По теме «Синтаксис и пунктуация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «Синтаксис и пунктуация»



 

I. Вызванный к доске ученик заполняет таблицу «Роль союза и в предложении» (таблица 11).

II. В это время остальные учащиеся выполняют проверочную работу. Цель работы — проверка умения различать простые предложения с союзом и и сложносочиненные с этим же союзом.

I. Найдите простые предложения с однородными членами, связанными союзом и (знаки препинания не проставлены).

 

1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.

3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.

4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.

 

II. Найдите сложные предложения (знаки препинания не проставлены).

 

1. Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось. (Е.Трутнева.)

2. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето.

3. Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.

4. Листва сомкнулась и потемнел лес.

5. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.

 

Контрольный листок учителя: I. 1, 3, 5; II. 2, 4, 5.

 

III. Вызванный к доске ученик работает с таблицей «Роль имени существительного в предложении» (таблица 9). Он заполняет ее левую часть и устно подтверждает свой ответ примерами. Затем вызывается другой ученик, который заполняет (письменно) правую часть таблицы.

В это время остальные учащиеся работают над составлением схем предложений, которые спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на листках. Работа проводится в двух вариантах. (Предложения учащимися не записываются.) Знаки препинания не проставлены.

I в а р и а н т II в а р и а н т

1. Зима будет холодной если 1. Солнце скрылось за гори-

белка делает большие запасы. зонт потому что наступила ночь.

2. Море утихло и только из- 2. Когда пришла осень птицы

редка глухо вздыхало. собрались на юг.

(К. Паустовский.)

3. Хороший паренек спросил 3. Федя посмотрел на облака и

капитан Енакиев. (В. Катаев.) сказал Гроза будет.

4. Капля по листику щелкнет 4. Гроза прошла и ветер белых

и сорвется лист. (Н. Сладков.) роз в окно мне дышит ароматом.

(А. Блок.)

5. Олени осенью перебираются 5. Я подставил ладони и на них

к югу где они находят больше корма. упало несколько невесомых иголо

чек. (В. Солоухин.)

(Работы могут быть проверены помощниками-ассистентами.)

Ответ ученика по таблице.

 

IV. На доске заранее написаны (или спроецированы с помощью графопроектора) предложения. Учащиеся должны переделать их, сделав побудительными, затем записать, выделив в них основу.

I в а р и а н т II в а р и а н т

1. Школьники принимают ак- 1. Юннаты охраняют птиц.

тивное участие в озеленении улиц.

2. Ребята старательно изучают 2. Люди Земли борются за чи-

грамматику. стоту воздуха, воды.

 

V. Проверочная работа.

Цель работы — проверка умения определять структуру сложного предложения.

I. Укажите предложение, соответствующее схеме (знаки препинания не проставлены):

 

1. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей.

2. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.

3. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.

4. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку. (А. Гайдар.)

 

II. Укажите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены):

1. Солнце уже скрывалось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу.

2. Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка. (Д. Мамин-Сибиряк.)

3. Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла. А. Чуркин.)

4. В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце. (В. Бианки.)

5. Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода.

 

Контрольный листок: I. 4; II. 1, 2, 5.

VI. Составьте из двух простых предложений сложные (сложносочиненное и сложноподчиненное).

I в а р и а н т II в а р и а н т

1. Взошло солнце. Ожил каж- 1. Солнце поднялось. Вся ок-

дый кустик. рестность озарилась светом.

2. Болота уже начинали замерзать. 2. Небо заволокло тучами. На-

Первыми тронулись болотные птицы. чалась гроза.

 

VII. Составьте предложение, выполнив ряд действий:

1) из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое (опустились);

2) из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение (легкие);

3) добавить подлежащее предложения На щеках тают снежинки (снежинки);

4) взять существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на (на тропинки).

Допишите предложение, составив: I вариант — сложносочиненное; II вариант — сложноподчиненное предложения.

 

VIII. Составьте и запишите предложения по данным схемам:

1.

2.

3.

4.

5.

 

В уроке могут быть также использованы карточки для индивидуального опроса.

 

К а р т о ч к а № 1

 

Дописать предложения, образуя сложное предложение и предложение с однородными членами.

 

1. Выглянуло солнце и.... 2. Прозвучал горн и.... 3. Ракета взлетела и ….

 

К а р т о ч к а № 2

Выписать номера только тех предложений, которые соответствуют схеме:

(Знаки препинания не проставлены.)

 

1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин.) 2. Войско в горы царь приводят и промеж высоких гор видит шелковый шатер. (А. Пушкин.) 3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. (А. Пушкин.) 4. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу. 5. Подо льдами крепкими дремлют воды рек белыми сугробами лег на крыши снег. (Е. Трутнева.)

 

К а р т о ч к а № 3

Сделать синтаксический разбор предложения, используя для ответа цифровой код: подлежащее — № 1; сказуемое — № 2; дополнение — № 3; определение — № 4; обстоятельство — № 5.

1. Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле. 2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.006 с.)