ТОП 10:

ПО ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Носкова Елена Ивановна, учитель начальных классов

«Карагайская СОШ №2», с. Карагай, Карагайский район, Пермский край

 

В современном обществе востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся условиям. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как эти знания найти, систематизировать и применить.  Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности в решении данного вопроса. Одним из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Проектная деятельность с элементами исследования даёт ученику возможность экспериментировать, развивать познавательные, творческие способности и коммуникативные навыки, помогает создать условия для развития у учащихся индивидуальности, инициативности, самостоятельности.

Приоритетным направлением нашей школы является экологическое образование, поэтому ученические проекты имеют эколого-краеведческий характер. Метод проектов я начинаю использовать с первого класса.

Начальным этапом вхождения в проектную деятельность является многоплановая подготовительная работа, которая направлена на развитие трёх ключевых умений: коммуникативных, познавательных, регулятивных.  Коммуникативные умения учащихся формирую через интерактивные и игровые технологии. Работа в группах и парах учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения, формирует умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать, соглашаться с мнением других, вести диалог, решать общие, но значимые для каждого участника задачи.

Таким образом, все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Примером являются такие урочные занятия, как урок-игра «Невидимые нити в природе», урок в музее «Мы - следопыты. В мире животных», экологические тренинги, мозаичные группы и другие формы групповой работы.

Познавательная деятельность направлена на развитие всех типов мышления учащихся. Результатом данной работы – это «интеллектуальная зрелость». К «интеллектуальной зрелости» относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

На сегодняшний день, имея интернет-ресурсы, не составит труда найти такие задания и упражнения, которые помогут учителю, воспитателю или родителю развивать в детях «интеллектуальную зрелость». Я приведу только несколько из них, которые замечательно развивают интегральное свойство мышления (умение видеть проблему и нестандартно решать её).

Упражнение 1: «Соединяем несоединимое»

(Например: курица и столб )

 

Упражнение 2: Анаграммы

 


Можно ли апельсин превратить в спаниеля?

Может ли «карета» улететь к звездам?

Упражнение 3: Правда и ложь.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Высказывания могут быть следующими:

· все эти животные хищники;

· на картинке присутствуют домашние животные.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 4: «Почемучка». Кто больше задаст вопросов за одну минуту об окружающем мире.

Упражнение 5: Работа по Инструкции.

Регулятивные умения - обучение оценочной деятельности. Цель: формирование у детей следующих умений:

·  адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

·  обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

·  выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Результат оценивания своей деятельности или деятельности товарища, мы с детьми, учимся представлять в виде образа, творческого продукта (солнышко, жар-птица, светофор и т. д.) В ходе данной работы ученики приходят к осознанию, что любая деятельность имеет конечный результат, творческий продукт.

И только после того, как заложен основательный фундамент проектной деятельности, мы с детьми приступаем к созданию проектов.

 Этапы проектной деятельности:

1. Определение проблемы (актуальность)

2. Целеполагание ( поставить цель, проблему учащимся);

3. Подготовка и планирование (наметить этапы выполнения проекта);

4. Реализация проекта (сбор информации, анализ, идеи, экспериментальная работа разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);

5. Подведение итогов; выступление с готовым продуктом;

6. Рефлексия.

Примеры проектов в 1 классе « Откуда берётся мусор и куда девается»,

«Каждой пичужке по кормушке»

2 класс исследовательская работа «Вред или польза от бытового мусора»

4 классе: «Моё село – Карагай». Творческий продукт – справочник, состоящий из четырёх разделов: 1. История Карагая. 2. Архитектура села. 3. Достопримечательности. 4. Улицы села

Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. 

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.007 с.)