Урок 64. Согласные звонкие и глухие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 64. Согласные звонкие и глухие



Знать: о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи.

Уметь: различать звонкие и глухие согласные.

 

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с учебником, с. 110. Ответы на вопросы учебника (в слове стол есть глухие и звонкие согласные: [с], [т] — глухие, [л] — звонкий; шкаф — все согласные глухие — [ш], [к], [ф]; в слове журнал только звонкие согласные — [ж], [р], [н], [л].

— Как вы определили, где глухие, а где звонкие согласные? (Глухие произносятся без голоса, звонкие — с голосом и шумом.)

Знакомство с теоретическими сведениями на с. 110.

— Каких согласных — звонких или глухих — больше в русском языке? (Звонких 20, глухих 16.) Это одно из доказательств того, что русский язык звучный.

Упр. 276 (устно), делается вывод о том, что парные звонкие и глухие согласные разные звуки, с их помощью мы различаем слова по смыслу.

Упр. 277 (отработка умения характеризовать согласные звуки).

 

III. Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

— Какой звонкий согласный передает звучание, грохот, гром весенней грозы?

— Прослушайте отрывок из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох тишину». Можно ли это стихотворение читать громко? Почему?

Чтение стихотворения Б. Заходера. Какой звонкий согласный звук помогает воспроизвести жужжание жука?

Чтение стихотворения «Шуршащая песенка» П. Усачева (упр. 111), ответы на вопросы учебника.

IV. Подберите и запишите по 2—3 примера, в которых были бы:


— только твердые согласные;

— только мягкие согласные;

— только глухие согласные;

— только звонкие согласные.


 

V. Запись под диктовку.

Назовите глухие и звонкие согласные в словах (по выбору учителя).

 

1. Ветвь ели кажется гигантской рукой. (Д. Мамин-Сибиряк.) 2. И в пурпуре заката низко травы клонятся к земле. (Р. Гамзатов.) 3. В апреле разлилась река и затопила низкие места.

 

— Составьте схему 3-го предложения.

Домашнее задание: § 55; правило на с. 112; упр. 281; повторить алфавит (с. 113).

 

Урок 65. Графика. Алфавит

Знать: что изучает графика; обозначение звуков на письме; алфавит.

Уметь: правильно называть буквы алфавита; пользоваться алфавитом; каллиграфически правильно писать буквы.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

— Выпишите грамматическую основу предложения, начертите его схему.

 

По России морозы

Распушили деревья

И рисуют на стеклах

Лебединые перья.

(А. Чепуров.)

 

— Укажите слова, в которых только звонкие согласные. (Морозы, деревья.)

 

II. Наблюдения на с. 112.

— Что изучает графика? каллиграфия? Подберите и запишите несколько слов с частью корня «графио» — пишу. (Орфография — правописание; биография — описание жизни, автобиография — описание своей жизни, география — описание Земли; фотография — запись изображения под воздействием лучей света и пр.)

 

III. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 113.

IV. Чтение и пересказ текста упр. 292.

Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Алфави́т, расположить по алфави́ту.

 

V. Упр. 284. Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.

В о п р о с ы. Что называется алфавитом? Почему важно знать алфавит? Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Сколько согласных букв в русском языке? (21.) Чего больше в русском языке — букв или звуков? Докажите. (для 30 согласных звуков, твердых — мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а], [о], [э], [и], [у], [ы] гласных букв 10: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я.) Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?

 

VI. Выполнение упр. 289 (коллективно устно).

 

VII. Отработка навыка пользования алфавитом.

1. Работа со словарем (с. 288).

— Почему слова, начинающиеся с буквы а, расположены в таком порядке: айсберг, алмазный, арена? А если совпадают две буквы? три? Найдите в словаре подобные примеры и запишите их.

2. На доске написаны слова. Распределите их по алфавиту:

Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск.

3. Игра. Группа учеников, фамилии которых начинаются на одну букву, должны встать «по алфавиту».

 

Домашнее задание: § 56, 57; упр. 290, 293 (устно).

 

Урок 66. Развитие речи. Описание предмета (§ 58)

 

Рекомендации по проведению данного урока см. также в книге: Пленкин Н. А. Уроки развития речи. 5—9 классы.— М., 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.008 с.)