Урок 164. Контрольный диктант 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 164. Контрольный диктант



 

В ЛЕСУ

 

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес[23].

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

(99 слов.)

(По Г. Скребицкому)

 

Урок 165. Виды глагола

Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.

Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола.

 

I. Чтение зарисовки «Апрель», запись под диктовку.

 

Апрель настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед.

(Д. Зуев.)

 

— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? (Глаголы.)

— Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:

 

что сделали? что делают?

Оформляется запись: заиграли трогаются

— Какой из глаголов обозначает законченность действия? (Заиграли — уже сделали, совершили действие.)

— Незаконченность? (Трогаются — еще только трогаются, действие не доведено до конца.)

После этого под глаголами подписывается: совершенный вид — несовершенный вид. (Учащимся в определении вида глагола помогает такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что с д е л а т ь? что с д е л а е т?) — глагол совершенного вида.)

— Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

 

II. Закрепление материала — наблюдения на с. 241.

1. Упр. 645 (устно).

2. Запись глаголов в два столбика. В первый — те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй — те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго?

Запись в тетрадях:

ч т о с д е л а т ь? | ч т о д е л а т ь?

 

1. Свистеть — свистнуть, крикнуть — кричать, махнуть — махать, стучать — стукнуть.

 

(Выделяется суффикс глагола -ну - в первом столбике, и учащимся сообщается, что он обозначает мгновенность, законченность действия. Этот суффикс указывает на то, что глагол совершенного вида.)

 

2. Писать — написать, жечь — сжечь, нести — унести.

 

III. Прослушайте текст, составленный по зарисовке Д. Зуева «Мелодия весны». Определите его основную мысль, озаглавьте.

 

У каждого времени года своя музыка.

Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

 

— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? Какие слова употреблены в переносном значении?

— Определите вид глаголов. Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:

 

Домашнее задание: § 111, упр. 648.

 

Урок 166. Виды глагола

Знать: способы образования видовых пар глаголов.

Уметь: распознавать виды глаголов.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся называют грамматические основы предложений и определяют вид глаголов второго предложения.

 

1. Апрель — первый месяц вешнего тепла. 2. На лесных проталинка проснулись ящерицы и греются на пнях на солнышке.

 

II. Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Класть, клал, кладу.

 

III. Закрепление материала.

1. Упр. 649 (устно).

2. Образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. Обозначьте морфемы, с помощью которых образованы видовые пары (работа выполняется коллективно).

 

Косить — скосить, делать, сыпать, держать; завершать — завершить, объединять, заявлять; мелькать — мелькнуть, чихать, глотать, зевать.

 

3. Прослушайте и озаглавьте текст (у автора зарисовки Д. Зуева он называется «Вешние воды»).

 

Отзвенели с крыш капели. С пригорков побежали шумные потоки. Помутнели чистые снеговые воды. Умылись дождем тополя, осины и орешник, украсились сережками ветвистые вершины деревьев.

Дрогнули орошенные вешним дождем непочатые сугробы. Под снегом бежит водица, а под корой берез и кленов тайно двинулся сок. Выпрямляются и свиваются в узорчатую вязь развесистые ветви.

 

— Укажите слова, употребленные в переносном значении.

— Перескажите текст.

При повторном чтении по предложениям учащиеся выписывают глаголы, определяют их вид, разбирают по составу слова дрогнули, украсились.

Два последних предложения записываются и разбираются синтаксически.

 

Домашнее задание: § 111, упр. 652.

 

Урок 167. Буквы Е и И в корнях с чередованием

Знать: о чередовании гласных е — и в корнях; способы действия при выборе орфограммы е — и.

 

I. Контрольный словарный диктант.

В глаголах учащиеся выделяют окончания и указывают вид.

 

Выращивать цветы, помогать маме, располагаться возле станции, желтый крыжовник рассчитывать на помощь, почуять запах гари, сделаться черствым, оказаться в растерянности, роскошные растения, провиниться перед отцом, сопровождать в экскурсии по городу, наслаждаться игрой на рояле.

 

II. Наблюдения на с. 244. Графическое обозначение орфограммы 24 (с. 245).

— Можно ли написание гласных е—и в этих корнях проверять ударением?

Упр. 653 (устно).

 

III. Запись под диктовку с графическим объяснением выбора ор ф ограмм.

 

Блестеть — блистать, вытереть — вытирать, запереть — запирать, расстелить — расстелю, раздирать — раздеру, замереть — замирать.

 

IV. Объяснительный диктант.

 

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

 

Учащиеся разбирают по составу слово расстилается; определяют вид глаголов, составляют схему второго предложения.

 

Домашнее задание: § 112, упр. 654.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.013 с.)