Использование художественной природоведческой литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование художественной природоведческой литературы



В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Дудина Луиза Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»

г. Кудымкар, Пермский край

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

 

Одной из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», является формирование духовно-нравственной личности, где подчеркивается гуманистический характер образования, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Невозможно переоценить воздействие природы на развитие ребенка в любом возрасте. Наблюдая за детьми мы, взрослые, видим, как дети открывают для себя окружающий мир на практике: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Порой проявляют бесчувственность, и даже жестокость по отношению к животным, насекомым, растения: берут в руки и сильно сжимают маленькое животное, ловят насекомых и сажают их в банку, рвут цветы, ломают деревья, что может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому задача взрослого человека – это научить ребёнка беречь природу. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, в своей практике мною широко используется художественная литература. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает мне обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Содержание многих книг о природе для детей написаны научно достоверно, что помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Например, Н.М. Павлова — ученый-растениевод — в книге «Желтый, белый и лиловый» в точности передает фенологические наблюдения. В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) показывает сложнейшее явление в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Используя в работе художественную литературу о природе, я заметила, что художественное слово глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержание, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников. Наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. У детей возникает желание беречь и любоваться всем живым.

Например, стихотворение Владимира Степанова «Одуванчик» вызывает живой отклик у детей:

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Буду я тебе, как другу,

Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

Наряду с чтением произведений, организовывали беседы, разыгрывали сценки, лепили, рисовали, делали коллажи, придумывали продолжения, сочиняли сказки, стихи, рассказы, создавали книжки-малышки. Чтения сочетаем с непосредственным наблюдением в природе, что усиливает впечатления детей от восприятия окружающего. С большим желанием дети «читают» энциклопедии, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также задают вопросы, рассказывают о подобном увиденном явлении.

Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, приметы, народные игры, сказки – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.

Мы попробовали предложить детям сценический жанр - мюзикл. Это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются литературное, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусство. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Зрители и слушатели испытывают на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружает их в атмосферуреальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается литературными монологами и музыкой. Дети, а с ними их родители, очень ответственно отнеслись к репетициям, а затем и к показу мюзикла «К солнышку». Не только зрители, но и сами артисты глубоко переживали ход событий, испытывали волнение, радость, страх. Все очень радовались счастливому концу сказки.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений, интерес у дошкольников постепенно снижается. Это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса. Прежде всего в работе использую литературу, рекомендованную программой «Детство».

Таким образом, художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием. Художественное слово о природе учит ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека!

Литература

- НиколаеваС.Н., Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания,– М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

- СаморуковаП.Г., Методика ознакомления детей с природой в детском саду, М. «Просвещение», 1992.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.006 с.)