ТОП 10:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЗАТЕЙНИКИ»



Кузнецова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования,

МБУ ДО «Дом детского творчества», с. Карагай, Карагайский район

 

Экологическое воспитание – это важное направление развития детей школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию активной познавательной деятельности, воспитывает бережное отношение к окружающей среде, людям. Мною разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности. Несмотря на то, что на занятиях мы занимаемся декоративно-прикладным творчеством, экологическому воспитанию уделяется особое внимание. Задача формирования экологической культуры обучающихся решается, прежде всего, через воспитательную работу, но и некоторые темы программы позволяют обращаться к данной проблеме.

В частности, программа содержит раздел «Работа с природным материалом», который заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой - это очень увлекательное и приятное занятие. Обучающиеся сами заготавливают и подготавливают природный материал для работы. Сколько радости и восторга можно наблюдать у детей во время экскурсии в школьный сад при его заготовке. Они совершенно другими глазами смотрят на окружающую природу, сравнивают и анализируют, тщательно подбирают для работы цветы и листочки растений разной формы и цвета. Одним из преимуществ работы с природным материалом является то, что он доступен для детей и является экологически чистым материалом. Работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитывать стремление бережного отношения к ней. Работая с бумагой, ребята учатся её экономить, чтобы сохранить деревья и семейный бюджет.

Также мы даём вторую жизнь ненужным вещам. Шьём мягкие игрушки, игольницы из старой одежды, изготавливаем из пластиковых бутылок игрушки, карандашницы, мебель для кукол. Какие прекрасные чудо-деревья ребята выполнили своим мамам ко дню 8 марта, используя старые ненужные вещи: ветви дерева - старые пуговицы, монеты, бусинки; ваза – пластмассовые пробки от бутылок. А на день матери смастерили веера из СD-дисков, одноразовых вилок, ложек, совочков для детской смеси и украсили их перьями, бусинками, пуговицами и другими ненужными вещицами.

Конечно, не нужно заниматься собирательством хлама, но уметь продлевать жизнь вещей – задача достойная, интересная и полезная. Раньше мы даже не задумывались, какой вред приносит всего лишь одна батарейка. Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! В батарейках содержится множество различных металлов – ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью. Ведь в итоге вся «отрава», которую мы беспечно отправляем на помойку, возвращается к нам с водой из-под крана, с дымом горящей свалки, с рыбой, выловленной в реках и озерах. В течение года ребята собирают батарейки, а осенью, уже несколько лет наше творческое объединение принимает участие в акции «Собери батарейки – спаси ежика».

Традиционно каждую зиму в Доме детского творчества организуется акция «Покормите птиц», содержащая различные мероприятия, в которых обучающиеся принимают активное участие. Птицы играют важную роль в природе – они являются санитарами леса, приносят огромную пользу сельскому хозяйству, поедая вредных насекомых и грызунов, поэтому важно помочь им пережить холодную зиму. С выпадением снега ребята организовывают зимнюю подкормку птиц, наблюдают за пернатыми гостями. В результате дети знают, какие птицы обитают в нашей местности, какие остаются зимовать, их любимое лакомство и место обитания.

Обучающиеся творческого объединения «Затейники» успешно участвуют в различных конкурсах экологической тематики, например, «Животные Красной книги», «Останови поджоги травы», «Зеленая планета», «Вода – бесценный дар природы», «Пухляк и его друзья» и др.

В рамках воспитательной работы организуются различные досуговые и познавательные мероприятия, например такие как, «Нам жить на этой Земле», «На лесной тропинке», «Земля – наш общий дом», «Арбузник» и другие, способствующие формированию экологической культуры обучающихся. В прошлом учебном году во всех группах был проведен Всероссийский Заповедный урок, по итогам которого дети ответили на вопросы викторины и нарисовали рисунки.

Ежегодно участвую в организации летнего отдыха детей с реализацией программы «Лето – славная пора». Целью данной программы является организация полезной, интересной досуговой деятельности детей в условиях разновозрастного отряда по месту жительства. Свою деятельность разновозрастной отряд осуществляет в соответствии с составленным планом работы, по вечерам с 1700 до 2000 часов. 2017 год был объявлен годом экологии, поэтому мероприятия программы имели экологическую направленность. Содержание программы продумывалось так, чтобы каждый день стал самый яркий и незабываемый. Для ребят организовывались различные мероприятия: познавательная программа «Ребятам о зверятах», КВН «Экология», игровая программа «В мире животных», спортивно-игровая эстафета «Путешествие по планетам», экологическая викторина, беседа «Наш дом – планета Земля» и др.  Дети следили за чистотой на территории площадки и за её пределами, украсили забор и беседку цветами, изготовленными своими руками из ненужных вещей. Разбили цветочные клумбы и ухаживали за цветами. Оформили и распространили по улицам поселка листовки и плакаты экологической тематики.

Таким образом, разнообразная деятельность даёт возможность обучающимся овладеть знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, что способствует формированию экологического воспитания.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕТНИХ ОТРЯДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 Кузьмина Ирина Николаевна, учитель биологии

МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»,

ст. Менделеево, Карагайский район

 

Данная программа школьного лагеря экологического направления является логическим продолжением образовательного процесса. Экологическое воспитание в условиях летнего школьного лагеря более эффективно, оно способствует социализации и самореализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную и просветительскую деятельность. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам.

Однако на практике это оказывается не так. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше детей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее будет экологическое воспитание, организованное в школе.

Актуальность программы заключается в том, что личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния, осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; использованием знаний, умений и навыков экологически ориентированной деятельности, воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Смена учебной деятельности, на альтернативные игровые формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает их более мобильными, а деятельность более увлекательной. Весь период лагерной смены насыщен разноплановой интересной конкретной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания.

Цель программы: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный развивающий отдых детей, их оздоровление, расширение знаний обучающихся об окружающей живой природе, формирование бережного отношения к ней в рамках экологической квест- игры.

Задачи:

· организовать активный отдых и оздоровление детей (утренняя зарядка, медосмотр в начале и в конце смены, режим питания, занятия на природе, экскурсии на природу);

· расширить экологические знания обучающихся, полученные при изучении школьных предметов через организацию экскурсий, исследовательской деятельности, конкретной природоохранной деятельности;

· провести мониторинг состояния ручья в д.Савино и д.Оськино и Савинского пруда;

· организовать акцию «Живи, родник»

· организовать сбор информации для исследовательской работы «экологическое состояние Савинского пруда»;

· развивать творческие и коммуникативные способности у учащихся через организацию групповых игр и конкурсов в рамках сюжетно-ролевой игры;

· познакомить учащихся с профессиями блока: «природа- человек».

В рамках программы было организовано 2 отряда (18 человек).В состав отрядов входили дети из малоимущих семей (9чел), многодетных малоимущих(5 чел) и в том числе 2 ребенка группы Риска.

 Деятельность обучающихся во время лагерной смены была организована в виде квест-игры «Путешествие по планете Земля». ».

 Легенда игры: Планета Земля состоит из островов, плавающих в океане. Планете угрожает экологическая катастрофа, что бы её спасти, необходимо отправиться в экспедицию. Ребята делятся на группы, придумывают себе название и выбирают командира.

 Погружение в игру - путешествие по островам, позволило ребятам проявит свои способности в творческих конкурсах, научиться работать в команде, участвовать в социально значимой природоохранной деятельности, расширить кругозор, познакомиться с профессиями.  

Каждый учащийся принял участие в творческом конкурсе рисунков и листовок: «Их осталось мало», «Береги нас», «Кем быть». В играх: «По страницам красной книги», «Реки Пермского края», «История Савинского пруда», «Писатели Пермского края о природе». Это способствовало развитию творческих способностей, а работа в коллективе и неформальная обстановка - развитию коммуникативных компетенций.

Были организованы 4 тематические экскурсии «Луговое сообщество», «История Савинского пруда», «Родник- источник чистой воды», «Лиственница- символ Карагайского района». На экскурсиях ребята познакомились с природой родного края. Это расширило их кругозор и способствовало ответственному отношению к окружающей среде.

Каждый обучающийся принял участие в реализации экологического проекта «Живи, родник» (проведен органолептический и химический анализ воды в Савинском роднике).

Начат сбор информации и материалов для исследовательской работы по итогам реализации экологического проекта «Живи, родник».

Изготовлен гербарий лекарственных трав - 20 листов, который можно будет использовать на уроках биологии и окружающего мира. 

С целью привлечения внимания общественности к экологическим проблемам села выпущено 20 листовок и размещена статья в школьной газете.

Спортивно-оздоровительные мероприятия и деятельностный режим лагеря обеспечил отсутствие заболеваемости обучающихся во время лагерной смены.

Достигнуто сетевое взаимодействие школы с Савинским ДК, Менделеевской библиотекой в реализации программы. 

В рамках профориентации обучающиеся познакомились с профессиограммами эколога, лесника и инспектора рыбоохраны, профессиями театра.

По результатам анкетирования 100% детей и родителей удовлетворены организацией лагерной смены. Родители отметили, что ребенок шёл в лагерь с хорошим настроением, имел возможности проявить свои способности, мероприятия, организованные в лагере нравились ребенку, оплата путевки в лагерь была приемлемая. 

Детям лагерная смена понравилась, особенно экскурсии в природу, ребята отметили, что они много узнали о профессиях, приобрели навыки исследовательской работы.







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.008 с.)