Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование художественной природоведческой литературыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКА Дудина Луиза Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» г. Кудымкар, Пермский край Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Одной из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», является формирование духовно-нравственной личности, где подчеркивается гуманистический характер образования, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Невозможно переоценить воздействие природы на развитие ребенка в любом возрасте. Наблюдая за детьми мы, взрослые, видим, как дети открывают для себя окружающий мир на практике: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Порой проявляют бесчувственность, и даже жестокость по отношению к животным, насекомым, растения: берут в руки и сильно сжимают маленькое животное, ловят насекомых и сажают их в банку, рвут цветы, ломают деревья, что может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому задача взрослого человека – это научить ребёнка беречь природу. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, в своей практике мною широко используется художественная литература. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает мне обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Содержание многих книг о природе для детей написаны научно достоверно, что помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Например, Н.М. Павлова — ученый-растениевод — в книге «Желтый, белый и лиловый» в точности передает фенологические наблюдения. В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) показывает сложнейшее явление в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу. Используя в работе художественную литературу о природе, я заметила, что художественное слово глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержание, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников. Наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. У детей возникает желание беречь и любоваться всем живым. Например, стихотворение Владимира Степанова «Одуванчик» вызывает живой отклик у детей: Одуванчик придорожный Был, как солнце золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Ты лети над тёплым лугом И над тихою рекой. Буду я тебе, как другу, Долго вслед махать рукой. Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна. Наряду с чтением произведений, организовывали беседы, разыгрывали сценки, лепили, рисовали, делали коллажи, придумывали продолжения, сочиняли сказки, стихи, рассказы, создавали книжки-малышки. Чтения сочетаем с непосредственным наблюдением в природе, что усиливает впечатления детей от восприятия окружающего. С большим желанием дети «читают» энциклопедии, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также задают вопросы, рассказывают о подобном увиденном явлении. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, приметы, народные игры, сказки – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Мы попробовали предложить детям сценический жанр - мюзикл. Это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются литературное, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусство. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Зрители и слушатели испытывают на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружает их в атмосферуреальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается литературными монологами и музыкой. Дети, а с ними их родители, очень ответственно отнеслись к репетициям, а затем и к показу мюзикла «К солнышку». Не только зрители, но и сами артисты глубоко переживали ход событий, испытывали волнение, радость, страх. Все очень радовались счастливому концу сказки. Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений, интерес у дошкольников постепенно снижается. Это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса. Прежде всего в работе использую литературу, рекомендованную программой «Детство». Таким образом, художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием. Художественное слово о природе учит ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека! Литература - НиколаеваС.Н., Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания,– М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008. - СаморуковаП.Г., Методика ознакомления детей с природой в детском саду, М. «Просвещение», 1992.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.160 (0.006 с.) |