Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В повседневной жизни. Первова Галина Геннадьевна, воспитатель, структурное подразделение «Детский сад» МБОУ «Карагайская СОШ №2», с. Карагай.
«Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу детей любовь и заботу о природе, а в их головы экологическое сознание. Ребенок никогда не будет стремиться сохранить чистоту реки, если она не протекает через его сердце». В. М. Смирнов. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества окружающею среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое воспитание детей формируется в повседневной жизнии на занятиях, в играх, на прогулках. У каждого человека на планете есть место, которое для него особо дорого, значимо и незабываемо. Это – родной край, где человек родился, познал окружающий мир и откуда вступил в самостоятельную жизнь. При этом одновременно нужно повышать экологическую культуру населения. Сохранять и охранять природу необходимо начинать со своего дома, улицы, поселка, района. Большое влияние оказывает точка зрения родителей и, еще больше, их поведение, но влияя на ребенка, можно изменить и экологическую культуру окружающих его взрослых людей. Современный мир предлагает детям множество развлечений, для которых нет необходимости покидать помещение и вообще сходить с места: телевизор, компьютер, сотовый телефон. Интересы большинства из них крутятся только в сфере информационно - коммуникационных технологий. Поэтому необходимо повышать культуру населения в области экологии. Этой цели служит система экологического образования. Участие в конкурсах и мероприятиях экологической направленности ведет к повышению интереса к окружающей природе и расширению кругозора человека. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности. Он пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. Педагогическое общение в совместной деятельности с детьми способствует быстрому повышению экологической культуры у детей. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, ветром, осадками, насекомыми, птицами, животными. В старшей группе воспитатель продолжает учить ребят работать с календарем природы. Находить дни недели, значками обозначать явления природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Для реализации задач в группе создан уголок природы, оформлены макеты ООПТ «Карагайский лес», фото альбомы, гербарии растений, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к труду. Для полученных детьми знаний, в конце учебного года была организована тематическая неделя ООПТ «Карагайский лес». Дети смогли систематизировать и обобщить полученные ими знания. Вместе с родителями выпустили плакаты в защиту ООПТ «Карагайский лес», аппликация из осенних листьев «Осенний калейдоскоп», поделки из бросового материала «Эко – елочка», фотовыставка «Зима в Карагайском лесу», конкурс «Елочка - зеленая». Доступные и понятные для детей акции: «Зеленая елочка – живая иголочка» - по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношения, воздействуют на личность ребенка, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон. Один значимый – праздник, посвященный Дню Земли. Он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине. Для того чтобы детям было интересно, используем различные методы работы: чтение соответствующей литературы, просмотр видео материалов, дидактических, словесных, подвижных, сюжетно-ролевых игр, обыгрывание ситуаций. В своей практике применяю к помощи сказочных героев, при помощи их можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. В повседневной жизни с детьми можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель совершает с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а можно организовать поход. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы. В ходе проведенной работы достигнуты результаты: разработан комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня ООПТ «Карагайский лес» экологического воспитания детей и просвещения их родителей. Дети стали более грамотными в этой области, сформирована система знаний об экологических проблемах современности и пути их решения, обобщены и расширены знания детей о ООПТ «Карагайский лес», развитие и стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. Работая с детьми, учим любить и беречь окружающий мир. Достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В проекте «Чудесное лукошко» - дети ведут наблюдения, экспериментируют. Так же рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, привлекаются родители. Проводятся беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, какие надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи. Очень важно привлекать родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они рисуют рисунки, приносят фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла!», «Это поможет природе». Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы родителям как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди». Родители приносят корм для птиц, рисуют плакаты, вместе с детьми развешивают на деревьях кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет. В помощь родителям оформляется «Экологический центр», где помещаются статьи, словесные игры, стихи для разучивания с детьми. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. У нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он вокруг себя. Мы странно и неправильно живем на Земле, охраняем и бережем драгоценное, бесценное, созданное самой природой, не храним. Мы так воспитаны, у нас такое сознание. Да мы стараемся его изменить, но это сложно. Важно объяснить эту простую истину нашим детям. Воспитывать у них любовь к окружающей среде, природе. И это воспитание надо начинать с раннего детства, с дошкольного возраста, воспитывать правильное сознание любви к природе, любви окружающему миру. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.009 с.) |