Урок 100. Чередование звуков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 100. Чередование звуков



Знать: о чередовании гласных и согласных звуков.

Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками.

 

I. Запись предложения с графическим объяснением постановки запятой. Первая часть предложения разбирается по членам.

 

Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.

 

— Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему?

— Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова. (Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.)

Делается вывод о возможности чередования гласных и согласных звуков в словах.

 

II. Запись в «Словарь корней».

-драж- (-драз-): дразнит, подражать (кому-либо), подражание, раздражаться, раздражение, подразнить.

С 2—3 словами учащиеся устно составляют словосочетания или предложения.

 

III. Упр. 408 (устно).

 

IV. Закрепление материала.

1. Объяснительный диктант.

Запись под диктовку с заданием подчеркнуть чередующиеся согласные и гласные.

 

Таскать — тащит, кормить — кормлю, ездить езжу, брызгать — брызжет, весть — извещать, дорога — дорожный, осмотреть — осматривать.

 

2. Орфографическая диктовка.

Учащиеся записывают словосочетания, объясняют графически написание безударной гласной в корнях глаголов; подчеркивают чередующиеся согласные; 3—4 глагола (по усмотрению учителя) разбирают по составу.

 

О б р а з е ц з а п и с и в т е т р а д и: на — (жд//д).

 

Наслаждалась природой, увлекать разговором, казаться веселым, приближаться к цели, удивляться поступку, потрясти бумагой, появляться на горизонте, возвращаться вечером, угощать обедом, освещать улицу.

 

3. Выпишите из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» 5 предложений, в словах которых есть чередующиеся согласные. (Возможен такой вариант:

 

1. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи». 2. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга». 3. Вот затрещали барабаны. 4. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень. И др.)

 

Домашнее задание: § 77, упр. 409.

 

Урок 101. Беглые гласные

Знать: о беглых гласных.

Уметь: выделять части слов с беглыми гласными.

 

I. Запись в «Словарь корней».

-крат- (-кращ-): краткий, прекратить, прекращение, сократить, сокращать, сокращение.

 

II. Запись под диктовку предложения Всех тревожит сокращение на Земле числа редких животных: амурских тигров, белых медведей, слонов.

— Объясните написание на Земле с большой буквы. В каких случаях пишется родина — Родина, орел — Орел?

— Составьте схему предложения.

— Разберите по составу слова редких, тревожит, сокращение (последнее слово разбирается под руководством учителя, обращается внимание на суффикс существительного - ени -).

 

III. Наблюдения на с. 160.

 

IV. 1. Комментированное выполнение упр. 410 (устно).

2. Запись слов в именительном, а затем в родительном падежах с выделением морфем, в которых встречаются беглые гласные.

О б р а з е ц з а п и с и: —

 

Лед, огонь, камень, дымок, огонек, молодец, ситец, боец, петушок.

 

V. Запись текста под диктовку и его анализ по вопросам.

 

Утро было яркое, солнечное, но уже довольно прохладное. Обильная роса покрывала все: землю, траву, цветы, листья, кусты. Миллионы крохотных капель повисали всюду и переливались на солнце. Лес сверкал, и в каждой росинке отражалось солнце. Иногда набегал ветерок, колыхал ветви деревьев, и они тихо качались и шумели.

(По М. Пришвину.)

 

Вопросы к анализу текста.

1. Определить тип и стиль текста высказывания. Обосновать свой ответ.

2. Составить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания.

3. Объяснить графически написание безударных гласных в корнях глаголов. Подобрать однокоренные слова к глаголу переливались. Найти в тексте однокоренные слова, указать на принадлежность их к частям речи. Разобрать по составу глаголы повисали, качались. Какая значимая часть слова указывает на форму этих глаголов?

4. Найти в тексте 2—3 слова с нулевым окончанием. На что оно указывает?

5. Привести примеры слов без окончаний. К какой части речи относятся слова?

6. Привести примеры слов с чередованием, с беглыми гласными.

7. Подобрать синонимы о антонимы к словам обильная, крохотный. Составить с ними словосочетания.

 

VI. Игра «Составь слово».

 

Домашнее задание: § 78, упр. 399.

 

Урок 102. Варианты морфем. Морфемный разбор

Знать: о вариантах морфем, порядок морфемного разбора.

Уметь: различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Наблюдения на с. 162.

Упр. 414 (выполняется коллективно под руководством учителя).

III. Знакомство с порядком морфемного разбора слов (§ 80).

IV. Упр. 416 (выполняется коллективно под руководством учителя).

 

Домашнее задание: § 79, 80, упр. 417.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.01 с.)