ТОП 10:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Гафарова Людмила Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», г. Кудымкар, Пермский край

 

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. В природе мы получаем первые знания, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В наш век, век технологий перед нами стоит глобальная задача по охране природы, природных ресурсов. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Мы нацеливаем детей на бережливое отношение к живой и неживой природе, на восстановление утраченных природных богатств. Поэтому экологическое воспитание дошкольников надо строить в четко организованный и целенаправленный процесс формирования основ в плане эко-культуры. Мы знаем, что дети по природе своей исследователи. Даже в самом младшем возрасте дети что-то ищут, стараются экспериментировать. У них это получается неосознанно, может быть и спонтанно, но какое им это приносит удовольствие, радость. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на то, чтобы как можно больше узнать об окружающем мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Детишки должны воспринимать себя частью вселенной. Они должны понимать, что человек и природа взаимосвязаны. Человек не может жить и существовать без природы. Общение человека с природой очень ценно, и дети должны это знать. Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает. Каждый должен научиться сохранять природу. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе.

С чего же я начинала формирование экологического представления у дошкольников? Прежде всего, нужно дать детям четкие представления о разнообразии мира растений и животных, отметить их особенности. Для этого необходимо создать обширную развивающую среду, как в группе, так и в окружающей нас природе. Дети очень любят, когда им рассказывают. Но еще больше они любят смотреть иллюстрированные книжки, видеть, участвовать, испытать всё на личном примере. В нашем детском саду разработаны и проводятся еженедельно мероприятия, на которых дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями. Для этого мы создали экологическую тропу – это специально разработанный и специально оборудованный маршрут в природу. При организации экологической тропы мы использовали разнообразие объектов и направлений для ознакомления детей с природой.

Экологическая тропа помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропе мы проводили различные игры, эксперименты, наблюдения, учили не просто смотреть, а видеть то, что их окружает. Дети стали рассказывать о своих впечатлениях, восхищаться миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображали в рисунках или творческих рассказах. У них лучше развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять. В прошлом году в детском саду реализовался социально — экологический проект «День за днём природу бережём», разработанный администрацией детского сада, одной из задач которого была «создание РППС на территории детского сада». В течение месяца в тесном сотрудничестве работали все сотрудники детского сада и неравнодушные родители. Преобразился фасад детского сада. Появились новые развивающие центры на территории детского сада: «Поляна сказок», «Сухой ручей», «Уголок спокойных игр», «Аптека деда Ефима». Были дополнены центры «Метеостанция», «Птичий столб», «Деревенский дворик».

Мы часто выходим на природу, совершаем экскурсии совместно с родителями наблюдать окружающий мир в действительности. Но иной раз не позволяет погода или по другим причинам экскурсии откладываются. Для этого и существует экотропа. Здесь дети могут научиться предвидеть последствия и результаты своих действий в природе (объект «Сухое дерево»). Детям мы объясняем, в чем состоит экологическая проблема. Рассказываем о том, что часто люди необдуманно загрязняют окружающую среду. Неправильные и необдуманные действия могут нанести непоправимый вред всей планете Земля. Дети должны знать об этом. Представления детей о факторах загрязнения помогут им осмыслить весь вред такого неправильного поведения.

При наблюдениях на эко тропе обращаем внимание детей на то, что природа изменяется. Одно время года приходит на смену другому, это приводит к гибели цветов зимой, и возрождению травы и цветов весной. Но если равнодушные к природе люди начнут без надобности выдергивать растения, ломать веточки, поджигать траву, то это приведет растения к гибели раньше, чем наступит зима. Если не беречь и не ухаживать за растениями, то они могут быстро погибнуть. А ведь растения дают людям чистый воздух. И это нужно донести до сознания малышей. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Экологическое воспитание расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Для более успешной работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду выпускаются экологические газеты «Родничок», которые предназначены для педагогов, родителей и детей. В этих номерах газеты описаны проблемы экологии, консультации для педагогов и родителей, небольшие тексты для чтения детям, загадки и интересные факты из жизни животных. Эти газеты размещены на сайте детского сада. Экологическое воспитание не может идти отдельно от воспитания любви к родному краю, воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине. В последнем номере газеты мы рассказали о развитии и истории коми-пермяцкого округа, о приобщении детей к истокам коми-пермяцкой культуры в условиях детского сада. Родители и воспитатели могут использовать и коми-пермяцкие игры, загадки, с которыми мы знакомим их через газету.

Большую помощь в экологическом воспитании детей оказывают родители. Без них не проходит ни одно мероприятие. При создании экологической тропы все постройки сделаны руками родителей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Надо заметить, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.

 

Литература

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва «Просвещение» 2001







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.012 с.)