Урок 86. Развитие речи. Сочинение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 86. Развитие речи. Сочинение



По картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

(упр. 358)

 

Урок 87. Антонимы

Знать: о роли антонимов в речи.

Уметь: подбирать антонимы; находить их в тексте; употреблять в речи.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка. Составьте схему предложения.

 

Улетают птицы за море.

Миновало время жатв,

На холодном сером мраморе

Листья желтые лежат.

(Д. Кедрин.)

 

Учащиеся выписывают в столбик сказуемые двух первых предложений и определение холодный; рядом записывают слова с противоположным значением: прилетать, проходить (время), горячий; приводят еще примеры слов с противоположным значением.

 

II. Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера.


И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

высоко,

А ты ответишь:

низко.

Скажу я слово

далеко,

А ты ответишь:

…………

Скажу я слово

потерял,

И скажешь ты:

………...

Скажу тебе я слово

трус,

Ответишь ты:

храбрец.

Теперь

начало

Я скажу,—

Ну, отвечай:

…………


 

Запись в тетрадях: анти — против, онима — имя.

 

Домашнее задание: § 68, упр. 364 (письменно), 367 (устно).

 

III. Упр. 360 (устно).

Делается вывод об особенностях строения многих русских пословиц — на противопоставлении.

 

IV. Запись в столбик слов и подбор к ним антонимов.

 

Тяжелый (легкий), ранний (поздний), жестко (мягко), правда (ложь).

 

— Укажите вид орфограмм в словах второго столбика.

Внимание пятиклассников обращается на то, что антонимами всегда являются слова одной и той же части речи.

 

V. Игра «Кто больше?».

Учащиеся записывают по вариантам антонимичные пары, обозначающие:

 

в р е м я п р о с т р а н с т в о ч у в с т в о,

х а р а к т е р ч е л о в е к а

рано (поздно) далекий (близкий) веселый (грустный)

утро (вечер) длинный (короткий) умный (глупый)

день (ночь) узкий (широкий) добрый (злой)

 

VI. Игра «Отгадай, что́ я»

 


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня... (прохлада).

 

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь... (тишина).


 

VII. Запись к данным словам синонимов и антонимов.

 

Твердый (крепкий, мягкий), большой (громадный, маленький), добрый (сердечный, злой).

VIII. Запись под диктовку с указанием антонимов.

 

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

(Л. Толстой.)

 

Домашнее задание: упр. 362 (письменно), 367 (устно).

 

Урок 88. Развитие речи. Роль деталей

В описании предмета. Подробное изложение

(упр. 367)

 

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих всех орфографических правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу.

З а д а ч и и з у ч е н и я р а з д е л а: подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова; научить школьников обоснованно выделять морфемы; различать разные формы одного и того же слова и однокоренные слова; формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня.

Необходимо стремиться к выработке у школьников умения обосновывать выделение морфем. Один из вариантов решения этого вопроса — доказательство путем приведения в качестве примеров других слов с аналогичной морфемой. Так, при разборе по составу глагола прилетела (указание на принадлежность к той или иной части речи анализируемого слова непременное условие) ученик, выделяя окончание - а, не только указывает на то, что данный глагол прошедшего времени стоит в единственном числе, женском роде, но и приводит примеры: «Такое же окончание в глаголах прошедшего времени проговорила, спела и пр.»

Комментарий учащихся относительно других морфем: «В данном глаголе приставка при -, обозначающая приближение; такая же приставка в словах прибежал, примчался и др. В глаголе корень - лет -; такой же корень в словах полет, перелететь, слетал и др.; - е - — суффикс глагола; такой же суффикс в глаголах видеть, терпеть и др.; суффикс глагола - указывает, что глагол стоит в прошедшем времени; такой же суффикс в глаголах прошедшего времени читал, молчал и др.».

Подобное обоснование разбора слова по составу не только предупреждает формальное выделение морфем, но и поможет школьнику осознать взаимосвязь языковых явлений, сформировать умение устанавливать эти связи, сравнивать, обобщать, сопоставлять. Такой разбор по составу способствует формированию у учащихся и навыков монологической устной речи научного стиля, проявляющихся в свободном использовании лингвистической терминологии, в умении произвести разбор слова, построив ответ в форме связного высказывания.

Формировать это умение нужно постепенно, по этапам, с учетом подготовленности класса и главное — систематически.

 

Урок 89. Изменение и образование слов

Знать: чем отличаются формы одного и того же слова; об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.

Уметь: отличать однокоренные слова и формы слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схему предложения (без записи самого предложения) Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами; дайте характеристику предложения. Выпишите и разберите по составу слово скрипит.

 

II. Запись в «Словарь корней».

-скрип-: скрип, скрипеть, скрипка, скрипач, скрипучий, проскрипеть.

Под руководством учителя слова разбираются по составу. (Разбор по составу однокоренных слов способствует не только правильному выделению корня, но и сознательному выделению всех значимых частей слова.)

— Что общего у этих слов? (Значение корня.)

— Как называются такие слова? (Однокоренными.)

— Одинаковое ли у данных слов лексическое значение? (Нет.)

— С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов, приставок.)

— К каким частям речи относятся это слова?

— Просклоняйте слово скрип (запись с выделением окончаний в словах). Чем отличаются эти слова? (Окончаниями.)

— Одинаковы ли лексические значения этих слов? (Да.)

Учитель сообщает учащимся, что эти окончания выражают разные формы одного и того же слова: — форму родительного падежа, — дательного, -ом — творительного. Разные формы слова возникают при его изменении.

 

III. Закрепление материала.

1. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака. Учащиеся должны найти в нем пример словоизменения, записать эти слова, доказать, что это разные формы одного и того же слова.

 


Из-за далеких рубежей

Доходит к нам молва.

Сто раз в одном из падежей

Ты названа, Москва.

Послушай радио — молву

Минуту или две:

Москва, Москвы, Москве,

Москву, Москвою, о Москве.


 

Делается вывод о том, что изменение формы слова происходит путем замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется.

2. Запись под диктовку.

Определите основную мысль высказывания.

 

В наших лесах растет диво дивное береза. Это удивительное творение природы. Удивляет оно прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О березках в народе сложено много песен. «Страной березового ситца» называл поэт Есенин Русь.

 

Учащиеся выписывают (по вариантам) в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-), -берез-, подбирают и записывают синонимы к слову удивительный; с одним-двумя синонимами составляют предложения.

 

Домашнее задание: § 70, упр. 370.

 

Урок 90. Окончание

Знать: окончание значимая часть слова, указывающая на его форму.

Уметь: определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схемы предложений; назовите буквы и звуки слова зыбь.

 

1. Повеет свежий ветер, и на воде появляется легкая зыбь. 2. Гроза отошла на восток, и оттуда доносится глухой рокот грома.

 

II. При повторном чтении предложений учащиеся выписывают в три столбика: 1) существительные; 2) прилагательные; 3) глаголы, выделяя в них окончания и одновременно указывая, какие грамматические значения слова они обозначают.

Например: гроз ед. ч., им. пад.; ветер — муж. род, ед. ч., II скл.; пове I спр., 3-е л., ед. ч. и пр.

Делается вывод о том, что окончание — значимая часть слова, по которой можно многое сказать о самом слове.

— Что можно сказать о словах с окончаниями -ишь, -ет, -ого? Приведите примеры слов с этими морфемами, запишите их.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в столбиках есть слова, в которых окончания не выражены ни звуком (при произнесении), ни буквой (на письме). Такие окончания называются нулевыми.

 

III. Учащиеся получают задание записать пары слов, определить, что обозначают нулевые окончания:

акула — акул (мя. ч., жен, род, род. пад.)

в ночи — ночь (жен. род, III скл.)

вода чиста — воздух чист

прочитала — прочитал

 

Выразительно читается заранее написанное на доске (или спроецированное) стихотворение. Учащиеся должны выписать из него слова с нулевым окончанием, определить, какие это части речи и на что указывают в этих словах нулевые окончания.

 

Осень. Чащи леса,

Мох сухих болот.

Озеро белесо.

Бледен небосвод.

 

Отцвели кувшинки.

И шафран отцвел.

Выбиты тропинки,

Лес и пуст, и гол.

(И. Бунин.)

 

— Какие слова употреблены в переносном значении?

Домашнее задание: § 71 упр. 371; записать в «Словарь трудных слов» слова из рамок на с. 146.

 

Урок 91. Основа слова

Знать: определение основы слова.

Уметь: выделять основу в слове.

 

I. Знакомство с правилом на с. 148.

 

II. Закрепление материала.

1. Запись под диктовку предложения Прокричал пароход и потащил вверх по реке грузные баржи.

Учащиеся должны составить его схему; выделить в словах основу и окончание, указан, что́ они обозначают.

— В каком слове не выделили окончание? Почему? Учащимся сообщается, что неизменяемые слова состоят из одной основы.

2. На доске записан текст стихотворения. Учащиеся должны списать его, выделить основы во всех самостоятельных частях речи.

 


Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берез;

Ходит, бородою

Белою трясет,

Топает ногою,

Только треск идет.


(С. Дрожжин.)

 

— На что указывают окончания -его, -ит?

3. Составьте с морфемой три слова различных частей речи (например, страна, проговорила, добра).

4. Запись под диктовку.

Учащиеся обозначают в именах прилагательных основу и окончание, определяют значения окончаний прилагательных.

 

Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. Оно почти заросло травой. Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.

 

— Какова роль окончаний? (Служат для связи слов в предложении или словосочетании.)

 

Домашнее задание: § 72, упр. 377; повторить слова из «Словаря корней» (подготовка к контрольному словарному диктанту).

 

Урок 92. Корень слова

Знать: корень — значимая часть слова; способы образования однокоренных слов; способы проверки слов с орфограммами в корне.

Уметь: находить, подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень, подбирая родственные слова.

 

I. Контрольный словарный диктант.

(По мере написания диктанта учащиеся должны выделить корень в словах.)


I в а р и а н т

1. удивляться

2. преподаватель

3. долина

4. разливаться

5. землетрясение

6. задрожать

7. удалиться

8. развеваться (на ветру)

9. извиниться

10. изредка

11. явился

12. приближаться

13. разъяснять

II в а р и а н т

трясина

развивать (ребенка)

провинился

издалека

багровый

преодолеть

проливной

далекий

раздавался

удивительно

потрясти

явление

единение


 

II. Запись в «Словарь корней».

1) -влек- (-влеч-): увлечь, увлекать, завлекать, увлекательный, привлечь, привлекательный.

С 2—3 однокоренными словами учащиеся (устно) составляют предложения.

2) -слад- (-слажд-): сладкий, наслаждаться, наслаждение, сладостный.

(Наслаждаться — испытывать удовольствие, сладость (перен.).)

— Что общего в этих словах? Как называются такие слова?

Записывается предложение Мы с наслаждением перечитывали страницы полюбившейся нам книги.

 

III. Запись в два столбика слов: линейка, линять, линючий, линия.

Выделите корни в данных словах. Однокоренные ли эти слова? Почему? (Разные лексические значения корня.)

— Вспомните, как называются такие слова. (Слова с омонимичными корнями.)

 

IV. Найдите лишнее слово.

 

1) Слепой, ослепить, ослепнуть, слепок.

2) Гора, гористый, горе, горный.

 

V. Орфографическая диктовка (записать, объяснить графически орфограмму в корнях глаголов).

 

Разъяснять задачу, громко распевать, освещать землю, слетаться на поляне, тихо прошептать, ухватиться за край, тряхнула ветвями, скатать шарик, цепляться за платье, посвятил стихотворение.

 

— Укажите слова с нулевым окончанием. Что это за части речи? На что указывают в этих словах нулевые окончания?

— Найдите слова без окончания. Какие это части речи?

VI. Игра «Кто больше?».

Запись однокоренных слов с корнями -дрож-, -дол-, -да-, -един-.

Домашнее задание: § 73, упр. 383 (письменно), 378 (устно).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.098 с.)