - бац под ворота. 26 "-i--". Деревня закричала: «Мужики горят!» ■г- -'•--?:-_■■ - Сарафаны с бабами на пожар спешат. Я схватил дубинку, разрубил топор. Лошадь понукает ямщика кнутом. «Тпру!» — сказала лошадь, а ямщик заржал. Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял. Лошадь ела кашу, а ямщик — овес. Лошадь села в сани, а ямщик повез. После того, как дети разобрались в неправильности поведения всех героев этой небывальщины, ведущий показывает им, как надо играть в игру «Сова-филин»: —Делайте все, какя. (Таращит глаза). Это сова. (Зажмуривается). А это — филин. Дети повторяют действия ведущего, повторяя также и слова «сова» и «филин». Ведущий произносит следующий текст: — Теперь вы неслыхалыцины слушайте да в сову-филина играйте, а кто хочет — подпевайте. Вот какой у песни припев: сова, филин, сова, филин, сова, филин и сова. Только после каждого запева я буду останавливаться, а вы мне объясните, что было неправильного'в моей песенке-небывальщине. А теперь, ребятня, становись у плетня, балалайки доставайте, вместе весело играйте. Ведущий вместе с детьми играет на воображаемых балалайках и поет частушки на произвольный или известный ему «частушечный» мотив. После каждого запева ведущий останавливается и вместе с детьми производит разбор «небывальщины», а затем все вместе поют с мимическими комментариями припев «сова-филин». 1. Мышка в норку кошку тащит, Припев (вместе с детьми): сова, филин, сова, филин, сова, филин и сова. 2. Кот залаял,заворчал, 3. А под утро колбаса 27 . Что не так здесь, угадайте. Пояснение мне дайте! Припев. 4. Булка в магазин сходила, Припев. --■:.*:-- -i--.;..-::■:■. -..,.■-"■ 5. Подумал бант: «Ах, красота, Что не так здесь, угадайте, Пояснение мне дайте! Припев. 6. Мяч футбольный глупым был — Примечание: ведущий не должен торопиться при исполнении куплетов песни, чтобы дети уловили смысл каждого куплета и поняли, в чем заключается его «небывальщина да неслыхалыцина». Развлечение «Ледышка, картошка и бабочка» Ведущий предлагает сначала потренироваться, как играть в эту игру: — Скажите, ребята, если вы в руках подержали ледышку, то руки замерзнут, и как их надо будет после этого согреть? (Идут ответы детей). Правильно, подышать в ладони. (Вместе с ребятами дышит в ладони, согнутые «чашечкой»). А если у вас в руках оказалась вдруг горячая картошка, тогда как надо поступить? Правильно, отбросить ее от себя, чтобы не обжечься. (Вместе с ребятами делает броски вперед пальцами ладоней). А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо. (Вместе с ребятами поднимает ладони кверху). Теперь ваше задание: не ошибиться, когда я называю одно из трех слов - ледышка (дышим на руки), картошка (бросаем ее вперед) и бабочка (поднимаем ладони вверх). После этого ведущий несколько раз проводит игру «Ледышка, картошка и бабочка». 28 Развлечение «Радуга-дуга» Ведущий объясняет, что игра будет посвящена повторению разных цветов. По его команде каждый игрок должен найти и потрогать предмет нужного цвета. Тот, кто опоздает, будет вы- 30 нужден выйти из игры. Для «разминки» ведущий по прядку перечисляет вместе с детьми цвета радуги и находит предметы нужных цветов в одежде детей и в комнате, где проводится игра. После этого ведущий командует: «Раз, два, три, красный цвет найди!» Каждый игрокдолжен выполнить задание уже самостоятельно, стараясь, как можно быстрее взяться за соответствующую вещь (предмет, часть мебели, посуды, одежды). Вариант этой игры таков. Все участники игры встают в круг и по команде ведущего должны быстро схватиться за нужную вещь — но только за часть одежды любого из игроков, себя самого или остальных участников в круге. Тот, кто выполнил команду последним, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз, ведущий произносит свою команду, называя другой цвет. Игра-задание «Назови подобного» Дети сидят или стоят по кругу. Ведущий показывает детям любой имеющийся у него предмет произвольного цвета. Дети хором называют цвет, допустим, синий. После этого ведущий просит детей назвать любой предмет такого же цвета — синего. Дети поочередно перечисляют предметы, которые могут быть синими: небо, цветы, море, баклажан, глаза. Наименования не должны повторяться. Тот, кто в течение нескольких секунд не сможет назвать предмет нужного цвета, остается в круге, но выбывает из игры. Как и в предыдущей игре, победителем считается тот, кто останется последним. Развлечение «Слова-лесенки» Эта игра заключается в последовательном составлении слов, начинающихся с одной и той же буквы и состоящих сначала из двух букв, потом из трех, четырех, пяти букв и так далее. Если эти слова выписывать в столбик, то получится фигура, напоминающая лестницу. Вот, скажем, какая лестница получится, если исходной буквой мы изберем «д»: До, Два, Дата, Доска, Дорога и так далее. 31 Игра-задание «Верю — не верю» Подрастая, дети приобретают все большую практику в постижении окружающего мира. Поэтому одним из типовых заданий для них может стать отыскивание ошибок в понятиях, которые преподносит им взрослый. Ведущий говорит разные фразы, обладающие неким содержанием. При этом он сознательно допускает ошибки в понятиях. Задача детей — отыскать эти ошибки и согласиться или не согласиться с ведущим. Одновременно в игре происходит тренинг по развитию внимания и памяти. Осмысляя фразы, дети подают условные знаки, подтверждающие или опровергающие понятие. Если ведущий произнес верную фразу-понятие, то дети должны кивнуть головой в знак согласия. Если же фраза неправильная, то дети должны сделать отрицательный жест головой и вдобавок еще хлопнуть в ладоши. Вот некоторые примеры правильных и неправильных фраз: Весной распускаются почки на деревьях. Летом всегда идет снег. Мороженое всегда едят вареным. Спелый арбуз должен быть сладким. В кино все идут, чтобы там спать. Самый главный в радуге цвет — черный. Самый маленький палец на руке называется мизинец. Все плохие ученики в школе получают пятерки. Когда идет дождь, надо брать с собой зонтик. Чем глупее голова, тем она лучше соображает. Котята любят играть с мячиками. Когда люди загорают на солнце, то все становятся зелеными. Игра-задание «Зрелая — незрелая» Игра представляет собой вариант предыдущей, только дети показывают условные знаки, которые были специально изготовлены к этой игре - кружки на ножках, вырезанные из картона. Каждому игроку заранее надо приготовить по два кружка и раскрасить их один в красный, второй — в зеленый цвет. Ведущий объясняет, что правила этой игры не изменились. Только теперь условные знаки «верю — не верю» дети должны будут показывать своими кружками. Красный кружок будет обозначать спелую вишню — если ведущий говорит правильное изречение, то надо поднять красный кружок. Зеленый кружок — незрелая вишня, этот кружок будет обозначать, что ведущий обманывает или сам ошибается. Развлечение «Мы идем по кругу» Это развлечение разыгрывается при большом числе игроков, потому что они должны построиться в два круга — внешний и внутренний. Внешний круг - большой, внутренний состоит всего из 3-4 человек. Ребята, составляющие большой круг, стоят на месте. Ведущий встает в малый круг и вместе с игроками идет по кругу, приговаривая: «Мы по кругу идем и с собою несем... сладкое». В ответ на это игр
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.015 с.) |