Викторина «Вспомни героев сказок и мультфильмов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Викторина «Вспомни героев сказок и мультфильмов»



Агапова И.А, Давыдова М. А.

А2.Я    Лучшие игры и развлечения со словами.-М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. - 224 с.

>■•■■ ISBN 5-94832-178-9 ; 5"" '

■'. _        Книга содержит более 200 игровых разработок, созданных в

помощь детям при освоении ими русской речи. В пособии содержатся задания, направленные на повторение старых слов и '..'.-. запоминание новых, на воспитание у детей умения рифмовать и других навыков, способных поддержать и стимулировать творческое литературное начало, неизменно важное для формирования гармонично развитой личности. Несложные упражнения и развлечения, использованные во время досуга или

" -. специального занятия и направленные на вырабатывание у детей 5— 10 лет фонетической чуткости, метроритмических способ­ностей, умения выстроить диалог в нужном характере, можно проводить в дошкольном детском учреждении или в школе, а также во время повседневных развлекательных занятий дома.

При последовательном овладении детьми умениями читать и писать и по мере расширения у них жизненного опыта, востре­бованными также окажутся игры, при которых понадобится делать записи на бумаге, а также задания раздела «Кроссворды», построенного на основе всем знакомых сказочных образов и повседневных знаний.

'._•-■          Содержание книги окажется полезным для учителей

общеобразовательных школ, завучам по внеклассной еоспи-

. тательной работе, а также работникам школ-интернатов, детских библиотек и культурно-просветительных учреждений, музыкантов и воспитателей дошкольных учреждений, клубных работников, а также для родителей.

ББК74.100.58я92

Книга выпущена в свет при участии ИД «РИПОЛ классик»

Иллюстрации: Ирина Агапова                          ___

■6 Агапова И., Давыдова М., текст, 2005
ISBN 5-94832-178-9     
.                             © ООО «ИКТЦ "ЛАДА"», 2005


От авторов

Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей плане­ты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Такую работу — в сказочно сжатые сроки познать сложившиеся формы родительской и прародительской речи - и мы вслед за К. И. Чуковским можем смело назвать поистине титанической. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школь­ный период и совершается это, конечно же, под непосредст­венным воздействием взрослых.

Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенно­стей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занима­тельно, уже в народной педагогике исстари существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию. С этой целью и появилась у нас целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов-перевертышей и др. По аналогичной причине — помочь детям в «обживании» огромного мира окружающего их русского языка - авторами была создана данная книга «Лучшие игры и развлечения со сло­вами», которая содержит в себе целенаправленные упражне­ния, базирующиеся на использовании различных свойств отдельных слов и выражений богатого русского языка. В боль­шинстве своем, конечно же, все ее тренинги и задания препод­несены в виде основного вида деятельности, свойственного возрасту 5-10-летних детей - в виде игры. Структура данной книги выстроена согласно важнейшему правилу педагогики «от простого — к сложному». Если в начале мы предлагаем в ка­честве упражнений практиковать с ребенком повторы словес­ных вариантов, дублирующие примеры, которые дает взрослый («Раздели на слоги», «Найди лишнюю букву»), то позднее игра уже рассчитана на возросший аналитический и интеллектуаль­ный уровень ребенка («Назови антоним», «Разгадай шараду» и

ДР)-

По мере овладения малышом навыков письменной речи он может обращаться к последнему разделу книги, в котором со-


держатся кроссворды по знакомой ему тематике. Для их реше­ния, как известно, требуется прочитать мини-задание и вписать ответ на него в нужные клеточки. В некоторых других заданиях также потребуется делать какие-то лаконичные записи, но, в це­лом, они не станут обременительными для участников всех пред­ставленных в пособии словесных игр. Выполнение занимательных письменных заданий способствует быстрому различению похожих по написанию слов и букв, закреплению четких глазодвигательных и речедвигательных операций, устой­чивости внимания, зрительной и слуховой памяти на слова, а также тренировке вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функ­ций чтения.

Своеобразный «высший пилотаж» игр со словом — древней­шие варианты перестановки в нем букв, отгадывание его по от­дельным частям и т. д.

То есть все те варианты, которые с незапамятных времен из­вестны под названиями анаграмм, шарад, логогрифов и др. Они помогут развить у детей логическое мышление, остроту ума, со­образительность, станут прекрасными упражнениями не только для минутки досуга, но в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать. Подобными занятиями увлекались многие императорские особы, а также поэты, ученые, музыкан­ты, в числе которых — Александр Сергеевич Пушкин, Кондратий Федорович Рылеев, Святослав Теофилович Рихтер.

Систематические занятия по примерам, описанным в книге «Лучшие игры и развлечения со словами», помогут ввести ребен­ка в увлекательный мир русского языка, где он в состоянии сде­лать удивительные открытия, которые смогут стать факторами его интереса к школьной учебе. А это само по себе, согласитесь, уже немаловажно. Кроме того, занимаясь с ребенком играми по развитию речи, взрослый вступаете ним в определенный творче­ский и эмоциональный контакт, что очень ценно для налажива­ния коммуникативных отношений. Добавим также, что в подобных «учебных развлечениях» можно упражняться, нахо­дясь в дороге или высиживая где-то долгую и утомительную для ребенка, но необходимую для вас очередь, а также занимаясь до­машними делами или во время прогулки. Подобный тренинг, проводимый без всякого нажима, позволит способствовать раз­витию таких речедвигательных навыков детей, как темп и внят­ность речи, скорость воспроизводимых слов и мышление, а также речеслуховая и наглядно-слуховая память.

Занимаясь с ребенком, пожалуйста, учтите, что если ваш юный партнер по игре допустит ошибку, его ни в коем случае нельзя порицать, наоборот это должно оказаться поводом для


доброй шутки. Игры со словами желательно проводить ежедневно, но, конечно же, у каждого допустимы свои варианты. Каждый раз можно использовать по 3—4 разных задания. Сложность предлагаемого материала варьируется таким образом, чтобы ребенок, с одной стороны, — смог успешно с ним справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой, — все же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.

Авторам данного пособия «Лучшие игры и развлечения со словами» И. А. Агаповой и М. А. Давыдовой принадлежат около 40 совместно созданных книг, задуманных для освоения детьми родной речи и литературы, а также с целью помочь организаторам развлекательных занятий, в том числе.— «Веселая литература в начальной школе», «30 литературных сценариев для школьников», «Тематические занятия по литературе», «Литературные игры для детей».

Ирина Анатольевна Агапова — психолог, драматург и ху­дожник, номинант конкурса драматургов «Современная пье­са— 2003». В 2000 году удостоена звания «Драматург XXI века». Многие пьесы для юношества Агаповой И. А. реко­мендованы театральным центром «Дебют» при Центральном Доме актера для постановок профессиональными коллекти­вами, а пьеса «Серебряный котел дури» в 2004 году стала об­ладателем Приза зрительских симпатий на 14-м фестивале театрального детского творчества.

Маргарита Алексеевна Давыдова — кандидат педагогиче-'.' ских наук, доцент, композитор, лауреат конкурса журнали­стов «Правопорядок и общество». Оригинальные сценарии с авторской музыкой Давыдовой М. А. можно видеть во всех основных профессиональных педагогических журналах — «Педагогика», «Дошкольное воспитание», «Искусство в шко­ле», «Воспитание школьников», «Начальная школа» и др.

Авторы надеются на востребованность содержания дан­ного сборника в практике общеобразовательной школы, дет­ского сада и семьи. Предложенные в нем разработки также смогут оказаться полезными для сотрудников досуговых дет­ских учреждений, воспитателей групп продленного дня, спе­циалистов детских библиотек, культурно-просветительских учреждений. ■ Удачи вам!

Ирина Агапова, Маргарита Давыдова.


Устные игры

Игра-задание «Посчитай, сколько в слове слогов»

Простейшим игровым развлечением на основе слов являет­ся задание «Раздели на слоги». Взрослый вначале объясняет ре­бенку, что каждое слово в языке, которым мы разговариваем, может состоять из нескольких частей - одной, двух, трех и даже больше. При этом взрослый показывает на собственном произ­ношении, как можно поделить слово на слоги, сопровождая свой рассказ хлопками в ладоши.

- Мяч, — говорит взрослый и при этом делает один хлопок в
ладоши, а ребенок потом повторяет, это же слово и сопровож­
дающий его жест.

- Ма-ма, — произносит взрослый, также сопровождая каж­
дый слог отдельным хлопком, ребенок также повторяет звуки и
дублирует число слогов хлопками в ладоши.

Играть в задание.«Раздели на слоги» можно бесконечно, пока не надоест.

Для разнообразия, в следующий раз такую игру попробуйте провести с помощью мяча. Этот предмет заменит ребенку соб­ственные ладони. Пусть ребенок произносит слово, сопровож­дая каждый его слог ударом мяча об пол.

Вот примеры односложных слов из окружающего ребенка привычного домашнего «ассортимента»: стол, пол, стул, дверь, свет, шкаф, газ.

Двусложные — кро-вать, кре-сло, пли-та, ди-ван, ко-вер, скамь-я, люст-ра, кни-га, кук-ла.

Трехсложные — иг-руш-ка, ма-ши-на, гар-де-роб, ко-ляс-ка, по-душ-ка.

Игра-задание «Услышь знакомый звук»

Взрослый уговаривается с ребенком, что сейчас надо будет внимательно вслушиваться в слова и постараться услышать в каких-то из них знакомый звук. Допустим, что таким звуком будет «з».

В том случае, когда ребенок услышит в слове звук «з», он должен подать знак, что такой звук в слове есть, например, — хлопнуть в ладоши или шлепнуть ладонями по коленям. Про­износить слова надо в спокойном темпе, не спеша. Ведь ребе-


нок должен осмыслить набор входящих в него звуков, а, может быть, даже повторить про себя.

— В нашем языке так много разных слов, — начинает игру взрослый, — что я не могу один справиться и угадать, в каких словах есть звук «з», а в каких его нет. Попробуй мне помочь. Итак, вот эти слова: звон, касса, морской, заноза, мороз, сине­ва, свинка, мимоза, сено, засуха.

Это упражнение является полезным для развития фонема­тического слуха у детей.

При приобретении ребенком некоторого навыка вслушива­ния в слово и выделения в нем нужного звука, в качестве не­сколько усложненного варианта можно предложить ему стихотворение, в котором он также должен услышать нужный звук. Если такой звук в слове есть, ребенок может поднять руку. Стихотворение на выделение звука «ш»; Шесть мышат спустились в сад, Где сидят мальчишки, Принялись они играть В игры «Кошки-мышки».

Игра-задание «Назови общий звук»

Несколько более трудным является задание: «Назови, какой общий звук есть в словах».

Для этого взрослый произносит подборку слов, в которых действительно есть общий звук. Сначала можно обойтись пар­ным словосочетанием. Например: гном — шаги («г»), мяч — ту­ман («м»), цапля — кольцо («ц»), люстра — юбка («ю»).

Произносить слова надо не торопясь, и довольно отчетливо, чтобы дать ребенку проанализировать предложенное ему сло­восочетание.

После ряда подобных занятий можно увеличить словесную цепочку до трех слов: кролик — рама — забор («р»), шуба — кош­ка — мышь («ш»), лестница — молоко — лифт («л»).

Игра-задание «Слова с одной буквы»

Взрослый называет слово, в котором ребенок выделяет и от­дельно произносит первый звук. После этого они поочередно начинают вспоминать, какие еще слова начинаются с этого звука. Например, первым было слово «мама», начальный звук — «м». Какие еще слова, начинающиеся с этого звука, вспомнит ребенок? (Мыло, матрос, море, Москва, мармелад, муха и т. д.)


Игра-задание «Звук первый, звук последний»

Взрослый объясняет задачу игры. Сейчас он произнесет сло­во, в котором ребенку надо будет выделить последний звук. А потом придется подобрать слово, в котором этот же самый звук уже был начальным.

К примеру, взрослый называет слово «индюк». Ребенок по­вторяет его, определяет последний звук — «к», после чего приду­мывает слово, которое начинается со звука «к» — ключ, комод, колбаса и др.

Второй вариант этой игры — модифицированный прием игры «В города», когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего. Тогда в цепочку, которая бы продолжила начальные слова индюк - ключ, могли бы войти следующие слова: чашка - аквариум - мел — лимонад - диван — носок.

Игра-задание «Назови звуки»

Взрослый произносит слово и просит ребенка назвать, ка­кой звук в этом слове будет первым, а какой — последним.

Выбирая слова для игры, взрослый должен учитывать их раз­нообразие.

Сначала можно давать слова, в которых оба звука — соглас­ные (снег, свет, дом, дым, ключ).

Затем — когда слово начинается на согласный звук, а конча­ется на гласный (квартира, мышка, программа, простыня).

Затем - когда первый звук — гласный, а последний - соглас­ный (август, ишак, орел, одуванчик).

И, наконец, когда оба звука — гласные (елка, игра, окно, еда).

Игра-задание «Найди слово со знакомым звуком»

Эта игра помимо главного задания содержит еще и его тема­тическую корректировку.

Сначала взрослый говорит, что сейчас надо будет опреде­лить первый (вариант — последний) звук в сказанном слове. После того, как этот звук назван, ребенку объясняется вторая часть задания - вспомнить названия растений, в которых имел­ся бы такой звук.

Допустим, дано слово «комар», в котором последний звук — «р». Наименования растений, в которых встречается этот'звук, следующие: береза, ромашка, крапива, настурция, герань, роза, маргаритка, Иван-да-Марья, рябина и др.

Само собой разумеется, что тематика не может ограничиться названиями растений. Это могут быть наименования посуды, одежды, игрушек, героев любимых сказок и т. д.


Игра-задание «Звуковая рамка для слова»

Взрослый дает четкое задание ребенку — надо подобрать сло­во, которое не только начиналось, но и заканчивалось бы на за­данный звук. Допустим, первый звук «п», а последний — «д». Выбранными словами могут быть «парад», «проход», «поезд», «пароход» и др.

Если ребенок затрудняется с подбором слова, взрослый мо­жет дать ему подсказку: «он везет за собой вагоны».

Игра°задание «Найди в квартире знакомый предмет»

Эту игру лучше всего проводить, используя слова, которые обозначают предметы окружения ребенка. Например, те, кото­рые находятся в квартире. Вот какими могут быть задания.

Назови предмет, который:

—начинается на «п», «с», «к», «г»;

—заканчивается на «а», «к», «р»,

—в середине имеет звук «л», «у», «я».

Из приведенных примеров понятно, что такая игра может продолжаться довольно долго.

Потом взрослый и ребенок могут поменяться ролями — веду­щим становится ребенок, а взрослый выполняет его задания.

Развлечение «Знакомство £ буквами»

Ведущий напевает слова песенки:                     ;, '

Тот, кто хочет много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться. Азбука, азбука

Каждому нужна.                .        ■-.■:,--

Нам поможет книжки Прочитать она.

После этого он предлагает детям: «Давайте познакомимся с некоторыми буквами русского алфавита».

Для того, чтобы придать этому знакомству игровую форму, можно поступить так. Возьмите любую книгу или журнал с круп­ным шрифтом.

Взрослый начинает говорить, на что или на кого эта буква по­хожа, а затем вместе с детьми посильно пытается изобразить ее. Задача ребят - узнать эту букву, назвать имя или повторить вслед за взрослым. Можно для запоминания обвести букву фло­мастером.


10

Рассказывая, на кого или на что похожа буква, ведущий—взрослый посильно (руками, пальцами или всем корпусом) изображает ее внешний вид.

Так, первая буква нашего алфавита похожа на домик с палочкой посередине. (А).

А последняя — на человека, который выставил вперед ножку. (Я).

А вот всем известная русская народная загадка. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, а достать не может. Что это за буква висит в ночном небе? (С).

Ребята, вы любите бублики? А на какую букву похож бублик? (О).

А вот тот, кто любит печь из теста вкусные крендельки, сможет вспомнить эту букву — она состоит из двух бубликов. (В)

Кто умеет все мастерить своими руками, наверное, часто пользуется молотком. А какие сразу две буквы похожи на молоток? (Т и Г).

А вот последняя буква сегодняшней игры похожа на жука. Так и кажется, что она сейчас сама расправит крылышки и зажужжит. (Ж).

В финале игры все могут побегать друг за другом и пожужжать.

Игра с картинками

Газеты и журналы с цветными иллюстрациями—прекрасный дидактический материал для занятий с ребенком. Возьмите за правило не выбрасывать в мусоропровод всю пачку глянцевых реклам, которые вы  вынимаете из почтовых ящиков, а


12

постараться превратить их в удобный и доступный инструментарий для занятий.

С этой целью заведите папку, в которую будете складывать вырезанные из них картинки. Иногда из них можно импровизированно играть, например, в известную игру «Третий лишний».

Вы предлагаете ребенку три рисунка, из которых два можно объединить одной темой — «одежда», «игрушки», «мебель», «письменные принадлежности» и т. д. А один рисунок добавляется нарочито «выпадающий» из общей темы. Задача ребенка — проанализировать предложенный ему зрительный ряд и найти в нем «третьего лишнего», объяснив, чем он не подходит.

Подборки могут быть, например, следующими: стол, стул, окно; брюки, рубашка, мальчик; арбуз, яблоко, дом.

Для детей постарше игру можно проводить в устном вариан­те. Например, взрослый произносит подборку «сова, ворона, собака». Дети должны в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе. Од­нако, в этом списке есть одно исключение — сова и ворона яв­ляются птицами, а собака — нет. Вывод: собака здесь будет «третьей лишней». Вот еще ряд подборок для детей:

1. Молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобные
вещи, но молоко и сок — это напитки, а хлеб едят.

2. Машина, лошадь, трамвай — все слова означают средства
передвижения, но машина и трамвай — механические, а лошадь
— живое существо.

3. Шапка, платок, сапоги — все предметы — виды одежды, но
шапку и платок надевают на голову, а сапоги — на ноги.

4. Роза, береза, елка - все предметы - растения, но береза и
елка — деревья, а роза - цветок.

5. Дождь, снег, река — все предметы — явления природы, но
дождь и снег идут с неба, а река течет по земле.

6. Врач, турист, шофер — все три слова обозначают людей,
но врач и шофер — виды профессий, а турист — отдыхающий.

7. Тень, солнце, планета — в данном случае могут быть две
логически обоснованные пары; первая — тень и солнце, при
свете которого появляется тень, тогда планета — лишнее слово;
при втором варианте парой становятся слова солнце и планета
как небесные «жители», а тень относится к земле.

8. Мороз, вьюга, январь — лишнее слово «январь» как обо­
значение месяца, мороз и вьюга — погодные явления.

9. Камень, глина, стекло — лишнее слово стекло, два осталь­
ных обозначают природные ископаемые.


13


10. Дверь, ковер, окно — лишнее слово «ковер», так как обо­
значает предмет мебели, остальные два — дверь и окно - архи­
тектурные сооружения.

11. Море, река, бассейн — все слова обозначают водоемы,
только море и река — естественные, а бассейн — искусствен­
ный.

С приобретением навыка зрительной и слуховой наблюда­тельности игру можно усложнить, добавив в нее еще один рису­нок и преобразовав, соответственно, в «четвертый лишний». Вот несколько словесных подборок для игры в «Четвертый — лишний»:

1. Март, апрель, май, январь - лишнее слово «январь», все
остальные месяцы года — весенние.

2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник - лиш­
нее слово «ромашка», это летний цветок, все остальные —
весенние.

3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок — лишнее сло­
во — «теленок», это детеныш домашнего животного, все осталь­
ные - диких.

4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела — лишнее слово «тря­
согузка», это птица, остальные слова обозначают насекомыхю.

5. Трактор, лопата, грабли, вилы — хотя все слова обознача­
ют предметы для сельского хозяйства, но лишнее слово «трак­
тор», потому что это механическая машина, все остальные
орудия труда — ручные.

Игра-задание «Соседи»

Ведущий предлагает упраж­нение, направленное на разви­тие ассоциативного мышле­ния. Задача ребенка - найти слово, которое логически близко примыкало бы к пред­ложенному.

Например, к слову «зима» можно назвать в пару слово «снег», к слову «вода» — «кап­ля» и так далее.

Постепенно игру можно ус­ложнить, называя не по одно­му слову, а целые цепочки близких по смыслу слов. На­пример, «гном» — гора, Бело­снежка, колпак.


14

Игра «Кто кем был?»

Взрослый говорит, что у каждого предмета, растения или животного было свое прошлое. Например, скатерть на столе когда-то была ниткой. А нитку сделали из растения под назва­нием хлопок. Для того, чтобы это растение выросло на поле, его засеяли семенами хлопка. Оказывается, свое происхождение эта нарядная скатерть на столе ведет из маленького семечка, когда-то посаженного в землю.

Так можно проследить прошлое любого неживого предмета, найдя его происхождение, или живого, вспомнив, как зовут ма­лыша того или иного животного. Ведь не у всех животных на­звания их детенышей похожи на имена взрослых. У волка -



волчата, у верблюда — верб­люжата, у козы — козлята, у кошки — котята. А вот у со­баки кто? Щенки.

Далее ведущий просит вспомнить, как зовут малы­шей у лошади (жеребенок), коровы (теленок), овцы (яг­ненок), курицы (цыпленок), лягушки (головастик) и т. д.

Игра «Предскажи будущее»

По отношению к преды­дущей, это - игра «наобо­рот». Пусть дети предскажут, кем будет в будущем тот или иной предмет, например, река зимой станет льдом.

Итак, кем (или чем) станет: " — снег весной?

—семечко, посаженное в землю?

—мука из пакета?

—ягоды с грядки?

—птенчик в гнезде? •

—маленький ребенок?                                               ■--■ у г

—кусочек глины?                                      -V' ;    '. * л

— тучка?                                                            '■ Л ':: :  ' f

Развлечение «Ералаш»

Для этой игры также понадобится сначала заготовить кар­точки с написанным на них необходимым текстом.

В каждой из карточек — по два столбика текста. В столбиках перепутаны слова из поэтических строчек.

Надо составить из них правильные предложения так, чтобы в каждом случае не терялся смысл. Кроме того, предложения надо расставить попарно так, чтобы они рифмовались, тогда получится стихотворение. Его надо записать правильно и про­читать вслух.


20

Тексты карточек

 

I. Пароход томился в клетке
соловей гонялся за мышами
дикобраз хвостик свой ловила
кошка точил клыки
Маша   . накрыт к обеду был
еж усами шевелил
чиж сидел на ветке
рак давал гудки
стол физику учила

Один из вариантов ответа (возможная другая попарная mvf-поновка рифмованных строчек):

Злой кабан точил клыки.
-■.■■•  Пароход давал гудки.                  :_■'•■■'....-.■.-..

Соловей сидел на ветке.

Дикобраз томился в клетке.

Кошка хвостик свой ловила.

Маша физику учила.                            .

Еж гонялся за мышами.

Чиж летал под облаками.

Рак усами шевелил.

Стол накрыт к обеду был.            . --• ■

2. Чайник          .     воют на луну

мальчик                        играют в прятки

огурцы                           спят в овраге

малыши                        в цирк бегут ватагой

мушкетеры                   булькал на костре

поросята                      дремлют под корягой

раки                              плавают по дну

дети                    .   точат шпаги

волки                             прыгал во дворе

щуки                              растут на грядке

Возможный вариант ответа:

Чайник булькал на костре.

Мальчик прыгал во дворе.

Огурцы растут на грядке.

Малыши играют в прятки.

Мушкетеры точат шпаги.

Поросята спят в овраге.

Дети в цирк бегут ватагой.    .                .

"■ • ' / ■                                   -■ ■


21

Раки дремлют под корягой. Волки воют на луну. Щуки плавают по дну.

Развлечение «Сова-филин»

Ведущий говорит, что существует одна забавная и неслож­ная игра, которая называется «Сова-филин». Она построена на небылицах, которых очень много сочинил русский народ. Ведь без шутки скучно жить на свете, а подобные небылицы помога­ли веселиться. Вот люди в старину, чтобы друг друга позаба­вить, и придумывали веселые стишки и песенки, где вода горит, а лошади скачут на своих ездоках. Но, если в них вслу­шаться и немного подумать, то в каждой небылице можно все расставить по своим местам.

Для начала можно вспомнить несколько таких русских на­родных небылиц.

Ехала деревня мимо ямщика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Крыша полетела, села на ворон,

И по нашей кошке пробежал забор.

Выбегла дубинка с мальчиком в руках,

А за ним — тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика.

А мужик со страху - бац под ворота.


26

"-i--". Деревня закричала: «Мужики горят!»   ■г- -'•--?:-_■■ -  Сарафаны с бабами на пожар спешат. Я схватил дубинку, разрубил топор. Лошадь понукает ямщика кнутом. «Тпру!» — сказала лошадь, а ямщик заржал. Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял. Лошадь ела кашу, а ямщик — овес. Лошадь села в сани, а ямщик повез.

После того, как дети разобрались в неправильности поведе­ния всех героев этой небывальщины, ведущий показывает им, как надо играть в игру «Сова-филин»:

—Делайте все, какя. (Таращит глаза). Это сова. (Зажмурива­ется). А это — филин.

Дети повторяют действия ведущего, повторяя также и слова «сова» и «филин».

Ведущий произносит следующий текст: — Теперь вы неслыхалыцины слушайте да в сову-филина иг­райте, а кто хочет — подпевайте. Вот какой у песни припев: сова, филин, сова, филин, сова, филин и сова.

Только после каждого запева я буду останавливаться, а вы мне объясните, что было неправильного'в моей песенке-небы­вальщине. А теперь, ребятня, становись у плетня, балалайки доставайте, вместе весело играйте.

Ведущий вместе с детьми играет на воображаемых балалай­ках и поет частушки на произвольный или известный ему «час­тушечный» мотив. После каждого запева ведущий останавливается и вместе с детьми производит разбор «небы­вальщины», а затем все вместе поют с мимическими коммента­риями припев «сова-филин».

1.  Мышка в норку кошку тащит,
Кошка глазоньки таращит.
Что не так здесь, угадайте,
Пояснение мне дайте!

Припев (вместе с детьми): сова, филин, сова, филин, сова, филин и сова.

2. Кот залаял,заворчал,
Пса на дерево загнал.
Что не так здесь, угадайте,
Пояснение мне дайте!
Припев.

3. А под утро колбаса
Вовсе проглотила пса.


27

. Что не так здесь, угадайте. Пояснение мне дайте! Припев.

4.  Булка в магазин сходила,
Девочку себе купила.
Что не так здесь, угадайте,
Пояснение мне дайте!

Припев.                                                                   --■:.*:-- -i--.;..-::■:■. -..,.■-"■

5.  Подумал бант: «Ах, красота,
На шее повяжу кота».

Что не так здесь, угадайте, Пояснение мне дайте! Припев.

6.   Мяч футбольный глупым был —
Мальчиком стекло разбил.
Что не так здесь, угадайте,
Пояснение мне дайте!
Припев.

Примечание: ведущий не должен торопиться при исполне­нии куплетов песни, чтобы дети уловили смысл каждого купле­та и поняли, в чем заключается его «небывальщина да неслыхалыцина».

Развлечение «Ледышка, картошка и бабочка»

Ведущий предлагает сначала потренироваться, как играть в эту игру:

— Скажите, ребята, если вы в руках подержали ледышку, то руки замерзнут, и как их надо будет после этого согреть? (Идут ответы детей). Правильно, подышать в ладони. (Вместе с ребя­тами дышит в ладони, согнутые «чашечкой»). А если у вас в ру­ках оказалась вдруг горячая картошка, тогда как надо поступить? Правильно, отбросить ее от себя, чтобы не обжечь­ся. (Вместе с ребятами делает броски вперед пальцами ладо­ней). А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо. (Вместе с ре­бятами поднимает ладони кверху). Теперь ваше задание: не ошибиться, когда я называю одно из трех слов - ледышка (ды­шим на руки), картошка (бросаем ее вперед) и бабочка (подни­маем ладони вверх).

После этого ведущий несколько раз проводит игру «Ледыш­ка, картошка и бабочка».


28

Развлечение «Радуга-дуга»

Ведущий объясняет, что игра будет посвящена повторению разных цветов. По его команде каждый игрок должен найти и потрогать предмет нужного цвета. Тот, кто опоздает, будет вы-


30

нужден выйти из игры. Для «разминки» ведущий по прядку пе­речисляет вместе с детьми цвета радуги и находит предметы нужных цветов в одежде детей и в комнате, где проводится игра.

После этого ведущий командует: «Раз, два, три, красный цвет найди!» Каждый игрокдолжен выполнить задание уже са­мостоятельно, стараясь, как можно быстрее взяться за соответ­ствующую вещь (предмет, часть мебели, посуды, одежды).

Вариант этой игры таков. Все участники игры встают в круг и по команде ведущего должны быстро схватиться за нужную вещь — но только за часть одежды любого из игроков, себя са­мого или остальных участников в круге. Тот, кто выполнил ко­манду последним, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз, ведущий произносит свою команду, называя другой цвет.

Игра-задание «Назови подобного»

Дети сидят или стоят по кругу. Ведущий показывает детям любой имеющийся у него предмет произвольного цвета. Дети хором называют цвет, допустим, синий. После этого ведущий просит детей назвать любой предмет такого же цвета — синего. Дети поочередно перечисляют предметы, которые могут быть синими: небо, цветы, море, баклажан, глаза.

Наименования не должны повторяться. Тот, кто в течение нескольких секунд не сможет назвать предмет нужного цвета, остается в круге, но выбывает из игры. Как и в предыдущей игре, победителем считается тот, кто останется последним.

Развлечение «Слова-лесенки»

Эта игра заключается в последовательном составлении слов, начинающихся с одной и той же буквы и состоящих сна­чала из двух букв, потом из трех, четырех, пяти букв и так далее.

Если эти слова выписывать в столбик, то получится фигура, напоминающая лестницу.

Вот, скажем, какая лестница получится, если исходной буквой мы изберем «д»:

До,

Два,

Дата,

Доска,

Дорога и так далее.


31

Игра-задание «Верю — не верю»

Подрастая, дети приобретают все большую практику в постижении окружающего мира. Поэтому одним из типовых заданий для них может стать отыскивание ошибок в понятиях, которые преподносит им взрослый.

Ведущий говорит разные фразы, обладающие неким содержанием. При этом он сознательно допускает ошибки в понятиях. Задача детей — отыскать эти ошибки и согласиться или не согласиться с ведущим. Одновременно в игре происходит тренинг по развитию внимания и памяти.

Осмысляя фразы, дети подают условные знаки, подтверждающие или опровергающие понятие. Если ведущий произнес верную фразу-понятие, то дети должны кивнуть головой в знак согласия. Если же фраза неправильная, то дети должны сделать отрицательный жест головой и вдобавок еще хлопнуть в ладоши.

Вот некоторые примеры правильных и неправильных фраз:

Весной распускаются почки на деревьях. Летом всегда идет снег. Мороженое всегда едят вареным. Спелый арбуз должен быть сладким. В кино все идут, чтобы там спать. Самый главный в радуге цвет — черный. Самый маленький палец на руке называется мизинец. Все плохие ученики в школе получают пятерки. Когда идет дождь, надо брать с собой зонтик. Чем глупее голова, тем она лучше соображает. Котята любят играть с мячиками. Когда люди загорают на солнце, то все становятся зелеными.

Игра-задание «Зрелая — незрелая»

Игра представляет собой вариант предыдущей, только дети показывают условные знаки, которые были специально изго­товлены к этой игре - кружки на ножках, вырезанные из карто­на. Каждому игроку заранее надо приготовить по два кружка и раскрасить их один в красный, второй — в зеленый цвет.

Ведущий объясняет, что правила этой игры не изменились. Только теперь условные знаки «верю — не верю» дети должны будут показывать своими кружками. Красный кружок будет обозначать спелую вишню — если ведущий говорит правильное изречение, то надо поднять красный кружок.

Зеленый кружок — незрелая вишня, этот кружок будет обозначать, что ведущий обманывает или сам ошибается.


Развлечение «Мы идем по кругу»

Это развлечение разыгрывается при большом числе игроков, потому что они должны построиться в два круга — внешний и внутренний.

Внешний круг - большой, внутренний состоит всего из 3-4 человек. Ребята, составляющие большой круг, стоят на месте. Ведущий встает в малый круг и вместе с игроками идет по кругу, приговаривая: «Мы по кругу идем и с собою несем... сладкое».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.204 с.)