ТОП 10:

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста



В повседневной жизни.

Первова Галина Геннадьевна, воспитатель,

структурное подразделение «Детский сад» МБОУ «Карагайская СОШ №2», с. Карагай.

 

«Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим

в душу детей любовь и заботу о природе, а в их головы экологическое сознание.

Ребенок никогда не будет стремиться сохранить чистоту реки, если она

не протекает через его сердце».

В. М. Смирнов.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества окружающею среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое воспитание детей формируется в повседневной жизнии на занятиях, в играх, на прогулках.

У каждого человека на планете есть место, которое для него особо дорого, значимо и незабываемо. Это – родной край, где человек родился, познал окружающий мир и откуда вступил в самостоятельную жизнь. При этом одновременно нужно повышать экологическую культуру населения. Сохранять и охранять природу необходимо начинать со своего дома, улицы, поселка, района. Большое влияние оказывает точка зрения родителей и, еще больше, их поведение, но влияя на ребенка, можно изменить и экологическую культуру окружающих его взрослых людей.

Современный мир предлагает детям множество развлечений, для которых нет необходимости покидать помещение и вообще сходить с места: телевизор, компьютер, сотовый телефон. Интересы большинства из них крутятся только в сфере информационно - коммуникационных технологий. Поэтому необходимо повышать культуру населения в области экологии. Этой цели служит система экологического образования. Участие в конкурсах и мероприятиях экологической направленности ведет к повышению интереса к окружающей природе и расширению кругозора человека. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.                                                                                                      

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности. Он пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. Педагогическое общение в совместной деятельности с детьми способствует  быстрому  повышению экологической культуры у детей. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, ветром, осадками, насекомыми, птицами, животными.

 В старшей группе воспитатель продолжает учить ребят работать с календарем природы. Находить дни недели, значками обозначать явления природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Для реализации задач в группе создан уголок природы, оформлены макеты ООПТ «Карагайский лес», фото альбомы, гербарии растений, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к труду. Для полученных детьми знаний, в конце учебного года была организована тематическая неделя ООПТ « Карагайский лес». Дети смогли систематизировать и обобщить полученные ими знания. Вместе с родителями выпустили плакаты в защиту ООПТ «Карагайский лес», аппликация из осенних листьев «Осенний калейдоскоп», поделки из бросового материала « Эко – елочка», фотовыставка « Зима в Карагайском лесу», конкурс «Елочка - зеленая». Доступные и понятные для детей акции: «Зеленая елочка – живая иголочка» - по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношения, воздействуют на личность ребенка, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон. Один значимый – праздник, посвященный Дню Земли. Он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине. Для того чтобы детям было интересно, используем различные методы работы: чтение соответствующей литературы, просмотр видео материалов, дидактических, словесных, подвижных, сюжетно-ролевых игр, обыгрывание ситуаций.    

В своей практике применяю к помощи сказочных героев, при помощи их можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

В повседневной жизни с детьми можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель совершает с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а можно организовать поход. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы.

В ходе проведенной работы достигнуты результаты: разработан комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня ООПТ «Карагайский лес» экологического воспитания детей и просвещения их родителей. Дети стали более грамотными в этой области, сформирована система знаний об экологических проблемах современности и пути их решения, обобщены и расширены знания детей о ООПТ «Карагайский лес», развитие и стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. 

Работая с детьми, учим любить и беречь окружающий мир. Достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В проекте «Чудесное лукошко» - дети ведут наблюдения, экспериментируют. Так же рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, привлекаются родители. Проводятся беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, какие надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи. Очень важно привлекать родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они рисуют рисунки, приносят фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла!», «Это поможет природе». Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы родителям как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди». Родители приносят корм для птиц, рисуют плакаты, вместе с детьми развешивают на деревьях кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет. В помощь родителям оформляется «Экологический центр», где помещаются статьи, словесные игры, стихи для разучивания с детьми.

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. У нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он вокруг себя. Мы странно и неправильно живем на Земле, охраняем и бережем драгоценное, бесценное, созданное самой природой, не храним. Мы так воспитаны, у нас такое сознание. Да мы стараемся его изменить, но это сложно. Важно объяснить эту простую истину нашим детям. Воспитывать у них любовь к окружающей среде, природе. И это воспитание надо начинать с раннего детства, с дошкольного возраста, воспитывать правильное сознание любви к природе, любви окружающему миру. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу.                                                                                                                            







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.006 с.)