Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По теме «Синтаксис и пунктуация»
I. Вызванный к доске ученик заполняет таблицу «Роль союза и в предложении» (таблица 11). II. В это время остальные учащиеся выполняют проверочную работу. Цель работы — проверка умения различать простые предложения с союзом и и сложносочиненные с этим же союзом. I. Найдите простые предложения с однородными членами, связанными союзом и (знаки препинания не проставлены).
1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. 2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины. 3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья. 4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце. 5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. 6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
II. Найдите сложные предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось. (Е.Трутнева.) 2. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето. 3. Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман. 4. Листва сомкнулась и потемнел лес. 5. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.
Контрольный листок учителя: I. 1, 3, 5; II. 2, 4, 5.
III. Вызванный к доске ученик работает с таблицей «Роль имени существительного в предложении» (таблица 9). Он заполняет ее левую часть и устно подтверждает свой ответ примерами. Затем вызывается другой ученик, который заполняет (письменно) правую часть таблицы. В это время остальные учащиеся работают над составлением схем предложений, которые спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на листках. Работа проводится в двух вариантах. (Предложения учащимися не записываются.) Знаки препинания не проставлены. I в а р и а н т II в а р и а н т 1. Зима будет холодной если 1. Солнце скрылось за гори- белка делает большие запасы. зонт потому что наступила ночь. 2. Море утихло и только из- 2. Когда пришла осень птицы редка глухо вздыхало. собрались на юг. (К. Паустовский.) 3. Хороший паренек спросил 3. Федя посмотрел на облака и капитан Енакиев. (В. Катаев.) сказал Гроза будет. 4. Капля по листику щелкнет 4. Гроза прошла и ветер белых и сорвется лист. (Н. Сладков.) роз в окно мне дышит ароматом. (А. Блок.)
5. Олени осенью перебираются 5. Я подставил ладони и на них к югу где они находят больше корма. упало несколько невесомых иголо чек. (В. Солоухин.) (Работы могут быть проверены помощниками-ассистентами.) Ответ ученика по таблице.
IV. На доске заранее написаны (или спроецированы с помощью графопроектора) предложения. Учащиеся должны переделать их, сделав побудительными, затем записать, выделив в них основу. I в а р и а н т II в а р и а н т 1. Школьники принимают ак- 1. Юннаты охраняют птиц. тивное участие в озеленении улиц. 2. Ребята старательно изучают 2. Люди Земли борются за чи- грамматику. стоту воздуха, воды.
V. Проверочная работа. Цель работы — проверка умения определять структуру сложного предложения. I. Укажите предложение, соответствующее схеме (знаки препинания не проставлены):
1. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей. 2. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез. 3. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны. 4. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку. (А. Гайдар.)
II. Укажите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены): 1. Солнце уже скрывалось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу. 2. Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка. (Д. Мамин-Сибиряк.) 3. Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла. А. Чуркин.) 4. В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце. (В. Бианки.) 5. Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода.
Контрольный листок: I. 4; II. 1, 2, 5. VI. Составьте из двух простых предложений сложные (сложносочиненное и сложноподчиненное). I в а р и а н т II в а р и а н т 1. Взошло солнце. Ожил каж- 1. Солнце поднялось. Вся ок- дый кустик. рестность озарилась светом. 2. Болота уже начинали замерзать. 2. Небо заволокло тучами. На- Первыми тронулись болотные птицы. чалась гроза.
VII. Составьте предложение, выполнив ряд действий: 1) из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое (опустились); 2) из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение (легкие);
3) добавить подлежащее предложения На щеках тают снежинки (снежинки); 4) взять существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на (на тропинки). Допишите предложение, составив: I вариант — сложносочиненное; II вариант — сложноподчиненное предложения.
VIII. Составьте и запишите предложения по данным схемам: 1. 2. 3. 4. 5.
В уроке могут быть также использованы карточки для индивидуального опроса.
К а р т о ч к а № 1
Дописать предложения, образуя сложное предложение и предложение с однородными членами.
1. Выглянуло солнце и.... 2. Прозвучал горн и.... 3. Ракета взлетела и ….
К а р т о ч к а № 2 Выписать номера только тех предложений, которые соответствуют схеме: (Знаки препинания не проставлены.)
1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин.) 2. Войско в горы царь приводят и промеж высоких гор видит шелковый шатер. (А. Пушкин.) 3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. (А. Пушкин.) 4. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу. 5. Подо льдами крепкими дремлют воды рек белыми сугробами лег на крыши снег. (Е. Трутнева.)
К а р т о ч к а № 3 Сделать синтаксический разбор предложения, используя для ответа цифровой код: подлежащее — № 1; сказуемое — № 2; дополнение — № 3; определение — № 4; обстоятельство — № 5. 1. Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле. 2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.006 с.) |