ТОП 10:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Ошмарина Екатерина Владимировна, воспитатель

Структурное подразделение «Дошкольные группы МОБУ СОШ №1»

г. Кудымкар

 

В последние годы дошкольные учреждения поставлены в жесткие рамки по созданию развивающей экологической среды, из-за требований СанПиН в группах нет уголков природы с живыми объектами, тем самым мы лишаем детей не только наблюдений и труда, но и не можем в полной мере решить первостепенную задачу развития гуманного отношения к природе. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это возможно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

В своей деятельности реализую различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры : беседы, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, отражающие различные события в природе; экологические игры; детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями; знакомство с произведениями художественной литературы, просмотр картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующее получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе и пр.

Все вышеуказанные формы работы удачно сочетаю, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считаю наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.

В течение последних трех лет я работаю с детьми по теме «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через метод проектов». Взаимодействие с Коми-Пермяцким краеведческим музеем им. П.И. Субботина-Пермяка позволило реализовать, с детьми и их родителями, такие проекты «Моя березка», «Путешествие в мир насекомых», «Перелетные птицы», создали мини-музей в группе «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Березка русская моя»…

В мае 2016 года с детьми 4-5 лет, в рамках детского сада и музея, реализовали экологический, информационно-творческий проект «Путешествие в мир насекомых». Длительность работы над проектом один месяц.

Цель проекта:Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Путешествие в мир насекомых».

В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

-два тематических занятия в музее «Кто такие насекомые», «Чудесный мир бабочек»;

-игра-викторина «Наши меньшие друзья»;

-дидактические игры «Один – много», « Чей домик?», «Собери картинку»;

-описательные рассказы по алгоритму «Насекомые»;

-выставка рисунков «Удивительный мир насекомых»;

-с родителями изготовление атрибутов и участие в театрализации сказки «Дружба насекомых».

В результате дети получили представления о многообразии насекомых, о их жизни, их строении, способах передвижения; сформировали реалистическое представление об окружающей их природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее, воспитывать бережное отношение к живому; развили эмоциональную отзывчивость.

В июне 2017 года с детьми 5-6 лет прошел краткосрочный (двух недельный) экологический, информационно-исследовательский проект «Березка русская моя».

Цель проекта: сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Для реализации цели и задач проведены:

- творческое рассказывание «Березка и ее друзья»;

- беседы о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками; 

- вечер загадок о березе с использованием стихов, малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр;

- «Ценное дерево – береза», знакомство с предметами быта из бересты и продуктами переработки березовой древесины, листьев, грибов.

-зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками;

-для родителей папка-передвижка «Все о русской березе».

В заключении проекта был организован в краеведческом музее праздник «Моя березка», у бабушки писали для внучки письмо на бересте, познакомились с ценностью березки на Руси. В группе состоялось открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

В ноябре 2017 года проведен информационно-познавательный, экологический проект «Птицы, живущие рядом».

Цель проекта: формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Успех реализации цели и задач обеспечили построением системы работы по данному направлению и погружению детей во все виды деятельности:

- НОД: «Перелетные птицы», лепка «Птички прилетели на кормушку сели», развитие речи «Перелетные птицы», познавательное развитие «Птицы. Почему птиц стало меньше? », «Жалобная книга природы»;

-Экспериментирование: исследование птичьего пера, рассматривание птичьих следов, посев овса для птиц;

-Д/и «Угадай птицу», «У человека рука, у птицы… .», «Что за птица? »;

- Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Птицы нашего края», мастер-класс «Журавушка –лети к нам скорей» (обучения технике оригами);

-Целевое занятие в музее «Птицы – наши друзья».

В результате: у детей проявился интерес к объектам живой природы (зимующим птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу зимой); дети много узнали интересного из жизни зимующих птиц; ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить. Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей группы.

Результаты реализации экологических проектов совместно с музеем:

- разработаны и апробированы на практике проекты, объединенные в единое тематическое пространство - «Экологическое воспитание»;

- к каждому проекту разработан пакет документации и информационных материалов;

- у воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-

исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления;

- повысился уровень экологической культуры воспитанников;

- в проектную совместную деятельность вовлечены родители;

- создана предметно-игровая среда ДОУ;

- расширено методическое обеспечение экологического образования в ДОУ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.007 с.)