Урок 180. Морфологический разбор глагола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 180. Морфологический разбор глагола



Знать: морфологические признаки глагола.

Уметь: определять морфологические признаки глагола.

 

I. Синтаксический разбор предложения В лесу над росистой поляной к встречает рассвет.

— На какие морфологические признаки глагола указывает окончание глагола встречает?

На что указывают окончания глаголов -ишь, -ут, -ете?

 

II. Чтение § 120.

Учащиеся устно делают морфологический разбор глаголов рассказывает, распилишь.

 

III. Запись под диктовку.

Учащиеся обозначают орфограммы в глаголах.

 

Вечереет. По росистой траве шагает рыболов. Вот и река. Низко над водой летают ласточки, неугомонно трещит кузнечик. Дремлет тихий затон. Рыболов садится в пышные заросли высоких трав. На стеклянной глади замер поплавок. В реке отражаются причудливые очертания облаков. Вспыхнул ветерок. Зашелестели тростники. Зарябила вода, и по воде поплыли листья. Большая рыбина всплеснула у самого берега.

(По Д. Зуеву.)

 

— Найдите в тексте глаголы: 1) по их морфологическим признакам: I спр., наст. dр., 3-е л., мн. ч. (например, летают); прош. вр., муж. род, ед. ч. (например, вспыхнул); 2) по структуре: (зарябила, всплеснула).

— Сделайте морфологический разбор глаголов дремлет, отражаются.

 

Домашнее задание: § 120, упр. 700.

 

Урок 181. Развитие речи. Сжатое изложение

(упр. 701)

 

Урок 182. Мягкий знак в глаголах 2-го лица

Единственного числа

Знать: о написании мягкого знака на конце глаголов 2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам.

Уметь: выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.

 

I. Орфографическая диктовка (с объяснением).

гл. сущ. не III скл. сущ. III скл.

О б р а з е ц з а п и с и: бере чь камы ш до чь

гл. I

стел

 

Собираешь, нет луж, слушаешь дочь, слышишь плач, ненавидишь ложь, воздух горяч, стеречь гараж, разжечь, беречься, шипуч, молодежь, вертишь, слушаешь.

 

II. Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

гл. II гл. I

О б р а з е ц з а п и с и: строитьстро , стелить - стел

 

Смотреть —..., гнать —..., стелить —..., укрывать —..., таять — …, кормить —..., наблюдать —..., клеить —..., веять — ….

 

III. Объяснительный диктант.

 

1. Без ветра парус не надуешь. 2. Рассыпанное зерно не соберешь, а сказанного слова не воротишь. 3. Услышишь — забудешь, увидишь — запомнишь, сделаешь — узнаешь. 4. Пожар снежком не погасишь. 5. Тише едешь, дальше будешь. 6. Напишешь пером, не вырубишь топором.

(Пословицы и поговорки.)

 

IV. Выборочный диктант.

Распределите слова по колонкам.

ь пишется Примеры
1. В существительных II скл. 2. В глаголах с шипящими на конце слова  
ь не пишется Примеры
1. В существительных I скл. II скл. 2. В кратких прилагательных  

 

Увлечься, отправишься, камыш, могуч, терпишь, не зависишь, ландыш, собираешься, беречь, из-за туч, мышь, бродишь, спешишь, хорош, пахуч, пейзаж.

 

Делается вывод о написании мягкого знака после шипящих.

 

Домашнее задание: § 121, упр. 703 (письменно), 706 (устно).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.004 с.)