Урок 168. Буквы Е и И в корнях с чередованием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 168. Буквы Е и И в корнях с чередованием



(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания (упр. 654).

 

II. Комментированное письмо.

 

Подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, расстелил ковер, выбирать марки, пришли избиратели, заблестели огни, собираю цветы.

 

III. Выборочный диктант. (Проверка с использованием графопроектора.)

Выписать глаголы с чередованием

е | и

 

1. Все замерло. 2. Кругом зажигаются огни. 3. Сердце замирает от страха. 4. Мать вытерла ручку ребенка. 5. Пчелы собирают мед. 6. Пчелы соберут мед и улетят в улей. 7. Дуб вершиной упирается в облака. 8. Спорт смены одержали блистательную победу. 9. Блеснуло вдали озеро.

 

IV. Проверочная работа с использованием перфокарт.

е — и в корнях


1. блистать

2. замереть

3. замирать

4. расстелить

5. постелить

6. проблески

7. протирать

8. растирать

9. расстилать

блестеть

запирать

застелить

соберу

собираю

поджигать

запереть

удирать

вытирать

прибирать

растереть

блещет

блистательный

сдираю

сдерет

вытереть

приберу

блеснуть


 

V. Упр. 655.

 

VI. Анализ ошибок, допущенных в работе с использованием перфокарт.

 

VII. Объяснительный диктант.

 

1. Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след. 2. Вдали колокольчик звенит, замирает. 3. Перед домом расстилался луг. 4. Замерли грома раскаты.

(И. Никитин.)

 

Домашнее задание: упр. 657.

 

Урок 169. Развитие речи. Невыдуманный рассказ о себе

(упр. 658, 659, 661)

 

Урок 170. Время глагола

Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов.

Уметь: определять временные формы глагола.

 

I. Орфографическая диктовка.

 

Замирать от радости, располагаться на ночлег, туман расстилается, подрастают ростки, постелить скатерть, блестит роса, выросли заросли, прилагать усилия, выбирать слова, собираемся в поход.

 

— Найдите глаголы, которые соответствуют схемам:

 

II. Составляется таблица.

Т а б л и ц а 20

Время глагола Совершенный вид Несовершенный вид
Настоящее Прошедшее Будущее    

 

Таблица заполняется примерами (выборочно), взятыми из приведенного ниже текста. Он читается вначале целиком, затем по предложениям. Учащиеся определяют вид и время глаголов и записывают их в соответствующую графу таблицы.

 

ЛИСТОПАД

 

Вместе с легким утренним заморозком устанавливается ясная погода. В мертвой тишине леса едва слышится шуршание падающих листьев, которые ложатся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист клена дрогнул, медленно отправился в свое первое и последнее путешествие.

Почему осень на смену изумрудной зелени приносит золотисто-оранжевые и огненно-красные тона? Почему происходит листопад?

Деревья впадают в зимний сон, приспосабливаются к перенесению засушливого сезона. Если мы поставим осенью срезанную ветку в бутылку с водой, почки не распустятся. Но наступит весна, почки разовьются в молодые побеги с новыми листьями.

(По В. Карагодину.)

 

— Какие временные формы образуют глаголы совершенного вида? несовершенного?

Делается вывод: глаголы несовершенного вида могут иметь три времени — настоящее, прошедшее и будущее, совершенного — два: прошедшее и будущее.

 

III. Предупредительный диктант.

Записывая предложения, учащиеся выделяют приставки в глаголах, определяют вид и время глаголов.

 

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

(«Юный натуралист».)

 

— Найдите в школьном толковом словаре значение слова автограф. Приведите примеры слов с такими же корнями.

 

IV. Докажите, что по морфемам можно определить:

— время глагола; — спряжение.

 

Домашнее задание: § 114, упр. 663; повторить: стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело...»; глаголы на -ять по «Словарю трудных слов».

 

Урок 171. Прошедшее время

Знать: способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.

Уметь: распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени.

 

I. Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело...». Выпишите из него глаголы прогремело, принахмурилась, окаймил. Разберите их по составу.

— В каком времени стоят данные глаголы? Что в их строении общего? (Наличие суффикса - л -.) На что указывают окончания глаголов? (На род.) Запишите рядом в столбик неопределенные формы этих глаголов, выделив в них окончания и суффиксы.

О б р а з е ц з а п и с и:

Объясняется образование глаголов прошедшего времени, указывается на сохранение перед - л - глагольного суффикса.

 

II. Закрепление материала.

1. Упр. 664 (выполняется коллективно).

2. Упр. 665 (устно).

Запись в раздел словаря «Говори правильно».

По́нял, по́няли, со́здал, создала́, на́чал, начала́́сь, начался́.

Дается задание употребить эти глаголы в словосочетаниях (устно).

 

III. Учитель сообщает учащимся, что ряд глаголов образует форму прошедшего времени в мужском роде без суффикса -, но он появляется в женском, среднем роде во множественном числе.

З а п и с ь п о о б р а з ц у: расти — рос,

 

Нести, трясти, запереть.

 

IV. Выборочный диктант.

Поставьте глаголы в прошедшем времени, распределите их по группам:

 

Увидеть, клеить, таять, слышать, чуять, строить, молчать.

 

V. Предупредительный диктант.

 

1. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. 2. Она испугалась, громко залаяла и бросилась к коту. 3. «Это что такое?» — послышался громкий и сердитый голос.

(А. Чехов.)

 

Домашнее задание: § 115, упр. 667.

 

Урок 172. Настоящее время

Знать: глаголы настоящего времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только от глаголов несовершенного вида.

Уметь: определять грамматическое значение глаголов настоящего времени; употреблять эти глаголы в речи; соблюдать орфоэпические нормы.

 

I. Учитель читает стихотворение Е. Баратынского.


Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.


 

— Какие картины весны рисует поэт? (Лазурь неба, весенний воздух, облака, лед на реке, шумящие ручьи, пение жаворонка.)

— Передается ли в стихотворении настроение поэта? Какими средствами? (Восклицательные предложения, в стихотворении много красок — ярких, блестящих; много шума — шумят ручьи, Прошлогодняя листва под ногами, звучит песнь жаворонка; говоря о реке, поэт использует «взрывные» звуки: взревела река, торжествующий хребет. Общее настроение восторга, радости.)

При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы, определяя их вид, время.

Внимание школьников обращается на то, что все глаголы настоящего времени несовершенного вида.

— Что обозначают глаголы настоящего времени? Выделите в них окончания. На что они указывают?

О б р а з е ц з а п и с и: слеп — II спр., 3-е л., ед. ч.

лета — I спр., 3-е л., мн. ч.

 

II. Упр. 671.

Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Звони́т, позвони́шь, повтори́т, руководи́т.

Дается задание употребить эти глаголы в словосочетаниях (устно).

 

III. Предупредительный диктант.

Учащиеся записывают текст, выделяют в глаголах настоящего времени окончания, определяют (устно) их значение.

 

Какое наслаждение выехать весной до зари! Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной. Слышится сдержанный шепот ночи. Деревья слабо шумят. Пруд едва начинает дымиться. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.

(По И. Тургеневу.)

 

— Укажите глаголы, строение которых соответствует следующим схемам: , . (Например: дымится, набегает.)

— Найдите слова с нулевым окончанием (например: воздух, шепот, ветерок); без окончания (изредка).

— Подберите и запишите однокоренные слова различных частей речи:

наслаждение —...; изредка —...; яснеет — ….

 

Домашнее задание: § 116, упр. 669; повторить слова из «Словаря трудных слов» (подготовка к контрольному словарному диктанту).

 

Урок 173. Будущее время

Знать: о способах образования форм будущего времени, употреблении глаголов будущего времени в речи.

Уметь: образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола.

 

I. Контрольный словарный диктант (образец см. на с. 173 пособия).

 

II. Образуйте отданных глаголов форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. Какие при этом могут происходить изменения в корне? Все ли глаголы образуют форму настоящего времени?

 

Увлекать, стеречь, распилить, пилить, подсказать, подсказывать, стремиться, зажигать, зажечь.

 

III. Наблюдения на с. 252.

Упр. 673 (устно), 674, 675.

Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Положу́, поло́жишь, поло́жит, но: положи́ть, положи́л, положи́ла.

С этими глаголами учащиеся составляют словосочетания (устно).

 

IV. Объяснительный диктант.

Обозначьте время и вид глаголов.

 

МАЙ

 

Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечиваются солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины.

Зеленеет, цветет, звенит и веселится все в природе. Ласкает солнце безлистые березы, что-то нашептывает им ветер. Но не торопятся березы распускаться. Ждут они, когда наступит надежное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.

(По Д. Зуеву.)

 

Домашнее задание: § 117, упр. 677; повторить выученный ранее или подготовленный к выразительному чтению отрывок из главы «Леса» книги К. Паустовского «Мещерская сторона» (от слов: «Закат тяжело пылает...» до слов: «Небо на востоке зеленеет»).

 

Урок 174. Спряжение глагола

Знать: способ определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме).

Уметь: владеть способом определения спряжения.

 

I. Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Облегчи́т, углуби́т, упрости́т.

 

II. Прочитайте наизусть (или по книге) отрывок из главы «Леса» книги К. Паустовского «Мещерская сторона».

— Найдите метафоры в тексте. Какие сравнения использует автор? Какие цвета мы видим в этой зарисовке? Какие слышим звуки? Слова какой части речи передают их? Подберите синонимы к словам блеснет (озеро), бесшумно, необыкновенная (тишина).

— Запишите под диктовку глаголы блеснет, золотит, стоит, кричит, висит; определите их спряжение.

Образец записи: блесн (I спр.), крич (II спр.).

— Как вы определили спряжение этих глаголов? (По ударным окончаниям.)

— Вспомните, как определяется спряжение глагола, если окончание глагола безударное. (Если окончание глагола безударное, ставим глагол в начальную форму, выясняем: если он оканчивается на -ить или является глаголом-исключением, то это глагол II спряжения, если нет — I.)

«Проговаривание» способа действия по определению спряжения глаголов, имеющих безударные окончания, должно проводиться неоднократно, до полного овладения им. Постепенно рассуждение «укорачивается».

Выписываются остальные глаголы из текста, проговаривается способ определения спряжения: пылает, летают, заглядывают, тлеет и пр.

Образец записи: пыла́ пыл а́ть (не на - ить, не искл.— I спр.), во́з тсявоз и́ть ся (на - ить — II спр.).

 

III. Выпишите из предложений, взятых из книги К. Паустовского «Мещерская сторона», глаголы, определите их спряжение (с объяснением).

 

1. Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. 2. Восходит солнце. 3. Иней тает. 4. Прибрежные пески делаются темными от росы. 5. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. 6. Трава седеет от первого утренника. 7. Все они [коты] смотрят на кукан с рыбой.

 

IV. Закрепление материала — наблюдения на с. 255.

 

Домашнее задание: § 119, упр. 681, 683.

 

Урок 175. Спряжение глагола

(продолжение темы)

I. Чтение учителем отрывка из воспоминаний писателя Юрия Бондарева о Константине Паустовском.

 

Я могу закрыть глаза и по ощущениям Паустовского вспомнить... как догорает закат в пролете осени, как ложится первый снег на проселочные дороги и подымается едкий туман, как скрипят половицы в старом, рассохшемся доме, как вечером пахнет мокрыми заборами, как ровно шумит дождь по крыше, как в осенние ночи остро блестит, переливается созвездие Ориона над темными лесами...

 

— Как вы понимаете выражение по ощущениям Паустовского могу вспомнить? (То есть так представить себе все это, как описывает в своих произведениях К. Паустовский.)

При повторном чтении учащиеся выписывают в два столбика глаголы I и I спряжения, выделяют в них окончания, ставят ударение и определяют спряжение.

О б р а з е ц з а п и с и:

I спряжение II спряжение

догора́ лож ся

— Назовите глаголы, спряжение которых вы определяли: 1) по их личным окончаниям; 2) по неопределенной форме. Расскажите как вы рассуждали.

 

II. Заполните таблицу.

Глаголы I спряжения Глаголы II спряжения
  на -ить исключения
О б р а з е ц з а п о л н е н и я: та ять стел ить (искл. — стл ать) стро ить вид еть

 

Таять, видеть, слышать, клеить, смотреть, чуять, бороться, ездить, стелить, замирать, чувствовать.

 

Учащиеся дополняют колонки своими примерами.

 

III. Вспомните, какие окончания имеют глаголы I и II спряжения.

 

IV. Объяснительный диктант.

 

Читаешь книгу, борется с ленью, стирает белье, терпишь невзгоды, строит дом, стелется туман, клеит конверты, снег растает, услышит речь, увидит корабль.

 

Домашнее задание: § 118, упр. 685, 688.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.098 с.)