Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межмуниципальной конференции

Поиск

Сборник тезисов

Межмуниципальной конференции

«Экологическое образование:

Проблемы, опыт, перспективы»

 

11.05.2018 год

 

 

 

с. Карагай

Пермский край

Тезисы межмуниципальной конференции «Экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы»/ под ред. Трефиловой Р.П. – с.Карагай, 2018 г. - 50 с.

 

 

В сборник включены тезисы выступлений участников межмуниципальной, посвящённой 10-летию со дня образования Карагайского регионального отделения Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета». В конференции приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели, учащиеся общеобразовательных организаций.

В материалах сборника отражены вопросы истории экологического движения в Карагайском районе, представлен опыт работы общеобразовательных организаций по экологическому образованию обучающихся, актуальные аспекты исследовательской и проектной деятельности.

Издание адресовано  педагогам образовательных организаций, воспитателям, организаторам детского экологического движения.

 

Авторы опубликованных материалов несут полную ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, соответствие ссылок оригиналу и прочие сведения. Позиции редакционной коллегии и авторов материалов могут не совпадать.

Материалы печатаются в авторской редакции

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пленарные доклады

Трефилова Р.П. Деятельность Карагайского регионального отделения ООДЭД «Зелёная планета» как фактор повышения уровня экологической культуры детей и подростков 5
Выголова И.И. Развитие экологического образования в Карагайском муниципальном районе 7
Негодяева С.Г. Возможности экологического образования для развития метапредметного результата обучающихся (из опыта работы) 9
Устюгова Е.Н. Опыт работы краевой заочной школы естественно-математических наук ОДОД «Экологический центр» по развитию межмуниципального сотрудничества и сетевого взаимодействия образовательных организаций в области экологического образования   11

Секционные доклады

 

Анфёрова Н.А. Проект «Лук от семи недуг»    14
Ведерникова Н.Г. Формирование основ экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность старших дошкольников  
Волегова Л.М. Экология в играх 18
Гафарова Л.И. Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» 18
Голубчикова С.С. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой родного края в рамках реализации проекта «Клуб «Молодая семья» 21
Дудина Л.И. Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольника   22
Дьячкова Н. Б. Экологические подвижные игры 24
Климова О.С.  Экологическое воспитание дошкольников: формы и методы работы  25
Кузнецова Н.Н. Экологическое воспитание на занятиях творческого объединения «Затейники»   27
Кузьмина И.Н. Организация работы летних отрядов экологической направленности в рамках школьного лагеря с дневным пребыванием 29
Наумова Е.В. Экологические акции в детском саду  31
Никонова Л.Л. Развитие метапредметных умений у обучающихся младшего школьного возраста через экологическую направленность     32
Носкова Е.И. Организация проектно-исследовательской деятельности эколого-краеведческой направленности в начальной школе 34
Ошмарина Е.В. Метод проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста   35
Первова Г.Г. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни    37
Радостева Н.М. Мастер-класс «Экологическая карта животного и растительного мира Пермского края»  40
Седегова Н.М. Формирование экологических представлений у детей в разновозрастной группе 4-7 лет   41
Хлебникова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности  42
Хомякова О.Г. Воспитание экологической культуры старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности  44
Четина М.В. Уроки экологии для пап, мам и дошколят 46
Шаврина Л.В. Современные подходы к созданию центра экологии для старшего дошкольного возраста 47

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАРАГАЙСКОГО  РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ООДЭД «ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА» КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Трефилова Раиса Поликарповна,

Председатель Карагайского регионального отделения (Пермский край)

ООДЭД «Зелёная планета», учитель биологии МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

 

Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования, воспитания и просвещения. Каждый человек должен осознавать, что он несет ответственность за состояние естественного природного окружения, за свое здоровье и здоровье других людей, является частью природы, которую необходимо сохранить от загрязнения и разрушения.

К сожалению, сегодня экология как предмет исключена из учебных планов общеобразовательных учреждений. В связи с этим, возрастает роль  дополнительного образования в решении задач экологического просвещения школьников. Карагайское региональное отделение ООДЭД «Зелёная планета» в течение 10 лет занимается экологическим образованием и воспитанием детей и подростков.

Региональное отделение Общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета» образовано в 2008 года на базе МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2». Всероссийское детское экологическое движение «Зеленая планета» предназначено способствовать включению детей в решение социальных проблем общества, формированию их активной жизненной позиции и воспитанию:

· чувства обеспокоенности не только по отношению к животным и растениям, но и к людям;

· бережного отношения не только к окружающей среде, но и к нашему культурному и историческому прошлому;

· желания преобразовать не только экологическую обстановку, но, вместе с ней, социальную и экономическую жизнь страны;

· потребности вести здоровый образ жизни и не поддаваться дурному влиянию, которое может негативно сказаться на здоровье человека и помешать его реализации как личности.

В качестве регионального отделения наша школа осуществляет работу и участвует в проведении мероприятий, отвечающих целям, задачам и направлениям деятельности ООДЭД «Зеленая планета».

Региональное отделение ежегодно проводит региональные этапы Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины», информирует образовательные учреждения города о текущих экологических мероприятиях ООДЭД «Зеленая планета» и принимает участие в них.

Понимая важность экологического воспитания и образования детей, образовательные учреждения края принимают активное участие в региональных экологических мероприятиях регионального отделения. Число участников данных мероприятий ежегодно достигает 500-600 учащихся из 60 образовательных организаций Перми, Кудымкара, Нытвы, Верещагино, Березников, Ныроба, Чердыни, Карагая, Ильинского, Сивы и др.

Динамика распределения количества участников по годам показывает стабильную активность детей и взрослых в региональном этапе Всероссийской детской экологической акции «С любовью к России мы делами добрыми едины».

Основной целью акции является вовлечение детей и подростков в природоохранную деятельность, формирование экологической культуры учащихся и воспитанников образовательных учреждений. Ежегодно в поддержку акции проводятся следующие экологические мероприятия:

·   экологическая акция «Птица года»;

·   экологическая акция «Речная лента;

·  субботник «Зеленая весна»;

·  акция «Посади Дерево»;

Благодаря активному участию учителей, воспитателей, детей и подростков, а также их родителей, на территориях образовательных учреждений каждый год проводятся экологические мероприятия. Дети приобщаются к практической экологической деятельности: приводят в порядок дворы ОУ, сажают молодые саженцы деревьев, кормят птиц зимой и делают для перелётных птиц скворечники. Учащиеся занимаются и вопросами экологического просвещения: создают экологические агитбригады, рисуют агитационные экоплакаты, знакомятся с растениями и животными Красной книги, ставят экологические спектакли. Более 3000 участников регионального этапа акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» ежегодно вносят свой вклад в сохранение окружающей среды нашего края. В т.ч., свой вклад в проведение акции внесли образовательные учреждения Карагайского района: Зюкайская ООШ, Антонятская ООШ, Воскресенская ООШ, Юрическая ООШ, Обвинская СОШ, Карагайская СОШ № 2, Козьмодемьянская СОШ.

Основное ежегодное мероприятие ООДЭД «Зеленая планета» это – Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета».

Цели и задачи форума:

·  привлечь общественное внимание к вопросам сохранения биологического разнообразия;

·  систематизировать результаты многолетней экологической деятельности детских коллективов;

·  развивать у детей и подростков умение выражать своё отношение к природным и культурным ценностям через результаты исследовательской, творческой и художественной деятельности;

·  воспитывать у детей и подростков толерантное отношение к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия;

·  формировать у детей и подростков экологическую культуру и активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам края.

Региональный этап форума включает несколько номинаций, ежегодно проводятся следующие:

·  «Зеленая планета глазами детей» - конкурс рисунков;

·  «Эко-объектив» - конкурс кинорепортажей, представленных детскими коллективами;

·  «Природа. Культура. Экология» - конкурс сольных и коллективных исполнений песен и театральных постановок;

·  «Многообразие вековых традиций» - конкурс отдельных поделок и композиций.

·  «Современность и традиции» – конкурс театров экомоды, представляющих модели одежды из различных экологических материалов.

· «Природа – бесценный дар, один на всех» - конкурс исследовательских работ и социально-значимых проектов.

·  «Жизнь леса и судьбы людей» - конкурс литературных публикаций.

 

В Пермском крае учащиеся образовательных учреждений активно принимают участие в региональном этапе форума и становятся победителями на всероссийском уровне.

 Для обучающихся в образовательных организациях ООДЭД «Зеленая планета» ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Зеленые технологии глазами молодых». Конференция-конкурс проводится с целью формирования интереса у молодых людей к современным производствам, оказывающим существенный вклад в жизнь и развитие регионов их проживания.

Основные задачи конкурса:

– формировать у молодёжи экологическую культуру и активную жизненную позицию по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством;

– развивать способности молодых людей к проведению экологического мониторинга, литературному творчеству при написании докладов и оформлении презентационных материалов, умение выступать перед аудиторией и дискутировать.

 Таким образом, участие детей и подростков в мероприятиях Карагайского регионального отделения ООДЭД «Зеленая планета» направлено на повышение уровня экологической культуры обучающихся через практическую деятельность, направленную на улучшение экологической ситуации, творческого развития, воспитания ответственного отношения к культурному и природному разнообразию.  

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Устюгова Елена Николаевна, старший методист ОДОД «Экологический центр»

ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум», г. Пермь

Система дополнительного образования на современном этапе отличается децентрализацией, гибким взаимодействием её компонентов, большим спектром целевых, программных, технологических, оценочно-результативных составляющих образовательного процесса. Актуальным представляется поиск модели её развития, обеспечивающей эффективность и соответствие существующим социально-экономическим условиям. Это возможно в условиях выстраивания сотрудничества и сетевого взаимодействия образовательных, культурных, спортивных, медицинских, общественных и других организаций, органов власти различного уровня как по горизонтали, так и по вертикали.

Педагоги краевой заочной школы естественно-математических наук ОДОД «Экологический центр» ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» на пути развития межмуниципального, сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ, экологических проектов отмечают этапы - информационный, проблемно-аналитический, проектный, а также, этап трансляции педагогического опыта. Важно отметить взаимосвязь данных этапов и развитие опыта работы в этом направлении в соответствии с «принципом спирали».

Основными направления работы заочной школы, реализуемыми в условиях межмуниципального, сетевого взаимодействия являются:

1. Реализация дополнительных общеразвивающих программ совместно с социальными партнерами – общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования, учреждениями СПО, вузами, НИИ, общественными организациями г. Перми и Пермского края. Организация и проведение сессий обучающихся экологического отдела КЗШЕМН в форматах, способствующих обмену опытом исследовательской, проектной деятельности в области экологии (конференция, конкурс творческих проектов).

2. Организация и проведение Интернет-проектов для детей Пермского края. Это значительный пласт работы педагогического коллектива, который сложно освоить без поддержки извне. Педагогами экологического отдела КЗШЕМН совместно с социальными партнерами разработан и реализован проект «Краевая Интернет-игра «Равновесие», посвященный Году экологии и ООПТ в России, направленный на повышение экологической грамотности населения, социальной активности учащихся в решении региональных экологических проблем, популяризацию региональных и российских Интернет-ресурсов экологической и природоохранной тематики.

    В данном проекте приняли участие 10 команд, объединяющих 46 учащихся и 8 педагогов - руководителей команд из 8 образовательных организаций 7 территорий Пермского края. В ходе проекта участники могли взаимодействовать друг с другом на соревновательной основе, обмениваться опытом в области экологической и природоохранной деятельности. Материалы Интернет-игры «Равновесие» размещены на сайте http://kebc.papt59.ru/ и актуальны для использования в практике. По итогам проекта подготовлена статья «А вы играли в «Равновесие»?», которая опубликована в журнале «Сохраним природу Прикамья» №2 2017 г.

Краевой Интернет-проект «Экоролик» посвящен итогам Года экологии и особо охраняемых природных территорий в России. Цель: создание на основе материалов конкурса «Экоролик» образовательного Интернет-ресурса видеоматериалов о детских и молодёжных инициативах в области экологии и охраны окружающей среды, направленных на повышение активности населения в решении региональных экологических проблем. Проект объединил 100 человек (77 учащихся и 23 педагога) 19 образовательных организаций 14 территорий Пермского края, которые представили 24 конкурсных материала. Жюри, в состав которого на добровольных началах вошли представители ПКО ООО «ВООП», специалисты Отдела медиаобразования «Пермкино», проводило экспертизу конкурсных материалов.

Участники Интернет-проекта творчески подошли к своим работам. Экологические ролики ярко отражают деятельность ребят по экологическому просвещению населения, сбережению природного наследия края, благоустройству и озеленению территорий, решению проблем твердых коммунальных отходов. Они отличаются оптимизмом, несут в себе мощный воспитательный потенциал, представляются актуальными в практической деятельности по экологическому воспитанию и просвещению. Благодаря межмуниципальному сотрудничеству с образовательными организациями Карагайского района участники проекта также имели возможность выхода на другие экологические конкурсы.

3. Организация и проведение Интернет-проектов для педагогов Пермского края. Примером является открытый краевой Интернет-проект «Экоигротека», который проводился ОДОД «Экологический центр» ГБЛОУ «Пермский агропромышленный техникум» в 2016-2017 учебном году и был посвящен Году экологии и особо охраняемых природных территорий в России. Основной составляющей данного проекта стал Интернет-конкурс настольных экологических игр «Экоигротека». Цель конкурса - выявление и обобщение лучшего опыта педагогов образовательных организаций Пермского края в разработке настольных экологических игр на основе регионального компонента и использовании разработок в образовательном процессе, распространение педагогического опыта через Интернет – ресурс «Экоигротека». В проекте приняли участие 121 человек из 13 территорий Пермского края. Интернет-ресурс «Экоигротека» размещен на сайте http://kebc.papt59.ru/ и доступен для использования в практической работе.

4. Организации и проведении краевых семинаров для педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы естественнонаучной направленности совместно Министерство образования и науки Пермского края и ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник». Мероприятие в данном формате проводится с 2016-2017 уч.г., направлено на развитие естественнонаучной деятельности и научного творчества обучающихся Пермского края. В рамках данных семинаров осуществлялось руководство секциями «Биология», «Исследовательская деятельность», были представлены доклады «Образовательные программы и мероприятия КЗШЕМН в 2017-2018 уч.г.», «Значение интеллектуальных игр в развитии интереса школьников к исследовательской деятельности» и методические разработки экологических игр.

5. Участие в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» (организаторы Министерство образования и науки Пермского края, ГАУДПО «Институт развития образования Пермского края»). Педагоги КЗШЕМН 13 октября 2017 г. участвовали в краевой акции «Умный автобус», реализовали краткосрочные программы дополнительного образования «Дорога к доброму здоровью», «Позитивные открытки к любимым праздникам» в школе г.Чёрмоз, а методические материалы данных программ предоставили организаторам проекта и педагогам школы. Декабрь 2017 г. также отмечен участием в сетевом проекте - разработкой модуля «Опытническая исследовательская деятельность с культурными и лесными растениями» дополнительной общеразвивающей программы с рабочим названием «Развитие предпринимательской деятельности детей и молодёжи в сфере сельского и лесного хозяйства», которая будет реализовываться в сетевой форме.

Практика показывает, что понимание и принятие данного явления как новой культуры совместной деятельности, предполагающей партнерство при сохранении самобытности и уникальности всех участников, являются основополагающими факторами для достижения реальных взаимовыгодных экономических и социальных результатов.

Секционные доклады

Проект «Лук от семи недуг»

Анфёрова Надежда Александровна, воспитатель,

структурное подразделение «Детский сад» МБОУ «Карагайская СОШ №2», с. Карагай

 

Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Проект направлен на расширение знаний детей об овоще – лук, формирование знание об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека

Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать этапами проведения опыта.

Вид проекта: проектно – исследовательская.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Объект исследования: репчатый лук.

Продолжительность проекта: 1 месяц

Место проведения: группа детского сада.

Задачи проекта:

· Воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;

· Закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;

· Формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

· Выработка навыков посадки лука на землю и в стакан с водой;

· выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;

· Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно

· называть трудовые действия.

· Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

· Получить положительные эмоции от полученных результатов.

· Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Актуальность и обоснованность проекта:

Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса и экспериментальной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей и их родителей в практическую деятельность по выращиванию лука.

Предполагаемые результаты:

Дети должны получить представления как сажают лук

Знать как ухаживать за луком

Знать о пользе лука

Знать поговорки, пословицы, загадки про лук

Знать где и в каких целях можно использовать лук

Содержание и реализация проекта

Подготовительный   1.Подбор семян. 2Подбор наглядного материала. 3Подбор дидактических игр. 4.Подбор методобеспечения.

 

Основной 1.Высадка лука в грунт. 2.Уход за растениями. 3.Сбор урожая.

 

Заключительный 1.Серия занятий про лук: Рисование «Зеленый лучок» НОД «Мы лучок сажали» НОД «Лук от семи недуг» 2.Дегустация блюд с зеленым луком. 3.Проведения консультации для родителей. 4.Подведение итогов – выставка пророщенного лука «Лук – наш друг!».

 

Результаты внедрения проекта по образовательным областям:

Социально – коммуникативное развитие:

Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

Сюжетно – ролевые игры: «Повар», "Магазин "

Познавательное развитие:

Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания.

Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.

Провели наблюдение за ростом лука в различных условиях: на свету, в тёмном месте.

Речевое развитие:

Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.

-Беседы: «Для чего на подоконнике огород?»,«Полезные свойства лука»

- Рассматривание альбома «Лук – какой он»

- Чтение стихов, поговорок про лук.

- Чтение сказок про лук

-Речевые игры: «У бабушки на грядке выросли загадки», «Доскажи словечко», и др.

художественно-эстетическое развитие:

Развитие навыков раскрашивания

Развитие навыков лепить из пластилина.

Развивать чувство формы

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности:

-Раскрашивание «Лук от семи недуг»

- Лепка «Лук – наш друг»

-Рисование: «Зеленый лучок»

физическое развитие:

формирование представлений о здоровом образе жизни

-Подвижная игра «Передай овощи»

Подвижная игра «Кто быстрей уберет овощи в корзинку»

Анализ:

Дети получили представления как сажают лук.

Узнали, как ухаживать за луком.

Узнали о пользе лука.

Познакомились с поговорками, пословицами, загадками про лук.

Узнали, где и в каких целях можно использовать лук.

Во время проведения проекта дети наглядно убедились в том, что для хорошего роста нужна вода, солнце, тепло. Также получили практические навыки о выращивании и уходе за растением; узнали о полезных свойствах лука и содержании в нём витаминов, познакомились с блюдами в которые входит лук. Домашнее задание способствовало более тесному взаимодействию между родителями и детьми.

Экология в играх

Волегова Л.М., воспитатель,

структурное подразделение «Детский сад» МБОУ «Карагайская СОШ №2», с. Карагай.

 

Экологическое воспитание и образование – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени, в т.ч., в дошкольных учреждениях.

Цель: Формирование системных экологических знаний и воспитание бережного отношения к социоприродному миру у детей 5 – 7 летнего возраста через дидактическую игру.

Задачи:

1. Создать условия для обучения основам экологии, природопользования.

2. Сформировать у детей представление о социоприродном мире и необходимости бережного и созидательного отношения к природе через игровую деятельность.

3. Способствовать удовлетворению познавательной активности средством выражения и развития творческих способностей.

  Актуальность:

 Обострение экологической проблемы в стране и мире диктует необходимость интенсивной просветительной работы и формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.

Дидактические игры – отличное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста! Дидактическая игра – содержательная для детей деятельность, которая имеет свою структуру.

Структура игры:

· Цель игры, заданная взрослым;

· Игровая задача игровые правила, адресованные детям;

· Игровой материал;

· Варианты игры;

· Ожидаемый результат.

В группе работает «Творческая мастерская» по изготовлению дидактических игр по принципу «гусёк». Активное участие в её работе принимают родители: вместе с детьми они изготавливают игры, оформляют их, придумывают свои правила, которые в процессе игры могут меняться.

Перед началом игры коллективно проговариваются правила игры, составляется и зарисовывается алгоритм.

Результаты:

· Сформированы элементарные представления детей о социоприродном мире.

· Дети приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

· Оформлена картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста.

 

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Дудина Луиза Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»

г. Кудымкар, Пермский край

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

 

Одной из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», является формирование духовно-нравственной личности, где подчеркивается гуманистический характер образования, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Невозможно переоценить воздействие природы на развитие ребенка в любом возрасте. Наблюдая за детьми мы, взрослые, видим, как дети открывают для себя окружающий мир на практике: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Порой проявляют бесчувственность, и даже жестокость по отношению к животным, насекомым, растения: берут в руки и сильно сжимают маленькое животное, ловят насекомых и сажают их в банку, рвут цветы, ломают деревья, что может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому задача взрослого человека – это научить ребёнка беречь природу. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, в своей практике мною широко используется художественная литература. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает мне обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Содержание многих книг о природе для детей написаны научно достоверно, что помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Например, Н.М. Павлова — ученый-растениевод — в книге «Желтый, белый и лиловый» в точности передает фенологические наблюдения. В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) показывает сложнейшее явление в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Используя в работе художественную литературу о природе, я заметила, что художественное слово глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержание, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников. Наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. У детей возникает желание беречь и любоваться всем живым.

Например, стихотворение Владимира Степанова «Одуванчик» вызывает живой отклик у детей:

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Буду я тебе, как другу,

Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

Наряду с чтением произведений, организовывали беседы, разыгрывали сценки, лепили, рисовали, делали коллажи, придумывали продолжения, сочиняли сказки, стихи, рассказы, создавали книжки-малышки. Чтения сочетаем с непосредственным наблюдением в природе, что усиливает впечатления детей от восприятия окружающего. С большим желанием дети «читают» энциклопедии, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также задают вопросы, рассказывают о подобном увиденном явлении.

Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, приметы, народные игры, сказки – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.

Мы попробовали предложить детям сценический жанр - мюзикл. Это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются литературное, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусство. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Зрители и слушатели испытывают на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружает их в атмосферуреальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается литературными монологами и музыкой. Дети, а с ними их родители, очень ответственно отнеслись к репетициям, а затем и к показу мюзикла «К солнышку». Не только зрители, но и сами артисты глубоко переживали ход событий, испытывали волнение, радость, страх. Все очень радовались счастливому концу сказки.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений, интерес у дошкольников постепенно снижается. Это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса. Прежде всего в работе использую литературу, рекомендованную программой «Детство».

Таким образом, художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркостью, но и смысловым содержанием. Художественное слово о природе учит ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека!

Литература

- НиколаеваС.Н., Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания,– М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

- СаморуковаП.Г., Методика ознакомления детей с природой в детском саду, М. «Просвещение», 1992.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Климова Ольга Семёновна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 14 «Светлячок», г.Кудымкар

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы,

В.А.Сухомлинский

По словам Сухомлинского, природа – это богатейшая кладовая, она играет большую р



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.018 с.)