Урок 51. Простые и сложные предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 51. Простые и сложные предложения



(продолжение темы)

 

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Прос е ка (с е чь), горизонт, потому что.

 

II. Контрольный словарный диктант.

(По мере написания диктанта учащиеся должны графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.)

 

Удаляться от берега, удивляться красоте леса, сотрясти землю, относиться заботливо, задавать вопросы, объединить в ряды, раздаваться в лесу, преподавать литературу, соединить провода, вежливо объясняться, преодолеть лень, появиться в темноте, просмотреть внимательно, наслаждаться красотой водопада.

 

III. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся на слух определяют количество грамматических основ в предложении, вычерчивают на доске их схемы.

 

1. На опушке леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев и набивающими полный мешок. (К. Паустовский.) 2. Я нажала на дверь, и она открылась бесшумно. (Л. Кассиль.)

 

IV. Проверка домашнего задания.

1) Проверка выполнения упр. 224; один из учащихся делает синтаксический разбор первого и шестого предложений с помощью наборного полотна; 2) рассказ о роли союза и в предложении (с примерами, подобранными дома).

 

V. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения Утром шел дождь. Уже через час трава высохла.

Учащимся предлагается составить из двух простых предложений одно: без помощи союзов, с помощью интонации; с помощью союзов а, и. Последнее предложение записывается на доске и в тетрадях. Под руководством учителя предложение анализируется, указывается, что оно сложное, так как состоит из двух частей. Обращается внимание на то, что обе части сложного предложения не зависят друг от друга.

— Какие союзы могут связывать независимые друг от друга предложения? Найдите в домашнем упражнении предложения с союзами и, а, но.

Учащиеся записывают предложение Люди знают, что от частого употребления слова теряют свою силу. Выделяются грамматические основы предложений, определяется их количество.

— Может ли существовать вторая часть предложения без первой? (Нет.)

Учитель сообщает пятиклассникам, что некоторые предложения похожи на словосочетания: в них одна часть является главной (независимой), от нее можно поставить вопрос к другой — зависимой, подчиненной, придаточной — части. В данном предложении главной является первая часть, от нее ставим вопрос к зависимой: Люди знают (ч т о?), что от частого употребления слова теряют силу.

Схема такого предложения[14]:

Делается вывод о том, что в одних сложных предложениях нельзя выделить главную и зависимую части, потому что они равноправны, в других — можно.

 

VI. Закрепление материала.

Учащиеся записывают предложения, составляют схемы. По мере выполнения задания на доске в два столбика выписываются слова, связывающие части независимых друг от друга предложений, а также предложений, в которых одна часть подчиняется другой. Графически обозначается безударная гласная в корнях глаголов.

 

1. Я чувствовал, что город оставался у нас справа. (Л. Кассиль.) 2. Когда мы уходили, щенок скулил около забора. 3. Забор затрещал, потому что мы навалились на него все сразу. 4. Он поражался тому, как быстро вязала мама на спицах. 5. Трава появлялась там, где сильнее пригревало солнце. 6. Наступила осень, и птицы потянулись к югу. 7. Наступила зима, но снег еще не выпал. 8. Пришла осень, а листья еще не опали.

 

Запись на доске:

и, а, но что, чтобы, когда, где,

потому что, как

VII. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам.

1. Какие предложения называются сложными?

2. По какому признаку можно разделить сложные предложения на виды?

3. С помощью каких союзов связываются независимые части сложного предложения? главное и зависимое предложения?

В классе с сильным составом учащихся можно ввести термины — сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Как показывает опыт, учащиеся на практическом уровне способны уже V классе усвоить эти понятия при условии постоянной работы над составлением схем таких предложений, выполнении заданий, связанных с составлением предложений по данным схемам.

 

Домашнее задание: § 45, упр. 227 (выполняя упражнение, учащиеся должны начертить схемы предложений; подготовить из плотной бумаги карточки для устного схематического диктанта).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.005 с.)