Урок 153. Развитие речи. Описание животного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 153. Развитие речи. Описание животного



(упр. 606)

 

Урок 154. Урок-зачет по теме «Имя прилагательное» [21]

 

I. На доске заранее написан (или спроецирован) текст; возможен и другой вариант: текст отпечатан на машинке (набран на компьютере) в количестве экземпляров, соответствующем числу учащихся в классе.

 

Для всех странников, всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным названием Мещера. Эта страна удивительна...

Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. Копны снега, болотные кочки с крупной дробью пахучих ландышей. Луна в реке, черного цвета озера, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь...

(По В. Пескову.)

 

Учащиеся должны определить основную мысль текста, озаглавить его. Найти в первом предложении однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Подобрать синонимы к слову странник. Выписать из текста имена прилагательные.

Выполнение работы проверяется консультантами, после чего за нее выставляются оценки в «Листок учета знаний».

 

II. К доске вызваны три ученика. Двое работают по индивидуальным заданиям (карточки № 1, 2), третий должен записать примеры на доске и подготовить связный рассказ о синтаксической роли прилагательных в предложении.

 

К а р т о ч к а № 1

Составить словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на -ому, -ему, -ого, -его, -ым, -им, -ую, -юю, -ой, -ей, -ые, -ие.

Может ли прилагательное иметь окончания -ово, -ии, -ом (-ем)?

 

К а р т о ч к а № 2

 

Образовать прилагательные с помощью суффиксов -тельн-, -н-, -ист-, -лив-, -чив-, -еньк-.

 

В это время один из учащихся делает сообщение о прилагательном как части речи (кроме вопроса о синтаксической роли прилагательных в предложении). Класс получает задание оценить ответ товарища. За полную, аргументированную оценку ответа одноклассника учащемуся выставляется оценка.

Затем к доске вызывается ученик, который не только проверяет правильность выполнения карточки № 1, но и делает морфологический разбор одного из прилагательных. другой ученик проверяет правильность выполнения карточки № 2, а затем с помощью наборного полотна проводит синтаксический разбор предложения По утрам изморозь белой солью лежит на траве.

Оценки за выполненные работы выставляются в «Листок учета знаний».

 

III. На этом этапе работы проверяются практические навыки. Дается задание списать, обозначить графически окончания прилагательных (два варианта, карточки отпечатаны на машинке по количеству учеников в классе).

 

I в а р и а н т

 

Волшебн.. песни, ветер свеж.., средь стройн.. берез, в лун.. сиянии, в холодн.. воду, из син., вод, ароматн.. ландыш, в глубок.. овраге, в пахуч.. хвое, серебрист.. паутину, в зимн.. ночи, пирог горяч.., на весенн.. солнышке.

 

II в а р и а н т

 

Зимн.. леса, мягк.. снегом, хлеб горяч.., холодн.. ветром, син.. платка, удивительн.. тишиной, в прозрачн.. воде, в крошечн.. домике, из мелк.. песчинок, в дальн.. дорогу, желт.. цветами, гибк.. ветви.

 

Выполненные работы сдаются консультантам, каждый из которых проверяет один вариант. Учащиеся, выполнившие работу, получают индивидуальные карточки.

 

К а р т о ч к а № 1

 

Вставить пропущенные буквы. Объяснить графически выбор орфограммы.

 

Маленьк.. остров в лесу. Липов.. гора. Пахнет дымом, сер.. прошлогодн.. листьями. Пока таскаем мешки, луна из краси.. пятака превращается в золот.. монету. Вдоль тропинки к теми.. одинок.. дому загораются желт.. огоньки. Это ива при лун.. свете зажгла фонари крупн.. пушист.. цветов.

(В. Песков.)

 

Отметить, какие языковые средства подчеркивают принадлежность текста к художественному стилю. К словосочетанию желтые огни подобрать синоним.

 

К а р т о ч к а № 2

 

Вставить прилагательные.

 

Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго — на Прорве слишком много помех: то за кустом начинает кричать коростель, то с гулом ударит рыба, то оглушительно выстрелит в костре прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет загораться зарево, и луна взойдет над просторами земли.

 

Делается вывод о роли прилагательных в тексте, о правомерности подбора прилагательных (часто учащиеся излишне «украшают» ими текст или используют штампы).

 

К а р т о ч к а № 3

 

Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимний (осенний) лес».

 

(Вместо этого задания можно дать другое: описать изображенный на картине пейзаж.)

 

К а р т о ч к а № 4

 

Определить, какие формы прилагательных использованы для описания свойств и качеств предметов и явлений. К какому виду описаний относятся данные тексты? Доказать это.

 

1. По соседству с волчьим лыком можно встретить кустарник жимолости обыкновенной. Высота жимолости от одного до двух с половиной метров. Желтовато-белые цветки, а затем темно-красные ягоды расположены по два на общем цветоносе. У растения ядовитые плоды. В народе их называют волчьими.

(По статье в «Детской энциклопедии».)

 

2. Земля здесь глухая. Скалы. Низкие деревья жмутся друг к другу. Они не скрипят на ветру, не жалуются. Они молчаливы, упрямы, тверды. Полярное море расстилает в сопках мокрые паруса – туман. Льды. Ночь. Северное сияние. Синий снег.

(По Р. Погодину.)

 

В это время класс выполняет следующее задание: выписать основы предложений (последнее предложение записывается целиком, делается его синтаксический разбор, объясняется графически постановка знаков препинания).

 

У сороки-белобоки по бокам перышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у нее хвост. Он длинный, прямой. Перья на нем зеленоватые. Сорока — птица нарядная, ловкая, подвижная.

(По Г. Скребицкому.)

 

Делается вывод о синтаксической роли прилагательного в предложении.

Диктант «Проверь себя».

 

Глубокая осень. Перелетные птицы улетели на юг. Вот извилистое побережье западного Каспия. Здесь, в огромном заливе, устроили большой заповедник для птиц. Сейчас в нем обитают зимние пернатые гости.

На песчаной косе белеет стая чутких красивых лебедей. Среди густых тростников купаются серые утки. По спокойному зеленому морю снуют маленькими табунками гуси.

(По Г. Скребицкому.)

 

Подведение итогов урока-зачета[22].

 

Домашнее задание: упр. 604.

 

ГЛАГОЛ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.012 с.)