Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 164. Контрольный диктант
В ЛЕСУ
Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес[23]. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (99 слов.) (По Г. Скребицкому)
Урок 165. Виды глагола Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению. Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола.
I. Чтение зарисовки «Апрель», запись под диктовку.
Апрель настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. (Д. Зуев.)
— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? (Глаголы.) — Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:
что сделали? что делают? Оформляется запись: заиграли трогаются — Какой из глаголов обозначает законченность действия? (Заиграли — уже сделали, совершили действие.) — Незаконченность? (Трогаются — еще только трогаются, действие не доведено до конца.) После этого под глаголами подписывается: совершенный вид — несовершенный вид. (Учащимся в определении вида глагола помогает такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что с д е л а т ь? что с д е л а е т?) — глагол совершенного вида.) — Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.
II. Закрепление материала — наблюдения на с. 241. 1. Упр. 645 (устно). 2. Запись глаголов в два столбика. В первый — те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй — те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго? Запись в тетрадях: ч т о с д е л а т ь? | ч т о д е л а т ь?
1. Свистеть — свистнуть, крикнуть — кричать, махнуть — махать, стучать — стукнуть.
(Выделяется суффикс глагола -ну - в первом столбике, и учащимся сообщается, что он обозначает мгновенность, законченность действия. Этот суффикс указывает на то, что глагол совершенного вида.)
2. Писать — написать, жечь — сжечь, нести — унести.
III. Прослушайте текст, составленный по зарисовке Д. Зуева «Мелодия весны». Определите его основную мысль, озаглавьте.
У каждого времени года своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки. Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? Какие слова употреблены в переносном значении? — Определите вид глаголов. Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:
Домашнее задание: § 111, упр. 648.
Урок 166. Виды глагола Знать: способы образования видовых пар глаголов. Уметь: распознавать виды глаголов.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся называют грамматические основы предложений и определяют вид глаголов второго предложения.
1. Апрель — первый месяц вешнего тепла. 2. На лесных проталинка проснулись ящерицы и греются на пнях на солнышке.
II. Запись в раздел словаря «Говори правильно». Класть, клал, кладу.
III. Закрепление материала. 1. Упр. 649 (устно). 2. Образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. Обозначьте морфемы, с помощью которых образованы видовые пары (работа выполняется коллективно).
Косить — скосить, делать, сыпать, держать; завершать — завершить, объединять, заявлять; мелькать — мелькнуть, чихать, глотать, зевать.
3. Прослушайте и озаглавьте текст (у автора зарисовки Д. Зуева он называется «Вешние воды»).
Отзвенели с крыш капели. С пригорков побежали шумные потоки. Помутнели чистые снеговые воды. Умылись дождем тополя, осины и орешник, украсились сережками ветвистые вершины деревьев.
Дрогнули орошенные вешним дождем непочатые сугробы. Под снегом бежит водица, а под корой берез и кленов тайно двинулся сок. Выпрямляются и свиваются в узорчатую вязь развесистые ветви.
— Укажите слова, употребленные в переносном значении. — Перескажите текст. При повторном чтении по предложениям учащиеся выписывают глаголы, определяют их вид, разбирают по составу слова дрогнули, украсились. Два последних предложения записываются и разбираются синтаксически.
Домашнее задание: § 111, упр. 652.
Урок 167. Буквы Е и И в корнях с чередованием Знать: о чередовании гласных е — и в корнях; способы действия при выборе орфограммы е — и.
I. Контрольный словарный диктант. В глаголах учащиеся выделяют окончания и указывают вид.
Выращивать цветы, помогать маме, располагаться возле станции, желтый крыжовник рассчитывать на помощь, почуять запах гари, сделаться черствым, оказаться в растерянности, роскошные растения, провиниться перед отцом, сопровождать в экскурсии по городу, наслаждаться игрой на рояле.
II. Наблюдения на с. 244. Графическое обозначение орфограммы 24 (с. 245). — Можно ли написание гласных е—и в этих корнях проверять ударением? Упр. 653 (устно).
III. Запись под диктовку с графическим объяснением выбора ор ф ограмм.
Блестеть — блистать, вытереть — вытирать, запереть — запирать, расстелить — расстелю, раздирать — раздеру, замереть — замирать.
IV. Объяснительный диктант.
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
Учащиеся разбирают по составу слово расстилается; определяют вид глаголов, составляют схему второго предложения.
Домашнее задание: § 112, упр. 654.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.013 с.) |