ТОП 10:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 4-7 ЛЕТ



Седегова Наталья Михайловна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок»,

г. Кудымкар, Пермский край

 

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища

охранялись, их надо открывать и показывать».

                                                                                               М.М. Пришвин

Современные дети редко общаются с природой. Лишь со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день и начинается экологическое воспитание. Где бы ребёнок ни жил в городе, в поселке, в деревне можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. И каждый из нас согласится с тем, что убеждения человека формируются с детства. Поэтому одной из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами стоит - воспитание любви к Родине, а значит, и бережное отношение к природе. Однако неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все, - это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Задача экологического воспитания дошкольников - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Формируя у детей элементы экологической культуры, в группе мною созданы условия для изучения детьми объектов живой и неживой природы: живой уголок, где растут комнатные растения, выращиваем зелёный лук, цветы. Имеется уголок погоды, где ежедневно отмечаем со старшими детишками погоду. В наличии имеется необходимый материал для проведения опытно - экспериментальной деятельности, согласно возрасту детей.

Немаловажное значение имеет рассматривание картин с изображением природы и параллельным чтением стихотворений и рассказов о природе. Дети с удовольствием включаются в процесс, и такие занятия проходят более продуктивно. Например, по теме «Весна» мы, рассматривая картину «Весна», обязательно читаем стихотворение о весне. Ииграют в экологические дидактические, настольно – печатные, словестные игры: «Экологическое лото», «Кто, где живёт», «Мир вокруг нас» и другие, посредством которых у детей вырабатываются уточняющие представления о свойствах и качествах объектов природы, развивается наблюдательность, внимание, память. Также дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; о животном и растительном мире, о бережном отношении к нему.

 На занятиях я часто использую художественную литературу. Читая произведения, я заметила, что они глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают ответы на вопросы, где проявляется их забота и любовь о друзьях наших меньших.

Широко использую загадки о природе и природных явлениях, песенки – потешки, считалки, скороговорки, заклички. Пополняя развивающую предметно - пространственную среду в группе вместе с детьми с осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений.

Немаловажное значение по данному направлению имеет организация работы с семьёй. Только опираясь на семью, и только совместными усилиями мы можем решить главную задачу воспитания человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями мною используются традиционные формы это родительские собрания, консультации, беседы. Провожу совместную деятельность с детьми и родителями – это походы, экскурсии, экологические праздники, совместный уход за растениями, выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, помощь в создании развивающей предметно – пространственной среды в группе и на площадке, чтение книг и т.д.

Практика показывает, что применение различных приёмов и методов в воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста приводит к положительному отношению к окружающему миру. А решение этого вопроса начинается с детей дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Литература:

1. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ», «Учитель», г. Волгоград, 2006;

2. Маркова Т. А. «Детский сад и семья», «Просвещение», М., 1986.

3. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», М., 2011.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.006 с.)