ТОП 10:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:



ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Климова Ольга Семёновна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 14 «Светлячок», г.Кудымкар

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы,

С безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В.А.Сухомлинский

По словам Сухомлинского, природа – это богатейшая кладовая, она играет большую роль в интеллектуальном, нравственном и речевом развитии ребёнка. Она должна своим многообразием, красочностью привлекать малышей, вызывать в них массу радостных переживаний, развивать любознательность.

Мы, педагоги, знаем, что детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, поэтому развитие познавательного интереса к миру природы, мы должны формировать исключительно на положительном примере. Однако это не всегда получается так, и наши дети видят то, что видят. Да и в развивающей предметной среде в настоящее время экологическое образование проходит в интерьерах, лишённых растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, живых уголков, что не даёт расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Но, несмотря на трудности федеральный государственный образовательный стандарт ДО, и профессиональный стандарт, обязывают нас развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни.

Одно из важных условий по экологическому образованию дошкольниковправильная организация развивающей предметной среды группы и прогулочной территории ДОУ. Для знакомства детей с объектами природы в каждой группе имеются центры по экологии в соответствии с возрастными особенностями детей (схемы, таблицы).

Ежегодно с мая месяца проходят конкурсы для обогащения ПРС территории ДОУ: «Лучшая клумба», «Лучший проект оформления огорода», «Благоустройство территории и участков» и т.д. Также принимаем участие в конкурсах на разных уровнях. Например, ежегодно принимаем участие в городском конкурсе «Лучший фасад» и занимаем призовые места.

Педагогами разрабатываются авторские игры по экологии. Например, для младшего возраста: «Совушка – сова» с целью дать понятие детям, что такое лес-это большой дом для деревьев, зверей, птиц, в старшем возрасте: «Волшебные превращения» с целью научить находить несоответствие в сюжетных картинках, закрепить знание о том, что каждое животное имеет свое место обитания; Развивать умения делать выводы и умозаключения. Воспитывать в детях сочувствие и переживание ко всему живому. Пополнены экоигротеки.

Непрерывно – образовательная деятельность в старшем возрасте проходит в виде интеллектуальных игр: «КВН», «Умники и умницы», где дети соревнуются в командах, выполняя различные задания и решая задачки о животных, птицах, растениях, родного края. Логопедическая игра – лото «Животный мир» и т.д. Также в образовательную деятельность привлекаем родителей, которые самостоятельно с детьми проводят занятия, в том числе и по экологическому образованию – конструирование скворечников, посадка рассады. Занятия проходят в детской библиотеке «По следам красной книги». В форме мастер – классов, составление экологических карт - экология края. Эколого – литературные викторины, экология в русских народных сказках.

Проекты: «Травы нашего края». «У природы нет плохой погоды», «Наши маленькие друзья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Акции: «Домик для птиц» - совместно с родителями, «Берегите природу», оформляются информационные стенды и выпускаются листовки (на улицах, ближайших к ДОУ). «Ночь в музее», посвящённая году экологии (ГКБУК «Коми – Пермяцкий краеведческий музей им. П.И.Субботина – Пермяка), выступила агитбригада «Зелёный патруль».

Детские объединения по интересам: «Экологический театр», где дети старшего дошкольного возраста ставили спектакли на экологическую тему и выступали с ними не только в своём ДОУ, но и в детских садах города, а также в городских конкурсах например: м«Звёздное детство в номинации- экомода, костюмы, изготовленные родителями и педагогами из бросового материала. «Юный журналист», дети брали интервью у прохожих на тему: «Как сделать наши улицы чистыми». «Агуша», по правильному питанию, где дети самостоятельно готовили полезные блюда из продуктов, которыми богата природа нашего края. Также хотелось бы сказать огромное спасибо нашим родителям, которые являются активными участниками всех мероприятий, хотя иногда с ними бывает труднее, чем с детьми, но всё равно они большие молодцы.

Таким образом, работу по экологическому образованию продолжается, создаются и приобретаются методические пособия и оборудование, совершенствуем предметную среду.

К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.007 с.)